Сейчас на сайте
Все о детях
Исследование: COVID-19 опасен для детей cерьезными неврологическими последствиямиЧто не так с уроками математики в школе? Выслушали родителей и учителейГде в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители
Приемные дети
Супруги вырастили своих детей, а потом усыновили семерых братьев и сестер, чьи родители погибли в автокатастрофе
Обучение
Добиться успеха до окончания школы: 8 самых юных бизнесменов
Отношения взрослых
Как сохранить секс после рождения ребенка: учтите три важных момента
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родов
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 марта
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником

Ребенок не работает в школе

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн A_liana

  • Сообщений: 12
  • Репутация: 2
13:09:2017, 15:41 »
Добрый день! Моему сыну 10 лет. Он учится в 5 классе. Школа обычная. Есть следующие проблемы:
1. Не записывает домашнее задание. Борюсь с этим со второго класса, но пока результатов по большому счету нет. Что-то записывает уже дома по памяти, но нередко оказывается, что задавали другое. За что учителя либо ставят 1, либо пишут замечания в дневник. Но с его стороны ничего не меняется уже четвертый год.
2. Если уже получает плохую отметку, то как правило остальные предметы в этот день просто "спускает", т.е. даже если он сделал домашнее задание, он скажет, что не делал. В итоге у него бывало по 3 двойки/единицы за день.
3. В школе на уроках не работает. Типичная картина - это число и "Классная работа". Ну максимум еще пару строк записано. Домашние задания дома выполняет, но... пункт 1.
Домашнее задание спрашиваю у других крайне редко. У сына и без того проявлений инфантилизма предостаточно. Хочу чтобы учеба была его ответственностью.
Я предполагаю, что проблема из начальной школы идет, но как быть сейчас? Как изменить сложившуюся модель поведения в школе?
Ребенок далеко не глупый. Он очень увлеченный, очень грамотный, у него определенные склонности к языкам. Но все эти таланты проявляются за пределами школы.

    Оффлайн Людмила Снитко

    • Модератор
    • Сообщений: 120
    • Репутация: 14
    • Адрес: Минск

    • Дети:
      Сергей (03.03.2007)
    15:09:2017, 23:33 »
    Здравствуйте, A_liana!

    Я предполагаю, что проблема из начальной школы идет, но как быть сейчас? Как изменить сложившуюся модель поведения в школе?
    Думаю, что у ребенка достаточно высокий уровень тревоги в школе. Пока, сложно сказать, про что она. Давайте попробуем разобраться.
    Как ваш сын объясняет сам, что происходит? Разговариваете ли вы с ним про свое беспокойство?

    Борюсь с этим со второго класса, но пока результатов по большому счету нет.
    Как вы боретесь? Что делаете? Что чувствуете?

    2. Если уже получает плохую отметку, то как правило остальные предметы в этот день просто "спускает", т.е. даже если он сделал домашнее задание, он скажет, что не делал. В итоге у него бывало по 3 двойки/единицы за день.
    Как вы на это реагируете? Проявляется ли это в каких-либо ситуациях дома? Например в играх, в выполнении поручений, общении.., когда, например, начинает что-то делать, у него не получается и он бросает как есть.

    Он очень увлеченный, очень грамотный, у него определенные склонности к языкам. Но все эти таланты проявляются за пределами школы.
    Правильно ли я понимаю, что ребенок, в школе один, а дома совсем другой?

      Оффлайн A_liana

      • Сообщений: 12
      • Репутация: 2
      17:09:2017, 00:00 »
      Здравствуйте, Людмила! Спасибо за Ваш ответ. Честно говоря, он меня несколько озадачил. Про чувство тревоги даже не думала никогда.

      Цитировать
      Как ваш сын объясняет сам, что происходит? Разговариваете ли вы с ним про свое беспокойство?

      Сложно ответить. Ребенок не умеет описывать свои чувства. Т.е. какие-то маловразумительные оправдания и обещания, что он изменится. Будто пытается говорить то, что по его мнению от него хотят слышать. Про свои волнения конечно говорю ему, но у меня ощущение, что он через себя это не пропускает. У него есть особенность характера - "прятаться в раковину", если ему что-то неприятно или неинтересно.

      Цитировать
      Как вы боретесь? Что делаете? Что чувствуете?

      Пыталась постепенно лишать всех "бонусов". Временами доходило до того, что уже и лишать больше было нечего. Потом за какие-то успехи "бонусы" в виде просмотра телевизора, карманных денег, сладостей и т.п. возвращались. Но устойчивого результата так и не появилось. Чувствую гнев и бессилие из-за непонимания, в чем сложность записать домашнее задание.

      Цитировать
      Как вы на это реагируете? Проявляется ли это в каких-либо ситуациях дома? Например в играх, в выполнении поручений, общении.., когда, например, начинает что-то делать, у него не получается и он бросает как есть.
      Да, замечала за ним такое поведение и дома. Он не борец по своей натуре. Обычно действует по принципу "и не сильно хотелось". Из-за этого, видимо, и не срабатывают в качестве стимула ограничения. Он может злиться на весь мир, но выводы из ситуации не делает. Если у него не получается, он не бросает, но уже доделает как получится.

      Цитировать
      Правильно ли я понимаю, что ребенок, в школе один, а дома совсем другой?

      Я думаю, что это так. Дома у него свобода выбора занятий кроме гаджетов (телефон у него старенький, планшет выдается только на каникулах). Если не касаться вопросов учебы в школе, то у него процессы познания доходят порой до одержимости. Он может часами/днями сидеть с книгой. За лето, например, он выучил весь атлас и книгу про историю автомобилей. Теперь все разговоры у него крутятся вокруг этих тем. Иногда что-то из школьной программы может его зацепить и тогда он дома будет изучать учебник, пока тот не закончится.
      Что касается учебы, дома его можно увлечь. К примеру, он не любит расписывать решение примеров. Для этого дома у нас есть доска с маркерами, магнитные цифры. Решай как тебе удобно и записывай ответ в тетрадь. Правда, за отсутствие решения в тетради оценки всегда снижались, но на оценки я вообще старалась не обращать внимания, т.к. сложилось впечатление, что в начальной школе важнее была не суть, а правильное оформление.
        « Последнее редактирование: 17:09:2017, 00:05 от A_liana »

        Оффлайн Людмила Снитко

        • Модератор
        • Сообщений: 120
        • Репутация: 14
        • Адрес: Минск

        • Дети:
          Сергей (03.03.2007)
        18:09:2017, 21:58 »
        Т.е. какие-то маловразумительные оправдания и обещания, что он изменится. Будто пытается говорить то, что по его мнению от него хотят слышать.
        А какие бы оправдания вас устроили? Что бы вы хотели от него услышать?

        У него есть особенность характера - "прятаться в раковину", если ему что-то неприятно или неинтересно.
        Интересный способ, чтобы не чувствовать стыд, страх или злость. Как это происходит?

        Пыталась постепенно лишать всех "бонусов". Временами доходило до того, что уже и лишать больше было нечего. Потом за какие-то успехи "бонусы" в виде просмотра телевизора, карманных денег, сладостей и т.п. возвращались. Но устойчивого результата так и не появилось. Чувствую гнев и бессилие из-за непонимания, в чем сложность записать домашнее задание.
        Похоже, что он сильно против чего-то протестует. И выражает это таким способом. А какие у вас с ним отношения? Какие отношения с папой? Есть ли у вас еще дети? Есть ли у него личное пространство?

        Да, замечала за ним такое поведение и дома. Он не борец по своей натуре. Обычно действует по принципу "и не сильно хотелось". Из-за этого, видимо, и не срабатывают в качестве стимула ограничения. Он может злиться на весь мир, но выводы из ситуации не делает. Если у него не получается, он не бросает, но уже доделает как получится.
        Как вы его поддерживаете, когда он принимается за новое дело и, как поддерживаете, когда что-то не получается?

          Оффлайн A_liana

          • Сообщений: 12
          • Репутация: 2
          18:09:2017, 23:32 »
          Добрый вечер!
          Цитировать
          А какие бы оправдания вас устроили? Что бы вы хотели от него услышать?
          На самом деле хотела бы услышать, что ему все эти 4 года мешает выполнять такие элементарные вещи, как записать домашнее задание, зная, что дома опять будут ругать.

          Цитировать
          Интересный способ, чтобы не чувствовать стыд, страх или злость. Как это происходит?

          Он не вникает в суть того, что ему говорят, а просто ждет, когда перестанут сотрясать воздух, чтобы согласиться на все условия, хотя если спросить, что ему только что сказали, он впадает в ступор, пытаясь вспомнить хотя бы последние фразы. Как правило суть воспроизвести не может. Как я уже писала, у него точно такое же поведение, если ему неинтересно.

          Цитировать
          Похоже, что он сильно против чего-то протестует. И выражает это таким способом. А какие у вас с ним отношения? Какие отношения с папой? Есть ли у вас еще дети? Есть ли у него личное пространство?
          С этим вообще все сложно. Лет до 8 у меня было чувство, что он в принципе по жизни плывет против течения. Ну или как минимум развивается каким-то одному ему известным путем.
          Не знаю, как это понятнее описать, у него недоразвитая эмоциональная сторона. Т.е. лет до 8 он никак не выражал свои эмоции и абсолютно не различал эмоции других. Его можно было обвинять во всех грехах, он никогда не протестовал. Никогда не мог рассказать, что происходило с ним в течение дня. Из-за этого было много проблем в саду в отношениях со сверстниками. В начальной школе у него и вовсе не было друзей.
          Самый сложный период был в 5-6 лет. Это все было похоже на какой-то замкнутый круг: с одной стороны была масса поводов для недовольства и мало для похвалы, с другой стороны от многочисленных претензий он начинал вести себя еще хуже. Сейчас отношения стали лучше.
          Когда ему было почти 5 лет, у нас родился младший сын. Полная противоположность старшему: у него все эмоции наружу! И хорошие, и плохие. Насколько он может быть ласковым и сентиментальным, настолько он может быть несдержанным и истеричным. У старшего все гораздо сдержаннее: его тяжело вывести из себя, он более дипломатичный. Наверно поэтому при немаленькой разнице в возрасте сейчас они отличные друзья. Старший умеет гасить конфликты.
          После 8 лет старший стал испытывать потребность в ласке. Видимо, глядя на младшего, у которого это проявлялось с самого раннего возраста. Сейчас он может несколько раз в день подойти поцеловать или обнять. В этом я ему не отказываю, т.к. у самой в детстве была такая потребность.
          С папой, на мой взгляд, отношения хорошие. Во всяком случае, папа проводит с детьми много времени, с удовольствием учит их "мужским" делам, делает с ним устные уроки, но иногда может быть строгим.
          Что касается личного пространства, они делят с братом комнату на двоих, но у каждого свое спальное место.

          Цитировать
          Как вы его поддерживаете, когда он принимается за новое дело и, как поддерживаете, когда что-то не получается?

          По-разному бывает. Если вижу, что трудность возникла по объективным причинам, то стараюсь его подбодрить и пожалеть. Правда, иногда он еще больше раскисает. Если же он просто оттягивал решение проблемы, а потом уже злится, потому что устал, то стараюсь мотивировать без "наездов", но и без лишних сантиментов. На мой взгляд, иногда он слишком себя жалеет. И это мешает ему видеть себя как источник собственных проблем.
          Что касается новых дел, стараюсь объяснять, что с первого раза мало что получается сразу. И именно для этого он и учится. Зачем учиться тому, что уже умеешь? Провожу параллель с маленькими детьми, которые учатся ходить. С другой стороны объясняю, что в каждом возрасте приобретаются определенные навыки и что нельзя тратить время впустую, т.к. восполнять пробелы будет некогда. Но последнее пока не воспринимается, похоже.

            Оффлайн Людмила Снитко

            • Модератор
            • Сообщений: 120
            • Репутация: 14
            • Адрес: Минск

            • Дети:
              Сергей (03.03.2007)
            24:09:2017, 22:19 »
            Здравствуйте, извините, что долго не отвечала - болела)

            Если бы вы представили себя на месте своего сына, как думаете, что ему может мешать все эти 4 года?
            И вот, про что я размышляю. В том, что вы пишите мне видится много  ожиданий к сыну: что он должен делать, как себя вести, что уметь в его возрасте, как реагировать. Будто младший ребенок соответствует, а старший нет. Словно он какой-то не такой, как вам бы хотелось.  Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь.

              Оффлайн A_liana

              • Сообщений: 12
              • Репутация: 2
              25:09:2017, 10:15 »
              Цитировать
              Если бы вы представили себя на месте своего сына, как думаете, что ему может мешать все эти 4 года?
              Думаю, что скука. Ему неинтересно. Это как нелюбимая работа у взрослых. Формат нашего школьного образования ему не подходит. Слишком много рутины, однообразия, надуманного формализма и мало творчества и эрудиции. Поэтому он ходит в школу отбывать повинность. Ну и по мере возможности пытается на уроках бездельничать. Как-то он признался, что его расстраивают плохие отметки только потому, что его дома ругают. Если бы не это, он бы за оценки вообще не переживал.

              Цитировать
              И вот, про что я размышляю. В том, что вы пишите мне видится много  ожиданий к сыну: что он должен делать, как себя вести, что уметь в его возрасте, как реагировать. Будто младший ребенок соответствует, а старший нет. Словно он какой-то не такой, как вам бы хотелось.  Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь.

              Есть определенная правда в этом. Я думаю, что все первенцы несут бремя родительских ожиданий. Но я не стремлюсь реализовать в старшем сыне свои несбывшиеся мечты. Просто я таких людей в своей жизни не встречала. Равно как и наши родственники и педагоги. И поэтому при всем уважении к его личности я понимаю, что ему жить в этом обществе. И такое отношение к жизни ничего хорошего не предвещает. Мало быть умным, нужно уметь это демонстрировать. А у него, по моим ощущениям, нет никаких авторитетов. Он не понимает, почему он кому-то что-то должен доказывать.
              Что касается возрастных соответствий, да, в нем есть определенный перекос. С возрастом все постепенно выравнивается, но пока еще достаточно много проявлений незрелости в вопросах самообслуживания: он до сих не может нормально одеть школьную форму, собрать рюкзак и т.п. В школе постоянно что-то теряет. При этом на просьбы подойти к учителю спросить по поводу забытой вещи делает вид, что забывает. Хотя, как правило, в нашей школе забытые вещи действительно передают учителям.

                Оффлайн Людмила Снитко

                • Модератор
                • Сообщений: 120
                • Репутация: 14
                • Адрес: Минск

                • Дети:
                  Сергей (03.03.2007)
                26:09:2017, 23:31 »
                Думаю, что скука. Ему неинтересно. Это как нелюбимая работа у взрослых.
                Возможно, ему действительно, скучно. К сожалению, наше школьное образование действительно формально зачастую.Истинные желания и потребности вашего сына  совершенно другие, но ему приходится там быть.
                Отсюда и растет напряжение, приводящее к внутреннему конфликту: хочу радости и удовольствия, а приходится терпеть скуку и формализм.
                Отсюда появляется много злости и протест против системы. И он протестует, как может это делать в своем возрасте.
                Приходя домой, он остается в одиночестве со своими переживаниями, так как не может разделить их с вами, потому что встречается с вашим недовольством. И тогда напряжение нарастает еще больше. И здесь уже появляется много страха в отношениях с вами.
                Это страх отвержения его таким: с не записанным домашним заданием, с желанием бездельничать, с желанием протестовать, со своим бессилием, со своей злостью, со своими переживаниями. Ребенок обычно страх отвержения чувствует, как отвержение его целиком, не как недовольство какими-то действиями или поступками, а отвержение его целиком, как личности. И чтобы не попадать в это невыносимое состояние каждый раз, он выбирает способ не слышать, эмоционально не включаться, со всем соглашаться и так далее.
                Думаю, что сейчас для него очень важно будет почувствовать вас рядом, вашу поддержку и принятие. Услышать от вас что-то типа: "Я вижу, как тебе скучно и неинтересно в школе. Вижу, что тебя ничего нее увлекает там. Вижу, что тебя расстраивают твои оценки. И мне очень грустно, что тебе так невыносимо там находиться. И пока, это так. Но я все равно тебя люблю. Ты очень нужен мне. Я рада, что ты у меня есть... "
                Попробуйте находить вместе с ним каждый день один момент, который был интересен ему в школе. Даже, если это будет перемена или момент завтрака, или что-то совершенно не относящееся к учебе. И поддержите его в этом. Типа:"О! Здорово. Такой вкусный завтрак. тебе повезло..."
                Спросите у сына, что ему больше всего не понравилось. Тоже один момент в день. Поговорите с ним про это. Но не с позиции ай-ай-ай...нужно быть развитым, знания важны и т.д. А попробуйте увидеть это его глазами. Например: "Да, когда ты про это рассказываешь, мне тоже становится скучно. Думаю, нужно много сил прикладывать, чтобы сидеть там и слушать это. Сочувствую. Непросто тебе приходится. Давай подумаем, как мы можем облегчить твое нахождение там, чтобы и тебе было хорошо, и учеба не страдала". Каким-то таким способом.
                Важно, чтобы сын ощутил, что вы на его стороне, что понимаете его, принимаете таким, что все равно любите его.

                  Оффлайн A_liana

                  • Сообщений: 12
                  • Репутация: 2
                  27:09:2017, 10:14 »
                  Людмила, спасибо огромное за Вашу помощь. Для меня действительно многое прояснилось.

                  Дело в том, что я не всегда однозначно реагирую на его школьные проблемы и, видимо, эта непредсказуемость реакции тоже добавляет сыну тревожности. Например, недавно им задали написать дома сочинение на тему "Осенью в лесу", да еще и на белорусском языке. Выяснилось это поздно вечером (сам он как обычно записал другое задание). Я не стала настаивать на том, чтобы он его писал. На завтра двойка по белорусскому языку была вполне ожидаемой. Мне его было жалко. Для меня самой это тоска, я не могу понять, почему бы ребенку не предложить несколько тем для сочинения, чтобы он мог выбрать.
                  А иногда могу разозлиться, потому что понимаю, что и задание было интересное, а он даже не потрудился его прочитать и не пытался делать.

                  Еще и в школе разные учителя по-разному воспринимают его особенности поведения. Есть те, кто нашли единственный способ управы - штамповать плохие отметки. И с такими предметами вообще беда: он может встать посреди урока и без объяснений выйти из класса. А есть те, кто все-таки делает акцент на ситуациях успеха, пытается его увлечь или дает возможность исправиться. С этими учителями отношения у сына получше.

                  В любом случае постараюсь проявлять больше поддержки со своей стороны. Вчера еще и сочинение по английскому языку заставило задуматься о своем месте в его жизни. Почему-то в рассказе о поездке летом он написал, что он ездил с мамой, хотя мы всегда путешествуем всей семьей. Раньше он только брата принципиально не упоминал, сейчас и папа почему-то "потерялся".

                    Оффлайн Людмила Снитко

                    • Модератор
                    • Сообщений: 120
                    • Репутация: 14
                    • Адрес: Минск

                    • Дети:
                      Сергей (03.03.2007)
                    28:09:2017, 10:20 »
                    Как много осознавания у вас! Очень рада за вас! На здоровье, A_liana! :-)