Партнерский материал

ТОП игрушек, которые точно не будут лежать без дела

08 июня 2020 года
3

Текст: Светлана Белоус. Фото: Виктор Чекалов

Современным детям повезло — к их услугам огромные отделы с игрушками. Но какие из них действительно принесут пользу? Почему одни вещи покупаются всего на пару раз, а другие — используются годами и становятся для ребенка любимыми? Вместе с детским молочком Nestogen® 3 узнаем, как правильно выбирать игрушки дошкольникам.
 



За рекомендациями мы обратились к опытному педагогу и дефектологу, руководителю по учебной деятельности Центра речевого и познавательного развития «Вербалэнд» Алле Веретенниковой. Специалист поделилась с нами примерами эталонных игрушек, которые не только развлекают детей, но и помогают им развиваться.  

— Главный секрет в том, чтобы игрушка была подобрана по возрасту, тогда она будет вызывать у ребенка интерес. То есть важно обращать внимание на то, что малыш уже умеет делать, и покупать игрушки, которые помогут ему развить новые навыки. Но не торопитесь! Слишком сложная игрушка вряд ли завоюет сердце ребенка.
 


Если в первый год жизни ребенок лишь учится взаимодействовать с игрушками (поэтому ему интересно все, что шуршит, пищит, вращается), то после года задачи усложняются. Ваш малыш начинает изучать свойства предметов (цвет, форма, размер), совершенствует мелкую моторику, потихоньку учится выстраивать сюжетные линии. Хорошо, если дома у вас будет хотя бы по одной эталонной игрушке из разных категорий.

«Стучалки» и игрушки-сортеры

Про сортеры наслышаны, наверное, все родители. Но начинать эксперт советует даже не с них, а с игрушек-стучалок, когда ребенок с помощью удара молоточка пытается протолкнуть предмет в прорезь. После того как малыш научится с этим справляться, можно приступать к более сложной задаче — искать нужное отверстие к разным предметам. 
 



Начинаем с простейших вариантов сортера — с малым количеством прорезей, классическими формами, такими как круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Чтобы научить ребенка играть с этими игрушками, обводим его пальчиком фигуру, потом отверстие и проталкиваем предмет. Когда простые формы освоены, можно покупать сортеры с более сложными фигурами.

Игрушки-вкладыши и простейшие пазлы

Тут действуем по схожему принципу. Сначала покупаем простейшие одинарные вкладыши, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние элементы. Потом вкладыши усложняем. Кроме геометрических форм используем формы животных, овощей, фруктов, разных не только по контуру, но и по размеру. Так мы познакомим детей с основными формами и цветами, размерами предметов, усовершенствуем мелкую моторику.
 


Обязательно у ребенка должны быть игрушки, которые научат его собирать картинку из нескольких частей. Начинаем с простых картинок из 2-3 деталей, разделенных по вертикали. Затем задачу усложняем: увеличиваем количество элементов, добавляем деление по горизонтали. Таким образом дети учатся справляться с пазлами разной степени сложности.

Пирамидки 

Вы можете сказать, что пирамидка — это игрушка для совсем маленьких детей. На самом деле это не так, потому что пирамидки бывают разными — не только с одним, но и с несколькими стержнями. Перед ребенком стоит непростая задача — выделить признак, по которому надо разделить детали. 


Башни из стаканчиков

Стаканчики —  это по сути те же пирамидки, но слегка видоизмененные. Стоят недорого, но отлично развивают зрительное восприятие, учат соотносить предметы по размеру, развивают ловкость рук. Сегодня многие башенки имеют дополнительные элементы — выемки, дырочки, то есть их можно брать с собой в ванную для игр с водой (используем как ситечко) или обучать с их помощью счету.

Игрушки с подвижными элементами

Это могут быть картонные или фетровые игрушки, которые научат  ребенка собирать предметы из одной категории, например, овощи, фрукты, транспорт. Часто эти элементы бывают на липучках — детям нравится их прикреплять и отсоединять. 

Игрушки-шнуровки и лабиринты

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи ребенка, поэтому переоценить ее значение сложно. Одна из лучших игрушек такого плана — это деревянные бусы. Небольшие элементы отлично ложатся в ладошку ребенка. Их нужно соединить вместе с помощью шнурка, обычно дети обожают этим заниматься. Шнуровки могут быть в виде сыра, башмачков и других забавных предметов. 
 


Еще одной игрушкой, прекрасно справляющейся с развитием мелкой моторики, является лабиринт. На стальных прутьях располагаются фигуры-бегунки. Они свободно перемещаются, а в некоторых местах за счет инерции интересно скатываются. Такой игрушкой легко отвлечь ребенка на кухне. Лабиринты также удобно брать в машину на время долгой поездки. 

Музыкальные игрушки

Музыкальные игрушки нужны для развития музыкального слуха. Они имитируют по форме и звучанию настоящие музыкальные инструменты. Это могут быть детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные). 
 


По мнению эксперта, такие игрушки обязательно должны быть у ребенка, потому что музыка  влияет на речевое развитие ребенка. Например, чтобы у ребенка формировалось правильное произношение, чтобы ему хватало дыхания для длинных фраз, нужно тренировать длительный выдох. И в этом отлично помогает дудка.

Звучащие игрушки

А это любимые игрушки малышей, когда нажимаешь на кнопку — и слушаешь мелодию, сказку, песенку. Мамы знают, что таких игрушек не бывает много, и они очень нравятся детям. Это своего рода «регулятор поведения ребенка». Бывают периоды, когда дети перевозбуждены или когда им, наоборот, недостаточно активности. Звучащие игрушки в этих ситуациях — первый помощник, чтобы переключить внимание ребенка или его расслабить.

Игры-забавы

Это  «веселые игрушки», которые представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, мишка-«дергунчик», заводные игрушки, подпрыгивающий мячик, юла, калейдоскоп. Особенность этих игрушек в движении, сюрпризе, неожиданности. Все это вызывает в ребенке яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают снять напряжение и отвлечь ребенка в нужной ситуации. Их обязательно нужно держать под рукой.
 

Игрушки для воды и песка

Тут много объяснений не нужно: без игр в песочнице с ведром и лопаткой сложно представить детство ребенка. К стандартным наборам можно добавить мельницы, водные пистолеты и другие игрушки, которые помогут лучше узнать свойства воды и песка. Если нет возможности выйти на улицу, можно организовать «песочницу» дома — с помощью круп, например, манки. Такая игра увлечет ребенка надолго!

Сюжетные игрушки

К трем годам ребенок с удовольствием кормит куклу и укладывает ее спать, катает плюшевого мишку в машине. Он постепенно учится брать на себя социальную роль в игре (мамы, парикмахера, врача и т.д.). В этот период обращайте внимание на реалистичность игрушек, но не огорчайтесь, если какой-то игрушки под рукой не оказалось. Очень здорово, если ребенок научится использовать в игре предметы-заместители (например, палочку вместо ножа). Это навык, который необходимо развивать.
 


Когда этот этап будет пройден и ребенок научится играть со сверстниками или родителями в полноценные сюжетные игры, можно дать себе волю и покупать более сложные наборы для сюжетных игр — пожарные станции, паркинги, домики для кукол, наборы посуды.   
 

Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Детское молочко NESTOGEN® 3 разработано с учетом пищевых потребностей здоровых детей старше 1 года и не должно применяться для кормления детей более младшего возраста. Не является заменителем грудного молока. Необходима консультация специалиста
Сколько ребенку нужно игрушек и нужно ли себя в покупках ограничивать?

Тут педагог не дает однозначного ответа.  Важно, чтобы дома была «сменяемость игрушек»: когда старые надоедают, их нужно откладывать, а спустя время возвращать.

Конечно, важно позаботиться о том, чтобы любимые игрушки ребенка были на виду. Тогда будет выше вероятность того, что он научится играть какое-то время самостоятельно, а у мамы появится свободное время. И, конечно, важно следить за тем, чтобы после игры малыш складывал игрушки на место. Сначала родители делают это вместе с ребенком, а потом помогают все меньше и меньше, пока это окончательно  не станет обязанностью ребенка. 

Партнер проекта


Обсуждение
rb327689.06.2020 в 0:35
Хаха любые намёки на рекламу в подобных статьях тут же роняют доверие к содержимому ниже плинтуса, ибо статья написана не для пользы общества, а ради личной выгоды
Фея)9.06.2020 в 22:05
В этот список можно смело занести кастрюли и ложки, до года просто огонь игрушка, комоды, в которых не зафиксированы шуфлядки, полиэтиленовый пакет завязаный на узел с небольшим количеством воздуха внутри, этот топ 10 можно продолжать бесконечно, любой предмет, в окружающем мире будет интересен ребёнку в определенном возрасте. Поэтому статья ни о чем.
marysa77710.06.2020 в 11:05
rb32768:
Хаха любые намёки на рекламу в подобных статьях тут же роняют доверие к содержимому ниже плинтуса, ибо статья написана не для пользы общества, а ради личной выгоды
Если вы не поняли, статья о том, что определённый набор игрушек должен присутствовать для определённого возраста в целях гармоничного развития ребёнка. В год не нужна железная дорога, напичканная электроникой, а в шесть вряд ли понадобятся наборы для песочницы.
Кстати, все рекомендованные игрушки нужны и полезны для малышей. От них больше пользы, чем от планшета или смартфона.