Сейчас на сайте
Семейная афиша
В минском кинотеатре детям с нарушением слуха покажут новогодний мультфильм
Новый год
Новогодние и зимние поделки: 9 идей для усидчивых и вечно занятых
Все о детях
Почему белоруски не хотят рожать второго ребенка Не только от голода. 10 возможных причин, почему плачут дети
Школьная жизнь
Словарик-раскраска поможет первоклашкам с удовольствием изучать белорусский язык Как конкурсы поделок в садах и школах превратились в выставки «маминых работ»
Здоровье
«100% рака шейки матки вызывает ВПЧ». Врач о том, как защитить девочек от этого вируса
Беременность и роды
Доклад эксперта ООН об акушерском насилии в родах. Что пора менять?
Женский мир
Новый тренд. На смену "уточкам" пришли в моду "губы-осьминоги"
Личный опыт
Личный опыт: как я возвращала мужа в "мужскую форму"
Добрые дела
В Беларуси собирают деньги на производство “браслетов спасения” с QR-кодом
Дошколята
Родители, которые отказываются сдавать деньги в саду и школе, жалуются на давление

Программируют  роботов, запускают стартапы. Как учатся в школе, где даже девочки отлично разбираются в технике

01 марта 2018 года
2

Представьте себе, что вместо скучного урока физики или геометрии ваш ребенок в компании других заинтересованных ребят… собирает роботов!  И в процессе изучает программирование, физику (наблюдает, как движется ток), 3D-моделирование, учится работать руками (сам из ПВХ изготавливает детали). И звонок о завершении урока не прозвенит, ведь дети сами лучше знают, когда прервать работу над проектом.


Источник фото: архив автора


Не школа, а мечта «технаря», скажете вы? На самом деле такие школы существуют – в мире активно развивается направление STEM, которое позволяет подготовить по-настоящему универсальных технических специалистов.

Что это такое и для чего нужно, нам рассказала автор и руководитель Детской Инжиниринговой Школы «Brains & Hands» в Киеве Роксолана Левицкая, спикер предстоящего в Минске форума «ПроШколу: ТАК МОЖНО».

 

 

В школе, где работает Роксолана Левицкая (проект Liko School), есть как формат полного учебного дня в рамках STEM, так и внешкольные занятия для старшеклассников. А в ближайшее время планируется открыть технический лицей для старшей школы, где STEM развернется уже в полную силу. 

Для справки
STEM – это направление, которое включает в себя науку, технологии, инженерию и математику (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Началось это движение в 90-х годах в Америке. Работодатели столкнулись с тем, что выпускники университетов обладали слишком узкими знаниями в определенной сфере и плохо работали в команде. Поэтому на уровне государства было принято решение готовить универсальных специалистов. Появились отдельные STEM-программы, в которых проектная работа преобладала над изучением отдельных направлений.

Как проходит учебный день?

Конечно, физику-химию-литературу  и другие предметы никто не отменял. В первой половине дня школьники придерживаются стандартной программы (со своими особенностями). Самое интересное начинается после обеда, когда все учащиеся расходятся по кабинетам в зависимости от уровня подготовки - 1-2-3.



Здесь ребята также изучают школьную программу, но в формате проектной работы. Например, собирают роботов. И время работы уже не ограничивается 45 минутами – на проект может понадобится полтора часа и больше (благодаря электронной системе, учителя понимают, какие кабинеты свободны и таким образом планируют время).

Детям рассказывают, что такое роботы, чем они отличаются от манипуляторов, дальше они начинают сборку по схеме. Должны запрограммировать «робота», обсудить проделанную работу, написать результаты, понять, почему что-то работает, а что-то нет.

В любой момент дети могут отвлечься на то, что их заинтересовало, например, на изучение движения тока. И если в стандартной школе это было бы невозможно (другой предмет, другая тема), то здесь учителя следуют за интересами детей.

 

Источник фото: архив автора

STEM – это только роботы?

Конечно же, нет. Занятия могут быть самыми разными, но все они опираются на техническую базу. Это может быть наука, например, высаживание растений, наблюдение за ними, просмотр клетки на интерактивной доске.

Это может быть программирование –  изучение принципов, которые заложены в коде.

Даже преподавая историю, учителя стараются зайти через техническую сторону. Ведь интересны не только базовые знания о Древнем Риме, например. Учеников может заинтересовать, как делали колесницы, как устроены катапульты – таким образом удается расшевелить детское любопытство.

Научные блоки могут быть самыми разными – об этом заранее договариваются преподаватели между собой. Вместе они решают, как подавать свой материал через проектную работу.

Дети не переходят из кабинета в кабинет, а учатся в одном месте и в одном проекте, где учитываются пожелания всех преподавателей.


Источник фото: архив автора

Может, и оценки здесь не ставят?

Оценок нет только в младшей школе, но это введено на уровне общей программы в Украине. В средней школе работу детей оценивают и готовят и к вполне реальной жизни – сдаче экзаменов после 9 и 11 класса.

А вот от звонков в школе постепенно отказались, потому как посчитали, что они мешают ребятам заниматься проектами. Конечно, родители не сразу это приняли, но постепенно стали все больше доверять администрации.

Каким должен быть учитель STEM?

Роксолана Левицкая признается, что самое сложное сегодня – это подобрать подходящих учителей для работы в таком формате.

Обычный учитель, который знает только свой предмет, в такой школе будет находиться в состоянии постоянного стресса, рассказывает собеседница. Здесь надо знать намного больше, чем требует школьная программа.

С этим справляются только те, кто постоянно развивается, учится, готов  обратиться за помощью к коллегам или признаться детям, что чего-то не знает, но подготовится к следующему уроку. Такие многопрофильные учителя -  на вес золота, и именно они могут проводить занятия STEM. Так, у нас учитель физики  разбирается в программировании, он может заправить 3D-принтер, если нужно и т.д.
 

Источник фото: архив автора

Какие преимущества есть у выпускников?

В школе еще не было ни одного выпуска, но здесь убеждены: их дети будут гораздо лучше понимать, чего они хотят в жизни.

На занятиях ребенку помогают открыть инженерно-технический талант, разобраться в себе и показывают разные пути для развития. Школьник начинает понимать, что именно ему ближе – электроника, 3D-моделирование, программирование или что-нибудь другое. Все эти специальности детям удается «пощупать руками».

Среди тех, кто брал дополнительные занятия в школе, были ребята, которые полностью пересмотрели свои взгляды на дальнейшее будущее, рассказывает Роксолана. Так, один мальчик был уверен, что реализуется в юридической среде, но после занятий в системе STEM, четко нацелился на электронику. И таких примеров немало.

 

Источник фото: архив автора

А может, пойти сразу в бизнес?

Кроме того, в школе детям дают возможность уже в юном возрасте попробовать себя в качестве предпринимателя.

Здесь поддерживают идею технических стартапов, когда дети могут не просто что-то учить или на конкурсах выступать, они готовят программы для инвесторов и показывают им уже готовые прототипы.

У нас сейчас дети продвигают идею умного холодильника, а также очков для слепых, которые позволяют передвигаться без помощи посторонних. Вы можете себе представить, что дети 13-15 лет придумали сами идею, предложили варианты, как решить проблему, стали изучать физиологию, сделали прототип  и уже 2 раза выступали на конкурсе стартапов, где подсчитывали, сколько это будет стоить? То есть,  по сути дети будут поступать в вуз уже со своими проектами, и я вижу, что монетизация подобных идей реалистична.

Источник фото: архив автора

Школа, в которой учатся только мальчики?

Принято считать, что в технических тонкостях дано разбираться только мальчишкам. Но в коалиции STEM в Украине, в которую входит Роксолана Левицкая, категорически с этим не согласны. 

Идет активная поддержка направления «девочки-STEM» - им дают ресурсы в виде обучения и финансов для реализации собственных проектов.

Мы видим, что в программировании, в IT–  распределение мужчины-женщины сегодня примерно 80 к 20, а в управлении такими компаниями и вовсе почти нет женщин. Поэтому мы показываем девочкам и их родителям, что важно верить в себя, и если девочке нравится программирование – это нормально. В нашей школе сегодня 45% девочек, а соотношение преподавателей 50 на 50. Я считаю, что это очень важно.

Узнать подробнее о направлении STEM вы сможете на Образовательном форуме «ПроШколу: Так можно!", который пройдет в Минске 17 марта. Эксперты и практики в сфере школьного образования из 5 стран мира соберутся на одной площадке и обсудят актуальные проблемы с белорусскими педагогами и родителями. 

Зарегистрироваться на мероприятие можно ЗДЕСЬ>>> 

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Рекомендуем

«Схватки начались во время прямого эфира». Мамы, которые не уходили в декретный отпуск «Часто женщины возводят мужа на пьедестал». Топовый российский психолог рассказала о секретах семейной жизни Новогодние представления для детей в Минске 2019-2020 «Во многом упростила себе жизнь». Как с опытом родители меняют подход к питанию детей Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске Нарисуй символ Нового года и получи эксклюзивную игрушку в подарок! Праздничный конкурс от Fancy Это не мальчик, а просто Космос! Поговорили с родителями, которые дали детям необычные имена "Поначалу посмеивались, а потом подумали: почему бы и нет?". Как в семье решили отправить папу в декрет «Гладила свой живот и приглашала Аю со мной петь». Певица Руся о рождении дочки и гастролях с младенцем Не только от голода. 10 возможных причин, почему плачут дети «До сих пор не могу забыть гул молокоотсоса». Как родители за рубежом обходятся без трехлетнего декрета


Обсуждают сейчас