Сейчас на сайте
Отношения взрослых
Как сохранить секс после рождения ребенка: учтите три важных момента
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родов
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 мартаВидеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси

Белорусы жалуются на объемную «домашку» у детей. А как в других странах?

26 ноября 2020 года
25

Белорусские родители часто жалуются на то, что детям дают слишком много заданий на дом и приходится все вечера проводить за уроками. Мы решили узнать, какой объем домашних заданий получают школьники в других странах и как их успехи оценивают учителя.
 

Источник фото: архив героиниФинские школьники перед уроками в Хеллоуин

Финляндия: «С 6-го класса домашнюю работу дети делают на ноутбуке»

Оксана — мама троих детей, живет в Финляндии. В семье двое школьников, которые учатся в 1-м и 9-м классах.

— Домашние задания в финской школе по сравнению с минской гимназией — небо и земля. Обычно они небольшие, их задают не каждый день. Это могут быть какие-то упражнения по математике или английскому. А на выходные вообще никогда ничего не задают. Я бы сказала, что в среднем дети тратят не более получаса в день на «домашку».

В старших классах бывают исключения, например, когда учитель просит написать эссе или выполнить какой-то проект.

— Но на такое большое задание дается обычно не меньше недели. Конечно, дети часто оставляют все на последний день, и тогда на домашнюю работу уходит больше времени.



По словам Оксаны, в финской школе дети ничего не учат наизусть.

— Здесь учеба больше направлена не на заучивание материала, а на развитие критического мышления, на умение анализировать, искать информацию и применять ее на практике. Детей никогда не вызывают к доске: они отвечают с места и только по желанию.

После 6-го класса финские школьники почти не пишут от руки, поэтому почерк ребенка здесь тоже никого не беспокоит. В старших классах у каждого ребенка есть ноутбук, и большинство работ выполняется на компьютере, в том числе и домашние задания. По некоторым предметам есть рабочие тетради.

Знания учеников в финской школе учителя проверяют с помощью тестов, которые проводятся несколько раз в четверть. Итоговые оценки выставляются два раза в году — за полугодие и за год.

— Дневник учителя здесь ведут только электронный, и там они могут оценивать активность ребенка, но не отметкой, а замечанием, например, «был активным», «урок прошел отлично», «опоздал», «не подготовлен», «не имел учебных материалов» и прочее. Все это будет учтено при выставлении итоговой оценки. Но, как правило, такие замечания учителя пишут не каждый день и не по каждому уроку. За плохое поведение или невыученный урок оценка не ставится совсем, но все это учитывается учителем при выставлении полугодовой или годовой оценки.  

Перед классом успеваемость учеников никто не обсуждает, говорит мама.

— Ребенка никто не отчитывает лично и тем более — перед классом. Никто не знает оценки друг друга. Все это можно посмотреть только в электронном дневнике, и родителям доступна информация только по их детям. 

Чехия: «Родителей просят не помогать детям с домашней работой»

Мария живет с тремя детьми в Чехии. Ее старший ребенок учится в 1-м классе.

— Дети в чешской школе пишут карандашом, чтобы была возможность исправить ошибку. Отметки в отличие от Беларуси им ставят с первого класса. Тетрадей как таковых здесь нет, есть учебники с рабочими тетрадями, которые хранятся в школе. Учитель выдает их домой только в случае, если нужно сделать домашнее задание. На выходные ничего не задают, чтобы дети могли отдохнуть, ни о чем не беспокоясь.

Уже в первом классе чешским школьникам стараются привить самостоятельность, говорит мама.

— В родительский чат учитель никогда не пишет домашнее задание: запомнить его — это ответственность ученика. И учитель просит родителей по возможности не помогать детям с выполнением домашней работы.

Греция: «Домашние задания не оцениваются»

У Ольги из Греции двое детей, но школьник всего один — старший сын. Он учится в 5-м классе.

— Объем домашнего задания зависит от учителя: в прошлом году задавали мало, а в этом году пришел новый учитель, который дает много «домашки». Сын делает все медленно, и мне приходится помогать.
 

Источник фото: архив героини


По словам Ольги, домашнее задание не оценивается: школьники получают отметки только за тесты, по которым выставляются итоговые результаты в конце триместра и в конце года.

— Оценкам здесь не придают большого значения. В начальной школе это были буквы A, B, C, D. В этом году у нас уже 10-бал5льная система. Для меня важнее количество ошибок в тесте, а не отметка.

Кстати, ошибки учителя не исправляют, а подчеркивают. И плохие отметки почти не ставят, даже если напишешь тест очень плохо, получишь средний балл, рассказывает мама. В Греции очень бережно относятся к психике ребенка и не обсуждают успеваемость учеников перед всем классом.

Польша: «Многие задания дети успевают сделать в школе»

Анна —  мама четверых детей, двое из которых учатся в польской школе во 2-м и 4-м классах. 

— Здесь начальная школа до 4-го класса, а потом уроки ведут учителя-предметники. Объем домашнего задания, по моему опыту, зависит от учителя. У старшего сына в начальной школе «домашку» давали не каждый день, но при этом дети очень много заданий делали с учителем в школе и проблем с усвоением материала не возникало. У дочки учительница задает работу на дом почти всегда, иногда много, иногда чуть-чуть, и все равно приходится дополнительно объяснять некоторые вещи.  

У сына Анны сейчас много учителей, и тут все опять же зависит от педагога: по некоторым предметам «домашку» задают постоянно, но многое дети успевают делать в школе. Стихи учат без фанатизма — таких заданий практически не бывает. 

Но самое приятное и для детей, и для родителей — это то, что на выходные в школе совсем ничего не задают. Это позволяет полностью отвлечься от учебы и с новыми силами в понедельник идти на занятия. 

Также Анне нравится в польской школе то, что ученикам дают возможность исправить плохую оценку. 

— За невыученный урок учителя ставят ноль, который можно потом исправить. А за поведение есть отдельная графа в электронном дневнике, и в ней каждый месяц выставляют отметки, но они никак не влияют на оценки по предметам. За почерк наши учителя оценки никогда не снижали, но всегда просят писать красиво, а я никак не привыкну, что тут нет правила «отступи 3 клетки сверху и 5 снизу». Кто как хочет, так и пишет, даже на полях! И это нормально.

Ирландия: «Домашнюю работу можно делать в удобном для ребенка темпе»

В Ирландии младшая школа включает в себя два подготовительных года, потом дети идут в первый класс. С 7-го класса дети переходят в старшую школу, которая может находиться в совершенно другом районе. Чтобы узнать, какой объем домашних заданий получают дети, мы пообщались с Ириной — ее дочка в этому году пошла в первый класс.

— В младшей школе домашние задания дают каждый день кроме выходных, а в старшей школе, насколько я знаю, могут давать работу на дом и перед выходными. Моя дочка сейчас получает задания написать по памяти слова, прочитать пару страничек и выполнить упражнения по математике. Я не считаю, что это много. Дочка может что-то спросить у нас, и мы подскажем, но мы не сидим над ребенком и не трясемся над уроками со слезами. Все делаем абсолютно без напряга.
 

Источник фото: архив героини


В ирландской школе не задают учить стихи наизусть, говорит Ирина.

— Дети учат песни на ирландском и английском языках, какие-то стихи к праздникам в самой школе. Чтобы мы сидели дома и что-то заучивали, такого у нас не было. 

В младшей школе домашнюю работу никто не проверяет и не оценивает. Все задания можно делать в удобном для ребенка темпе, то есть необязательно сидеть над уроками каждый день, можно выполнить все задания за один-два дня, как детям удобно. 

На поведение и почерк внимания в школе не обращают, но в подготовительном классе был «стул для раздумий», рассказывает мама. 

— Если ребенок шумел, его могли посадить на этот стульчик, чтобы он подумал о своем поведении. Это максимальное наказание, пожалуй. 

С какого класса начинают ставить оценки в ирландской школе, Ирина точно не знает: в первом классе их еще нет.

— В конце года родителям высылают общий табель успеваемости, где оценивают уровень ребенка по шкале от 1 до 5, но там не только предметы, а в целом оценка умений ребенка: внимание, активность и прочее.

Люксембург: «Объемную домашнюю работу начинают задавать с 7-го класса»

Мария недавно переехала в Люксембург с семьей. Ее сын учится в 3-м классе в адаптационной группе.

— Ребенок только начал учить язык, поэтому ему не ставят отметки, а в конце года будет тест по языку, который определит, готов ли он перейти на обычную программу. Возможно, останется еще на год в адаптационной группе. Здесь часто дети остаются на второй год, если не усвоили программу. Об этом, кстати, могут попросить сами родители, так как ребенку будет сложнее учиться, если он отстает. Никто не видит проблемы во второгоднике, это не обсуждается как нечто из ряда вон выходящее.
 

Источник фото: архив героиниШкола в Люксембурге

Отметки начинают ставить в люксембургских школах со 2-го класса.

— По словам мам, которые давно здесь живут, оценок в привычном для нас понимании здесь нет. Есть итоговые тесты в конце четверти, но они важны для учителя, чтобы он понимал, как усвоен материал, кому и что нужно подтянуть. Каждый раз в тестах оцениваются разные аспекты проверяемого материала с помощью буквенного эквивалента, где А — это лучшая оценка и D — худшая. Такие оценки выставляются обычно, начиная с цикла 2.2 (2 класс). Некоторые мамы говорят, что и на уровне 2.1 (1 класс) есть оценки, но там другая шкала, например, в словах «очень хорошо», «хорошо». Оценки могут быть и в виде смайликов: зеленые, желтые, красные.

Главные инструменты школьника — стирка и карандаш, говорит Мария.

— Дети пишут только карандашами: у ребенка всегда должна быть возможность исправить ошибку. Ученикам стараются донести, что ошибаться не страшно, ошибаются все, в этом и заключается процесс освоения какого-то навыка. Мой сын — дислексик, он может писать цифры и буквы в обратную сторону. И это никого здесь не смущает, как и почерк ребенка.
 

Источник фото: архив героиниШкольная территория

Учебников в начальной школе нет, только рабочие тетради, и они почти всегда остаются в школе. Почти все задания дети успевают делать в классе, очень редко что-то приходится делать дома, говорит Мария.

— Многие приезжие считают, что школьники в Люксембурге по-настоящему начинают учиться только с 7-го класса, когда переходят в лицей. Тогда появляются и домашние задания, и отметки по 60-балльной шкале. На самом деле дети учатся и до этого, просто подход другой: школьники привыкают самостоятельно искать информацию, работать с ней и учатся самоконтролю.

Поведение учеников в люксембургской школе никак не оценивают, но могут пообщаться с родителями: 

— Если с ребенком есть проблемы, учитель пишет родителям письмо на е-мейл и приглашает на встречу, где они обсуждают возникшие вопросы и пути их решения. Общих собраний нет. Учитель не имеет права обсуждать чужого ребенка с другими людьми и повышать голос на учеников.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by


Лучший комментарий
Елена Бородако26.11.2020 в 14:39
Как я согласна с высказыванием этой мамы.....
Кто вообще придумал, что главная задача родителя школьника – делать с ним уроки? Кто сказал, что на домашние задания ребенка мама и папа должны потратить все свое свободное время? Почему в обществе укоренилось мнение, что зубрить, учить и вдалбливать с утра до вечера – это хорошо, а другой жизни – с долгими прогулками, уютными разговорами за чаепитием, семейным просмотром кинокомедий и просто таким иногда необходимым ничегонеделаньем – быть не должно, потому что "завтра контрольная," "завтра доклад", "завтра проверочная", "завтра тест", "завтра снова в школу".
Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. И дочь моя сама по вечерам тоже не хочет их делать. А другого времени у нас нет.
Современная жизнь такова, что почти каждый ребенок после уроков (а их 7-8!) куда-то идет – на секции, кружки, дополнительные занятия, в профильные школы. С учетом нагрузки родителей, городского трафика и прочего большинство людей собираются дома вечером. Мы, как правило, не раньше 20:00. Уставшие. С желанием элементарно пообщаться, поужинать, подготовиться к завтрашнему дню. И даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу.
Но нет, нужно делать домашнее задание. Иначе завтра опять дневник будет пестрить "не готова к уроку", а я буду страдать от комплекса материнской вины.
Да, я плохая мать. У меня протестующий подросток, а не детка-ромашка. Она не хочет делать домашние задания. А я не могу стоять над ее головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины.
Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за 8 класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники (что получается далеко не всегда). Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечером иногда у меня тоже бывают дела, встречи и мероприятия. Потому что у нас есть две кошки и собака, которые тоже ждут внимания. Потому что по выходным у нас дача, иначе можно сойти с ума. Потому что мне тоже еще "драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота". Потому что я просто хочу отдыхать вечером.
Да, я плохая мать, как скажут сейчас многие. Я родила детей, а родительство – труд большой, нечего съезжать. А я и тружусь. Всю жизнь. Чтобы мои дети были здоровы, одеты, обуты, учились чему-то еще, кроме школьной программы, веселы, ездили на море и были моими друзьями.
И поэтому я не хочу по вечерам делать уроки. Я хочу с детьми просто разговаривать! Потому что я не считаю, что дети – это пожизненная кабала. Я считаю, что дети – это радость. И вечер – это время для радости, а не для скандала.
Господи, ну когда уже отменят домашние задания, как это сделали давно во многих школах мира? Почему нельзя ввести пары - на первом уроке заниматься теорией, на втором – практикой? Почему надо нести домой весь этот набор задач, когда это можно завершить играючи за 6-7, пусть даже за 8 часов....
21-й век ускорил жизнь, бросив нам много новых вызовов. Но в сутках не стало больше 24 часов. И сил, и здоровья больше не стало. И дети теперь другие. Почему нельзя это учесть, как это сделали те же финны?
Да, я плохая мать. Мой ребенок не хочет делать уроки дома. Я не убедила ее в ценности этого. А как я могла убедить, если я их сама ненавидела? Но мне "повезло" больше. Моя мама (по обстоятельствам) была домохозяйкой, и я с моими уроками была ее основной работой. И то я умудрялась вытаскивать книгу из-под стола и читать ее, как только мама закрывала дверь в мою комнату.
В общем, можете меня пинать как угодно, но я хорошая мать. И люблю свою непростую дочь.
Но в глазах общества я все равно плохая мать, а моя дочь – бунтующий подросток. Такими нас делает наша система образования.
У меня нет претензий к школе. У нас очень славная, душевная и во всех смыслах благополучная школа, которой я очень дорожу. Как и та, в которой я когда-то, сто лет назад, работала. И уже тогда, сто лет назад, я говорила о том, что надо полностью менять систему обучения, если мы хотим, чтобы в школе было по-настоящему интересно. Но воз и ныне там. Добавляют-убирают предметы, меняют идеологии, как носки, растягивают сроки обучения, придумывают новые вывески.
И ни одной настоящей, а не дутой реформы.
Начните с малого. Перестройте программу обучения так, чтобы не нужно было дома по ночам (хотя бы в будние дни) делать уроки.
Чтобы десятки тысяч матерей и отцов (уверена, что со мной многие согласятся) перестали считать себя плохими родителями.
А у противных подростков будет на один повод меньше для бунта.
А теперь пинайте. Все равно ведь я плохая мать....
Обсуждение
Елена Бородако26.11.2020 в 14:36
Как же я согласна с родителями.....!!!!!Как уже достала эта домашка, когда приползаешь домой после двух работ, а ребенок после секций и, вместо того,чтоб спокойно провести вечер с ребенком, семьей начинается психоз и ором и нервами по выполнению домашнего задания и попыткой, одновременно приготовить что-то на ужин.Моя дочь в 7 классе, вот вчера реально мы сидели до 11 ночи, надо было решить две задачи по геометрии, повторить пройдееное, т.к. на завтра была контрольная по геометрии, написать сочинение про лучшего друга на анг. языке и выучить его, сделать письменное задание по бел. мове и выучить правило, прочитать по бел. лит рассказ В.Быкова и ответить ,письменно!, на восемь вопросов!!!!!!Хочеться спросить, а что дети делают в школе, если ты дома сидишь и делаешь такой обьем дом. работы, в голове у детей просто каша от такого количества заданий и информации, а толку никаоаго, кроме испорченных нервов и вечера.
Елена Бородако26.11.2020 в 14:39
Как я согласна с высказыванием этой мамы.....
Кто вообще придумал, что главная задача родителя школьника – делать с ним уроки? Кто сказал, что на домашние задания ребенка мама и папа должны потратить все свое свободное время? Почему в обществе укоренилось мнение, что зубрить, учить и вдалбливать с утра до вечера – это хорошо, а другой жизни – с долгими прогулками, уютными разговорами за чаепитием, семейным просмотром кинокомедий и просто таким иногда необходимым ничегонеделаньем – быть не должно, потому что "завтра контрольная," "завтра доклад", "завтра проверочная", "завтра тест", "завтра снова в школу".
Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. И дочь моя сама по вечерам тоже не хочет их делать. А другого времени у нас нет.
Современная жизнь такова, что почти каждый ребенок после уроков (а их 7-8!) куда-то идет – на секции, кружки, дополнительные занятия, в профильные школы. С учетом нагрузки родителей, городского трафика и прочего большинство людей собираются дома вечером. Мы, как правило, не раньше 20:00. Уставшие. С желанием элементарно пообщаться, поужинать, подготовиться к завтрашнему дню. И даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу.
Но нет, нужно делать домашнее задание. Иначе завтра опять дневник будет пестрить "не готова к уроку", а я буду страдать от комплекса материнской вины.
Да, я плохая мать. У меня протестующий подросток, а не детка-ромашка. Она не хочет делать домашние задания. А я не могу стоять над ее головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины.
Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за 8 класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники (что получается далеко не всегда). Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечером иногда у меня тоже бывают дела, встречи и мероприятия. Потому что у нас есть две кошки и собака, которые тоже ждут внимания. Потому что по выходным у нас дача, иначе можно сойти с ума. Потому что мне тоже еще "драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота". Потому что я просто хочу отдыхать вечером.
Да, я плохая мать, как скажут сейчас многие. Я родила детей, а родительство – труд большой, нечего съезжать. А я и тружусь. Всю жизнь. Чтобы мои дети были здоровы, одеты, обуты, учились чему-то еще, кроме школьной программы, веселы, ездили на море и были моими друзьями.
И поэтому я не хочу по вечерам делать уроки. Я хочу с детьми просто разговаривать! Потому что я не считаю, что дети – это пожизненная кабала. Я считаю, что дети – это радость. И вечер – это время для радости, а не для скандала.
Господи, ну когда уже отменят домашние задания, как это сделали давно во многих школах мира? Почему нельзя ввести пары - на первом уроке заниматься теорией, на втором – практикой? Почему надо нести домой весь этот набор задач, когда это можно завершить играючи за 6-7, пусть даже за 8 часов....
21-й век ускорил жизнь, бросив нам много новых вызовов. Но в сутках не стало больше 24 часов. И сил, и здоровья больше не стало. И дети теперь другие. Почему нельзя это учесть, как это сделали те же финны?
Да, я плохая мать. Мой ребенок не хочет делать уроки дома. Я не убедила ее в ценности этого. А как я могла убедить, если я их сама ненавидела? Но мне "повезло" больше. Моя мама (по обстоятельствам) была домохозяйкой, и я с моими уроками была ее основной работой. И то я умудрялась вытаскивать книгу из-под стола и читать ее, как только мама закрывала дверь в мою комнату.
В общем, можете меня пинать как угодно, но я хорошая мать. И люблю свою непростую дочь.
Но в глазах общества я все равно плохая мать, а моя дочь – бунтующий подросток. Такими нас делает наша система образования.
У меня нет претензий к школе. У нас очень славная, душевная и во всех смыслах благополучная школа, которой я очень дорожу. Как и та, в которой я когда-то, сто лет назад, работала. И уже тогда, сто лет назад, я говорила о том, что надо полностью менять систему обучения, если мы хотим, чтобы в школе было по-настоящему интересно. Но воз и ныне там. Добавляют-убирают предметы, меняют идеологии, как носки, растягивают сроки обучения, придумывают новые вывески.
И ни одной настоящей, а не дутой реформы.
Начните с малого. Перестройте программу обучения так, чтобы не нужно было дома по ночам (хотя бы в будние дни) делать уроки.
Чтобы десятки тысяч матерей и отцов (уверена, что со мной многие согласятся) перестали считать себя плохими родителями.
А у противных подростков будет на один повод меньше для бунта.
А теперь пинайте. Все равно ведь я плохая мать....
Andkr26.11.2020 в 14:41
Цитата:
В родительский чат учитель никогда не пишет домашнее задание: запомнить его — это ответственность ученика. И учитель просит родителей по возможности не помогать детям с выполнением домашней работы.
Очень разумно, по-моему.
Irina00726.11.2020 в 15:18
Варианта два. Или родителям объединяться и «долбать, долбать, долбать», чтобы учили в школе. А не вытворяли всякую непотребщину как в соседней статье. Или тем, кого не устраивает, менять школу а то и страну проживания. Пока второй вариант единственно возможный. Потому что опять вернёмся к соседней статье. Поохали-поохали, утерлись, и дальше повели. В школе прослушаем про «фашистов», а потом будем во вторую смену учить за свой счёт.
-arcada-26.11.2020 в 15:24
Елена Бородако,
Конечно, я согласна с тем, что в школе куча проблем, и сама против домашки, но неужели в 7 классе ребенок сам не в состоянии сделать домашку?
Обсуждают сейчас