Партнерский материал

«Ты же девочка!» Рассказываем, как воспитывать детей без стереотипов

19 февраля 2020 года
53

Автор: Анастасия Панкратова / Фото: Ольга Борушко

Выбирая игрушку в подарок девочке, вы до сих пор заглядываете только в отдел кукол, а за презентом для мальчика направляетесь исключительно к полкам с машинками? Чтобы порадовать ребенка, вовсе необязательно следовать шаблонам. Важно, чтобы игрушки и развлечения нравились детям и развивали их. Вместе с брендами Fancy и Genio kids мы поговорили с семейным психологом Анной Матуляк о том, как воспитывать детей без гендерных стереотипов.

«Разрешите мальчику поиграть с пупсом: он тренируется быть ответственным отцом»

Анна Матуляк рассказывает, что бинарная гендерная система воспитания, четко разделяющая игры на «мужские» и «женские», изначально имела обоснование.

— Много веков именно мужчины были обязаны приносить в дом добычу. Женщине же предписывалось готовить еду и рожать потомство, чтобы появлялись следующие охотники и матери. С тех пор мир кардинально изменился: женщины выбирают такие стереотипно мужские профессии, как пилот, хирург, а мужчины все чаще наравне с женами занимаются домом и детьми. Для взрослых такие перемены в распределении социальных ролей нормальны. Но при этом в вопросах воспитания дочерей и сыновей мы почему-то продолжаем придерживаться стереотипов многовековой давности.
Анна Матуляк

Еще недавно некоторые мамы стеснялись, если их сыновья просили покатать игрушечную коляску.

— Хорошо, что сейчас таких случаев все меньше. Жизненную модель дети берут из собственной семьи, а в игре они ее оттачивают и дополняют. И поэтому, если мы хотим видеть больше включенных в воспитание детей мужчин, мы должны давать мальчикам максимальную свободу в выборе игр. Подумайте сами: если вы сначала будете возмущаться тем, что мальчик хочет покатать пупса, то сможете ли вы в будущем уговорить выросшего парня выйти на улицу с коляской, в которой будет лежать его собственный ребенок? 

Цель игры — это тренировка жизненных ситуаций, которые дети проживают в реальности. Именно на кукле девочка начинает пробовать все то, что она получила в личном опыте с мамой.

— Дети очень наблюдательны: сталкиваясь в жизни с определенной ситуацией, они хотят это повторить. Так что разрешите мальчику поиграть с пупсом: он всего лишь примеряет на себя и проигрывает роль отца. И здесь очень важным будет отношение взрослых к этой игре и к тем эмоциям, которые возникают у ребенка. Будет ли он поддержан или услышит:

И что за игры у тебя? Иди конструктор собирай.

Запрет брать понравившуюся игрушку может привести к появлению напряжения и повышенного интереса, оцениванию этого интереса как чего-то стыдного и неправильного. А так как навык саморефлексии у детей не совершенен, они слабо отделяют себя от своих чувств и ощущений. Малыш может думать: «Если я интересуюсь чем-то стыдным и неправильным, значит, я и сам такой».

«Если мама не будет обнимать сына, он не научится проявлять заботу»

В нас сидит немало шаблонов даже на уровне речи. Что обычно доносится вслед девочке, лезущей на крышу сарая?

Ты что! Девочки так не делают!

На протяжении многих столетий общество требовало, чтобы девочка была аккуратной, опрятной, не бегала и не дралась с мальчишками. Вся литература, а потом и кинематограф транслировали, что ей необходимо ждать своего принца, ведь жизнь женщины нацелена исключительно на домоводство и воспитание детей.

— В этом предписании скрывается большая опасность: мы ожидаем от девочек мягкости и покладистости, а потом недоумеваем, почему так и не научились отстаивать свои границы. Гендерно-нейтральное воспитание помогает предотвратить эту проблему. Когда малышка берет в руки лук и стрелы, возится с истребителями или выстраивает лабиринты железных дорог, она примеряет роль воина или исследователя. В этом случае она позволяет себе быть не только романтичной, но и отважной. Посмотрите нынешние мультфильмы, к примеру, «Моану»: современные принцессы не ждут свадьбы, как единственной цели своей жизни. Они жаждут самореализации, даже если родные не поощряют их желания.

Мальчикам «везет» не меньше. Частенько расплакавшегося на виду у всех укоряют:

Не реви, ты же не девчонка!

— Социум требует от мужчины быть сильным, выносливым, не показывать свои чувства. Чем это может закончиться? Чувства накапливаются и проявляются либо в эмоциональных, слабо контролируемых вспышках, либо в проблемах со здоровьем. Некоторые бабушки уверены, что мальчик не сможет вырасти мужественным, если мама будет обнимать и целовать его. Но они забывают: без подобного опыта их внук так и не научится проявлять заботу о своих близких.

Некоторые родители выбирают для мальчиков исключительно силовые виды спорта и традиционно «мужские активности», отвергая все, что имеет хоть какой-то намек на творчество.

— Как-то в моем кабинете появился восьмилетний мальчик. Он очень хотел шить мягкие игрушки, но мама не согласилась с его выбором. Тогда ребенок втайне начал посещать занятия. Мама случайно узнала, тут же забрала ребенка из выбранного им кружка и стала водить сына в секцию восточных единоборств. Она хотела дать ребенку «мужское» физическое развитие, а получила глубокую апатию: у сына резко пропала мотивация делать что-либо вообще.

Проблема изначально была не в школьнике, а в его маме: она перенесла на ситуацию собственные страхи.

— Живо заблуждение, что игра «не с теми» игрушками и увлечение «не теми» кружками провоцирует в детях гомосексуальность. Но это миф, не имеющий под собой никакого обоснования! Пробуя разные увлечения, ребенок осознает, что мир многообразен и в нем есть все, что необходимо для реализации внутреннего потенциала. Ему не нужно придерживаться чьих-то жестко установленных рамок — достаточно лишь прислушаться к себе и посмотреть вокруг.

А это уже шаг к карьере успешного менеджера, IT-разработчика, инженера, конструктора или любого другого специалиста, от которого работодатель будет ждать креативности и нестандартного взгляда на решение проблемы.

«Если бабушки и дедушки не понимают ваших подходов, это не повод для ссоры»

Разумное отношение к борьбе со стереотипами позволяет избежать конфликтов в учебном заведении или революций в отдельно взятой семье.

— Если воспитатель в саду говорит, что ваш ребенок берет не «те» игрушки, вам стоит спокойно попросить педагога не ограничивать малыша. Но даже если ваша дочь в детском саду будет играть преимущественно с куклами, дома вы сможете дать ей машинку или вертолет.

Та же ситуация с бабушками и дедушками, которых переубедить сложнее:

— Тут важно понимать, что они воспитывались в другом социальном контексте. Если ваши родители не принимают современных подходов к воспитанию — это не повод для ссоры. Пусть в гостях у них внук лазает по канату и разбирает старую радиолу. Дома же вместе с вами он поиграет с посудкой. Родители должны оберегать интересы ребенка и обучать его защищать свои границы. Малыш должен понимать, что у него есть право выбора и право отказаться от игрушки или игры, которая ему неприятна или неинтересна.

Психолога больше беспокоят фразы, которые навязывают детям определенные жизненные сценарии. К примеру, девочкам бросают:

Не сиди на холодном — тебе же еще рожать!

Учись готовить, ты же будущая хозяйка!

У мальчиков же со словами «Не мужское это дело!» забирают из рук швабру или губку для мытья посуды.

В современных семьях все чаще говорят о том, что не существует гендерно-привязанных домашних занятий. Если мальчик видит, что папа может состряпать ужин на всю семью, а мама спокойно готовит семейный автомобиль к прохождению техосмотра, то он просто включается в эту систему и считает ее нормой, а в игре он будет так же легко перебирать бытовые ситуации и в будущем без проблем разделит с партнером хлопоты по хозяйству. 

— Прежде всего важно видеть перед собой маленького человека с индивидуальным набором особенностей и характеристик, интересов и предпочтений. И давать возможности реализовать свой потенциал, вне зависимости от пола.

«Мягкие игрушки дополняют общую картину мировосприятия»

Часто родители спрашивают у психолога, как выбрать игрушку:

— Когда ко мне обращаются с этим, я всегда прошу вспомнить, чем увлекается ребенок. К примеру, нашей старшей дочери постоянно дарили наборы для рукоделия, думая, что все девочки обожают шить. Они так и остались лежать без дела. А ведь руководствоваться надо не своими представлениями о том, как должно быть, а тем, что нравится конкретному ребенку. 

По мнению психолога, для развития креативного мышления вне зависимости от гендера подходят детские наборы для творчества: например, многие дети с удовольствием лепят из кинетического песка.

— Творческое начало в человеке не зависит от пола. Оно начинается с потребности детей изучать мир, исследовать окружающую среду, а потом приводит к каким-то предпочтениям. К тому же наборы для творчества помогают детворе попробовать себя в разных профессиях. 

Одинаковый трепет и у мальчиков, и у девочек вызывают мягкие игрушки. Они часто становятся так называемым замещающим предметом: другом, с которым можно поделиться своими впечатлениями, или символом защиты и надежности, когда маленький ребенок начинает спать отдельно.

— Мягкие игрушки дополняют общую картину мировосприятия. Они очень приятны на ощупь, вызывают массу теплых чувств и радостных эмоций.



Спокойное отношение окружающих к детским играм поможет повзрослевшему человеку не страдать от депрессии на скучной для него работе, а осознанно освоить интересное именно ему ремесло. Поэтому при выборе игрушек стоит все-таки думать не о биологическом поле, а об индивидуальных особенностях ребенка.

Партнер проекта
«Genio Kids»

«Genio Kids» — это белорусский бренд, который вдохновляет на творчество! Разнообразие ассортимента (от тесто-пластилина до слаймов) позволяет найти индивидуальный подход для каждого юного таланта и выбрать то, что ему нравится.