Сейчас на сайте
Ребенок и школа
В Казани простились с убитой в школе учительницей. Какой она запомнится людям? В минской школе прорвало трубу — родители жалуются на последствия аварии. Узнали подробности
Все о здоровье
Как не пропустить ухудшение зрения у ребенка? Чек-лист для родителейКак отличить аллергию у ребенка от других заболеваний? Узнали у врачаНе такой, как все: мальчик из Бразилии стал успешной моделью благодаря генетическому заболеванию
Что почитать детям
Пять хороших книг, которые помогут подросткам понять самих себя
Все о детях
Подошвенные бородавки у детей: почему возникают и чем лечить? Объясняет врач «Мама, а ты скоро умрешь?» Психолог о том, как отвечать на неловкие вопросы детей«Родина вас простила». Что ждало дома подростков, которые работали на немцев в Германии?
Беременность и роды
Как ухаживать за грудью во время ГВ? Гинеколог назвала частые ошибкиКак рожать: самой или с помощью кесарева? Гинеколог перечислила возможные варианты
Обучение
Как отметить 9 мая с ребенком? Покажите ему фильмы о войне — вот хорошая подборка

Как отбить у дошкольника интерес к учебе: психолог о родительских ошибках

03 мая 2021 года
3

Современных детей развивают буквально с пеленок: водят на кружки и занимаются с ними дома. Но порой в гонке за успехом родители добиваются лишь того, что у ребенка полностью пропадает интерес к учебе. Почему так происходит? О главных ошибках многих родителей рассказала психолог Евгения Третьякова.

Источник фото: unsplash.com

Обучение вместо игры

Дети понимают мир через игру. Это их ведущая деятельность, особенно если речь идет о дошкольниках, поэтому все занятия с ребенком нужно проводить в игровой форме.

— Если вы усаживаете ребенка за стол, тыкаете ему в нос геометрическими фигурами и надоедаете вопросами: «Где синий круг? Покажи синий круг! Нет, это не он, вот синий круг!», то ничего хорошего у вас не выйдет. Так можно отбить желание познавать мир даже у самого любознательного малыша. Лучше изучение цветов и форм обыграть таким образом. Возьмите мишку и грузовик и скажите ребенку, что мишка просит, чтобы грузовик привез ему синий круг (и так с остальными фигурами). Или предложите ребенку сделать салат для любимой игрушки. Для этого нужно собрать на тарелку все зеленые овалы, это будут огурцы, красные кружки — помидоры. Такая подача нового материала точно заинтересует ребенка.

Результат вместо процесса

Для ребенка в обучении намного важнее сам процесс, чем результат: он лепит из пластилина, потому что ему нравится мять его в руках и раскатывать колбаски; он рисует ради удовольствия, а не чтобы сделать шедевр на выставку в детский сад. Поэтому хвалить ребенка нужно за желание учиться и познавать мир, а не за то, что у него получилось в итоге.

Еще хуже, по мнению психолога, когда родители награждают ребенка за занятия. Например, позанимался — получил конфетку. Это приводит у тому, что у ребенка создается перевернутая мотивация, и он начинает все делать только за награду. Задача родителей — показать, что познавать мир интересно само по себе, без каких-то дополнительных стимулов.

Источник фото: pexels.com

Отсутствие свободного времени у ребенка

Иногда мама настолько увлекается развитием ребенка, что не оставляет его наедине с собой ни на минуту: записывает в несколько развивашек, а дома придумывает за него игры и занятия, чтобы он не скучал, а развивался. Но это приносит больше вреда, чем пользы, уверена психолог.

— С такой мамой ребенок еще не успел даже захотеть, а ему уже выдали сто предложений для досуга. Какая тут инициатива и развитие?! А потом мама жалуется: «Я ему такие игры предлагаю, а он ничего не хочет». Почему? Он перегружен. Ребенку нужен запас свободного времени. «Ничегонеделание» — это важная часть развития детей. Свои собственные открытия намного ценнее готовых знаний, старательно запихиваемых в детскую голову.

Много слов и мало ощущений

Малыш впитывает окружающий мир всеми органами чувств: не только смотрит и слушает, но и трогает, нюхает, пробует на вкус. И если мы усадили ребенка за стол и стали рассказывать ему что-то долго и монотонно, толку будет мало.

— Говорить с ребенком, конечно же, очень важно, но этого мало. Речь лучше всего воспринимается через игру с реальными предметами, движения и ощущения. Например, решили вы с ребенком буквы учить. Необязательно их заучивать просто на слух и показывать в книжке. Буквы можно лепить, выкладывать камешками, рисовать на песке, вырезать из разных материалов, можно даже прыгать по карточкам с буквами — и это куда эффективнее, чем зубрить букву «А» в течение целого дня.

Однообразные занятия

Дети любят часто менять свою деятельность, и это стоит учесть родителям при их обучении:

— Если мама вчера учила ребенка по карточкам, а потом достала их на следующий день и еще через день, то вряд ли у малыша возникнет к ним интерес и желание учиться. Чтобы развиваться, ребенку важно изучать мир с различных сторон, пробовать себя в самых разных проявлениях. Обучение дошкольников нужно строить на частой смене деятельности: сначала можно немного порисовать, потом — сложить пазлы, затем — слепить буквы и т.д. Тогда процесс обучения пройдет интереснее, а значит, продуктивнее для ребенка.

Источник фото: pexels.com

Отсутствие удовольствия от занятий у самой мамы

Если мама занимается с ребенком через силу, то пользы от таких занятий не будет.

— Ребенок прекрасно чувствует, что маме вся эта затея в тягость. Он будет нервничать, отказываться от занятий или заниматься без желания, пассивно, вяло. Если вам не нравится заниматься и играть с ребенком, оставьте это дело без всяких угрызений совести. Для этого есть детские развивающие центры. Для ребенка намного полезнее самое обычное общение с мамой и свобода в изучении мира, чем мучительно выдавленные из себя развивающие игры.

Строгий план занятий

Попытки все сделать по плану во время занятия с ребенком — это провальная затея, уверена психолог.

— Как часто бывает: мама вырезала разные заготовки, взяла ножницы, клей подготовила, план занятия написала — и вся такая довольная предлагает ребенку игру. А он не хочет клеить. Ну, вот нет и все! Он хочет воду переливать или катать машинку. И в таком случае лучше идти за ребенком, гибко перестраивать игру под его настроение и интерес. А еще очень важно выбирать удачное время для занятий: когда ребенок в хорошем настроении и максимально бодр. Например, это может утро после завтрака или время после дневного сна.

Психолог уверена, что домашние развивающие занятия должны доставлять удовольствие и ребенку, и маме. Иначе они принесут больше вреда, чем пользы, ведь испорченный интерес к познанию мира у дошкольника может в будущем перерасти в негативное отношение к учебе в целом.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
maryjka4.05.2021 в 7:56
Вот так всегда: обучение через игру. А потом, когда надо сесть и действительно работать, то начинается внутренний бунт: всё время же играли, развлекайте меня, это я не хочу, подстраивайтесь.
marsi4.05.2021 в 8:53
maryjka:
Вот так всегда: обучение через игру. А потом, когда надо сесть и действительно работать, то начинается внутренний бунт: всё время же играли, развлекайте меня, это я не хочу, подстраивайтесь.
Когда надо сесть и работать, игра уже не будет являться ведущей деятельностью ребенка.
Who_knows4.05.2021 в 9:32
maryjka:
Вот так всегда: обучение через игру. А потом, когда надо сесть и действительно работать, то начинается внутренний бунт: всё время же играли, развлекайте меня, это я не хочу, подстраивайтесь.
В ходе игры ребенок одновременно учится и усидчивости, и внимательности, и желанию учиться. Речь о том, что незачем в полгода-год насильно сажать ребенка перед собой и пытаться вдолбить ему про синий квадрат, если можно, играя на улице и рассматривая окружающий мир, выучить цвета, геометрические фигуры и прочее. Алфавит, кстати, прекрасно учится по вывескам и афишам. И обучение в виде игры совершенно не мешает прийти потом в школу и учиться, отбросив игровые элементы.
Странно, в наличии двое детей далеко не новорожденного возраста...
Обсуждают сейчас