Логопед: "Я бы не советовала родителям самостоятельно приступать к постановке звуков"

20 марта 2017 года
9

Cтоит ли переживать, если ребенок не разговаривает или неправильно произносит определенные звуки?  О нормах развития речи и проблемах звукопроизношения у ребенка Ребенок.BY расскзала логопед Оксана Александровна Коляго - логопед вспомогательной школы-интерната №10 г.Минска

 

Источник фото: fbcdn.net

К 5 годам в речи должны быть все правильно сформированные звуки

- Оксана Александровна, есть ли нормы развития речи ребенка или все индивидуально?.

- При нормальном речевом развитии, к 3 месяцам ребенок должен реагировать на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление. 

Первые слова у детей возникают еще до года («мама», «дай»), они понимают простые инструкции, сопровождаемые жестами. 

К двум годам дети пользуются простой фразой из 3-4 слов, понимают и правильно выполняют двухступенчатую инструкцию («возьми игрушку и положи в коробку»), правильно произносят звуки: о, а, э, п, б, м. 

К трем годам ребенок начинает использовать в речи предлоги (в, под, на, за, с, из), союзы (потому что, если, когда), использует существительные в единственном и множественном числе, а также прилагательные. Правильно произносит у, и, ы, ф, в, т, д, н, к, г

К четырем годам осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ).  

К пяти годам в речи должны быть все правильно сформированные звуки, в том числе и р, л. 

Но иногда бывает, что ребенок поздно начинает говорить и он не всегда может самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и ему в этом должны помочь взрослые, в частности, логопед.



Нарушенное звукопроизношение затрудняет обучение языку

- Как влияет нарушение звукопроизношение на успеваемость в школе?

- Когда ребенок начинает учиться в школе, нарушенное звукопроизношение затрудняет у него обучение русскому языку.

При этом он со сложностью овладевает чтением и письмом, допускает в письменной речи большое количество немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией).

Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, что приводит к снижению успеваемости, а иногда и к нервным расстройствам.

Необходимо также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

- С какими проблемами сталкивается человек с нарушением звукопроизношения на выходе из школы?

- Нарушенное звукопроизношение создает определенные трудности и у взрослых.

Поскольку основная функция речи – общение, любое расстройство звукопроизношения обязательно сказывается на общении с другими людьми, особенно, когда речь звучит некрасиво и невнятно. Такие нарушения непроизвольно «зашумляют» речь и могут утомлять собеседника.

Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормальное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении.

А для некоторых профессий (педагог, диктор, корреспондент, врач, менеджер и т.д.) правильная речь обязательна.

 

Источник фото: fbcdn.net

"Я бы не советовала родителям самостоятельно приступать к постановке звуков"

- Могут ли родители самостоятельно поставить звуки у ребенка?

- Есть такая фраза из басни Ивана Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Я бы не советовала родителям самостоятельно приступать к постановке звуков у детей, поскольку они не знают очередности работы над теми или иными звуками, их артикуляционный уклад. Такого вида занятия могут нанести вред, а не пользу. И переучивать специалисту будет труднее.

Родители могут помочь логопеду, если дома будут добросовестно выполнять задания, которые рекомендованы к закреплению правильно поставленных звуков в речи.

Помощь родителей – это 50% успеха в работе логопеда.

Самостоятельно с детьми можно выполнять упражнения на развитие подвижности губ, языка: пощелкать языком, надуть щеки, вытянуть губы в трубочку, облизать губы и зубы, растянуть губы в улыбке, широко открыть рот и так далее. 


Источник фото: fbcdn.net


- Как влияет на развитие речи ребенка мелкая моторика рук?

- Как показывает опыт работы, разнообразные движения пальцами и ладонями крайне положительно влияют на развитие речи у детей.  

С давних пор мамы, бабушки играли с детскими пальчиками, используя «пестушки».

Вот некоторые из них: 

"Сорока-ворона (водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, (загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил".

"Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я".

"Ладушки, ладушки!
(выпрямляем пальчики ребенка на своей ладони)

Где были?
- У бабушки! (соедините ручки ладошка к ладошке)
- Что ели?
- Кашку! (хлопнули в ладоши)
- Что пили? 
- Бражку! (хлопнули еще раз)
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели! 
(прикасается ребенок к своей голове, раскрывая ладонь)".

Таким образом, мелкую моторику можно развивать с помощью пальчиковой гимнастики, которая и включает в себя потешки, песенки, стихи, сказки.

Очень хорошо развивают моторику занятия рисованием, лепкой, аппликацией; складывание пазлов, игры с разнообразными природными материалами (каштаны, орехи, желуди, крупы), игры с мелкими деталями (нанизывание бусин на леску).

 

Источник фото: fbcdn.net

8 советов логопеда по развитию речи

- Какие советы по развитию речи ребенка Вы можете дать родителям?

1. Говорите с ребенком спокойно, плавно, неторопливо. Ваша речь является образцом для детей.

2. Разговаривайте с ребенком везде и всегда: во время одевания, раздевания, приготовления еды, уборки, игры, идя по улице, в магазине. Например, во время прогулок рассматривайте деревья, цветы, птиц, опавшие листья, машины и прочее. Проговаривайте увиденное. Описывайте предметы, которые встречаются вам на пути.

3. Читайте детям сказки, истории. Это способствует расширению словарного запаса, а также развитию воображения. Просите пересказать сказку вам или сестричке, братику, кукле, тете.

4. Разговаривайте с ребенком на равных, то есть не «сюсюкайтесь», не передразнивайте, если ребенок неправильно произносит слова.

5. Не заставляйте произносить раньше времени звук (если он не появился еще в речи), который хотите слышать вы.

6. Задавайте вопросы ребенку: «Что это?», «Какого цвета мяч?», «Что делает мальчик?» и прочие, избегайте вопросов, ответы на которые односложные («да», «нет»).

7. Необходимо сводить ребенка на консультацию к специалистам (логопеду, отоларингологу) хотя бы один раз, поскольку вы можете привыкнуть к речи ребенка и не замечать нарушений, а им виднее, насколько благозвучна и правильна речь ребенка.

8. Если вы посещаете с ребенком логопеда, тщательно выполняйте все его рекомендации и домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно добиться положительных результатов.

Любите своих детей, будьте мудры, терпеливы к ним и внимательны к их речи.

Елена Жданович

А у ваших детей были проблемы со звукопроизношением? Почему?