Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Пара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Фотофакт
6-месячный ребенок прокатился на водных лыжах. И это не единственный экстрим в его жизни!
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог

Голосование

Легко ли вам дается прощение обидчика?

да
нет
вообще да, но есть один случай...
стараюсь и со временем прощаю все

Обида

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Польза

  • Сообщений: 3090
  • Репутация: 759
  • Адрес: Минск, Червякова

  • Дети:
    Глеб (16.10.2008)
    Роман (02.02.2013)
27:01:2010, 10:33 »
!читать всем, не пожалеете!

ОБИДА, или Кому и зачем нужно прощение


Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.
Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?
Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?


Когда хватаются за молоток

Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.
Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.
Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток...
Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?
На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.
Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в техбезобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.
Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.
Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу... Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».


От уголька до пожара

Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.
Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.
Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной...»
В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех. Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «… Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.
Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.
Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.


Право на обиду?

Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.
В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:

Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.

На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления. Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.
Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».


Два свидетельства

Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.
Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.
Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать... Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:
«“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.
Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…”
Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить...
Вот это тоже герой прощения.
И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).
    Я не страдаю безумием, я наслаждаюсь им каждое мгновение!

    Оффлайн Польза

    • Сообщений: 3090
    • Репутация: 759
    • Адрес: Минск, Червякова

    • Дети:
      Глеб (16.10.2008)
      Роман (02.02.2013)
    27:01:2010, 10:35 »
    Вот, оформила сюда статейку. помимо всего прочего все знают что простить надо всех "и остави нам долги наши якоже и мы оставляем должникам нашим". делимся опытом прощения и обсуждаем статью. она мне ОЧЕНЬ понравилась.
      Я не страдаю безумием, я наслаждаюсь им каждое мгновение!

      Оффлайн Люд_мила

      • Сообщений: 6455
      • Репутация: 1745
      • Адрес: Красносельский

      • Дети:
        Максим (06.09.1997)
        Павел (12.07.2009)
        Анастасия (07.03.2011)
      27:01:2010, 12:39 »
      Спасибо, Польза, за темку! + Тема очень актуальная.... Статья СУПЕР!!! Тоже советую всем прочитать - не пожалеете!

      Я всегда, когда обида начинает атаку, вспоминаю одну фразу "Научился обижаться - научился обижать".

      …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)
      Именно так и стараюсь поступать, очень часто ставлю свечки в церкви за людей, которые когда обидели меня. И на душе становится так легко....

       Действительно очень больно, когда обижают. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.
        Мой творческий мир
        Счастье для мамы - улыбка младенца, что месяцами носила под сердцем!

        Оффлайн Люд_мила

        • Сообщений: 6455
        • Репутация: 1745
        • Адрес: Красносельский

        • Дети:
          Максим (06.09.1997)
          Павел (12.07.2009)
          Анастасия (07.03.2011)
        27:01:2010, 12:45 »
        Вспомнила, что когда-то читала одну очень интересную сказку - не сказку… , притчу - непритчу, вообщем-то неважно.  Одни словом - ПРОЧИТАЙТЕ!


        Обида – это такой маленький зверёк. С виду он совсем безОбидный. И
        если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесёт. Обида,
        если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда
        никого не трогает. Но все попытки завладеть обидой, сделать её своей,
        кончаются всегда плачевно…

        Зверёк этот очень маленький и юркий. Он может случайно попасть в тело
        любого человека. Человек это сразу почувствует. Ему становится обидно.
        Это зверёк кричит человеку:

        - Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу к маме!

        Но человеки давно разучились понимать языки тварей земных, особенно
        таких маленьких зверьков… Есть такие, которые сразу отпускают обиду. Но
        есть и такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу
        называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно
        думают о ней, заботятся… А ей всё равно не нравится в человеке. Она
        крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… Такой вот
        непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый… Сжался весь и ни за что
        не выпускает свою обиду… Таит её в себе… А зверёк то голодный, кушать
        ему хочется… Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри… И
        человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает
        человек из себя обиду… Потому что привык он к ней… Да и она потихоньку
        привыкает к своему хозяину. Кушает, растёт, жиреет и перестаёт
        двигаться… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое,
        присасывается и сосёт и гложет… Так и говорят: “Обида гложет” .

        И в конце концов прирастает обида к чему-нибудь в теле человека и
        становится частью его… Слабеет человек, хворать начинает, а зверюга
        внутри всё толстеет…

        И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! Пусть
        себе живёт, в своё удовольствие! И ей без человека лучше и человеку без
        неё легче живётся.

        Обида – это такой маленький зверёк… Отпусти её, пусть себе бежит!
          Мой творческий мир
          Счастье для мамы - улыбка младенца, что месяцами носила под сердцем!

          Оффлайн Польза

          • Сообщений: 3090
          • Репутация: 759
          • Адрес: Минск, Червякова

          • Дети:
            Глеб (16.10.2008)
            Роман (02.02.2013)
          27:01:2010, 12:46 »
          «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил.
          вот это помогло. а у меня вот есть один случай. правда после этого совершенно другие люди помогли и я вроде как давно уже решила для себя этот вопрос но все равно время от времени начинается "а я ему... а он мне... а я напишу жалобу.... а он мне..." мысленно. ужасно. так хочется убрать негатив из головы и все равно он иногда всплывает... хотя я не имею права об этом думать - мне потом это обернулосьв большуший +
            « Последнее редактирование: 27:01:2010, 12:49 от Польза »
            Я не страдаю безумием, я наслаждаюсь им каждое мгновение!

            Оффлайн Taty...

            • Сообщений: 806
            • Репутация: 380
            • Адрес: Минск. Малиновка.

            • Дети:
              Виталий (25.04.2002)
              Всеволод (10.12.2008)
              Вероника (10.01.2012)
            27:01:2010, 12:47 »
            Девочки молодцы! +++
            Польза,тема хорошая,и статья отличная просто!
            Lud_mila ты думаешь так же,как я!  :D
            Даже можно мне ничего и не писать   :whistle:
            (+ пока не дает ставить ))) вечером...)



              Оффлайн Татьяна Витебск

              • Сообщений: 8092
              • Репутация: 2043
              27:01:2010, 19:24 »
              Девочки молодцы! +++
              Польза,тема хорошая,и статья отличная просто!
              согласна хорошая тема и статья

              я уже давно решила  , что обида  это плохо и  мне с ней очень помогает бороться молитва

               есть у меня один рассказ (в печатном виде) который тоже рассказывает о сильном человек (о его прощении) (если не найду в интернете перескажу потом

              человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло.

              похоже у меня так же

              с одной стороны я стараюсь не обижаться , жить как писал старец Паисий с добрым помыслом о людях (то есть пытаюсь объяснить себе действия людей и найти положительные стороны)
              и НЕ могу когда с кем в то в ссоре (плохо себя чувствую и переживаю) за наши отношения с человеком , который меня обидел (в том числе муж, дети, мама)
              Но
              муж (как то говорил мне) " что я вспоминаю давние  обиды" , конечно думаю я если все хорошо , то вспоминается хорошие, если поссорились , то вспоминается плохое.

              А не с родными  людьми проще - мне проще НЕ обижаться на  них

              Я читала книгу православного священника (раньше он был педагог и психолог) Анатолия Гармаева "Обрести себя" там хорошо рассказывается о нашем ЭГО -состоянии его объяснения и механизмы


                Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда , куда душою не дорос
                Сильный человек – это не тот, кто побеждает слабого, а тот, кто помогает слабому стать сильным!

                Оффлайн Людмила В.

                • Сообщений: 6616
                • Репутация: 1241
                • Адрес: Минская обл.
                  • Все очень просто
                28:01:2010, 09:32 »
                Я всегда была (и остаюсь :) ) очень отходчивой. Иду первая на примирение, даже если обидели меня. Всегда помню слова моей любимой бабушки, когда я ссорилась или обижалась на кого-то из домашних: надо же как-то мириться!

                Долгое время меня моя отходчивость очень тяготила, я считала себя тряпкой, пыталась найти какую-то гордость... Но долго делать вид, что обижаюсь на человека, когда в сердце уже мир - очень сложная штука :)

                А вот с возрастом и с принятием веры я поняла, что это ДАР! Это большое счастье - не носить в сердце обиды. Ведь как они разрушают прежде всего самого себя!
                Спасибо Господу, что я так устроена!
                  « Последнее редактирование: 28:01:2010, 09:37 от Людмила В. »

                  Проня

                  • Гость
                  28:01:2010, 10:01 »
                  я уже давно решила  , что обида  это плохо и  мне с ней очень помогает бороться молитва
                  Да,я полностью согласна! Большой+!

                    Оффлайн Нефертити

                    • Сообщений: 606
                    • Репутация: 287
                      Дети:
                      Анастасия
                      Андрей
                    28:01:2010, 12:49 »
                    Людмила В.,
                    то же самое.  Иногда думаю - надо бы обидеться для виду в воспитательных целях, ан нет, строить обиженную, когда все простила уже - невозможно. И это большое счастье - не помнить зла. Один священник мне сказал, что такие чувства, как обида и ревность, т.е. чувства разрушающие, даже рак вызывают, тело тоже начинает разрушать само себя.
                      Все чудесатее и чудесатее...(с)

                      Оффлайн Taty...

                      • Сообщений: 806
                      • Репутация: 380
                      • Адрес: Минск. Малиновка.

                      • Дети:
                        Виталий (25.04.2002)
                        Всеволод (10.12.2008)
                        Вероника (10.01.2012)
                      28:01:2010, 13:06 »
                      Слава Богу и я такая!Не могу долго обижаться,и тем более не таю никогда зла,и так было всегда :) правда один минус все же есть,я вот не обижаюсь,но почему-то помню как меня обидели,и могу,мужу например,припомнить старое :unsure:,хотя и без злости,но этим я обижаю его  :whistle: знаю это,и все равно такое случается у меня...



                        Оффлайн defezit

                        • Сообщений: 73
                        • Репутация: 34
                          Дети:
                          Дмитрий (01.06.2006)
                        17:02:2010, 23:50 »
                        Есть такая поговорка с продолжением, мало известным и "советами" исключенным - на обиженных воду возят в аду.
                          И дольше века длится день...
                          Murashka - моя жена!

                          Оффлайн егорава

                          • Сообщений: 1659
                          • Репутация: 755
                          • Адрес: Минск, Бельского

                          • Дети:
                            Анна (26.06.2003)
                            Николай (14.05.2007)
                            Михаил (10.08.2009)
                          27:02:2010, 13:04 »
                          Если кто-нибудь досадит... или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу. Молись от всего сердца и говори: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом, человек молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося помощи ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность или злопамятность, или другая страсть?
                          Преподобный авва Дорофей
                            Господи, помилуй!

                            Сирения

                            • Гость
                            10:03:2010, 14:43 »
                            Польза, +. Хорошая статья.
                            У меня как у Татьяны Витебск. Если в ссоре, то вспоминаю все плохое. Это ужасно, сама себя извожу, истерю, вообще не человек, а чудище какое-то. Хотя потом быстро отхожу и сама иду мирится даже если продолжаю считать, что человек не прав. Но это касается только самых близких и родных
                            А не с родными  людьми проще - мне проще НЕ обижаться на  них
                            ППКС

                            Девочки, дайте еще пищи в этом направлении. А то я сама себя когда-нибудь съем.
                            Не хочу быть злюкой.

                              Сирения

                              • Гость
                              10:03:2010, 14:47 »
                              Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его.
                              А как понять "ради молитв его"? Каких молитв?
                              И можно ли молится, если я в этот момент человека, мягко говоря, не очень люблю, если я обижена. Это ведь уже не искренне