Партнерский материал

Ничего лишнего. Как выбрать полезные игрушки для ребенка до трех лет

06 октября 2020 года
0

Анастасия Панкратова / Фото: Полина Каялович

С рождением ребенка наши квартиры превращаются в склад игрушек. Вот только развитие малыша зависит не от их количества, а от разнообразия и соответствия возрастным и индивидуальным особенностям. Вместе с брендом Fancy Baby мы узнали, как выбирать полезные игрушки для детей до трех лет. Наш эксперт — Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, соучредитель детского центра речевого и познавательного развития «Вербалэнд», CEO проекта CatZu, который разрабатывает приложение для детей с нарушенным произношением.

«В игре необходимо включать режим “радио”»

Многим родителям кажется, что чем больше игрушек — тем лучше и разнообразнее. Антонина утверждает: в поле зрения маленького ребенка должно находиться не более пяти игрушек. Тогда он сможет рассмотреть предмет со всех сторон, пощупать, погрызть, покрутить и найти ему новое применение, например, не только покатать машинку, но и соотнести ее с другими предметами по цвету, форме, величине.

— Иногда родители слишком рано дают малышу некоторые игрушки. Ребенок может быть еще физиологически не готов к определенному роду действий, а ему настойчиво предлагают новую задачу. Сначала малыш не может сделать то, что от него требуют, а потом уже не хочет. В результате может быть упущен один из необходимых этапов развития, — объясняет Антонина.

Еще один факт, о котором многие забывают: сама по себе игрушка не несет никакой ценности, если взрослый не покажет малышу, как правильно с ней взаимодействовать. Поэтому не только дарите, но и играйте с ребенком: стройте башню, катайте машинку, извлекайте звуки из пищалок и дудочек.

— Игровая деятельность — показатель интеллектуального развития и социализации ребенка. Но я очень часто замечаю, что родители детей раннего возраста практически не общаются с ними в процессе игры, — делится Антонина. — Мне кажется, это одна из причин, почему в последние годы у дошкольников участились проблемы с речью.

В игре необходимо включать «режим радио» и озвучивать все свои действия. Пока вы не назовете предмет, ребенок не узнает, как он называется и для чего предназначен. 

Специалист предлагает перебрать полки в детской, чтобы разобраться, какие игрушки можно отложить на некоторое время, а с чем, возможно, пришла пора поиграть именно сейчас.

От рождения до шести месяцев: чем младше ребенок, тем проще игрушки

В первые полгода жизни рост мозга соразмерен росту двигательной активности ребенка. Родителям необходимо стимулировать желание малыша тянуться к каким-либо предметам, ощупывать их, прислушиваться и рассматривать.

— Считается, что в два месяца у младенца формируется бинокулярное зрение и он начинает четко видеть окружающие предметы. Он уже может фокусировать зрение на определенных вещах, видеть контуры объектов, реагировать на контрастные цвета. Сначала малыши задерживают взгляд на черно-белых рисунках, потом в их опыте появляются желтый, синий, красный, зеленый цвета. Их начинают привлекать яркие предметы, например, включенный ночник. Поэтому стоит обеспечить ребенка развивающей средой, например, повесить на кроватку гирлянды с игрушками, музыкальные подвески, мобиле.

Мобиле и музыкальные подвески дарят малышу комплекс ощущений: тут и приятный звук специально подобранных для самых маленьких простых мелодий, и контрастные цвета, помогающие развивать зрительные навыки, и новые тактильные ощущения.

— В первые месяцы жизни маленький человек накапливает впечатления. Пока он их раскладывает, образно говоря, в разные коробочки, то есть чувства младенца изолированы: вот он щупает, вот он слушает, вот он ощущает запахи. Весь этот опыт необходим ему, чтобы после года перейти к комплексному восприятию и играть с предметом, исходя из его предназначения.

Поэтому родителям лучше придерживаться формулы «чем младше ребенок, тем проще игрушки». Начинать можно с обыкновенных погремушек:

— До трех месяцев дети еще не разжимают кулачки, но могут держать предмет. Вкладывайте в маленькую ладошку погремушку: ребенок будет подергивать ручкой и автоматически извлекать звук, тем самым получая новые ощущения.

Выбирая погремушку, отдавайте предпочтение тем, у которых нет прорезей, иначе юркие пальчики младенца могут застрять в них. Игрушка не должна быть громоздкой или издавать резких звуков. Избегайте царапающих или мелких элементов, ведь ребенок обязательно потянет погремушку в рот.

— На первом году жизни у детей более тонкая чувствительность во рту, чем в ручках, — утверждает Антонина. — К четырем месяцам к познавательному аспекту добавляется зуд десен, поэтому дети начинают активно грызть все, что попадается под руку.

К пяти месяцам ребенок удерживает и бросает игрушку, к шести начинает перекладывать ее из руки в руку. Малыш открывает для себя новые функции знакомых предметов: например, если башню из кубиков уронить, то она рассыплется. Опытным путем он проверяет законы гравитации. К полугоду ребенок научится сидеть — и тут начнется новый этап познания мира.

От шести месяцев до года: вводим спортивные игрушки

В этом возрасте мир ребенка значительно расширяется. Дети начинают ползать, многие ближе к году уже ходят. Меняется и взаимоотношения с игрушками: теперь ребенок готов воздействовать одним предметом на другой.

— Малышу интересно, можно ли прокатить по туннелю мячик, что случится, если машинку подтолкнуть палочкой. Не пугайтесь того, что ребенок постоянно все роняет: он всего лишь накапливает опыт. Зная это, выбирайте игрушки, которые можно безопасно бросать.

Период до года — благодатное время, чтобы вводить спортивные игрушки. Например, мячи разной формы полезно мять ручками, катать их ножкой, а еще их можно бросать, передавать друг другу, складывать в емкость, сжимать, чтобы извлечь звук. Полезны и большие гимнастические мячи, упражнения с которыми укрепляют мышечный каркас.

Вспомните про пирамидку: ребенок уже понимает, что от него требуется надеть кольцо на стержень.

— Это одна из долгоиграющих вещей. До полугода ребенок может изучать ее кольца по отдельности, а к девяти месяцам собирать пирамидку без учета величины. После года кисти готовы к вращательным движениям, поэтому можно достать пирамидку, в которой кольца закручиваются на стержень.

Пора стимулировать двигательную активность, а ближе к году и речь: взрослый может предлагать ребенку игрушку, но создавать такую ситуацию, чтобы малышу захотелось доползти до заветной куклы или зверька, дотянуться до нее, сказать «дай-дай». Детям наверняка понравятся и сюжетные игры.

— Только помните, что в восемь-десять месяцев в головном мозге ребенка созревает миндалина, отвечающая за новую для малыша эмоцию — страх. В это время он может начать бояться посторонних взрослых, массивных игрушек, резких движений, — предупреждает специалист.

Родители часто жалуются, что в этом возрасте малыш, еще недавно обожающий плескаться в ванне, вдруг стал резко бояться воды. Можно попробовать вернуть спокойствие с помощью игрушек, предназначенных для купания.

— Резиновые уточки и медвежата могут переключить внимание ребенка с собственных ощущений на игру. Главное, показать ребенку, сколько всего интересного можно делать с этими зверятами: набирать в них воду и брызгать на себя, на маму или на стены ванной, опускать на дно и наблюдать, как они будут выскакивать, сжимать под водой и над ее поверхностью, прислушиваясь, какие звуки они будут издавать, — советует Антонина.

От года до двух лет: игровые действия усложняются

В этот период начинает совершенствоваться двигательная сфера: ребенок более уверенно ходит, открывает дверцы шкафов, откручивает заинтересовавшие его детали, использует предметы и стулья, чтобы забраться повыше. Постепенно он переходит к более сложным операциям: уже не просто катит машинку, а везет в ней кубики, из которых построит башню.

— Это еще нельзя назвать в полной мере сюжетной игрой, но действия ребенка усложняются, так как он переосмысливает накопленный опыт. Можно начинать сопоставлять предметы по цвету и форме, изучать названия животных. Для этого подходят не только объемные игрушки, но и мягкие развивающие книги.

Не забывайте, перелистывая страницы, сопровождать все, что вы видите, короткими фразами: ребенок будет стараться повторять за вами, что полезно для развития речи. Такие посиделки помогают прививать внимание к речи взрослого. Благодаря этому будет проще научить малыша воспринимать книги, которые читают родители.

Годовалые дети очень эмоциональны, поэтому с удовольствием изучают звукоподражание. Они с радостью откликаются, если мама просит позвать того или иного персонажа, повторить звуки, которые издают животные. Для таких забав отлично подходят перчаточные куклы:

— Это еще и мотиватор для непосед, которые не хотят выполнять просьбы взрослых. Позвать обедать или сообщить о том, что пора спать, может перчаточная собачка или цыпленок, — рассказывает Антонина.

От двух до трех лет: занимаемся творчеством

Игра становится более динамичной и более сложной, начинает активно развиваться сюжет: дети готовы играть в «магазин», «прием у врача». Проявляются зачатки абстрактного мышления, поэтому ребенок может использовать предметы-заместители. К примеру, если у него прямо сейчас нет ложки, он «покормит» куклу палочкой.

Начинает развиваться образное мышление, и ребенок уже решает поставленную перед ним задачу не только методом проб и ошибок. Сейчас можно предлагать сортеры: малыш уже не будет проталкивать предмет в первую попавшуюся прорезь, а соотнесет его форму с нужным контуром зрительно.

Ближе к трем годам дети начинают осознанно играть с конструктором, хорошо работают с рамками-вкладышами, готовы собирать пазлы.

— Стоит помнить, что классические пазлы активизируют длительную сосредоточенность и объем внимания, — уточняет Антонина. — Мне больше нравится использовать разрезные картинки. Психика двухлетки уже готова, видя разобранный образ, мысленно восстановить картинку, а это, в свою очередь, развивает целостность восприятия.

Для ребенка двух лет картинка должна состоять из двух частей, для трехлеток – из трех, а для детей постарше изображение можно разрезать на большее количество частей. 

Одновременно детализируется мелкая моторика и развивается образное мышление, поэтому ребенка начинают привлекать творческие виды деятельности. Предлагайте детям пластилин, соленое тесто, блокноты с наклейками, краски.

— Можно рисовать пальчиковыми красками, подбирать специальные краски с наполнителем, чтобы детские пальчики чувствовали текстуру вещества, давать в руки кисточку, штампы, трафарет, мелки. Пусть ребенок рисует, как ему хочется, а вы можете вместе с ним водить кисточкой, чтобы направлять движения маленькой руки или предлагать повторять за вами, — рекомендует Антонина.

Главный совет для родителей от специалиста: не сравнивайте своего ребенка с другими, не пытайтесь заставить играть во что-то только потому, что так делает соседский сверстник. Антонина объясняет, что оценивать необходимо только собственный прогресс малыша.

— Первые три года жизни дети развиваются скачкообразно: какое-то время они копят опыт, потом случается всплеск. Поймите: нет жестких ограничений того, что и в каком возрасте должен делать малыш. В этих сроках обычно есть разбежка в несколько месяцев. Важно не быстрее своих сверстников овладеть какими-то навыками, а последовательно пройти все этапы развития, наполнив их достаточным содержанием. И если приобретенная вами игрушка не заинтересовала ребенка, не паникуйте: либо отложите ее, пока малыш естественным образом до нее не созреет, либо обыграйте на том уровне, на котором ребенок готов ее воспринимать.

 

Партнер проекта
Fancy Baby

Fancy Baby – белорусский бренд качественных и безопасных игрушек для полноценного развития малыша в первые годы жизни. Fancy Baby – это развивающие мягкие игрушки, погремушки, подвески, игрушки для ванной, логические игрушки из ПВХ и пластика, песочные наборы, игровые коврики и другие развивающие игрушки для малышей, которые способствуют всестороннему развитию в игровой форме. Fancy Baby – c нами рождаются улыбки!