Сейчас на сайте
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родовСоседка решила выносить ребенка для бесплодной пары. Самое удивительное произошло потом
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 мартаВидеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси

Логопед рассказывает, как родители могут «разговорить» ребенка

09 апреля 2021 года
1

Современные родители часто ищут информацию о развитии ребенка в интернете и выясняют, что в год дети должны говорить 10 слов, в два года — 200, а в три — 1000 слов. Невольно закрадываются мысли о том, что у малыша есть проблемы с речью. Что делать? Старшее поколение обычно советует ждать до трех лет, мол, потом сам «разговорится», а вот специалисты считают, что бездействовать нельзя. Как разговорить ребенка, подсказывает логопед Марина Ишматова.

Источник фото: pexels.com

Включите режим радио, то есть много и часто разговаривайте с малышом

Разговаривайте даже с новорожденным. Когда беседуете с ребенком, старайтесь установить зрительный контакт «глаза в глаза», голос должен быть достаточно громким. Говорить нужно в медленном темпе, плавно, протяжно, напевно. Новое незнакомое слово повторяйте несколько раз. Дайте ребенку потрогать пальчиками ваши губы, он может заинтересоваться вашими зубами, языком — пусть исследует! Во время самостоятельных игр проговаривайте вслух все действия малыша, описывайте игрушки (цвет, форму, величину), произносите фразы от имени какой-нибудь игрушки, разыгрывайте сценки.

Не упрощайте и повторяйте много раз

Не нужно говорить с ребенком на его языке. После года старайтесь общаться с ним как со взрослым. Новое незнакомое слово малыш должен услышать несколько раз — от 10 до 120 — для того, чтобы оно появилось у него в активной речи.

Больше читайте

Приучите ребенка к ежедневному чтению книг. Читая, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить звук, слог или слово, рассматривайте вместе картинки, задавайте малышу вопросы. Сказка на ночь действует как волшебная таблетка.

Создавайте ситуации, в которых нужно говорить

Чаще придумывайте ситуации, которые будут стимулировать малыша к произношению слов. Например, во время обеда дайте ребенку тарелку с супом без ложки. Не реагируйте на жесты, чтобы стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете, только не переусердствуйте, не нужно доводить ребенка до слез. Войдите в диалог, задайте наводящие вопросы, и малыш вам попробует все объяснить. Вскоре к нему придет понимание: чтобы что-то получить, нужно научиться выражать свои мысли словами.

Будьте эмоциональны

На любые звуковые проявления ребенка реагируйте восторженно, радостно, «поддерживайте» беседу, даже если вы не понимаете, о чем сейчас ребенок хочет вам рассказать. Скажите ему: «Ого»! «Вот это да!», «Здорово!». А вот слова «повтори», «скажи» уберите из своего лексикона (они могут раздражать, вызывать речевой негативизм, капризы).

Уберите соску

Дети, которые сосут соску, как правило, начинают говорить позже, поэтому логопеды против таких «помощников».

Выберите место и время для занятий

Большинство мам для этой цели трансформируют стульчик для кормления. Запланируйте занятия в общем распорядке дня: лучше, чтобы они проходили в первой половине. Помните: только регулярные занятия с ребенком могут дать положительный результат.

Тренируйте дыхание ребенка

Выдувайте мыльные пузыри, надувайте шарики, играйте на дудочке, сдувайте с руки ватные диски, соломинкой делайте «бурю в стакане», задувайте свечи. На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков. Приучите ребенка пить жидкость из трубочки — это укрепит мышцы рта, ведь для произнесения многих согласных звуков нужно уметь делать достаточно сильный выдох.

Сшейте «волшебный мешочек»

В яркий небольшой мешочек положите несколько игрушек-зверушек и, доставая их по одной, показывайте только голову, предлагая ребенку назвать животное. Не забывайте о прилагательных, важно описывать не только кто и что сделал, но и как он выглядит, ведь описания делают язык богаче, а истории — увлекательнее.

Соединяйте речь с движением

Используйте для этого детские потешки. Подойдут «Ладушки», всем знакомая «Сорока-ворона». Когда ребенок чувствует тактильный контакт, у него возникает доверие, ощущение защищенности и комфорта. Не забывайте о «законе объятий», который гласит: 4 объятия нужны для выживания, 8 — для здоровья, 12 — для роста, развития и чувства собственного достоинства. 

Источник фото: pexels.com

Развивайте слуховое восприятие

Играя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы — скрип снега, шум ветра, звуки, которые издают животные и птицы. Находясь в квартире, показывайте ребенку, как тикают часы, звенит посуда, шумит вода, свистит чайник. А потом попросите «найти то, что тикает».

Вызывайте звукоподражания

Связывайте действие с игрушками с гласными или согласными звуками. Например, стучим молоточком: «Т-Т-Т», заводим машину: «В-В-В». Для этого слегка нажимаем указательным пальцем свою нижнюю губу, а потом — губу малыша.

Слушайте детские песни, пойте сами, а потом — вместе с малышом

Прослушивайте детские произведения, создайте совместный сборник любимых песен и аудиосказок.

Купите или распечатайте наборы предметных карточек

Показывая картинку (например, кошку), произнесите: «Мяу!», а потом спросите: «Как она говорит?» Более сложный вариант — намеренно сделать ошибку: «Как говорит кошка? Гав-гав!» — это рассмешит малыша и заставит задуматься.

Показывайте фото, где ребенок ест, пьет, бежит, идет, танцует, умывается

Пусть малыш сначала покажет пальчиком, где он пьет, танцует и т.д. А затем можно составлять небольшие предложения: «Вот я», «Вот мама».

Устраивайте театрализованные представления

Используйте куклы бибабо или распечатайте изображения героев сказок и надевайте их на пальчики. Разыгрывая историю, передавайте интонацию: мышка пищит, медведь говорит низким голосом, барашек испуганно блеет. Если ребенок еще не говорит, он может просто показывать действия: зайчик прыгает, медведь переваливается и т.п.

Помните: научить ребенка говорить — это кропотливый труд, но старания всегда вознаграждаются. Запаситесь терпением! Знайте, что родители могут сделать несравнимо больше, чем самый высококлассный специалист, но только регулярные занятия с малышом дадут положительный результат.

Источник: gorodw.by

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
jehra11.04.2021 в 14:30
Логопеду стоит оторваться от методички, выйти во двор и посчитать количество слов у реальных двухлеток современности.
Обсуждают сейчас