Сейчас на сайте
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней«Суровые северные развлечения». Посмотрите, как дети катаются на байдарках в затопленных парках
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Протесты
Видеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси
Беременность и роды
Соседка решила выносить ребенка для бесплодной пары. Самое удивительное произошло потомАмериканка родила ребенка-гиганта и показала, как он выглядит спустя годы
Дети до 3 лет
Как без истерик отвести ребенка в детский сад. Советы детского психолога

Надоело напоминать ребенку про уроки и домашние дела? Советы, которые помогут

30 марта 2021 года
4

Даже в средней (и старшей!) школе находятся родители, которые спрашивают в чатах, что задавали на дом. Многих это возмущает, а многие воспринимают как норму. Если вам роль «родителя-напоминателя» не близка, можно задаться целью и с детства научить ребенка нести ответственность за свои дела. Как это сделать, рассказала консультант по тайм-менеджменту и мама троих детей Елена Босякова.

Принципы тайм-менеджмента обычно используют взрослые люди, но обучать правильному планированию можно и детей. В этом есть масса плюсов:

— Ребенок учится выделять приоритеты и осознавать, какие дела важные (значит, их нужно сделать в первую очередь), а какие — второстепенные. Он учится самостоятельно ставить перед собой цели и идти к ним, разделяя их на более простые шаги. И тогда даже самые сложные цели, которые казались ребенку неосуществимыми, становятся простыми и понятными.

А еще с помощью тайм-менеджмента ребенок учится грамотно выделять время на отдых, что особенно актуально для современных детей.

— Часто родители ставят занятия ребенка слишком плотно друг к другу, не осознавая, что это тяжело для школьника. Составляя план на день/неделю самостоятельно или с помощью родителей, ребенок сам определяет, когда ему нужен отдых и в каком количестве. Это позволит избежать перегрузки.

Полезно и то, что в ходе планирования ребенок сможет увидеть «пожирателей» времени, из-за которых он не успевает вовремя выполнять запланированные дела. Например, долгое зависание в телефоне или мультиках.

А в чем же выгода для родителей? Ребенок становится более самостоятельным: он учится управлять своим временем, начинает понимать, что для него важно и значимо, какие шаги на пути к своей цели он должен пройти.

— И вам не нужно его постоянно дергать: «А сделал ли ты уроки?», «А не опоздаешь ли ты на тренировку?». Ребенок сам понимает, куда и когда ему надо идти и что делать. Это ли не счастье для родителей?

С какого возраста можно учить ребенка планированию?

Начинать можно чуть ли не с года, когда мы учим ребенка складывать игрушки. После 2−3 лет можно визуализировать режим дня. Например, можно повесить на стену лист со схематическими рисунками: утренние гигиенические процедуры — завтрак — игры на улице — обед — дневной сон — полдник — игры с мамой — ужин — вечерние гигиенические процедуры — ночной сон. Так ребенку проще будет запомнить, что и когда нужно делать в течение дня.

— Например, с моими детьми мы составили четкий план, что и в какой очередности надо выполнять перед сном. Дети у меня разного возраста: 3, 5 и 7 лет, и младшие еще не умеют читать, потому я написала список дел, а рядом с каждым пунктом нарисовала значок. Теперь мне не нужно ходить и каждый вечер говорить: «Уберите одежду, соберите вещи для школы и сада, сходите в ванную и т.д.» Дети смотрят на список дел, который висит у них в комнате, и последовательно все выполняют.

Более основательно к обучению тайм-менеджмента можно подходить с началом школы или за год до нее — в это время многие дети начинают ходить на подготовительные занятия и кружки, а значит, появляются дела, за которые нужно нести ответственность.

С чего начать? Заведите планер

Купите вместе с ребенком красивую тетрадь и объясните ему, что в нее он должен записывать с вечера все дела, запланированные на завтра. На это обычно уходит не более 10 минут. Таким же планированием можно заниматься в воскресенье вечером, чтобы распределить дела на неделю.

— Ребенок должен осознать, что если у него возникло какое-то важное дело, его нужно сразу же записать в тетрадь. Держать все в памяти просто невозможно, особенно это касается детей: у них столько мыслей и идей, что из головы моментально все «вылетает». Лучше начинать с малого — сначала будет достаточно 2−3 дел в день. Если ребенок будет справляться с их выполнением, постепенно можно увеличивать количество пунктов в списке. Помните: важен не сам факт планирования дел, а чтобы они вовремя выполнялись. Поэтому на первых порах помощь родителей очень важна.

Если вариант с тетрадью ребенку не понравится, можно сделать мини-план на неделю и прикрепить его на доску над столом. Так вся информация у школьника будет перед глазами. Старшеклассники могут использовать простые варианты планировщиков в смартфоне.

Научите разделять дела на «жесткие» и «гибкие»

«Жесткие дела» привязаны ко времени: уроки, кружки, посещение бассейна, занятия с репетитором, домашние задания — их можно сразу внести в план на неделю. После этого ребенок может добавить в свой план «гибкие дела», например, встречу с друзьями или поход в кино.

— Глядя на план, заполненный жесткими делами, школьник будет понимать: завтра у меня весь день занят, а вот послезавтра есть свободное время с пяти до семи, поэтому я могу сходить в кино с друзьями.

Источник фото: pexels.com

Записывайте планы на каникулы

Кроме ежедневного планирования в тетради можно отвести пару страниц под контекстное планирование — дела, которые привязаны к определенным условиям («контексту»). Например, это может быть страница «Дела на каникулах».

— Туда ребенок будет записывать то, что хочет сделать на каникулах без указания даты и времени. А когда каникулы будут уже «на носу», он вернется к этим страницам и разбросает дела по датам и времени. Так ему не надо будет держать свои планы в голове, и он сможет уделить внимание чему-то другому. А главное — он насыщенно проведет время на каникулах.

Оставляйте время на форс-мажоры

Объясните ребенку, что не стоит планировать дела буквально поминутно, ведь бывают форс-мажоры, которые от нас не зависят. И это нужно учитывать. Вот почему не стоит заполнять план полностью: 30−40% времени — это пространство для маневров, подчеркивает специалист.

— Если у ребенка внезапно возникнут срочные дела, то он без проблем сможет вписать в их план и выполнить. В противном случае у него может появиться недовольство собой из-за того, что у него не получается сделать все запланированное на день. И ребенок может забросить планирование в принципе.

Выделяйте дела разными цветами

Научите ребенка использовать цвет при планировании: так он будет видеть, какие дела он уже выполнил, а какие ему еще предстоят. Например, сверхважные дела, которые нужно сделать вовремя, можно выделять красным цветом, а выполненные — зачеркивать синим. Кроме того, можно выделять цветом задачи по их типу, например, уроки подчеркивать желтым, спортивные кружки — зеленым и т.п. Благодаря ярким цветам планирование станет для ребенка веселым занятием, ведь многие дети любят рисовать красочными текстовыми выделителями.

Учите, что за последствия придется отвечать

Что делать, если к вечеру в плане останутся невыполненные дела? Специалист советует не ругать ребенка, а вместе с ним определить, можно ли их сделать сейчас или перенести на завтра. Если ситуацию уже не исправить, обязательно рассказать ребенку о последствиях: «Вот ты не сделал домашнее задание на понедельник, теперь на выходных придется этим заниматься вместо поездки за город». Ребенок не должен переносить ответственность на родителей, нужно учить тому, что за свои действия он отвечает сам. Это один из шагов на пути к самостоятельности.

— Бывает полезно показать ребенку на деле эти последствия. Если ребенок забыл сделать домашнее задание, пуcть идет в школу и увидит, к чему это может привести. А постоянное мамино напоминание: «Не пора ли делать уроки?» никак не простимулирует ребенка. Это скорее «белый шум», к которому дети привыкают и на который не реагируют (особенно, если это происходит каждый день).

Специалист советует обсуждать с ребенком, почему у него не получается выполнять все запланированные дела. Возможно, не хватает сил, поскольку активностей слишком много? Может, часть нагрузки нужно распределить на выходные? Или, наоборот, освободить выходные для отдыха? Все эти вопросы помогут спланировать время правильно.

Заведите общесемейный план и согласовывайте его с детским

Привить ребенку принципы тайм-менеджмента эффективнее на собственном примере: ведь дети перенимают поведение и образ жизни родителей и неосознанно переносят это в свою жизнь. «Если в семье не планируют дела, то требовать от ребенка правильно распоряжаться своим временем — глупо», — убеждена эксперт.

Заведите общесемейный план. В него вписывайте все совместные мероприятия, в которых участвуют дети. Такой график можно повесить на холодильнике, чтобы каждый член семьи мог в любое время его посмотреть.

Источник фото: unsplash.com

Стимулируйте и мотивируйте

Чтобы ребенку хотелось каждый день планировать свои дела, его нужно мотивировать. Делать это можно самыми разными способами.

Например, можно клеить в тетрадь мотивационные наклейки. За определенное количество собранных наклеек можно придумать для ребенка какое-то поощрение, например, поход в кино. «Лучше, чтобы это было какое-то совместное времяпрепровождение, а не очередная игрушка», — советует специалист.

Для дел, которые повторяются изо дня в день, можно составить трекер привычек. Он представляет собой мини-календарь с кружочками или клеточками, которые нужно закрашивать, если сегодня дело выполнено. Можно использовать для этого несколько цветов, поощряя отличное выполнение дела: например, закрашивать строчку желтым, когда ребенок просто выполнил задание, а зеленым — когда он сделал это на «отлично». А в конце вписать или нарисовать какое-то долгожданное событие для ребенка. Это будет его мотивацией для выполнения плана.

Чтобы такой план не показался ребенку слишком сложным, можно оговорить количество «пропусков», когда он может не выполнять задание по собственному желанию (например, не более двух раз).

— Подобное я делала для своих дочерей. Летом они должны были выполнять логопедические упражнения. Делать им это не очень хотелось, и я придумала для них план в виде трекера привычек. Мы договорились о «плюшке» в конце каждого периода — покататься на лошадях и съездить в веревочный городок. Они выполняли задание и закрашивали кружочки, постепенно приближаясь к своим желаниям. То, что они видели цель, — очень мотивировало и дисциплинировало девочек.

Для детей помладше можно сделать трекер привычек в игровой форме. Например, в виде настольной игры: нарисовать на листке цепочку из квадратиков или кружочков в виде пути. В начале пути схематично изобразить ребенка, а в конце — клад (им может быть какое-то поощрение). Ребенок будет выполнять дела, постепенно зачеркивая клеточки и таким образом приближаться к кладу.

Если ребенок любит соревноваться, то ему можно предложить игру «Какой счет?» Скажите утром: «Пока у тебя счет 5:0 в пользу невыполненных дел. Интересно, какой счет будет вечером?» Обычно дети с удовольствием участвуют в подобных соревнованиях.

И еще несколько полезных фишек, которые облегчат планирование

В тайм-менеджменте для взрослых есть некоторые хитрости, которые позволяют упростить планирование и достижение целей. Многим, например, знакома фишка с «лягушками» и «слонами» — она отлично подойдет для детей.

«Съесть лягушку лучше с утра»: объясните ребенку, что когда у него есть какое-то неприятное дело, то его лучше выполнить утром, когда он полон сил. Сделав дело первым по списку, ребенок почувствует облегчение и удовлетворение, а выполнение остальных задач пройдет более легко и просто.

Есть обратное понятие — «съесть ватрушку по утрам»: приятное дело, которое приносит смысл текущему дню. Его тоже можно планировать на утро.

— Если в плане есть лягушка, то лучше утром съесть ее и не вспоминать больше о ней. Если же лягушки в плане на сегодня нет, можно начинать утро с ватрушки, чтобы задать хороший тон дню, — поясняет Елена Босякова.

Во взрослом тайм-менеджменте есть такое понятие, как «делить слона на стейки»: разделять сложное дело на отдельные задачи и постепенно выполнять их. Вот как можно адаптировать этот принцип для детей: есть шоколадный слон, которого ты хочешь съесть, но он настолько большой, что его сначала нужно разделить на части.

— Этот принцип отлично работает, когда у ребенка есть глобальная цель, но он не знает, как ее достичь. Разбив ее на мелкие задачи, он сразу поймет, с чего ему надо начать и как двигаться дальше шаг за шагом.

Похожая техника — «метод швейцарского сыра». Она помогает идти к цели, выполняя небольшие задачи, как бы «выедая» дырочки из сыра:

— Пусть ребенок представит, что его долгожданная цель — это кусок сыра. И если его невозможно «съесть» сразу и полностью, то можно «выедать» из него дырочки, как мышка. Тут может не быть никакой логической последовательности между задачами. Главное, чтобы количество «дырочек» со временем становилось все больше.

С помощью таких образных ассоциаций ребенок поймет, что можно не бояться ставить перед собой сложные цели. Нужно просто разделять их на отдельные задачи и выполнять их поэтапно. Это сделает ребенка более самостоятельным и инициативным, а родителям позволит забыть о постоянном контроле над уроками и другими активностями ребенка.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
Yuri Petrusha30.03.2021 в 11:19
ну да
только этому полезно было бы научить и большинство взрослых
Who_knows30.03.2021 в 12:53
Просто интересно: многие ли взрослые ведут домашний планер, заполняя его разными цветами, и строго выполняют все запланированные дела?
Katsiar30.03.2021 в 14:39
вы серьезно ? пока читала -потеряла пол часа времени ...
в целом, статья о том "как зря потратить время, которого у вас нет"
maryjka31.03.2021 в 6:37
У моего ребенка в планер поместятся только жесткие дела. С 8.30 до 17.00 школа. С 17.00 до 22.00 уроки. (Ах, ещё перерыв на ужин) И как жить?
Обсуждают сейчас