Сейчас на сайте
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родовСоседка решила выносить ребенка для бесплодной пары. Самое удивительное произошло потом
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 мартаВидеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси

Формирование понятий цвет, форма, величина

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Виола

  • Модератор
  • Сообщений: 9507
  • Репутация: 1535
  • Адрес: Минск

  • Дети:
    Владимир (28.10.2013)
    Анна (18.01.2008)
06:01:2010, 08:14 »
Пишу об актуальном для детей до 3-х лет.
Озаботилась данной темой, т.к. мы почему-то ну никак не можем осилить название цветов.
Хорошо различает простые фигуры - круг, квадрат, овал, ну естественно понимает большой-маленький - это все где-то с 1,5 лет.
Цвета - быстро  и хорошо научилась сортировать по цвету - я ставила стаканчики основных цветов и туда бросали всякие мелкие игрушки таких же цветов. Я понимаю, может еще и рано знать названия (точнее слова она знает, но называет неверно).
Вот хотелось бы спросить: как вы учили форму, цвет, величину или просто "само пришло", какими пособиями пользовались (пользуетесь), какие игры знаете.
Сразу хочу сделать антирекламу пособию  "Цвет" малыши-паззлы. ООО АСпект Может, попозже сфоткаю. Смысл понятен - найти к какому-то предмету нужную картинку по цвету. Вот эта картинка - свинка, которая держит мааааленькие блеклые карандашики. Далее поражают сами картинки: странно, что не нашлось ничего розового корме..... зайца, и ничего более сиреневого, чем кот!! Для цветов синий и голубой предлагается льдина и океан..
    Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак, ибо каждая лает тем голосом, который у нее есть. А.П.Чехов

    Морячок

    • Гость
    06:01:2010, 09:19 »
    Цвет нужно изучать по такому правилу: целую неделю (или пока ребёнок не усвоит) нужно акцентировать внимание и называть только один цвет, например жёлтый (и остальные или другие) - подай жёлтую рыбку, собери жёлтую дорожку мозаик, жёлтые детали конствруктора.... Потом добавляете синий и 1-2 недели у вас есть жёлтый, синий и остальные (другие) и т.д.
    По другой методике нужно вводить сразу 2 цвета и акцентировать на них внимание, потом эти убрать и ввести новые два, недельки две говорить только о них.... потом соединить все выученные цвета. Но первая мне нравиться больше.

      Оффлайн Виола

      • Модератор
      • Сообщений: 9507
      • Репутация: 1535
      • Адрес: Минск

      • Дети:
        Владимир (28.10.2013)
        Анна (18.01.2008)
      06:01:2010, 09:27 »
      Морячок делаем так - кажется все усваивается... когда спрашиваешь через неделю-другою - все на том же месте.
      Мне многие говорят, что я рано на этом сконцентрировалась...
      Найди такой же - находит, как название спрашиваю - все..
        Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак, ибо каждая лает тем голосом, который у нее есть. А.П.Чехов

        Оффлайн Эйфория

        • Сообщений: 2209
        • Репутация: 187
        • Адрес: Минск, Уручье-2

        • Дети:
          Злата (21.07.2006)
          Лев (03.07.2009)
        06:01:2010, 10:25 »
        Со Златой помню, что я называла цвета в игре и в повседневных делах как бы между прочим. Рисуем траву, я спрашиваю: где наш зеленый карандаш? Подаст - хорошо, нет - я сама возьму и ей покажу. И так во всем. Первый цвет она назвала розовый - "рози". Но его не показывала. Это было в дочкиных 1год 6 мес. Осознанно называть и почти безошибочно показывать основные цвета она стала к 2 годам. Как-то специально я ее не учила. Просто озвучивала цвета окружающих предметов и периодически спрашивала у нее.  В 2 г 3 мес Злата знала и называла 10 цветов. Дальше - больше. Очень помогали краски и рисование. В акварели и гуаши есть изумрудный, алый, рубиновый, охра, ультрамарин и т.д. При смешивании красок на палитре появлялись цвет морской волны, баклажановый, терракотовый. Автомобили подсказали нам еще цвета: серебристый, золотистый. Разумеется, все недавно открытые цвета мы с дочерью искали потом в окружающем. Ей нравилось угадывать, что воздушный шарик серебристого цвета, платье у бабушки бордового, листья салатового, а цветок лимонно-желтого.

        С формой было по-другому. Я показывала картинки с кругом, квадратом и т.д. Назавала форму. Через некоторое время после показа просила Злату назвать. Рисовали мелом на асфальте, палочкой на земле, угадывали в простых предметах. Легче всего дался нам круг, затем овал, затем квадрат и трапеция. Сложнее - треугольник и прямоугольник. Возможно, из-за сложности названий.

          Оффлайн Львенок

          • Сообщений: 2020
          • Репутация: 257
          06:01:2010, 13:14 »
          Согласна с Эйфорией. Если в повседневной жизни мама в разговоре, играх постоянно использует названия цветов и, например, просит ребёнка приносить ей что-то "такого-то цвета", то цвета выучиваются без усилий. Мы где-то с полутора практически не путались в основных и где-то с 1,8-1,9 запомнили оттенки (оранжевый, розовый, фиолетовый...). Правда последний месяц почему-то синий упорно фиолетовым обзывает  :y32b4:, но если переспрашиваешь,  поправляется.
          А фигуры нужно пальчиком обводить, чтобы запомнить и проводить ассоциации. Например, треугольник - колется: коль-коль-коль "укалываем" ребёнка уголками; круг катится: катим кружок к ребёнку; из прямоугольников (объёмных, типа Дьенеша) можно, например, забор построить и т.д.
          Виола, попробую поменять ваше мнение  по поводу игр :-). Я вначале тоже такими "бестолковыми" играми возмущалась. Мы давно купили игру "Фигуры" ООО "Русский стиль Подмосковья". Когда я пыталась отнести картинку с мороженым в рожке к треугольнику, как и было задумано игрой, а ребёнок 1,4 г потянул её к кругу, я обратила внимание, что на половине картинок есть как минимум две явные фигуры, к которым можно отнести картинку  :rolleyes: (в треугольном рожке с мороженым лежат три круглых шарика мороженого). Я возмутилась и забросила игру подальше.
          Сейчас к новому году искала Гале подарок и заглянула на сайт Умницы. У них там появились головоломки и в описании среди прочего есть вот что:
          Как правило, обычная головоломка предполагает только один верный вариант ответа, полученный путем логики. Задания из комплекта …………….развивают и логическое и дивергентное (творческое) мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном обучении. Обычное образование обычно не ставит своей целью развитие в ребёнке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
          В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности
          .
          После этого я иначе взглянула и на фиолетового кота с розовым зайцем, и на круглое мороженое в треугольном рожке. Скорее всего, производители действительно просто ляпсусов в играх наделали. НО если мама догадается правильно обратить внимание ребёнка на эти ляпсусы, то они становятся ценным материалом на развитие дивергентного мышления. Со свинками и розовым зайцем я нашла выход сразу, ещё не зная о дивергентном мышлении, но начитавшись про развитие фантазии. Сказала, что вообще-то зайцы бывают белые и серые, но свинка решила повеселиться и так его раскрасила, и что карандашами можно раскрашивать в любой цвет, но на самом деле некоторые предметы могут быть только определённых цветов. Недавно вернулись уже с вдохновением и к «Фигурам». В соответствии с рекомендациями из цитаты выше, говорю, что картинка с мороженым – это и круг (шарики мороженого), и полукруг (шарики мороженого видны наполовину), и треугольник (рожок), а местами ещё и ромб т.к. проглядывает узор на вафельном рожке. Вот так ляпсусы производителей можно использовать с пользой для ребёнка  :unsure: :woohoo:.
            « Последнее редактирование: 06:01:2010, 15:02 от Львенок »

            Оффлайн Птицо

            • Сообщений: 4990
            • Репутация: 960
            • Адрес: Минск, ангарская

            • Дети:
              Алеся (07.02.2008)
              Нина (08.02.2014)
            06:01:2010, 14:57 »
            вот и мы цвет и объмные формы как-то незаметно выучили, а вот плоские формы - проблема. но я просто начала акцентировать на них внимание
            Львенок, дивергенция - это хорошо, но она не на 1,5 года, а все же ближе к 2,5 или 3-ем

            вот пазлы "цвет", которые ругала Виола

            Львенок, спасибо
              « Последнее редактирование: 06:01:2010, 15:04 от Птицо »

              Оффлайн Виола

              • Модератор
              • Сообщений: 9507
              • Репутация: 1535
              • Адрес: Минск

              • Дети:
                Владимир (28.10.2013)
                Анна (18.01.2008)
              06:01:2010, 15:28 »
               Львенок  я согласна про то, что фантазия, творчество, дивиргентное мышление и тд  - это прекрасно. Но мне кажется, что вначале желательно выучить реальные изображения.. хотя начало в этом смысле у нас неплохое - например у нас смятая бумажка - это автобус, или карандаш - это самолет...
              Но это отступление от темы.
              Главное, что мне не понравилось в пособии - то, что карандашики, ну согласитесь совсем малюсенькие. Когда я пытаюсь сосредоточить дочкино внимание на цвете, она начинает мне задавать кучу вопросов пор поросенка.. сместить ее внимание в сторону цвета сложно.


              далее по формированию понятий цвета. Вот в чем дело. Формы мы выучили за пару легкий игр: рисовании по шаблону и вырезывали фигурки, дорисовывали потом из них реальные предметы, ну просто сказка.

              Величина  тоже сформировалась легко - даже в разговоре сейчас мне может сказать - ниже-выше, а цвета.. ну просто ступор какой-то, И Играем, рисуем, говорим, смотрим и тп... Я уже думаю - может, это какая-то особенность восприятия??

                Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак, ибо каждая лает тем голосом, который у нее есть. А.П.Чехов

                Оффлайн Эйфория

                • Сообщений: 2209
                • Репутация: 187
                • Адрес: Минск, Уручье-2

                • Дети:
                  Злата (21.07.2006)
                  Лев (03.07.2009)
                06:01:2010, 15:33 »
                И у нас с объемными геометрическими фигурами все получилось само собой, из жизни.
                Шар - мячик, куб - кубик, цилиндр - стакан, конус - морковка, пирамида - крыша домика, параллелепипед - любая коробка, овоид - яйцо.

                Виола, я тоже думаю, что восприятие цвета слишком абстрактный процесс. Если фигуры и их размеры можно не только увидеть, но и потрогать, а иногда даже и послушать (например, стук большого и маленького кубика), то с цветом  - это лишь восприятие световых волн различной длины. Может, твоя девочка не визуал. Хотя, если рисовать пальчиковыми красками и трогать их...
                  « Последнее редактирование: 06:01:2010, 15:45 от Эйфория »

                  Оффлайн Львенок

                  • Сообщений: 2020
                  • Репутация: 257
                  06:01:2010, 18:04 »
                  Главное, что мне не понравилось в пособии - то, что карандашики, ну согласитесь совсем малюсенькие.
                  Я согласна с этим, и в принципе я ЗА пазлы бОльших размеров для малышей. Но честно, Галя моих сомнений не разделила. Нам подарили игру где-то в 1,8-1,9, ей понравилось, справлялась достаточно легко. Может, вам маленькие карандашики не подошли как раз из-за вашего отношения к цветам вообще?

                    Оффлайн Aliss

                    • Сообщений: 593
                    • Репутация: 85
                    • Адрес: Минск

                    • Дети:
                      Анна (29.08.2007)
                      Варвара (29.07.2014)
                    07:01:2010, 23:46 »
                    Виола, я согласна по поводу данного пособия ))))
                    Формы мы учили по досочке с вкладышами, само собой освоилось к 1 и 2 месяцам.
                    А цвета мой ребенок выучил в 1 и 4 при помощи 2 игрушек: домик, к которму к каждой двери нужно подбирать ключик соответвующего цвета и досочка с нарисованным клоуном, который держит разноцветные шары (она есть во всех развивающих магазинах).


                      Оффлайн Виола

                      • Модератор
                      • Сообщений: 9507
                      • Репутация: 1535
                      • Адрес: Минск

                      • Дети:
                        Владимир (28.10.2013)
                        Анна (18.01.2008)
                      08:01:2010, 09:41 »
                      Спасибо за мнения :-) будем учить :-)
                        Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак, ибо каждая лает тем голосом, который у нее есть. А.П.Чехов

                        Оффлайн IrmaKot

                        • Сообщений: 1667
                        • Репутация: 121
                        • Адрес: Минск

                        • Дети:
                          Анна (10.08.2008)
                          Андрей (02.07.2013)
                        06:02:2010, 21:51 »
                        Виола, а не понимаю твоих волнений... 1,5-2 года - это не время для различия цветов, на данном этапе развития ребенка я бы концентрировала внимание на изучении других понятий. Нам 1,5 года, цвета я ей называю попутно. Целенаправленных игр на изучение цвета не провожу. Всему свое время. Это как и горшок, пока ребенок не будет готов, нет смысла его принуждать. Ведь есть и обратная сторона процесса, не очень хорошая.

                        Вот очень толковая статья...
                        Визуальный (зрительный) канал восприятия у маленького ребенка не является ведущим. К тому же, дети воспринимают предмет целостно, и до определенного момента не вычленяют отдельных признаков. Поэтому лучше всего подождать, когда ребенок будет сам готов к распределению предметов по цветовому признаку. (Этот принцип – «идти за ребенком» верен для любого обучения, не только цветам).

                        Прежде всего, распределение предметов по цвету возможно только тогда, когда у ребенка сформирована мыслительная операция классификации. Ее формирование начинается примерно в три года (начинается!), то есть психологически ребенок готов к этому действию около пяти лет. Учить названия цветов стоит только тогда, когда ребенок свободно использует в речи прилагательные и может сам называть любые признаки предмета. Следует учесть, что цвет чаще всего не относится к основным, неизменяемым признакам предметов. Например, в тестировании (хотя бы на готовность ребенка к школьному обучению) за классификацию по цвету ставят балл гораздо ниже, нежели за классификацию по существенным, определяющим признакам. К примеру, «машинка и мячик красные» - это хуже, чем «машинка и мячик – игрушки». При назывании цвета следует учесть, что цветовосприятие лингвистически зависимо, то есть, от того, как вы называете оттенок, будет зависеть богатство восприятия цвета ребенком. Как правило, обучение цвету родители начинают в таком возрасте, когда ребенок не в состоянии запомнить множество оттенков, а поэтому «красным» называют и алый, и бордовый, и пурпурный. Это, к сожалению, обедняет зрительное восприятие и сводит на нет различение оттенков. Здесь могу привести массу печальных примеров: большинство знакомых мне детей 5-6 лет не различают, к примеру, даже сиреневый и фиолетовый, не говоря уже о различных оттенках.

                        Безусловно, как мы уже говорили, нужно «идти за ребенком», и ориентироваться на его потребности. НО я не могу поверить, что дети в год-полтора интересуются, какого цвета предметы. Обычно это бывает только под сильным нажимом взрослых, которые постоянно говорят, что это яблочко красное, горка синяя, листик зеленый, и т.п. Лучше всего подождать, когда ребенок САМ сделает очередное великое открытие, заметит, что вот этот и этот предмет – похожи цветом, и тогда захочет определять различные цвета и оттенки. Конечно, это не значит, что родители должны устранить все названия цветов из речи, но и не стоит делать на них упор.

                        Выделение одного признака из всех возможных также отрицательно сказывается на восприятии предмета. В моей практике 90% детей при тестировании на вопрос «какой это предмет» отвечали либо название цвета, либо геометрическую форму. Дети зачастую просто не могут назвать хоть какую-нибудь другую характеристику предмета! В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Поэтому не нужно сводить совокупность свойств предмета к одному или двум.

                        Повторяю, цвет редко является определяющим признаком, а умение ребенка выделять существенные признаки предмета характеризует его мышление. Классификация, конечно, не полностью показывает уровень развития мышления, но если каждую мыслительную операцию формировать не тогда, когда ребенок готов, и не так, как он способен, тогда не стоит удивляться через несколько лет, почему он так шаблонно мыслит? Ах, а в два года был такой умненький, «столько много знал!». Но ведь сами родители не давали ему думать, интересоваться, и делать маленькие открытия, поспешив сообщить те или иные сведения.
                        При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Чем богаче опыт ребенка, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете, а значит – больше пищи для ума.

                        Называть цвета лучше всего на «природных» образцах – солнышко, листики, фрукты, овощи. И уж ни в коем случае не на компьютере! Старайтесь, чтобы предметы имели естественную окраску, и объясняйте, когда они меняют цвета (листики были зеленые, стали желтые, потом коричневые, и т.п.)

                          Оффлайн Виола

                          • Модератор
                          • Сообщений: 9507
                          • Репутация: 1535
                          • Адрес: Минск

                          • Дети:
                            Владимир (28.10.2013)
                            Анна (18.01.2008)
                          07:02:2010, 16:10 »
                           IrmaKot да ведь в том-то и дело, что: классификацию по цвету - уже писала, раскладываем по стаканчикам нужного цвета детали - уже с 1,5 лет. Сначала требуется небольшая инструкция, а потом задание делается очень быстро. - Чем это не классификация по 1-му признаку?
                          Далее - развитие речи - на высоком уровне. Прилагательных в словаре очень много. Она говорит - кислый, соленый, сладкий и т.п. в СВОБОДНОЙ РЕЧИ. без обучения и т.п. И много других прилагательных.
                          Далее - я знаю различие между наглядно-действеным и наглядно-образным мышлением. Т.е. предполагается, что уровня наглядно-образного мышления (т.е. мышления, с пом. кот. усваиваются и сенсорные эталоны в том числе,) ребенок достигает к 3-м годам.
                          Обычно в диагностике педагогической и психологической это проверяется следующим образом (один из способов). Берется Доска Сегена (сечас куча сортеров - это то и есть) и смотрится, как ребенок выполняется действия по вбрасыванию деталей. если ребенок действует с пом. силы или способом прикладывания - это нагл. - действенный уровень мышления.
                          Если ребенок может ЗРИТЕЛЬНО соотнести дырку в доске и деталь и верно выполнить задание - ребенок перешел на уровень нагл. - образного мышления и совершенно готов к усвоению сенсорных эталонов.
                          Так вот - мы делаем это задание по зрительному соотнесению Из чего делаю вывод - готова и к усвоению назывной функции цветов.. - но нет... прикольно то, что путем длительного "добивания" маму вопросами Аня выучила даже трапецию... но цвета никак. :-)

                          Вообщем - я не беспокоюсь ПОКА. Но вот интересно мне  - почему же у нас так..
                            Наличие больших собак не должно смущать маленьких собак, ибо каждая лает тем голосом, который у нее есть. А.П.Чехов

                            Оффлайн IrmaKot

                            • Сообщений: 1667
                            • Репутация: 121
                            • Адрес: Минск

                            • Дети:
                              Анна (10.08.2008)
                              Андрей (02.07.2013)
                            08:02:2010, 13:33 »
                            Виола, у нас также... сортер мы освоили очень быстро и соотносим формы зрительно, также и с вкладышами... цвета называю ей постоянно в процессе игры, чтения и т.п. (но не акцентирую основное внимание именно на цвете). а если взять 2 предмета ,назвать их цвета ,а потом попросить принести какой-либо из них... фигли... отворачивается и уходит. Формы тоже не хочет изучать. А вот пазлы собирать старается... Как обычно все сводится к тому, что каждый ребенок индивидуален и всему свое время...

                              Оффлайн Птицо

                              • Сообщений: 4990
                              • Репутация: 960
                              • Адрес: Минск, ангарская

                              • Дети:
                                Алеся (07.02.2008)
                                Нина (08.02.2014)
                              16:03:2010, 04:07 »
                              а мы формы выучили.. по удивляшкам (комп игра)...
                              недавно у нас появилась еще одна игра "лунтик учится рисовать", цвета мы и так знаем, а тут начали сложные составлять (желтый+красный=оранжевый)... там такая миниигра есть: надо рыбок раскрасить в зеленый, оранжевый и фиолетовый при помощи основных цветов и приз - серия мультфильма, где лунтик цвета смешивает.
                              сегодня начали кукольный театр раскрашивать с помощью гуаши на 6 цветов. понадобился оранжевый для лисы, а мне ребенка и говорит, что надо краски перемешать... потом мы еще мешали краски для голубого и светло-зеленого... ребенка в восторге!