Сейчас на сайте
Подростки
Первый интимный опыт: что важно знать подросткам и родителям?
Женский мир
Женщина без рук рисует картины ногами, кормит и переодевает дочь. Посмотрите, как хорошо ей все удается
Все о детях
Сколько мультиков в день можно смотреть ребенку? Детский офтальмолог: все зависит от возрастаПодошвенные бородавки у детей: почему возникают и чем лечить? Объясняет врач «Мама, а ты скоро умрешь?» Психолог о том, как отвечать на неловкие вопросы детей
Ребенок и школа
В Казани простились с убитой в школе учительницей. Какой она запомнится людям? В минской школе прорвало трубу — родители жалуются на последствия аварии. Узнали подробности
Все о психологии
Родители прислали в редакцию видео, как учитель кричит на ребенка и толкает его. Что говорят в школе?
Все о здоровье
Как не пропустить ухудшение зрения у ребенка? Чек-лист для родителейКак отличить аллергию у ребенка от других заболеваний? Узнали у врача
Что почитать детям
Пять хороших книг, которые помогут подросткам понять самих себя
Беременность и роды
Как ухаживать за грудью во время ГВ? Гинеколог назвала частые ошибки

Белорусские школьники снова проходят международное тестирование. Рассказываем, зачем это нужно

13 апреля 2021 года
1

5 апреля в Беларуси стартовал предварительный этап международного исследования PISA — программы, с помощью которой определяют уровень национального образования более чем в 80 странах мира. К выполнению тестов должны приступить около 4 тысяч белорусских учеников. В прошлый раз наши школьники участвовали в таком исследовании в 2018 году. Тогда по уровню знаний ребята попали в «середнячки» (что неплохо), но в то же время выяснилось, что в Беларуси есть проблемы с доступом к равному образованию.

Мы узнали, о чем будут спрашивать школьников сейчас, а также поговорили с экспертом о прежних результатах — часть из них была презентована лишь недавно.

Фото используется в качестве иллюстрации

Исследование PISA-2021 рассчитано на учеников в возрасте 15 лет по предметам: математика, чтение и естествознание. Но цель не в том, чтобы выяснить, насколько бегло читают подростки и хорошо ли решают примеры. Авторы программы хотят понять, способны ли дети эффективно применять школьные знания в жизни. На выполнение тестов отводится 2 часа.

В каждом исследовании, а проводится оно раз в 3 года, есть свои особенности. Предыдущий проект PISA-2018 был сфокусирован на чтении.

— В этом году уклон в заданиях сделан на математику, — рассказала методист учебно-методического управления РИКЗ Наталья Мелихова. —  Появились дополнительные опции, такие как «креативное мышление», «финансовая грамотность», «компьютерные технологии». Присутствуют и вопросы о COVID-19 — о том, как пандемия повлияла на образовательный процесс. Перечень заданий генерируется компьютерной программой, но математическая часть обязательна для каждого участника.

Исследование PISA всегда проходит в два этапа: предварительный и основной. Тестирование 2021 года считается пробным этапом и завершится в середине мая. Основной же этап запланирован на следующий год. В РИКЗ нам пояснили: сейчас дети покажут знания, затем результаты будут переданы организаторам для анализа, но на отбор следующего года это никак не повлияет, потому что участников снова определят рандомно.

Дебютировала Беларусь в исследовании PISA в 2018-м. Всего в нем приняли участие свыше 600 тысяч школьников из 79 стран, из них — более 5,8 тыс. белорусов. Наши дети показали средние результаты.

В блоке «Чтение» белорусские школьники, как и ребята из Исландии, набрали 474 балла и оказались на 35-м месте. Россияне опередили нас на 5 баллов, а украинцы отстали на 8. Почти такие же результаты у наших прибалтийских соседей. А вот Польша заработала целых 512 баллов. Лучшими в навыках чтения оказались Китай (555 баллов), Сингапур (549 баллов), отдельно Макао (525 баллов), отдельно Гонконг (524), Эстония (523).

В блоке «Математика» у нас в активе было 472 балла (38-е место). Если сравнивать с соседями, то чуть ниже результаты оказались лишь у подростков из Украины. С другой стороны, такие развитые страны, как США и Израиль, поднялись всего на одну строчку выше белорусов. Первые места, как и в блоке «чтение», заняли Китай (591), Сингапур (569), Макао (558).

В естественных науках наши ребята заработали 471 балл и получили 37-е место соответственно. На первых местах — то же трио: Китай (590), Сингапур (551), Макао (544).

Кроме основных «трех китов» программы исследование содержит другие важные подразделы. Они позволяют судить не столько о владении предметом, сколько о социальном портрете отечественного образования. На днях эксперты проекта «Учитель для Беларуси» перечитали несколько томов, посвященных результатам PISA-2018, и выделили любопытные факты, которые освещались не так широко, как итоги по чтению, математике и естествознанию. Вот некоторые из них:

1. Социальный статус влияет на оценки

Между учениками, которые находятся на разных ступенях социально-экономической лестницы, разрыв в баллах оказался больше, чем в других странах. Координатор проекта по образовательным программам Дмитрий Макарчук поясняет, почему эксперты пришли к такому выводу.

— Во время тестирования детям предлагают заполнить два блока. Один касается предметов, другой — социального благосостояния. Здесь могут встречаться вопросы о количестве телевизоров в доме, профессии родителей и так далее. На основании ответов выстраивается шкала: на нижней границе оказываются «непривилегированные» ученики (те, у кого более скромный статус), а на верхней — «привилегированные», с высоким уровнем благосостояния. Затем этот график сравнивают с ответами учеников по предметам. При справедливом доступе к образованию учебные достижения не должны зависеть от статуса. Но в Беларуси результаты получились иными: у того, кто «выше» по социальному статусу, академические результаты лучше.

В исследовании PISA-2018 наша страна заняла в рейтинге справедливого доступа к образованию 78-е место из 79. Это подтверждает и другие данные проекта — о том, что в Беларуси академическая разница между учениками городских и сельских школ составляет 110 баллов, или три учебных года.

2. Каждый четвертый ученик не достигает минимального уровня читательской и научной грамотности

Задания во время тестирования были составлены по шести уровням сложности, поясняет эксперт. Считается, что ребенок справился с минимальным «порогом», когда выполнил первые два. Среди белорусских подростков это удалось далеко не всем. Если делать отсылку к предыдущему пункту, то статистика такая: из «непривилегированной» группы минимальный уровень оказался не по силам каждому второму ребенку. А из привилегированных — лишь каждому 13-му. Еще один факт: 59,9% учеников, которые не прошли минимальный уровень хотя бы по одному предмету, планирует получить высшее образование.

3. Cвязать жизнь со сферой IT мечтают далеко не все

Участников спрашивали о профессиональных предпочтениях. Получилось, что 20,2% девушек видят себя в медицинских профессиях (и всего лишь 5,8% парней). А вот мнение о том, что все подростки грезят IT-сферой, не подтвердилось. С компьютерными технологиями в 2018 году хотели связать жизнь лишь 13,4% опрошенных юношей и 2,3% девушек.

4. Буллинг не мешает детям учиться

В Беларуси один из самых низких показателей по буллингу: частой травле подвержены 5,6% учеников

— Исходя из ответов администраций, 84,4% белорусских учеников посещают школы, в которых проблема буллинга никак не влияет на обучение, — говорит Дмитрий Макарчук. — Это абсолютный максимум среди всех стран-участниц исследования. При этом 24,1% детей не считают, что принимать участие в травле сверстников зазорно.

5. Беларусь в лидерах по уровню дисциплины

На вопросы «о послушании» отвечали сами ученики. Они показали себя очень дисциплинированными (результаты опроса близки к Японии и Китаю). Причем в сельских школах порядок соблюдается существенно лучше, чем в городских учреждениях образования.

6. У нас очень трудолюбивые учителя

В рамках проекта директорам было предложено оценить уровень компетентности педсостава. Результаты получились обнадеживающими.

— Для удобства мы сопоставили показатели не со всеми странами-участницами, а только с теми, кто входит в Организацию экономического сотрудничества и развития (организатор PISA), — поясняет Дмитрий Макарчук. —  Подчеркну, что эти результаты получены на основе мнений директоров учреждений образования. Исходя из ответов, у нас самые трудолюбивые педагоги, по этому показателю мы уступаем одной Албании. Данные опросов говорят о том, что в Беларуси лишь 10% детей учатся у педагогов, которые не отвечают индивидуальным потребностям учеников (средний показатель по странам — 30%). Лишь 8% учеников занимаются у тех, кто сопротивляется новшествам (в других странах — 29%). Слишком строги к детям и плохо готовы к урокам — такую характеристику дали 13% и 12% учащихся соответственно. В этом показателе мы на одном уровне с другими респондентами.

7. Белорусская образовательная система достаточно эффективна

Для обывателей может показаться, что попасть в середину рейтинга PISA — это совсем не почетно. Но у экспертов свое видение. Вот как результаты белорусов прокомментировал представитель организаторов проекта, аналитик Организации экономического сотрудничества и развития Альфонсо Эчезарра:

— Беларусь соответствует всем стандартам международного исследования. Все результаты легитимны, признаны. Результаты очень близки к средним значениям в регионе. Они показывают, что белорусская образовательная система очень эффективна.

Как такая высокая оценка соотносится с не очень радужными показателями по равному доступу к образованию? Дмитрий Макарчук поясняет, что здесь нет разночтений.

— Аналитики судят о развитии образования в привязке к экономическим показателям. И с такого ракурса Беларусь смотрится выгодно. Например, в США в сферу национального образования вливают огромные деньги, гораздо большие, чем у нас. Но в тестировании по блоку «математика» американские подростки получили такие же баллы, как и дети из Беларуси. То есть при небольшом объеме финансирования и скромных учительских зарплатах наша школа способна выдавать хорошие результаты. И этот факт позволяет экспертам говорить об эффективности системы.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
Фея)13.04.2021 в 15:18
То есть при небольшом объеме финансирования и скромных учительских зарплатах наша школа способна выдавать хорошие результаты
Читайте на Ребёнок BY:
Это родительские кошельки и репетиторы выдают хорошие результаты.
Обсуждают сейчас