Сейчас на сайте
Протесты
Читатели из Барановичей сообщают, что их просят распространить в школах странные листовкиУчитель, уволенная за прогул после суток на Окрестина, проиграла суд. Она готовится к апелляции
Все о детях
Зачем ребенку умные часы и какие выбрать? Рассказываем Что не так с мультиками для самых маленьких? Психолог о моментах, которые не видят родителиРебенок маленького роста? Это можно исправить, но до определенного возрастаСекс-просвет: о чем взрослые должны рассказать детям, а о чем они узнают сами
IT-образование
Ребенок любит играть в телефоне? Вот подборка по-настоящему полезных игр и приложений
Личный опыт
Супруги активно путешествуют по Беларуси с ребенком. Вот места, которые они советуют посетить
Грудное вскармливание новорожденных
Мужчины ополчились на модель за фото во время кормления грудью. Вот что она им ответила
Благотворительность
Потеряла волосы и рискует лишиться глаза. Родители просят помочь их 3-летней дочке
Детский сад
Мингорисполком: В детских садах увеличилось количество групп с белорусским языком обучения
Образование
Старшеклассники и учителя могут поучаствовать в конкурсе и заработать

«Это здорово развивает мозги». Как учитель из Минска отвлекает детей от гаджетов

23 марта 2021 года
3

Более 20 лет минчанин Владимир Гусаков учит детей строить корабли. Точные копии эсминцев, траулеров получаются из ничего — куска фанеры и пластика. Они меньше своих прототипов в триста раз, однако на создание каждого уходит год-полтора. Корабли не идут «в стол», а ходят потом по Свислочи — на соревнованиях по судомоделированию. Кажется, что круче занятия для мальчишки не придумать, но педагог с сожалением отмечает, что желающих ходить на такие кружки все меньше. Пытались понять, в чем причина. 

О Владимире Ивановиче нам рассказали благодарные родители. Они водят детей в центр дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь», но переживают, что из-за нехватки рекламы кружок по судомоделированию может закрыться, как и многие другие похожие кружки.

Мы заглянули к учителю в мастерскую. Сюда он спешит после того, как отработает смену токарем на фабрике. Откуда такой интерес к «корабельному делу», педагог уже и не помнит, моделированием занимается с детства.

— Пришел в такой же кружок, когда в классе четвертом был. Мастер доверил винт спаять, корпус сделать и — понеслось. Увлекся серьезно.

Впоследствии Владимир Иванович выполнит норматив в кандидаты на мастера спорта, станет чемпионом республики. Вспоминая те времена, шутит, что даже вуз «с прицелом» выбирал: пошел в радиотехнический институт, чтобы создать толковое устройство для радиоуправляемых лодок. А в какой-то момент решил обучать моделированию школьников, чем с удовольствием занимается и сегодня. Уже в статусе педагога высшей квалификационной категории.

Источник фото: Центр творчества

О командирах, станках и гаджетах

Если бы не ученические парты, то кабинет, в котором мы разговариваем, напоминал бы мини-цех завода: по периметру мощные станки, всюду лежат инструменты. Спрашиваем, что за машины — рабочие или так, для антуража.

— Конечно, рабочие. Ведь чтобы модель сделать, надо быть немного столяром, токарем и даже жестянщиком. Вот фрезерный станок, два сверлильных, токарные, — на минуту задумывается. —  Я когда ребенком пришел в такой же кружок, смог кубок на станке выточить, а современные дети… Мало кто сейчас умеет.

Владимир Иванович считает, что молодежь совсем разучилась работать руками. Все дело в гаджетах.

— Раньше было проще — без игрушек цифровых. Дети чем-то заняты были: бегали по улице, каткам. Теперь все сидят в виртуальной реальности. Вот вроде бы приходит ребенок и пытается что-то делать, но все время жужжит мне про автомобильные игры в телефоне. Он и головой, и ногами там увяз. А в мастерской находится так просто — потому что мама сказала. Но такие ребята надолго и не задерживаются. У меня учатся те, кому нравится. — Владимир Иванович, щурясь, листает галерею телефона: — Вот, посмотрите, это я со своими командирами [учениками] на соревнованиях в Минске.

На видео несколько кораблей под прозрачно-пластиковыми парусами бегут по Свислочи, а «командиры» управляют ими с берега, при помощи радиопультов.

Свои модели ребята делали здесь — за этими партами и станками. Процесс — долгий, требует терпения. Сначала детям в теории рассказывают, каким корабль должен получиться, помогают разобраться с чертежами. Затем дело доходит до заготовок: ребятня помладше упражняется-клеит картон, ученики постарше работают с деревом.

— Сперва все круглые детали обтачиваются напильником, а потом — вон там работать надо, — Владимир Иванович кивает на токарный станок. — Квадратные детали выполняем на фрезерном. На создание одной модели уходи год, а то и полтора. Сейчас наглядно покажу, что получается.

Он отщелкивает замки саквояжа, стоящего на столе, а внутри — красавец-корабль размером с крупную кошку. Корпус, палуба, мачта — все как полагается, много деталей-мелочей. Здесь даже спасательная шлюпка предусмотрена.

— Эта модель тоже на воде держится? — спрашиваем.

— А вы как думали. Мне не надо экземпляры «на полку». Надо, чтобы двигались. — Владимир Иванович снимает часть корпуса. — Вот сюда вставляется два мотора, сюда — питание, регулятор оборотов, приемник. И — полный вперед!

Жалко, если такая «игрушка» утонет. Но учитель не без гордости в голосе уверяет: «Мои модели не тонут. Только если наедет кто — тогда может. Пару раз всего было». Вода в корпус тоже ни разу не попадала: модели сделаны добротно.

Пока мы говорим, входит коллега Владимира Ивановича, приносит грамоты в файле, среди листов поблескивает медаль. «Вот, только что привезли: этот диплом — район, а это — город. Ученик Владимира Ивановича победил», — объясняет. Тот воспринимает хорошую новость спокойно, мол, приятно когда твои ученики — первые, но привычно.

«Сейчас бум на модные конструкторы. А что с них взять?»

То, что занятие увлекает, уже понятно. Спрашиваем, чем оно полезно, ведь родители сегодня ценят в кружках именно это. Учитель взмахивает руками: «Как чем? Мозги тренирует», — и развивает мысль:

— Когда приступаешь к модели, ты должен все рассчитать, прикинуть, математические расчеты сделать. Да, чертежи готовые, но в них же вникнуть надо, понять, что к чему. А чтобы с чертежами разобраться, надо немного в черчении понимать. Мышление особое развивается, руки.

— Мелкая моторика?

— И она тоже. Сейчас многие накинулись на лего и конструкторы, настоящий бум: «Ой, лепим, развиваем, модно, красиво». А что дальше? Что с этих конструкторов взять? Ну представьте, что нет у ребенка этих кубиков готовых. Представьте, что у него под руками только кусок фанеры. На, сделай. Многие, уверен, не знают, как к нему подступиться.

Источник фото: Центр творчества

«Когда первое место занимают — визг на всю округу»

В кружок к Владимиру Гусакову ходят дети разных возрастов, есть и второклассники.

— Второй класс — рановато для такого кружка, — рассуждает учитель, — но главное, что ребенку нравится.

Увы, но тех, кому нравится судомоделирование, с каждым днем меньше.

— Было время, мамы в округе знали: если ребенок «потерялся», значит, здесь искать надо. Приходили и стучали в окошко класса, звали домой. Детей невозможно было выкурить отсюда. Сейчас иначе. Многие приходят с ожиданием, что ты на кружке должен не научить его трудиться, а развлекать.

Владимир Иванович пеняет на все те гаджеты и нездоровый интерес к ним у детей. А еще на отстраненность родителей. Если бы они больше времени проводили с детьми, учили их труду, то и у детей занятия были бы соответствующие:

— Если маме не лень посидеть с ребенком и элементарно арифметику поучить, а папе — показать сыну, как гвоздь прибить, у детей будет больше интереса к труду. Уже сколько об этом говорено-переговорено, но во многих семьях так не делают.

В этот момент открывается дверь, робко входит мальчуган лет десяти. Владимир Иванович меняется в лице, видно, что он рад ученику:

— О, вот мой и командир пришел! Ну, заходи, давай смотреть, на чем мы с тобой остановились.

Пока мальчуган достает из коробки богатства — детальки будущего судна, учитель рассказывает, что скоро с «командиром» пойдут корабль на воду спускать. Этот момент дети любят больше всего, если не считать соревнований.

— Тогда у них куча восторга. А если еще и первое место займут, то визг стоит на всю округу, — смеется учитель. — Это хорошо, главное — чтобы им нравилось.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Обсуждение
Kali_Laska23.03.2021 в 17:36
Занятие интересное. Но наверное надо идти в ногу со временем. Кроме навыков ручной физической работы с материалом подрастающеюму поколению сейчас надо знать и более современные способы создания изделий.
Проект, чертежи делать в графических редакторах. Элементы моделей изготавливать не только вручную, но и с использованием современного оборудования - на 3D принтерах, лазерной резке.
минск23.03.2021 в 17:57
Kali_Laska, то, что вы написали, можно освоить и в ВУЗе, а детишкам среднего школьного возраста будет полезно уметь начертить от руки и вырезать самим. Этого вполне достаточно для того, чтобы понять, интересно ли развиваться в этом направлении.
Крапивница24.03.2021 в 8:46
Kali_Laska:
Занятие интересное. Но наверное надо идти в ногу со временем. Кроме навыков ручной физической работы с материалом подрастающеюму поколению сейчас надо знать и более современные способы создания изделий.
Проект, чертежи делать в графических редакторах. Элементы моделей изготавливать не только вручную, но и с использованием современного оборудования - на 3D принтерах, лазерной резке.
3Д принтер не сам делает модели, опять-таки нужно придумать, сделать чертежи, покрутить-повертеть, сделать-переделать несколько раз подряд.
Обсуждают сейчас