Сейчас на сайте
Акции и события
"На здоровье ребенка экономить нельзя". Как выбрать школьную обувь* Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске*
Все о детях
Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки
Это интересно
«Ела килограммами». Многодетная мама открыто рассказывает, как стала «женщиной в теле» "Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Готовимся к школе
Если 1 сентября навевает тоску. Как адаптировать себя и ребенка к школе Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Как сделать жизнь с детьми проще и не покупать мусор. Рассказываем про философию «ноль отходов»

22 июля 2019 года
33

Сегодня многие стремятся к минимализму, чтобы в доме было как можно меньше вещей и больше воздуха. Иногда к такой философии примешивается экологическая составляющая, ведь чем меньше мы покупаем, тем меньше мусорим. Беа Джонсон написала книгу “Дом без отходов”, в которой поделилась опытом своей семьи, как сделать жизнь проще и не покупать мусор.  C разрешения издательства "Попурри" делимся фрагментом, который касается воспитания и ухода за детьми, выбора игрушек и их организации.
 

Источник фото: pixabay.com
 

— Жизнь в стиле «ноль отходов» подразумевает отказ от перепотребления и, следовательно, снижает расходы семьи. Что позволяет проводить меньше часов в офисе и уделять больше времени семье, а еще готовить больше домашних блюд. Чтобы приспособиться к новому быту и найти баланс между истинными потребностями и финансовым благополучием, потребуется время. Но в конечном итоге стремление к простоте сэкономит вам немало сил и средств.



Сокращение потребления замедлило темп нашей жизни, а появившееся благодаря ему свободное время полностью изменило мои отношения с детьми. Спокойная жизнерадостная мама пришла на смену суетливой и вечно уставшей, какой я была совсем недавно. Конечно, бывают и исключения, но в целом я стала принимать решения продуманно, а не импульсивно. 

Наш путь к быту без отходов был постепенным, и дети даже не заметили многих изменений, пока мы на них не указали. Мы едим, играем, работаем, спим, а иногда ссоримся, как и все. Мы отличаемся только тем, что каждый день помним о принципах «ноль отходов». И они помогают нам поддерживать прочные семейные узы и вместе преодолевать препятствия. 

Я не знаю, будут ли дети бунтовать против нашей системы воспитания (как это делает большинство подростков) и/или придерживаться тех же правил, когда покинут наш дом. Но я уверена, что они усвоили наши этические принципы.

ИГРУШКИ

Если нет никаких ограничений, то дом, в котором живут дети, быстро заполнится игрушками до потолка. Их количество легко выходит из-под контроля и продолжает множиться не только в детских комнатах, но и в гостиной, коридоре, ванной, гараже и, конечно, в саду.  Кто на самом деле виноват в беспорядке? Дети, которые разбросали игрушки, или родители, которые впустили так много хлама в дом?
 

Источник фото: pixabay.com
 

Помню, как однажды дети проигнорировали мою просьбу навести порядок в своей комнате и даже не двинулись с места, чтобы собрать разбросанные вещи. Я сгребла все добро в одну большую кучу, принесла мешок для мусора и, медленно считая до трех, стала отправлять в него игрушки по одной. Я использовала этот радикальный метод всего несколько раз, и каждый раз он действовал безотказно. Дети бросались наперегонки раскладывать вещи по местам. С тех пор как мы перешли к жизни без мусора, мне не приходилось задействовать этот метод. Мы стали жить проще.

У обоих мальчиков небольшое количество игрушек, которые можно прибрать легко и быстро. Благодаря этому дети сами пришли к выводу, что уборка — не «ужасная повинность». Так было налажено систематическое и безболезненное наведение порядка в доме. Думаю, что для мальчишек это было самым очевидным преимуществом новой жизни.

Чтобы в доме всегда царил порядок и было не страшно поскользнуться на разбросанных по всему полу кубиках, давайте упорядочим игрушечный хаос. Сначала определим, какая игрушка имеет право на жизнь в нашем доме, затем — от каких мы избавимся.

Выбор

Игрушка игрушке рознь. Одни игрушки способствуют развитию, другие — практически нет. Парадоксально, но то, что магазины предлагают нашим детям как «развивающее», чаще всего таковым не является. Самая простая вещь, например, коробка, способна пробудить в ребенке воображение. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Несложные игрушки, если к ним что-нибудь приделать или прикрутить, становятся поводом для открытий. Понаблюдайте за детьми. Дайте им покопаться в контейнере для сбора вторсырья — и они сразу начнут мастерить, дайте кусок ткани — придумают новые модели одежды, укажите на кучу веток и сучьев в саду — построят необычное убежище, отдайте старые кастрюли — откроют свой первый ресторан, а крышки от кастрюль превратятся в музыкальные инструменты тут же созданной рок-группы.

При разборе контейнера с игрушками не забывайте о возрасте и потребностях ребенка. Отдайте предпочтение простым, способствующим развитию игрушкам из естественных материалов.

  • Для креативности — строительные кубики и поделочный материал.
  • Для фантазии — фигурки домашних животных и людей.
  • Для подражания — забавная одежда, шляпки, сумки, перчатки, туфли на шпильках, тряпичные куклы и кухонная утварь.
  • Для чувства ритма — губная гармошка, погремушки, треугольник, ручные барабаны, металлофон и блокфлейта.
  • Для социальных навыков — настольные игры, игральные карты, «Микадо», домино, пазлы, куклы, стройматериалы.
  • Для игр на свежем воздухе — канат, шины или деревянные качели, велосипед, кожаные мячи, скейтборд, металлические ведерки и лопаты, рыболовные снасти.

Избавляясь от лишних игрушек, будьте честны с собой и не забывайте о потребностях ребенка. 

  • Нередко сломанных игрушек и тех, из которых дети давно выросли, в доме не меньше, чем игрушек в рабочем состоянии. Машинки без колес, настольные игры с недостающими деталями, куклы без голов — все это смешано в одну пеструю кучу с хорошими игрушками. Что делать? В одну сторону отложите игрушки, которые соответствуют возрасту вашего ребенка. Те, из которых дитя уже выросло, стоит подарить друзьям. Сломанное сложите в мешок для вторсырья или мусора.
  • Доверху набитая игрушками коробка напоминает переполненный гардероб. Чрезмерное разнообразие парализует способность принимать решения, и ребенок обычно берет играть одно и то же. Расспросите ребенка о его самых любимых игрушках. Менее интересные отложите, чтобы позже их вновь добавить в коробку, остальные подарите друзьям или обменяйте на что-то новое.
  • Чтобы привить любовь к чтению, мы заполняем детские комнаты неимоверным количеством книг, из которых наши дети быстро вырастают, а полки потом годами прогибаются под их тяжестью. Оставьте энциклопедии и сказки на сон грядущий. За остальным сходите в местную библиотеку. Она будет лучшим хранилищем книг вашего ребенка и предложит ему более обширный выбор литературы. Если бы мы покупали все книги, которые наши дети прочли за последние годы, наше финансовое положение сильно пострадало бы.
  • Избавьте себя от чувства вины перед дарителями и не обращайте внимания на цену только что вскрытого, но не вызвавшего у ребенка никакого интереса подарка. Руководствуйтесь сегодняшними потребностями и пожеланиями ваших детей.
  • Покупка однотипных вещей — это не только верх материализма. Большие коллекции собирают невероятно много пыли. Может быть, пора продать коллекцию, а вырученные деньги потратить на другое любимое занятие?
  • Некоторые игрушки занимают слишком много места, которое можно использовать лучше. Например, стол для железной дороги — вроде бы неплохое украшение детской. Но это громоздкая конструкция с высокими стенками, которая мешает ребенку создать собственное игровое пространство. В детской обязательно должно быть пространство для разных игр.
  • Презенты с мероприятий, как правило, долго не живут. Это одноразовые мелочи, рассчитанные на мгновенный бурный восторг, а потому быстро ломаются. Дети этого не понимают, и вид сломанного подарка вызывает у них слезы. Соберите все старые подарки, которые у вас сохранились, и продайте. 
     

Источник фото: pixabay.com
 

Наведение порядка

Итак, мы отсеяли нежелательные игрушки. Пришло время организовать оставшиеся так, чтобы они были легкодоступны и при этом не доставляли лишних хлопот при уборке.

1. Разложите игрушки по группам: куклы, музыка, настольные игры, костюмы, кубики.

2. Подберите для каждой группы подходящий по размеру прозрачный контейнер.

3. Подпишите каждый ящик. Для маленьких детей наклейте на ящик картинки, которые помогут отыскать нужное. Отличительным знаком могут служить выдвижные петли разного цвета.

4. Не увеличивайте количество контейнеров. Придерживайтесь правила «если один пришел, то другой ушел».

5. Обращайте внимание на соответствие игрушек возрасту. Если заметили, что ребенок их перерос, подарите, обменяйте или продайте, чтобы купить подходящую, необязательно новую, замену. 

6. Чтобы оградить семью от материальных праздничных подношений, предупредите бабушек, дедушек и друзей о том, что вы боретесь с лишними вещами. 

7. Научите ребенка вежливо отказываться от подарков.

ГАРДЕРОБ

Я выяснила, что для моих детей минималистичный гардероб — такое же спасение, как и скромный набор игрушек. Несколько лет назад у детей одежды было в три раза больше, и каждые выходные почти все эти вещи оказывались в стирке. 

Всю неделю, пока они проливали воду на грудь и капали сок на штаны, шкаф снабжал их свежими футболками и шортами. Не все грязные вещи находили дорогу к бельевой корзине, большая часть оставалась валяться там, где мальчишки переодевались. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Куртки и шапки исчезали куда быстрее, чем я созревала для похода в магазин за новыми. Казалось, будто шкаф предназначен для выдачи одноразовых вещей. 

Теперь в распоряжении моих мальчиков скромный гардероб. Так что в течение недели они сами отвечают за свои вещи, а значит, относятся к ним аккуратнее и ответственнее, не допуская случайных потерь. Благодаря ограниченному запасу одежды мальчики стали собираться быстрее, без долгих раздумий над выбором. Да и куртки почти перестали теряться (во всяком случае, не так часто, как раньше). Сокращение гардероба заметно снизило объем стирки и закупки.

Чтобы сформировать небольшой, но эффективный детский гардероб, следует:

  • Точно выяснить, какое количество одежды, подходящей по размеру и активности жизни, требуется на неделю.
  • Оставить самые актуальные и, конечно, любимые вещи.
  • Выбирать вещи темных расцветок, они отлично маскируют всевозможные пятна. 
  • Объяснить ребенку, что переодеваться удобнее возле корзины с грязным бельем, чтобы потом не натыкаться на кучи разбросанных по полу вещей.
  • Поставить две корзины — для темной и светлой одежды, чтобы сэкономить время на сортировке белья.

Не забудьте про список покупок! Если дети желают выглядеть стильно, прихватите их с собой. Пусть выберут из доступного что-то по своему вкусу и, самое главное, получат полезный навык на будущее. 

Предлагаю ознакомиться с содержимым шкафов моих сыновей.

  • Осень/зима: четыре пары брюк, семь водолазок, одна рубашка, одна пижама с длинными штанами, одна шерстяная шапка, пара перчаток.
  • Весна/лето: четыре пары шорт, семь футболок с коротким рукавом, одна футболка-поло с воротничком, одна тенниска с воротником на пуговицах, одни плавки, несколько пар шлепанцев, одна пижама с шортами, бейсболка.
  • На весь год: семь пар носков, семь пар трусов, несколько пар спортивной обуви, одна толстовка, одна ветровка из водоотталкивающей ткани, один пуховик и рюкзак.

ШКОЛА

Мне кажется неправильным то, что у большинства родителей начало учебного года ассоциируется исключительно с покупкой дюжины тетрадей с супергероями последнего летнего блокбастера и большой упаковки одноразовых ручек, чтобы заполнить новенькие рюкзаки. Ведь возвращение в школу — это встреча старых и новых друзей, обмен творческими идеями. Почему марафон по магазинам с длинным списком необходимого заменил все остальное — от кулинарных экспериментов со школьными ланчами до выбора новых активностей для детей?

Было бы здорово, если бы, составляя списки покупок для родителей, учителя ограничивались необходимым минимумом. Но пока это лишь мечты. В любом случае я советую оптимизировать список покупок. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Посмотрите, что еще осталось с прошлого года, и берите только то, что действительно необходимо. Скорее всего, у вашего ребенка сохранилось много маркеров и карандашей. Вместо одноразовых салфеток включите в список многоразовые, которые обычно есть дома. Некоторые вещи можно “купить” в домашнем офисе. Такие пункты, как «один черный карандаш», скорее всего, вы найдете его в ящике письменного стола.

Ланч

Многие родители относятся к приготовлению ланча дома как к ужасному неудобству и потере драгоценного времени. Стоят ли обеды с собой затраченных усилий?

Мое мнение — домашняя еда крайне важна для сокращения отходов и семейных трат, это правильная замена готовым наборам, предлагаемым в школе. В современном обществе легче легкого заработать избыточный вес и диабет, а домашний ланч дает родителям возможность проконтролировать здоровое питание детей. 

Мои сыновья следуют простым правилам приготовления здорового обеда. Они комбинируют продукты одного типа, а не удваивают их количество. Все продукты мы покупаем без упаковки и по возможности органические. Вот список ингредиентов, которые мы используем для школьных ланчей:

1. Зерновые (лучше из цельнозерновой пшеницы): багет, фокачча, булочки, бублики, лапша, рис, кус-кус.

2. Овощи: салат, томаты, маринованные овощи, авокадо, огурцы, брокколи, морковь, паприка, сельдерей, сладкий горошек.

3. Белок: мясная нарезка, оставшееся с ужина мясо или рыба, крабы, яйца, тофу, орехи, ореховое масло, бобы, горох.

4. Кальций: йогурт, сыр, темнолистовые овощи.

5. Фрукты: свежие фрукты или ягоды, яблочный мусс домашнего приготовления, сухофрукты.

6. На перекус: свежие или сухие фрукты, йогурт, попкорн, домашний кекс, орехи, мюсли или какая-нибудь необычная закуска из отдела с развесными продуктами.

Внеклассные занятия

Сейчас записывать детей на массу внеклассных занятий стало обычным делом. Почему мы так пристально следим за их свободным временем? Извлекают ли они из этого пользу?

За стремлением записать ребенка на все кружки кроется целый клубок родительских чувств. Это может быть надежда раскрыть ранний талант сына или дочери, желание подтолкнуть к борьбе за достижения, сожаления о собственных детских мечтах, которые не удалось реализовать. А еще примесь неуверенности в себе, которую мы испытываем, наблюдая, как загружены другие дети, и страха, что мы делаем недостаточно, чтобы раскрыть потенциал ребенка. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Свободная игра позволяет детям больше времени проводить на свежем воздухе, наслаждаться природой, развивать воображение, создавая свой мир, и, главное, самостоятельно определяться, кем они хотели бы стать, без оглядки на родительские требования и надежды. Игра дает детям возможность развиваться в собственном ритме и обрести свою индивидуальность. Когда им выпадает случай поскучать, они находят способы занять ум, решить свои детские проблемы и просто побыть в мире, где от них ничего не ждут, где они сами определяют свои возможности, ограничения и достижения.

Мы, родители, всегда хотим дать детям лучшее, и нам никто не мешает воспитывать их по своему разумению. Я лишь отмечу, что нашей семье жизнь в стиле «ноль отходов» принесла куда больше, чем просто отсутствие мусора. Надеюсь, что и другие семьи найдут баланс между организованными занятиями и свободной игрой.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас