Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Объявляем победителей конкурса «Время перемен»
Все о детях
«Видели ту женщину, которая несется, как лошадь?» Как ребенок ускоряет нашу жизнь
Это интересно
6 правил поведения детей в интернете. Советует эксперт по IT-безопасности Вы могли не знать: какие права и обязанности детей прописаны законом?
Школьная жизнь
«Родитель несется сам и гонит своего ребенка». Сколько кружков под силу посещать школьнику? Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм В школах просят личные данные детей и родителей. Это законно?
Спорный вопрос
Смеси только по рецепту? В России могут ограничить продажу заменителей грудного молока
Беременность и роды
Новый мировой рекорд: жительница Германии родила близнецов с разницей 97 дней Овуляция, признаки: как рассчитать и сколько длится ЭКО в Беларуси в 2019 году: где можно сделать, стоимость, льготный кредит
Личный опыт
5 советов, как выйти замуж за иностранца и не сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"Подарки расцениваются как взятки". Почему многодетная мама отказывается собирать деньги в саду и школе

08 апреля 2019 года
150

Сегодня модно водить детей с 3 лет на английский, спрашивать в родительском чате домашнее задание чуть ли не до 11 класса и жаловаться на несамостоятельность детей. Юлия Егорова, мама пятерых детей, поделилась с Ребенок.BY своим опытом, как научить детей нести ответственность за поступки и быть самостоятельными. Юлия рассказала, с какого возраста у детей в их семье появляются мобильники, на какие "развивашки" ходят ее дети и почему она не участвует в сборах денег на подарки учителям.

 

Источник фото: архив героини

Распределение ролей

В семье папа много работает, а мама занимается исключительно воспитанием детей. Такое распределение ролей всех устраивает. 

-  Когда мы с мужем принимали решение, что у нас будет многодетная семья, мы понимали, что кто-то из нас должен будет только работать на обеспечение этой многодетной семьи, а кто-то будет заниматься детьми.  По этой причине я не работаю, а муж постоянно в делах, он не в курсе всех оценок детей, но вникает во все важные вопросы.



До школы дети должны только играть

Юлия уверена, что до школьного возраста  дети должны только играть, быть здоровыми и радовать своих родителей, а любые кружки по раннему развитию - это лишнее. Но при условии, что родитель уделяет ребенку время: играет с ним в ролевые игры, читает книги, рисует, лепит и т.д. Если родитель работает и ребенок ходит в детский сад, все это можно делать вместе с воспитателем, плюс есть музыкальные и физкультурные занятия.

- До школьного возраста я выбираю только спортивные и танцевальные занятия, где важно не упустить детскую гибкость, растяжку. С моим количеством детей кружки и секции приходится выбирать поближе к дому. Я рада, что мы живем в центре города, где многое в шаговой доступности.

Юлия считает, что детство - это время беззаботности, и его не грех продлить, поэтому дети в семье не идут в школу с 6 лет. 
 

Источник фото: архив героини

В школьные годы дополнительные занятия необходимы

Многодетная мама считает, что в школьном возрасте нужны дополнительные занятия, особенно если есть ярко выраженные способности или большой интерес к какому-либо занятию. Важно, чтобы ребенок отдохнул и отвлекся от учебы, а также заполнил свободное время чем-то интересным.  

- Я обязательно спрашиваю мнение ребенка, чем бы он хотел заниматься, по каким дням и в какое время. Мы все планируем вместе. Не беда, если выбранное направление через какое-то время станет неинтересным, можно попробовать что-то новое. Заставлять детей ходить туда, куда хочется мне, не пробовала, это бесполезно, на мой взгляд. Нужно пообщаться с ребенком в дружеской атмосфере, найти мотивацию, убеждения. Если и после этого у ребенка не появилось желания заниматься каким-то делом, значит, время для него еще не пришло. Право каждого ребенка - делать свой выбор, иметь свое мнение, интересы, взгляды, а потом нести за это решение ответственность.

Отношение к гаджетам

Дома у Юлии нет планшетов, есть ноутбук для того, чтобы старшие школьники готовили презентации, доклады и научные работы.

- Больше ни у кого он не вызывает интерес. У старшего сына есть X-box, и, представьте себе, мы с ним, бывает, вместе садимся: он играет, рассказывает мне о событиях в игре, а я наблюдаю и слушаю. Более того, мы вместе выбираем игры в его коллекцию, их немного, они все сюжетные, как фильмы. Это ценное времяпрепровождение, располагающее к искренности и доверию.

Мобильные телефоны у детей в семье появляются ближе к 4 классу. Младшие школьники всегда с мамой, она их отводит в школу и забирает, отводит по кружкам, поэтому в мобильной связи нет необходимости. А вот когда ребенок сам начинает передвигаться по городу, телефон необходим.
 

Источник фото: архив героини
 

- Для старших детей телефон - это возможность выйти в интернет и пообщаться. Бывают, конечно, ситуации, типа очереди в поликлинике, когда ребенок смотрит мультики, не вижу ничего плохого в такой ситуации. Современный мир уже трудно представить без смартфонов, главное, чтобы дети их использовали с умом, под контролем и с ограничениями.

Не выучил урок – получи плохую оценку

Юлия активно участвует в школьной жизни детей до конца 4 класса, а дальше - это ответственность ребенка.

- Первые 4 класса мы вместе делаем уроки, я помогаю, проверяю, учим стихи, даю дополнительный материал, контролирую дневник, при необходимости собираю портфель. Постепенно подвожу к тому, что в дальнейшем учебой ребенок будет заниматься самостоятельно. Пятый класс - этап привыкания, адаптации, самостоятельной работы под моим присмотром и незаметной помощи. А дальше - это ответственность ребенка. Участвую только, если ребенок этого просит. Не сделал домашнее задание, не подготовил работу, не принес нужный материал, учебник, физкультурную форму - получи плохую отметку, пробел в знаниях. Получил хороший результат в работе, в конкурсе, олимпиаде, похвалу - будь счастлив, доволен и горд собой.

Когда с детства даешь детям делать выбор самостоятельно, то и в дальнейшем собственное отношение, ошибки, результаты они записывают на свой счет и полностью несут за это ответственность.

 

Источник фото: архив героини

За оценки не ругаю

Юлия не ругает детей за оценки в школе. Она уверена, что ученик получает тот балл, на который он «наработал» в данный момент.

- Устраивает полученная оценка - ок! Если хочешь оценку выше - потрудись сделать работу над ошибками, поработай над материалом и получи отметку лучше. Нашим детям стыдно перед собой и учителем, когда знания по предмету есть, но невнимательность, несерьезность, лень победили. Другое дело, если предмет не дается, неинтересен (такое тоже может быть) и выше 5-6 баллов получить не получается. Так у нас было с математикой у дочери: и помогали, и объясняли, и ходили на дополнительные занятия, но выше головы не прыгнешь. Тут важно не списывать, не пользоваться шпаргалками, подсказками. Получила 5-6, но зато сама и своей головой.

Сборы денег в школе - без меня!

Юлии нет в родительских чатах по сбору денег, она уверена, что в стране с бесплатным образованием такие сборы незаконны. 

- С первым ребенком, который уже закончил школу, я была и в чате, и в родительском комитете, и в попечительском совете школы. Пройдя через все это, могу сказать - это бесчувственная, безмозглая, жадная и обнаглевшая система-машина. Когда одни требуют, а другие подчиняются. Первые не имеют никаких прав, полномочий и оснований, а вторые не имеют своего мнения, характера, силы духа и смелости.
 

Источник фото: архив героини
 

Я считаю, раз наше образование бесплатное, собирать деньги - незаконно, это уже коммерция. Предоставьте договор с пунктами, за что и сколько нужно заплатить, обязательствами сторон и штрафными санкциями. Подарки для работников школ/садов могут расцениваются как взятка. Подарки для детей на все возможные праздники - вообще глупость. Нормально поздравить учителя букетом цветов на его профессиональный праздник - День учителя, тут соглашусь. А остальные праздники можно отмечать творчеством и самодеятельностью, задействовать класс-школу. 

Мнение других родителей неинтересно 

Несмотря на отказ участвовать финансово в поздравлениях учителей на всевозможные праздники, Юлия не замечала косых взглядов в свою сторону и плохого отношения к ее детям.

- Если честно, мне совсем неинтересно мнение обо мне родителей. Надеюсь, что меня воспринимают как личность и человека со своим мнением, с которым приятно и интересно поговорить, а не как финансовую единицу. Я абсолютно спокойно и четко объяснила свою позицию, попросила не добавлять меня в группы с финансовыми вопросами. Возможно, имеет значение то, что мы многодетные. Может быть, будь у нас один ребенок, я бы почувствовала какое-то негативное отношение к себе от других родителей. Но я не ощущаю какого-либо негатива, на мое «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания» никто не отворачивается и не молчит.

Я очень надеюсь, что «родительская щедрость» наконец-то обретет границы, потому что пока родитель готов на все, просьбы и аппетиты только растут.

Родителям не стоит вмешиваться

Юлия уверена, что школьная жизнь - это жизнь детей и учителей, куда родителям по возможности не стоит вмешиваться.

- Вопросы, которые меня интересуют, я задаю учителю или воспитателю напрямую. Есть чаты, которые создали сами учителя и там пишут важную информацию. Я посещаю родительские собрания в начале года, где знакомят с планами на учебный год, и в конце года, где обсуждаются результаты. Ни в одном родительском чате не обсуждают учебный процесс. Я не хочу вмешиваться в отношения детей и учителей, находясь дома, я не могу видеть всю картинку, поэтому всегда буду на стороне своего ребенка.
 

Источник фото: архив героини
 

Если что-то происходит совсем "из ряда вон", звонит учитель, естественно, я приеду в школу. Но всегда напоминаю ребенку, что звонок мне - это уже перебор, этого допускать нельзя, ребенок сам должен разобраться в ситуации, поговорить и извиниться, если оплошал, объясниться, если неправильно поняли, не стесняться и не бояться идти первым на разговор.

Воспитывать не трудно, трудно уделить всем внимание

Юлия проводит с детьми много времени и признается, что самое сложное - это уделить внимание каждому.

- Среди детей нет ни ревности, ни конкуренции. К чему ревновать? Они же всегда со мной. Никто ни лучше, ни хуже. Я никогда не сравниваю детей друг с другом и не ставлю им в пример одноклассников или кого-то еще.

Воспитывать пятерых детей – не трудно, трудно уделить всем внимание. Не просто для галочки, а душевно поговорить, обсудить волнующие вопросы, сходить куда-то. Наши дети не любят, когда их всех вместе собираешь. Если младшие нормально относятся к совместному походу, например, в кафе, то старшие хотят пообщаться тет-а-тет. Приходится разделяться, выстраивать график. Начинаешь чувствовать, кому сейчас внимание важнее, а кто может немного подождать.

Пока я развожу детей  в школу, кружки, они не сидят в телефонах, мы едем и разговариваем. 1,5 часа в дороге – это приличное время на общение.
 

Источник фото: архив героини
 

Все, что я рассказала о наших детях, возможно только при постоянном общении, доверии, искренности. Говорить с детьми нужно как можно чаще, обо всем, интересоваться их мнением, спрашивать у них советов, чаще бывать вместе - кино, магазин, кафе, прогулка, путешествия. Любить, хвалить, извиняться, поощрять, давать меньше нравоучений и требований, уважать детское мнение.

Дети - это личность, их характер проявляется с первых дней. И не забывайте, что «фундамент» будущего мы строим с ними вместе, например, если в семье не читают книг, а смотрят телевизор или из рук не выпускают смартфон, не удивляйтесь безграмотности в письме или косноязычию.

Безусловно, на детей тратится много времени, много детей - очень много времени. В моем случае главное - придерживаться расписания, которое я составляю на неделю-две вперед. Все должно быть логически выстроено, учтены задержки/погрешности в дороге, подобраны альтернативные варианты или замены, важна помощь старших детей и мужа. Движение - это жизнь, именно так я себя всегда подбадриваю.

Вам близок такой подход к воспитанию? Какие правила в вашей семье?



Обсуждают сейчас