Белорусы учат рисовать детей, которые не видят с рождения. И вот что у них получается

22 декабря 2020 года

Светлана Белоус, фото: Вадим Замировский

«Я вижу только силуэты и различаю темное и светлое», — рассказывает Кирилл и в процессе дорабатывает картину о том, какого цвета одежда. «Ой, у меня вообще перед глазами темнота», — говорит Яна. Раньше она никогда не задумывалась, какими цветами раскрашен мир, а теперь изучает цветовой круг. Группа полностью незрячих ребят из специализированной школы № 188 г. Минска занимаются рисованием с сентября. Сегодня они открыли свою первую выставку, где картины можно купить и таким образом поддержать детский энтузиазм.


За проектом стоят супруги Ирина и Сергей Бондаровичи — у них есть своя небольшая студия танцев для детей. Рисованием с незрячими школьниками семья занимается в свое удовольствие — в свободное от основной работы время. Но планы у проекта масштабные: супруги хотят открыть полноценную художественную студию для ребят с нарушениями зрения. Для кого-то это занятие станет хобби, а кому-то удастся рисованием зарабатывать на жизнь — такую конечную цель ставят перед собой авторы проекта Belonica Art.

— Для незрячих детей очень много дорог закрыто. Совсем мало специальностей, в которых ребята могут чувствовать себя комфортно. В итоге часть взрослых незрячих решают оставаться дома и жить на пособие. А нам бы хотелось, чтобы ребята научились с помощью искусства выражать свой внутренний мир, показывать свои эмоции на холстах и таким образом зарабатывать на достойное существование. Кроме того, сами занятия — это общение, удовольствие от творчества.


«Раньше дети могли сказать, что реки зеленые»

Сейчас на базе средней школы рисованием занимаются 13 детей — не все одновременно, а в маленьких группах, потому что каждому ребенку нужна помощь в процессе занятия. Спрашиваем у школьников, были ли у них раньше уроки рисования или такой опыт впервые? Дети хором отвечают: «Нет! Никогда», но потом вспоминают, что в первом классе пытались что-то рисовать карандашами, правда, смысла в этом было мало. Сейчас школьники знают о рисовании гораздо больше. Например, у них есть представление о палитре цветов и чувствах, которые они передают.

— Возьмем, допустим, красный — это всегда сильные эмоции, — рассказывает Яна. — Они могут быть как отрицательными — кровь, боль, опасность, так и положительными — любовь, страсть.

— А вот синий цвет очень любят в офисах, — добавляет Кирилл. — Сразу спокойно становится, этот цвет вызывает доверие.

— А цвет весны — зеленый, когда все распускается, — продолжают ребята. Когда они только начинали заниматься, могли сказать, например, что реки зеленые.

Прибор, который озвучивает для незрячих детей цвета
Конечно, школьники могли бы прекрасно обойтись и без этих знаний, ведь много лет жили в черно-белой реальности, признает Ирина. Но, по ее мнению, цвета — это интересный дополнительный мир, который стоит изучения.

Как родилась идея

Ирина и Сергей воспитывают двоих сыновей, у которых нет проблем со зрением, но есть особенность восприятия — отдельные звуки и слова для них мысленно окрашиваются в разные цвета. Это так называемая «синестезия», когда воздействие на один орган чувств вызывает реакцию другого.

Узнали об этой особенности родители случайно, когда заговорили с детьми про имена, и в ответ на упоминание Гедимина один из мальчишек сказал, что знает это имя, «оно коричневое, как котлета».

— Мы застыли от удивления. Оказалось, что некоторые буквы и слова у сына имеют цвет. Сейчас, с возрастом, уже все меньше это проявляется, ведь приходится много читать черно-белых книг и учебников. А раньше у сына могло «синеть» или «краснеть» внутри, когда мы говорили о каких-то вещах. У второго ребенка тоже есть такая особенность, но в меньшей степени.


Родителям понравилась идея того, что можно слышать звуки и одновременно видеть цвета. Сергей как человек творческий, с начальным художественным образованием и опытом работы в веб-дизайне, долго обдумывал эту особенность и решил, что можно сделать устройство, которое озвучит цвета. Такой прибор принесет пользу обществу, если его предложить незрячим людям, решили супруги. В начале учебного года они пришли в 188-ю школу с предложением организовать занятия рисованием для детей — и директор пошла им навстречу.

Яна показывает, как работает тот самый прибор под названием «Ліхтар», который озвучивает 12 цветов. С его помощью школьница может решить, какие краски использовать в рисунке.

Незрячим детям сложно представлять образы

Помимо «Ліхтара» Сергей придумал и другие способы, как помочь ребятам проявить себя (ведь если полностью руководить процессом, это будет совсем не детское творчество). Например, с помощью специального деревянного планшета незрячие люди могут осознанно создавать фигуры.

— Эти дети не видят с детства, они вообще не знают, что такое видеть. И они не представляют образы от слова совсем. Чтобы перенести их мысли на плоскость, нужно еще постараться. Поэтому на специальном планшете, который размечен на маленькие квадраты леской, сначала мы наносим рисунок кнопками, а потом с помощью ниток создаем форму и приклеиваем ее на холст. 

С помощью такого планшета у Яны, например, в центре картины получился квадрат — от него исходят 4 треугольника. «Это такой дрон или вертолет», — улыбается школьница. 

— Вот здесь изображен характер. Мой характер, — Влад показывает свою картину. — Я передал его с помощь желтого, синего и красного, а еще здесь вы можете видеть черные точки, это первая буква моего имени, написанная по Брайлю.

— А я рисую очки, — рассказывает Аня. — Во-первых, это такой стильный аксессуар, а, во-вторых, можно сказать, символ незрячего человека. Когда я вырасту, буду, наверное, их носить.


«Пусть я незрячий, но самый обычный человек»

Аккуратно спрашиваем у ребят, в каком возрасте они поняли, что не видят. Как оказалось, не было такого момента в жизни, когда вдруг все стало понятно. Осознание пришло постепенно.

— Я часто врезалась в разные предметы, когда была маленькая, — объясняет Диана. — В год мне делали операцию, думали, что поможет, но не помогло… Вообще мне снятся такие необычные сны. Не такие, как у зрячих, это понятное дело. Сильнейшие тактильные ощущения во сне. Например, очень часто в детстве снилось, как волосы выпадают — вот такой был у меня кошмар.

Заметно, что по поводу своей особенности дети не переживают. На вопрос, мечтают ли они видеть, искренне отвечают, что не задумывались об этом.

— У меня вся семья видит, я единственный незрячий ребенок. Но я особо не заморачиваюсь, если честно. Я считаю, пусть я и незрячий, но самый обыкновенный человек, — рассуждает Аня.

Сегодня у незрячих людей появляется все больше возможностей, например, они могут свободно пользоваться смартфоном. Диана показывает нам, как у нее это получается.

— Вот у меня стоит Voice Over в телефоне. Обычный человек, когда прикасается пальцем к смартфону, сразу как бы нажимает на кнопку. А мы нажимаем на экран, слушаем, что нам говорят, а потом еще раз жмем. Я вообще очень люблю посидеть в Фейсбуке и Инстаграме, очень часто там что-нибудь публикую.

«Ой, а я это дело не люблю! Люблю слушать музыку!», «А я люблю общаться с друзьями», — перебивают друг друга школьники.

Проект, в котором нет места жалости

Ребята много смеются на занятии и с удовольствием рассказывают об особенностях своей жизни. Что очень важно: этих школьников не хочется пожалеть, как иногда бывает во время общения с людьми с инвалидностью.

— Они очень позитивные, поэтому нам самим очень нравится этот проект, — говорит Ирина Бондарович. —  Это не тот случай, когда ты помогаешь и не хочешь этого видеть, потому что тяжело и болит душа. Ребята веселые и очень искренние. Они находятся в немного замкнутой среде, не могут, скажем, пойти за угол и «похулиганить», поэтому очень добрые.

Кирилл создает форму с помощью кнопок на специальном деревянном планшете
С сегодняшнего дня работы незрячих художников выставлены во Дворце искусства по адресу Козлова, 3. Там можно договориться о покупке картины и таким образом поддержать школьников и авторов проекта.

— Мы уже заключили договоры с родителями о том, что они смогут получить деньги за проданные картины. Часть денег пойдет на развитие проекта. Мы бы хотели создать арт-пространство, в котором с детьми будет работать профессиональный художник-абстракционист. Сейчас проект мы ведем полностью за свои средства и принципиально не принимаем помощь. Хотим, чтобы картины продавались и радовали покупателей — это важно для конечной цели, ведь главный смысл в том, чтобы в будущем художники могли зарабатывать.

Вот такие работы получаются у детей

На выставку авторы проекта подготовили около 40 работ. Спрашиваем у Ирины и Сергея, почему они уверены в том, что эти картины будут продаваться?

— Потому что современное искусство — это про нестандартный взгляд и новые возможности. Рисовать люди научились давно. А современное искусство ищет разные формы. Это проект про искусство, про современные технологии, про надежду. Сейчас особенно важно, чтобы рядом с нами было что-то позитивное и светлое.

Выставка открылась 22 декабря и будет работать до 15 января — с 11.00 до 21.00 без выходных.