"Все намного проще, чем я думала". Мама с травмой спинного мозга рассказала, как родила двоих детей
В последнее время все чаще можно услышать от современных мам, что родительство – тяжелое бремя, ведь с рождением ребенка появляется так много забот и хлопот. Что уж говорить о мамах с травмой спинного мозга, которые могут передвигаться только на инвалидной коляске? Но многие из них, наоборот, полны оптимизма, как шведка Нора Сандхольт. На встрече в Минске она поделилась опытом, как рожают и растят детей колясочники в Швеции.
- Я получила травму спинного мозга в 11 лет. Конечно, мне было страшно и непонятно, как жить дальше. Я долгое время не хотела вообще общаться с такими же, как я. Только через лет двадцать я стала налаживать связи с колясочниками из Швеции, ведь нам было что обсудить.
Задумываться о беременности я стала около 25 лет, в это время я уже пять лет как жила с парнем. Я стала интересоваться этим вопросом у своего реабилитолога. Она обрисовала мне общую картину с достаточно позитивной стороны, но ответы на конкретные вопросы я так и не получила. Однако, настроившись оптимистично, мы с мужем решили завести ребенка.
Для секса нет преград
Я планировала беременность, но к врачам до зачатия мы не обращались. Зачатие происходило естественным путем. Хочу заметить, что обычно у женщин со спинальной травмой нет проблем с зачатием ребенка. Да и у меня частичная парализация, я могу двигать ногами и даже стоять у опоры. Потому нет никаких преград сексуальным отношениям!
Конечно, из-за травмы были определенные сложности во время беременности. Мне пришлось на ранних сроках отказаться от таблеток, которые расслабляли мускулатуру мочевого пузыря. В принципе, это не стало для меня большой проблемой. У меня пару раз была инфекция мочевыводящих путей (это очень частое явление у женщин со спинальной травмой), я принимала антибиотики.
Проблемы настолько «мизерные», что и проблемами их не назвать
В Швеции обычным явлением является то, что женщины очень поздно обращаются к врачам по поводу беременности или даже вообще не посещают врачей до родов. У нас есть специальные центры материнства, куда можно обратиться и проконсультироваться у медсестры.
Когда я обратилась в такой центр, то медсестра не смогла ответить на мои вопросы, и я стала спрашивать у таких же женщин, как и я. Они мне посоветовали врача, которая сталкивалась с ведением беременности у женщин с травмой спинного мозга. Причем я ездила к ней лично только примерно три раза за беременность, а рекомендации и назначения она давала удаленно, например, назначала лекарство по сделанным анализам.
Да, у меня отекали ноги, плюс во время беременности мне было уже сложно управлять ногами, потому что у меня и так были слабыми мышцы ног. После родов мне понадобилось 1,5 года, чтобы снова научиться стоять. Но, мне кажется, что это такие мизерные проблемы, что и проблемами их назвать сложно. Для меня беременность прошла достаточно легко. У моих «нормальных» подруг во время беременности было намного больше осложнений, чем у меня.
Как к беременности относились окружающие?
Все хлопали в ладоши и говорили мне: «Поздравляем!». Конечно, я волновалась, что будет какое-то предвзятое отношение ко мне, но произошло все совсем иначе.
Родила я первую и вторую дочь естественным путем на 37-38 неделе. Как я поняла, что рожаю? У меня отошли воды. Роды у меня принимал акушер в обычной клинике, который и вел мою беременность.
В Швеции женщины с травмой спинного мозга рожают в обычных клиниках, специализированных центров у нас нет. Мне кажется, неправильно, чтобы женщины со спинальной травмой рожали в отдельных больницах. Не стоит их ограждать от обычных женщин! Просто нужно, чтобы были специализированные врачи или кабинеты для колясочников.
Инвалидность и новорожденный ребенок: как справиться?
У меня просто «фантастический» муж, который не только присутствовал на родах и поддерживал меня, но и очень помогал первое время с ребенком. Мы с мужем – одна команда, потому он знал, когда и чем мне нужно помочь. У нас в Швеции очень распространено, что папы не только часто присутствуют на родах, но и активно участвуют в воспитании детей и даже сидят в декрете.
Особых проблем в уходе за ребенком у нас не было, потому что всегда можно найти решение из сложившейся ситуации. Например, вместо коляски я часто возила ребенка на руках и коленях: совсем малыша – в слинге, а постарше – просто на коленях.
Кроме того, есть много всяких идей по поводу детской кроватки, пеленального столика и коляски, которые могут значительно облегчить жизнь маме со спинальной травмой.
Какая помощь от государства нужна, чтобы женщины с инвалидностью могли стать мамами?
Мне кажется, что государство не должно создавать специальных условий в плане центров, потому что не стоит ограждать таких женщин от других. Они должны быть максимально интегрированы в имеющуюся систему: посещать тех же врачей, что и обычные женщины, рожать в обычных клиниках.
О чем следует позаботиться государству, так это о том, чтобы врачи стали более компетентными в сфере ведения беременности и родов у женщин с травмой спинного мозга. Но и тут я хочу сказать, что сами мамы должны узнать максимум о своей травме и последствиях для организма, а потом требовать от врача, чтобы он разобрался с этими вопросами.
Что касается моего опыта, оказалось, все намного проще, чем я думала. Теперь я знаю, что не надо отказываться от материнства, думая, что это будет борьба. Да, это будет борьба, но не из-за травмы.
Найти подробную информацию для людей с травмой спинного мозга, которые хотят стать родителями, можно на сайте www.mamapapa.by, созданном «Республиканской ассоциацией инвалидов-колясочников». Семинар в Минске с участием активистки ассоциации “Спиналис” Норы Сандхольт был организован Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси.
Ирина Ивлиева
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!