Гробик от любимой бабушки. Во что играют наши дети?
Мама, купи мне Monster High!
- Нет.
- Почему? У всех в классе есть, а у меня нет!
Они же хорошенькие!
(Из подслушанного в магазине)
Мама с некоторым ужасом и недоверием смотрит на дочь и настойчиво оттягивает ее от витрины с серо-зелеными клыкастыми красавицами… Для этой мамы это пока еще слишком.
А родственники подружек, видимо, уже капитулировали, купили куклы, майки, гробы и рюкзаки с вампирятами и решили - пусть играет, если нравится...
Да, свобода в выборе игрушки – дело святое
Но свободен ли ребенок, выбирающий в качестве игрушки девочку-вампира? И что несет эта игрушка?
Кукла – не такая уж детская забава, как могут счесть многие родители. Издревле куклы были не столько игрушками, сколько оберегами.
Независимо от того, были ли куклы ритуальными или использовались для игры, они всегда одухотворялись и соотносились с конкретным человеком или образом, нередко – с божеством.
А в игровой форме куклы соотносились самим хозяином игрушки – с его образом себя.
Страшные игрушки тоже были всегда
Они были призваны олицетворять зло. Ребенок, который еще не способен различать свои эмоции, мог проигрывать свои чувства с помощью разных персонажей – в том числе и страшных.
Но страшные куклы не были и не могли быть в роли «подружки». До нашего века.
Второе «я» ребенка
Это кукла. Своеобразный двойник – образ, которому ребенок находит отзвук в своей душе или темпераменте. Ведь разные дети выбирают разные игрушки.
И почти всегда выбор куклы многое говорит о самом ребенке: он выбирает образы себя. Их может быть несколько, но они какой-то своей гранью соотносятся с внутренним миром.
На старинных фотографиях девочек с куклами видно, что последние делались похожими на всех девочек той эпохи.
Кукла-подружка, кукла-двойник… И тела у них были не половозрелые, а детские, как у их маленьких хозяек.
Куклы-женщины
Что-то сдвинулось после появления половозрелой Барби, свернувшей головы миллионам. Вместе с ней пришла и сексуальная революция.
Неестественные, но достаточно конкретные очертания тела и яркий макияж устанавливали новые стандарты и вырастили новое поколение барышень.
Еще более сомнительными можно счесть их преемниц – кукол Братц с силиконовыми губами.
В стиле вечного Хэллоуина
Теперь же с витрин, экранов, рюкзаков, маек и многого другого родителям улыбаются серо-зеленые клыкастые изрядно напомаженные красавицы в стиле вечного Хэллоуина.
Как случилось, что полутрупики серого цвета со шрамами и клыками стали притягательными красавицами?
Куда дальше?
Раньше жизнь и смерть, добро и зло имели четкие очертания: смерть была обратима только в сказке, добро и зло четко обозначались внешним видом персонажей.
Ребенок проигрывал сценарии с добрыми (красивыми) и злыми (некрасивыми) персонажами, и добро побеждало зло. Так шло освоение мира.
Теперь же «доброй» оказалась «нечисть», которую раньше надо было побеждать.
Последовательность получается занятная: кукла-девочка – кукла-женщина – кукла-скелет – кукла-полулошадь… Куда дальше?
Эти игры - для взрослых
Эпоха постмодерна, научившая нас, родителей, тому, что абсолютной истины не существует, и эпоха виртуальной реальности смешали жизнь и смерть, добро и зло. Все превратилось в игру.
Страшного больше нет… как и красивого. Но эта эстетизация зла - для взрослых. Детей же она лишает внутренних ориентиров.
У каждого свое понимание прекрасного и безобразного. Но абстрагироваться и рассудочно ценить эстетику даже в формате трэш могут взрослые, но не дети.
Тощие, серо-буро-малиновые, вульгарно накрашенные, с клыками, в черных кружевах и мини-юбках… Так выглядят двойники наших детей?
Через игру мир познается и создается
Один нидерландский философ Йохан Хёйзинга полагал, что сама культура имеет игровую природу.
Человек разумный – это изначально человек играющий. Через игру дети становятся взрослыми, становятся собой.
Кем они захотят быть, если обложки раскрасок с могильными красавицами призывают:
Будь монстром! Будь собой!
Если раньше девочки играли со своими куклами в дочки-матери, то в кого они играют теперь с костлявыми размалеванными скелетами?
В дочки-матери? Этот вопрос остается без ответа.
В какие куклы играют ваши дети? Покупаете ли вы детям монстроподобные игрушки?
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Обсуждаем на форуме



Но я хочу сказать, что частенько взрослые сами покупают такое безобразие детям. Есть среди моих знакомых такие. Причем покупают пятилетним детям из соображения - это модно и у всех емть.

Играем конечно не в дочки- матери, а разыгрываем сюжеты мультика.
ПО мне, так ре научится не бояться нечисти, темноты и тп. Послушная девочка, играя с ними, может побыть сумасбродной торалей к примеру и не реализовывать ее в жизни.

Загадка осталась не разгаданной для меня.
