Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

"Едим мы вместе с детьми". Воспитатель шведского детского сада рассказывает, как у них все устроено

30 сентября 2019 года

Даниэла Еквист работает с детьми уже 20 лет. Сейчас она воспитатель в одном из садов Стокгольма. Единственному сыну Даниэлы 11 лет, но она говорит, что на самом деле у нее еще 22 ребенка — по числу детей в группе. Воспитатель рассказала о шведском дошкольном образовании и о том, почему самое важное — просто следовать за ребенком.
 

Даниэла Ёквист

Хотя я не мечтала о работе воспитателя с детства, я люблю то, что делаю. Мне нравится учить, мотивировать, направлять людей. Общаясь с детьми каждый день, я начинаю лучше понимать своего ребенка. Но в то же время становлюсь невыносимым родителем: постоянно задаю своему сыну очень много вопросов.



Кто работает в шведских детских садах

Чтобы работать в детском саду, высшее образование необязательно. У нас есть временные сотрудники. Если человек хорошо себя проявит, то может получить постоянную должность. Есть еще няни. Чтобы занять эту позицию, нужно отучиться год, оканчивать университет необязательно. Работа няни подразумевает уход за детьми и занятия ранним развитием — это песни, рисование, лепка из глины.

У воспитателей есть 25 дней отпуска в год. После 40 лет добавляется еще пять дней, после 50 — еще пять

Мои обязанности заключаются в том, чтобы направлять группу, следить за тем, чтобы каждый ребенок развивался и двигался вперед, получал то, что ему необходимо, и чтобы каждый родитель был в курсе происходящего. Я могу давать указания и советы другим воспитателям, направлять их, распределять обязанности.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Также у меня есть обязанности за пределами группы, так как я еще педагог-руководитель. Я могу помочь своим коллегам, если они, к примеру, оказались в ситуации, когда не знают, как поступить с отдельным ребенком, как вести себя с группой детей, или если они потеряли вдохновение. В этих случаях я могу помочь: делюсь своими знаниями, мотивирую, подсказываю.

Обычно все воспитатели очень организованны. Не обязательно каждый, но большинство из нас именно такие: мы любим структурировать занятия и умеем наслаждаться повседневными обязанностями.

Каждый день отличается от предыдущего, но у учителя должна быть некоторая база ежедневных практик. Это должно нравиться человеку, который работает в детском саду. Одновременно воспитатель должен быть креативным.

Работая в детском саду, ты получаешь не так уж много денег и у тебя не слишком много свободного времени. Но, на мой взгляд, нужно уметь наслаждаться особыми моментами с детьми. Нужно ценить возможность быть в моменте, анализировать и размышлять о том, что ты делаешь.

Как здесь воспитывают детей

Существуют разные подходы к процессу обучения. Новый подход заключается в том, чтобы следовать за ребенком, слушать его, пытаясь понять, в чем он на самом деле заинтересован.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Услышать детей — это действительно непросто. Вот, к примеру, дети во что-то играют (допустим, строят). Я смотрю на них, слушаю их разговор и анализирую: «Почему они играют именно в это? Что они развивают в себе, что изучают в этот момент игры?» Возможно, они сначала что-то строят, а потом разрушают и таким образом изучают гравитацию. Учителю нужно быть бдительным, успеть увидеть и понять — ага, их интересует гравитация! И дальше можно взять материалы, придумать занятие на эту тему.

Когда дети знают, что воспитатель их слушает, ценит их слова, — тогда они сами следуют за ним. Так работает другой тип лидерства: «Нет, не ты должен меня слушать. Это я должна слушать тебя».

Я буду слушать, буду брать твои идеи и делать так, чтобы они расцвели. Во многом это просто другая философия

Я работала с педагогами старше меня, которые придерживались иных взглядов на процесс обучения. Но мне все-таки кажется, что людей — и, в частности, детей — можно узнать намного лучше, если их слушать, следовать им и ценить их такими, какие они есть.

Конечно, мы устанавливаем границы — например, детям нельзя рисовать на стенах. Но мы не говорим, что ребенку обязательно нужно написать такую-то букву или прочитать что-то. Нет. Главное — быть хорошим человеком, с уважением относиться к другим. То, как мы общаемся с детьми, отражается на всем обществе. Швеция становится все более мультикультурной. Нам нужно, чтобы нас принимали, и мы должны уметь принимать других, быть способными интегрироваться. Чтобы в стране все работало правильно, нам нужно учить детей взаимодействовать друг с другом.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Возможно, со стороны наш подход выглядит очень свободным, но у нас есть учебный план и методические рекомендации. Там написано всё, что мы должны делать, прописаны обязанности каждого сотрудника. Методички обновляются примерно раз в десять лет. Они находятся в свободном доступе, любой может с ними ознакомиться. Нынешние рекомендации совсем новые, начали действовать только этим летом. Подразумевается, что такой подход применяется в каждом детском саду Швеции. Но я не знаю, так ли это на самом деле.

Сколько человек должно быть в группе и другие правила

В Швеции стремятся к тому, чтобы все детские сады были одного уровня и все дети могли получить одинаковое образование. Но, конечно, есть разные учреждения, например, сады, где дети весь день проводят на улице, есть сады с уклоном в методику Монтессори.

Деятельность детсадов регулируется коммуной. Родители платят за них в коммуну, которая потом выделяет нам финансирование, и поэтому там хотят знать, насколько хорошо мы выполняем свою работу. Поэтому в Швеции существует SKA — systematiskt kvalitetsarbete — это что-то вроде отчета, который мы делаем раз в год.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Сейчас группы в детских садах очень большие. Десять лет назад было намного меньше детей — от 12 до 15 человек. Это на трех воспитателей. Я думаю, что это оптимальное количество. В моей группе 22 ребенка, а в некоторых число детей доходит до 27. На мой взгляд, это слишком много.

Департамент образования советует, чтобы в группе было около 15 детей. Но это лишь рекомендация. Ей сложно следовать, потому что этот вопрос связан с финансами. Ведь мы полагаем, что делаем свою работу хорошо, и поэтому хотим получать достойную зарплату. А для этого мы должны принимать больше детей.

Воспитатели работают по восемь часов в день. Самое активное время — с девяти утра до трёх часов дня

Это время, когда вся группа в сборе. После трех часов детей уже начинают забирать. Сколько времени проводит ребенок в детском саду, зависит от потребностей родителей. В основном сады открыты с шести утра до шести вечера. Но всегда есть еще люди, которые работают в больницах, пожарные, полицейские, и им необходимо, чтобы за их детьми присматривали целый день или даже ночью. Такие сады есть, хоть не во всех районах.

В течение дня у воспитателей есть 30 минут перерыва. Часть своего времени я работаю вне группы — занимаюсь планированием или встречаюсь с другими воспитателями. У нас есть комната для отдыха. Во время перерыва мы идем туда или же на улицу, прогуляться. Эти 30 минут отдыха не для обеда — едим мы вместе с детьми. Это называется «педагогический ланч»: мы обедаем и одновременно учим.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Мы говорим с детьми об окружающей среде, о том, что у нас в тарелках. Развиваем социальные навыки за столом: как разговаривать друг с другом, как слушать друг друга. А, например, накрывать на стол — значит, изучать арифметику. Дети считают, сколько нужно вилок, ножей, тарелок, стаканов, и так учат цифры.

Как воспитатели общаются с родителями

Мы используем для игр и занятий самые разные материалы. Разукрашенные макароны, скорлупу от орехов, пробки от бутылок, шурупы, фантики от конфет. Читаем не только бумажные книги, но и электронные, на iPad. На нем установлены некоторые приложения — например, пианино или логические задачки.

В методичках сказано, что родители должны участвовать в процессе обучения. Для этого мы проводим родительские собрания. На них мы рассказываем о своих целях и достижениях.

Мы предлагаем родителям порисовать или сделать поделки — чтобы они сами, своими руками почувствовали материалы, с которыми работают их дети

Собрания проводятся дважды в год — осенью и весной. Кроме того, раз в год мы встречаемся отдельно с родителями каждого ребенка и разговариваем только о нем, о его развитии.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Период адаптации к детскому саду обычно составляет две недели. Первые три дня ребенок приходит вместе с родителем. Но количество таких совместных дней зависит от ребёнка: если ему нужно больше времени, то, конечно, родитель может приходить и дольше. Однако чаще всего трёх дней достаточно. В это время мама или папа наблюдают за всем, что здесь происходит, с утра до вечера. Таким образом у нас есть возможность показать и объяснить родителям, как и что мы делаем. Большинство мам и пап имеют свое мнение насчет разных аспектов воспитания. И благодаря этому адаптационному времени нам проще донести до них свою точку зрения.

Если ребенок скучает по маме или папе, мы с ним разговариваем. Если ребенок упал и ударился, мы его обнимаем или спрашиваем, можно ли его обнять, хочет ли он посидеть на коленях. Иногда ребенок хочет побыть один, потому что испытывает злость, — это нормально. Ситуации с истериками случаются редко, но бывают. В любом случае мы всегда стараемся проговорить, что ребенок чувствует. Детям важно проживать эти эмоции.

Источник: mel.fm

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас