«Я не хочу гулять с ребенком среди вооруженных мужчин». Женщины выходят на протесты с детьми
Мирные протесты продолжаются, с цветами и плакатами на улицы выходят даже мамы с колясками. Мы побывали на одной из таких акций на улице Кальварийской в Минске, где рядом с протестующими взрослыми играют в «догонялки» и классики их дети.
Большинство из тех, кто вышел на акцию, жители нового района «Каскад». По словам родителей, их дети ходят в один сад, в одну школу, то есть свое мнение сегодня пришли выразить соседи. В руках у участников цветы, а также белые плакаты с большими красными сердцами.
Дети в силу возраста не могут долго стоять на месте, отвлекаются на игры, время от времени выходят к остановке, чтобы поприветствовать автомобилистов. По всей улице раздается гул от машин — водители поддерживают собравшихся.
Анна пришла на акцию вместе с мужем Александром — они оба айтишники, работают удаленно, поэтому могут позволить себе выйти на мирный протест посреди дня.
— Мы стоим здесь уже несколько часов, хотим, чтобы как можно больше людей видело, что не только в центре, но и в других районах города люди солидарны, за мир, за перемены.
Родители взяли с собой детей, потому что хотят для них лучшего будущего и не считают нужным скрывать от них то, что происходит в стране.
— Детям мы говорим все, как есть, что люди не согласны с выборами, что выходят на улицы, чтобы увидели их мнение, а в ответ на это милиция и силовые структуры забирают людей в автозаки. Моему старшему 6,5 лет, он уже все понимает, поверьте, — говорит Анна.
— Мы учим детей жить по божьим заповедям: не убивать, быть честными, уважать старших, — объясняет свою позицию мама двоих детей Гражина. — Мы хотим жить именно по таким принципам. Моим мальчишкам 6 и 3 года, и они уже видят, какой происходит беспредел.
По словам Гражины, акция родилась спонтанно. Вместе с другими соседями (всего 4 человека) они хотели выйти еще вчера вечером, но потом решили, что день — более подходящее время для того, чтобы выразить мирный протест.
— Мы пришли сюда с детьми, потому что хотим, чтобы не было насилия в нашей стране.
— Не боитесь, что силовики сюда приедут?
— Я надеюсь, что у них есть жены тоже и дети. Мы живем здесь, это наш район, мы можем здесь гулять.
Дмитрий тоже пришел на акцию с ребенком, говорит, что все его соседи недовольны тем, что на их участке для голосования не вывесили итоговый протокол. А еще в стране, где чиновники победили коронавирус, решили на выборах продезинфицировать помещение.
— На нашем 104 участке были очереди. И, несмотря на это, они неожиданно решили закрыть школу на дезинфекцию. Вокруг проходят парады, а у них на выборах дезинфекция! Конечно, люди стали возмущаться.
Итогов своего выбора местные жители так и не увидели, сейчас собирают подписи для того, чтобы им все же показали протокол.
— Я не знаю, как я отдам в следующем году ребенка в школу, если учителя сами поддерживают ложь? Чем они научат моего ребенка? Я до сих пор каждую избирательную кампанию вспоминаю своего преподавателя по белорусскому языку, которая привила нам любовь к родине. Мы выросли с осознанием, что мы нация. Именно такими должны быть учителя, — говорит Дмитрий. Его супруга, кстати, учитель, но она тоже выражает свой протест происходящему.
Татьяна приехала на акцию из другого района — сама она живет в центре, рядом с Немигой. Говорит, что в последнее время с детьми по улицам гулять стало страшно.
— Улицы пустые, повсюду люди в черных балаклавах, с оружием. Что я могу рассказать детям? Они это все видят, постоянно нас спрашивают, я пытаюсь объяснить им, что происходит.
Татьяна собрала детей на акцию на праздник — дочки одеты в нарядную белую одежду, сама мама держит в руках большое сердце. Объясняет, что такой протест — это все, что сейчас в ее силах.
— Я не могу отвечать ни за кого — ни за свою маму, ни за свою бабушку, если кто-то не хочет выходить на улицы, кто-то хочет промолчать, кто-то боится высказать свое мнение, я его не осуждаю. Но лично я спать нормально уже не могу. Я две ночи плачу от абсолютной несправедливости, от жестокости. Поэтому делаю то, что в моих силах. Вышла на этот пикет, чтобы продемонстрировать, что я не согласна. И пускай, возможно, это ничего не изменит, но моя совесть будет чиста.
— Если мы сейчас забьемся по углам в квартирах, то мы просто ничего не поменяем. Страшно замолчать, страшно, что ничего не поменяется, — поддерживают маму соседи. — Мы также вышли сюда поддержать тех людей, которые сейчас находятся в тюрьмах в Жодино, на Окрестина.
Алина пришла на акцию с коляской и маленьким ребенком, а вообще у нее трое детей. Несмотря на поддержку многодетных семей действующей властью, минчанка не согласна с результатами выборов.
— Не экономика должна нами двигать, а гражданская позиция. Будет слишком поздно, если у нас в стране случится дефолт. Нельзя смотреть безразлично на то, что происходит. Да, возможностей для того, чтобы выразить свое мнение, у нас осталось мало. Мы можем только ленточку повесить и помахать цветами, но хотя бы это мы должны сделать.





