Сейчас на сайте
Ребенок и школа
В Казани простились с убитой в школе учительницей. Какой она запомнится людям? В минской школе прорвало трубу — родители жалуются на последствия аварии. Узнали подробности
Все о здоровье
Как не пропустить ухудшение зрения у ребенка? Чек-лист для родителейКак отличить аллергию у ребенка от других заболеваний? Узнали у врачаНе такой, как все: мальчик из Бразилии стал успешной моделью благодаря генетическому заболеванию
Что почитать детям
Пять хороших книг, которые помогут подросткам понять самих себя
Все о детях
Подошвенные бородавки у детей: почему возникают и чем лечить? Объясняет врач «Мама, а ты скоро умрешь?» Психолог о том, как отвечать на неловкие вопросы детей«Родина вас простила». Что ждало дома подростков, которые работали на немцев в Германии?
Беременность и роды
Как ухаживать за грудью во время ГВ? Гинеколог назвала частые ошибкиКак рожать: самой или с помощью кесарева? Гинеколог перечислила возможные варианты
Обучение
Как отметить 9 мая с ребенком? Покажите ему фильмы о войне — вот хорошая подборка

Что не так с мультиками для самых маленьких? Психолог о моментах, которые не видят родители

12 апреля 2021 года
8

Когда родителям нужно заняться своими делами, на помощь приходят мультики. Но все ли они подходят детям, учат ли доброму, светлому, вечному? Детский психолог с 25-летним опытом Ольга Никитина проанализировала три популярных мультсериала для малышей: «Маша и Медведь», «Школа кролика Бобо» и «Малышарики» (несколько лет подряд они входят в число самых рейтинговых). Выслушав доводы психолога, вы научитесь легко определять для себя, какие мультики можно показывать ребенку, а какие — нет.

Источник фото: Unsplash.com

Для начала специалист напомнила родителям: важно, чтобы мультфильмы вошли в жизнь ребенка не раньше 3 лет.

— До этого возраста детям в принципе вредно смотреть видеоматериалы, поскольку основное развитие идет за счет деятельности и коммуникации. Все, что видит ребенок на экране до 3 лет, — бесполезно, если не сказать плохо.

Выбирать надо только качественные мультики, и под качеством понимается не виртуозно созданная анимация:

— Недавно прочла интересную мысль. Мы любим высокий уровень прорисовки в отечественных мультфильмах, потому что мы — взрослые. А детям нет до этого дела. Они живут чувствами. И могут сопереживать герою, даже если он прорисован абсолютно схематично. Качество — это скорее о том, когда в мультике есть разумный сюжет, максимально приближенный к жизни. То есть мультик должен быть со смыслом, уместными фразами или поведением героев — чтобы у малышей не возникал диссонас между мультяшной и объективной реальностью.

«Школа кролика Бобо»: добрый сюжет и овца размером с лошадь

Этот мультик горячо любим молодыми мамами. Его выбирают в качестве полезной «развивашки» для самых маленьких. Ольга Никитина посмотрела несколько серий. Общее впечатление — положительное.

— Мультфильм добрый, в нем хорошая подача материала. Песенки легко запоминаются, поэтому приготовьтесь, что ребенок будет их напевать целыми днями.

Если со смыслами в мультике все в порядке, то к внешнему виду героев есть вопросы. И дело здесь не в разности вкусов. Образ персонажей далек от реальных прототипов, поэтому детям сложно будет понять, как они выглядят в реальности. Для развивающего материала это не очень хорошо.

— Изображения животных своеобразные. Кролик почему-то в футболке, но без штанов и в очках. Вид такой, что даже сразу и не скажешь: перед вами — кролик. Овца почти не отличается по размеру от лошади, а у кошки глаза прорисованы, словно она — человек.

Ольга Никитина считает, что в целом это неплохой выбор для просмотра. С одной оговоркой: детям можно давать уже более сложный материал.

— Повторюсь: я не сторонник того, чтобы малыши до 3 лет смотрели мультики, а после этого возраста, мне кажется, показывать «Школу кролика Бобо» уже поздновато. Выбор за родителями.

«Малышарики» учат очень многому и в легкой форме

По поводу этого сериала отзывы у психолога исключительно положительные.

— Дети 3−4 лет способны полностью понять то, о чем рассказывается в мультике, и усвоить тему. Следовательно, смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Главные достоинства сериала — умеренность во времени и уместность выбранного материала.

— Серии длятся по 5 минут, ребенок способен удержать внимание от начала и до конца. Следовательно, сможет полностью усвоить информацию. Мультфильм знакомит малыша с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим и очень много чему еще.

При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги. Вот некоторые их них:

— В мультике много «Я-сообщений». Такой способ общения формирует у ребенка ответственность за свои слова и поступки, вытесняет желание обвинить других в своих несчастьях.

— Полезная информация часто подается через действия и ситуации, с которыми малыш сталкивается в повседневной жизни — умывание, зарядка, подъем и засыпание, погода, игры. Это заметно облегчает усвоение материала.

— Описание вещей, природных явлений и всего остального, о чем говорится в мультфильме, кажется очень реалистичным и при этом легким для понимания.

— Скорость мелькания картинок на экране и цветовая гамма подобраны с расчетом на восприятие детей маленького возраста, что также позволяет лучше понять материал.

«Маша и медведь»: в чем недостаток?

Источник фото: Instagram

Этот мультик Ольга Никита считает очень неоднозначным. Многие дети и даже родители смотрят его, как зачарованные, а коллеги-психологи часто ругают. Эксперт объясняет почему.

— Психологи призваны давать оценки детскому контенту, в том числе указывая на нюансы, которые незаметны широкому кругу зрителей. И по поводу «Маши и Медведя» есть один большой нюанс. После просмотра дети могут сделать неправильный вывод: «Запреты не действуют, нарушай их безнаказанно».

Прочитав эти строки, родителям не надо скептически усмехаться, мол, да ладно вам, не будьте ханжой, главное, что мультик очень веселый и радостный. По поводу радости никто не спорит, ее здесь в избытке. Но взрослые должны понимать: если они воспринимают мультик как милую шутку, то дети смотрят на него иначе. Увиденное для малыша — это реальность. Он запоминает то, что «работает», и начинает повторять.

— Детская жизнь во многом состоит из запретов. И каждый ребенок хочет эти запреты нарушать (не мыться, не ходить в садик, не слушаться родителей и т.д.). Воспитательный контекст как раз должен показывать, к чему игнорирование запретов может привести. К сожалению, весьма многочисленные нарушения социальных норм, которые допускает Маша, получают в мультфильме положительное подкрепление. В этом и состоит большое «не так» этого мультика.

Психолог перечисляет моменты, которые ее настораживают:

— Ребенок выступает как потребитель. Маша не проявляет заботу, не дает, а только берет, подчас не выказывая благодарности.

— Маша принижает авторитет взрослого, который заботится о ней. Иногда девочка пинает Медведя, часто и довольно жестко подшучивает над ним, почти никогда не слушается.

— Ребенок проявляет только однобокие эмоции: интерес, удивление, забава. И почти не проявляет любви, сочувствия, переживания боли: ни по отношению к себе, ни по отношению к близким.

— Маша никому ничего не должна. Она веселая и всегда выходит победителем. А тот, кто заботится о ней, переживает, почему-то часто оказывается в дураках.

Многие родители часто сравнивают «Машу и Медведя» с легендарным «Ну, погоди!». Говорят, например: «Волк тоже вызывает у многих симпатию, а он — тот еще хулиган». Но с эти мультиком в плане воспитания как раз все хорошо. В «Ну, погоди!» нарушения запретов приводят к плачевным результатам, поясняет эксперт. И в этом смысле мультфильм работает на снижение у ребенка желания что-то нарушить. В «Маше и Медведе» такого четкого посыла нет. Сквозь серии красной нитью проходит мысль: «Мир — интересное место, где ты — главная. Что бы ты ни делала, как бы себя ни проявляла и как бы ни обращалась с окружающими и близкими, с тобой все будет хорошо!» Но мы-то с вами знаем, что это далеко не так и что в жизни у всего есть последствия.

Хотя воспитательная функция мультика хромает, специалист считает, что его можно смотреть, «соблюдая дозировку».

— Мультфильм нравится детям, это говорит о том, что сделан он очень грамотно, с учетом особенностей детского восприятия. Здесь много действий, картинки меняются, внимание не застревает, нет нравоучений, героиня очень веселая, и в целом у нее очень насыщенная жизнь.

Если надо развлечь загрустившего ребенка, то «Маша и Медведь» с этой задачей легко справится. Только родителям придется все равно потратить время на совместный просмотр и выступить в роли комментатора: объяснять малышу, что Маша — это Маша, она милая, она часто бывает неправа и брать с нее пример не надо.

Ольга Никитина напоминает родителям еще вот о чем: современная мультиндустрия богата на премьеры, но очень часто она поставлена на коммерческие рельсы. А различные комиссии по допуску продукта на экраны работают сегодня более лояльно, чем в прежние времена. Если родители заботятся о психологическом комфорте ребенка, то в роли критиков придется выступить им самим.

— Найдите несколько минут, посмотрите вдумчиво пару серий того мультика, который любит ваш ребенок. И вы сможете понять, почувствовать, хотите ли вы показывать его дальше, не обернется ли он во вред.

Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе

Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.

Мультфильмы о дружбе:
«Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок»

Фильмы о детской дружбе:

Для детей 7−10 лет:
«Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинныйчулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата».

Для 10−13 лет:
«Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“».

Для подростков 13+ лет:
«Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак“».

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
Все современные (особенно российские) мультфильмы - это ужас. А ещё я сдуру врубил детям фильм "Мой брат супергерой", который месяц рекламировался по радио и имеет возрастной порог 6+, а там подростки курят дурь и издеваются над пацаном с синдромом дауна. (
Toomushchik Toomushchik12.04.2021 в 12:12
1) мой ребенок совершенно точно не получит удовольствия от "Гостьи из будущего", по той простой причине, что съемки не соответствуют современным требованиям к картинке. И такую погрешность ребенок еще более-менее нормально воспринимает применительно к историческим фильмам, но не к фильмам о будущем.
2) В "Кортике" и "Бронзовой птице" современному ребенку 10-13 лет не вполне понятен контекст. Потому как до этого периода по истории им еще далеко. Совсем. Без контекста смотреть странно.
Marli12.04.2021 в 12:55
Лунтик. Тоже очень хороший мультик для самых маленьких. Старший сын начинал с него и до сих пор (9 лет) с удовольствием может посмотреть. Короткие серии с хорошим смыслом.
Platonida12.04.2021 в 13:32
«Малышариков» смотрел где-то с полутора лет по одной короткой серии в день. Не знаю, что там усваивать трехлетнему ребёнку. В два с половиной — «Три кота» и где-то с трех — «Смарта и волшебная сумка», «Котенок и волшебный гараж», но последние не полностью.
После трех с половиной начал смотреть «Фиксиков» (по-русски) и «Щенячий патруль» (по-немецки). Сейчас четыре года, до сих пор от этих двух не оторвать. «Маша» не зашла как-то.
Нявка12.04.2021 в 13:52
Почему все мульты старые? Есть отличные современные мультики
Лунтик (мне он не нравится именно в плане перегибов, слишком там хороший и правильный герой).
Фиксики
Царевны
Царевна (название похожее, но мульт другой. И очень воспитательный).
Машины сказки и Машины страшилки.
Волшебный фонарь.
Барбоскины.
Веселая семейка.
Сейчас есть много интересных, хорошо сделанных мультиков, с правильным посылом. Многие сама смотрю с удовольствием
Обсуждают сейчас