Сейчас на сайте
Все о детях
Самые крутые площадки Минска, где дети готовы играть сутками Подборка летних имен для мальчиков и девочек «Не удивляюсь, когда дети сдают родителей в дом престарелых». Об украденном детстве
Это интересно
Перекус за 50 копеек! Готовим вкусные пирожки для большой компании Чего ни в коем случае не должно быть в составе косметики? Что почитать летом? Список нескучных книг для детей и подростков Крутые идеи для бизнеса, которые предлагают подростки
Фотофакт
Фотограф отправил мужчин на кухню, чтобы те почувствовали "сексистский яд на себе"
Здоровье
"Контейнерные дети": как автокресла/люльки/коляски могут замедлить развитие ребенка
Женский мир
«Прижгла эрозию и намучилась в родах». О диагнозе, который живет только в стенах поликлиники
Психология и воспитание
Что делать, если ребенок не дотягивает до «нужного» стандарта? Может ли детям стать плохо от переживаний?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"Подарки расцениваются как взятки". Почему многодетная мама отказывается собирать деньги в саду и школе

08 апреля 2019 года
150

Сегодня модно водить детей с 3 лет на английский, спрашивать в родительском чате домашнее задание чуть ли не до 11 класса и жаловаться на несамостоятельность детей. Юлия Егорова, мама пятерых детей, поделилась с Ребенок.BY своим опытом, как научить детей нести ответственность за поступки и быть самостоятельными. Юлия рассказала, с какого возраста у детей в их семье появляются мобильники, на какие "развивашки" ходят ее дети и почему она не участвует в сборах денег на подарки учителям.

 

Источник фото: архив героини

Распределение ролей

В семье папа много работает, а мама занимается исключительно воспитанием детей. Такое распределение ролей всех устраивает. 

-  Когда мы с мужем принимали решение, что у нас будет многодетная семья, мы понимали, что кто-то из нас должен будет только работать на обеспечение этой многодетной семьи, а кто-то будет заниматься детьми.  По этой причине я не работаю, а муж постоянно в делах, он не в курсе всех оценок детей, но вникает во все важные вопросы.



До школы дети должны только играть

Юлия уверена, что до школьного возраста  дети должны только играть, быть здоровыми и радовать своих родителей, а любые кружки по раннему развитию - это лишнее. Но при условии, что родитель уделяет ребенку время: играет с ним в ролевые игры, читает книги, рисует, лепит и т.д. Если родитель работает и ребенок ходит в детский сад, все это можно делать вместе с воспитателем, плюс есть музыкальные и физкультурные занятия.

- До школьного возраста я выбираю только спортивные и танцевальные занятия, где важно не упустить детскую гибкость, растяжку. С моим количеством детей кружки и секции приходится выбирать поближе к дому. Я рада, что мы живем в центре города, где многое в шаговой доступности.

Юлия считает, что детство - это время беззаботности, и его не грех продлить, поэтому дети в семье не идут в школу с 6 лет. 
 

Источник фото: архив героини

В школьные годы дополнительные занятия необходимы

Многодетная мама считает, что в школьном возрасте нужны дополнительные занятия, особенно если есть ярко выраженные способности или большой интерес к какому-либо занятию. Важно, чтобы ребенок отдохнул и отвлекся от учебы, а также заполнил свободное время чем-то интересным.  

- Я обязательно спрашиваю мнение ребенка, чем бы он хотел заниматься, по каким дням и в какое время. Мы все планируем вместе. Не беда, если выбранное направление через какое-то время станет неинтересным, можно попробовать что-то новое. Заставлять детей ходить туда, куда хочется мне, не пробовала, это бесполезно, на мой взгляд. Нужно пообщаться с ребенком в дружеской атмосфере, найти мотивацию, убеждения. Если и после этого у ребенка не появилось желания заниматься каким-то делом, значит, время для него еще не пришло. Право каждого ребенка - делать свой выбор, иметь свое мнение, интересы, взгляды, а потом нести за это решение ответственность.

Отношение к гаджетам

Дома у Юлии нет планшетов, есть ноутбук для того, чтобы старшие школьники готовили презентации, доклады и научные работы.

- Больше ни у кого он не вызывает интерес. У старшего сына есть X-box, и, представьте себе, мы с ним, бывает, вместе садимся: он играет, рассказывает мне о событиях в игре, а я наблюдаю и слушаю. Более того, мы вместе выбираем игры в его коллекцию, их немного, они все сюжетные, как фильмы. Это ценное времяпрепровождение, располагающее к искренности и доверию.

Мобильные телефоны у детей в семье появляются ближе к 4 классу. Младшие школьники всегда с мамой, она их отводит в школу и забирает, отводит по кружкам, поэтому в мобильной связи нет необходимости. А вот когда ребенок сам начинает передвигаться по городу, телефон необходим.
 

Источник фото: архив героини
 

- Для старших детей телефон - это возможность выйти в интернет и пообщаться. Бывают, конечно, ситуации, типа очереди в поликлинике, когда ребенок смотрит мультики, не вижу ничего плохого в такой ситуации. Современный мир уже трудно представить без смартфонов, главное, чтобы дети их использовали с умом, под контролем и с ограничениями.

Не выучил урок – получи плохую оценку

Юлия активно участвует в школьной жизни детей до конца 4 класса, а дальше - это ответственность ребенка.

- Первые 4 класса мы вместе делаем уроки, я помогаю, проверяю, учим стихи, даю дополнительный материал, контролирую дневник, при необходимости собираю портфель. Постепенно подвожу к тому, что в дальнейшем учебой ребенок будет заниматься самостоятельно. Пятый класс - этап привыкания, адаптации, самостоятельной работы под моим присмотром и незаметной помощи. А дальше - это ответственность ребенка. Участвую только, если ребенок этого просит. Не сделал домашнее задание, не подготовил работу, не принес нужный материал, учебник, физкультурную форму - получи плохую отметку, пробел в знаниях. Получил хороший результат в работе, в конкурсе, олимпиаде, похвалу - будь счастлив, доволен и горд собой.

Когда с детства даешь детям делать выбор самостоятельно, то и в дальнейшем собственное отношение, ошибки, результаты они записывают на свой счет и полностью несут за это ответственность.

 

Источник фото: архив героини

За оценки не ругаю

Юлия не ругает детей за оценки в школе. Она уверена, что ученик получает тот балл, на который он «наработал» в данный момент.

- Устраивает полученная оценка - ок! Если хочешь оценку выше - потрудись сделать работу над ошибками, поработай над материалом и получи отметку лучше. Нашим детям стыдно перед собой и учителем, когда знания по предмету есть, но невнимательность, несерьезность, лень победили. Другое дело, если предмет не дается, неинтересен (такое тоже может быть) и выше 5-6 баллов получить не получается. Так у нас было с математикой у дочери: и помогали, и объясняли, и ходили на дополнительные занятия, но выше головы не прыгнешь. Тут важно не списывать, не пользоваться шпаргалками, подсказками. Получила 5-6, но зато сама и своей головой.

Сборы денег в школе - без меня!

Юлии нет в родительских чатах по сбору денег, она уверена, что в стране с бесплатным образованием такие сборы незаконны. 

- С первым ребенком, который уже закончил школу, я была и в чате, и в родительском комитете, и в попечительском совете школы. Пройдя через все это, могу сказать - это бесчувственная, безмозглая, жадная и обнаглевшая система-машина. Когда одни требуют, а другие подчиняются. Первые не имеют никаких прав, полномочий и оснований, а вторые не имеют своего мнения, характера, силы духа и смелости.
 

Источник фото: архив героини
 

Я считаю, раз наше образование бесплатное, собирать деньги - незаконно, это уже коммерция. Предоставьте договор с пунктами, за что и сколько нужно заплатить, обязательствами сторон и штрафными санкциями. Подарки для работников школ/садов могут расцениваются как взятка. Подарки для детей на все возможные праздники - вообще глупость. Нормально поздравить учителя букетом цветов на его профессиональный праздник - День учителя, тут соглашусь. А остальные праздники можно отмечать творчеством и самодеятельностью, задействовать класс-школу. 

Мнение других родителей неинтересно 

Несмотря на отказ участвовать финансово в поздравлениях учителей на всевозможные праздники, Юлия не замечала косых взглядов в свою сторону и плохого отношения к ее детям.

- Если честно, мне совсем неинтересно мнение обо мне родителей. Надеюсь, что меня воспринимают как личность и человека со своим мнением, с которым приятно и интересно поговорить, а не как финансовую единицу. Я абсолютно спокойно и четко объяснила свою позицию, попросила не добавлять меня в группы с финансовыми вопросами. Возможно, имеет значение то, что мы многодетные. Может быть, будь у нас один ребенок, я бы почувствовала какое-то негативное отношение к себе от других родителей. Но я не ощущаю какого-либо негатива, на мое «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания» никто не отворачивается и не молчит.

Я очень надеюсь, что «родительская щедрость» наконец-то обретет границы, потому что пока родитель готов на все, просьбы и аппетиты только растут.

Родителям не стоит вмешиваться

Юлия уверена, что школьная жизнь - это жизнь детей и учителей, куда родителям по возможности не стоит вмешиваться.

- Вопросы, которые меня интересуют, я задаю учителю или воспитателю напрямую. Есть чаты, которые создали сами учителя и там пишут важную информацию. Я посещаю родительские собрания в начале года, где знакомят с планами на учебный год, и в конце года, где обсуждаются результаты. Ни в одном родительском чате не обсуждают учебный процесс. Я не хочу вмешиваться в отношения детей и учителей, находясь дома, я не могу видеть всю картинку, поэтому всегда буду на стороне своего ребенка.
 

Источник фото: архив героини
 

Если что-то происходит совсем "из ряда вон", звонит учитель, естественно, я приеду в школу. Но всегда напоминаю ребенку, что звонок мне - это уже перебор, этого допускать нельзя, ребенок сам должен разобраться в ситуации, поговорить и извиниться, если оплошал, объясниться, если неправильно поняли, не стесняться и не бояться идти первым на разговор.

Воспитывать не трудно, трудно уделить всем внимание

Юлия проводит с детьми много времени и признается, что самое сложное - это уделить внимание каждому.

- Среди детей нет ни ревности, ни конкуренции. К чему ревновать? Они же всегда со мной. Никто ни лучше, ни хуже. Я никогда не сравниваю детей друг с другом и не ставлю им в пример одноклассников или кого-то еще.

Воспитывать пятерых детей – не трудно, трудно уделить всем внимание. Не просто для галочки, а душевно поговорить, обсудить волнующие вопросы, сходить куда-то. Наши дети не любят, когда их всех вместе собираешь. Если младшие нормально относятся к совместному походу, например, в кафе, то старшие хотят пообщаться тет-а-тет. Приходится разделяться, выстраивать график. Начинаешь чувствовать, кому сейчас внимание важнее, а кто может немного подождать.

Пока я развожу детей  в школу, кружки, они не сидят в телефонах, мы едем и разговариваем. 1,5 часа в дороге – это приличное время на общение.
 

Источник фото: архив героини
 

Все, что я рассказала о наших детях, возможно только при постоянном общении, доверии, искренности. Говорить с детьми нужно как можно чаще, обо всем, интересоваться их мнением, спрашивать у них советов, чаще бывать вместе - кино, магазин, кафе, прогулка, путешествия. Любить, хвалить, извиняться, поощрять, давать меньше нравоучений и требований, уважать детское мнение.

Дети - это личность, их характер проявляется с первых дней. И не забывайте, что «фундамент» будущего мы строим с ними вместе, например, если в семье не читают книг, а смотрят телевизор или из рук не выпускают смартфон, не удивляйтесь безграмотности в письме или косноязычию.

Безусловно, на детей тратится много времени, много детей - очень много времени. В моем случае главное - придерживаться расписания, которое я составляю на неделю-две вперед. Все должно быть логически выстроено, учтены задержки/погрешности в дороге, подобраны альтернативные варианты или замены, важна помощь старших детей и мужа. Движение - это жизнь, именно так я себя всегда подбадриваю.

Вам близок такой подход к воспитанию? Какие правила в вашей семье?



Обсуждают сейчас