Сейчас на сайте
Новости портала
«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Не только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информация
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

Был один учитель — стало много. Как помочь ребенку, который перешел в среднюю школу

07 сентября 2020 года
7

С началом учебного года помощь в адаптации нужна не только первоклассникам. Пятиклассники тоже испытывают стресс, ведь в младшей школе с ними работал один учитель, а теперь — много. Школьный педагог-психолог Анастасия Петровская дала советы родителям.

Источник фото: Личный архивАнастасия Петровская

Для младшего школьника учитель — это его «вторая мама», отмечает психолог. В их отношениях много заботы, доверия, наставлений. При переходе в среднюю школу педагогов становится больше, и каждый приносит с собой не только новые знания, но и свой характер, стиль изложения учебного материала, требования.

— Привыкать приходится даже к определенному темпу и тембру речи. Например, первый урок вел учитель-флегматик: спокойно, медленно объяснял материал. А следующий урок  уже ведет учитель-холерик, у которого быстрый темп речи, он ведет себя эмоционально. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к такому разнообразию в характерах.

Вторая возможная трудность  — это кабинетная система. В средней школе ребята не сидят в одном кабинете, а переходят из одного в другой, в зависимости от урока. В этом году пятиклашки, как и всем другие ученики, будут находиться только в своем кабинете из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, но обычно им приходится привыкать к «кочевому образу жизни». Это может вызвать волнение.

Источник фото: Unsplash.com

Еще одна возможная сложность — смена коллектива, говорит психолог. Очень часто состав меняется по сравнению с начальной школой.  

— Новый коллектив — это всегда испытание, как для детей, так и для родителей, педагогов. Из своего опыта могу сказать, что именно здоровый микроклимат в классе составляет 70% успешной адаптации. Случается так, что в одном классе может оказаться слишком много «звезд», которые могут начать соперничать между собой или «подбивать» других ребят искать ребенка, с которым дружить не нужно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей и педагогов для того, чтобы помочь детям преодолеть возникшие трудности во взаимоотношениях между одноклассниками. 

А еще в пятом классе меняются школьные задания: теперь они направлены не просто на воспроизведение материала, а на его анализ, высказывание личного мнения, что может быть сложным для некоторых детей.

— Ребенку нужно не просто прочитать и воспроизвести текст без ошибок, но и порассуждать, сделать альтернативные задания, опираясь на уже полученные знания. Также добавляется больше самостоятельности и форм заданий. Например, сочинить предложение с нужным количеством частей речи, найти ошибки в работе соседа по парте. 



«Ты уже большой, а игрушки — для маленьких»

Также в начальных классах дети обычно носят с собой в рюкзаке книги и игрушки, с которыми играют на переменах с одноклассниками. В средней школе дети обычно отказываются от этой привычки, так как уже становится стыдно играть с куклами и машинками, ведь «игрушки — это для маленьких», а пятиклассник уже взрослый, самостоятельный. Именно с такой установкой его отправляют взрослые в пятый класс.

Но детям все равно хочется играть, поэтому их все больше начинают интересовать гаджеты и другие новомодные развлечения, убеждена Анастасия Петровская.

— Переход в среднюю школу считается своеобразным прощанием с детством. Даже на выпускном вечере, в начальной школе, в торжественной речи директора, педагога или родителей звучит эта фраза. А дети не совсем понимают, как за одно лето они должны стать взрослыми. Начиная с 5 класса, ребятам все чаще начинают говорить об ответственности за их слова и поступки, доверяют выбор костюмов на школьные мероприятия, самостоятельный поход в столовую и дежурство, посещение библиотеки. 

Как же помочь ребенку адаптироваться

По мнению Анастасии Петровской, очень многое зависит от нового классного руководителя, которого дети воспринимают как преемника их учителя из начальной школы.

— Дети мне много рассказывают о классных руководителях, поэтому я точно знаю, насколько эти педагоги для них важны. Ребята часто обращают внимание на действия и слова учителя, обижаются, когда их не слушают, чрезмерно критикуют. 

Поддержка родителей также очень важна. В наших силах рассказать детям о новых предметах, которые ребенок будет изучать, заинтересовать ими. Также родителям важно сотрудничать с педагогами и школьным психологом.

— Случается, что родители не видят необходимости давать согласие на психодиагностику ребенка. Если это согласие мы получаем, то они не считают нужным ознакомиться с результатами исследования. Но ведь помочь ребенку в первую очередь могут родители, а педагог и психолог лишь прокладывают путь к решению проблем, сопровождают ребенка.


Источник фото: Unsplash.com


В период адаптации родителям очень важно позаботиться о полноценном отдыхе ребенка, режиме питания. Каждое утро нужно желать «хорошего дня», а вечером — подводить итоги за день, разговаривать о том, что было хорошего.

— Именно такая формулировка важна, потому что нужно стимулировать ребенка даже в самом сложном дне находить приятные моменты. Если пятиклассник тревожный, негативно настроен к школе, можно попробовать вместе вести дневник благодарностей, где каждый день родители и ребенок будут записывать несколько хороших моментов, за которые благодарят прошедший день.

Чувства важнее отметок

По мнению психолога, с детьми нужно разговаривать прежде всего об их чувствах, а уже потом - об отметках и предстоящих контрольных.

— Детям я всегда говорю честно, что если сейчас, в 5 классе, они будут переживать, чего-то бояться, то это нормально, так как их школьная жизнь стала другой. И очень важно не подавлять в себе грусть, злость, страх, тревогу, а научиться их понимать и выражать. А для этого не стыдно обратиться к взрослому и рассказать о своих переживаниях.

Важно не забывать про отдых, часть домашних заданий можно делать на выходных, чтобы разгрузить будни. Особенно актуальна данная рекомендация в этом учебном году, так как время пребывания детей в школе увеличилось из-за продления перемен в связи с эпидемиологической ситуацией, а делать домашние задания сразу после школы или поздно вечером неэффективно, считает педагог-психолог. Поэтому родителям очень важно научить ребенка грамотно планировать время и не забывать про отдых.

Анастасия Тетерук

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждение
Toomushchik Toomushchik7.09.2020 в 8:31
Да, сейчас в начальной школе ребенок взаимодействует в основном с 1 педагогом. Но есть еще учитель физ-ры, пения, иностранного языка, и учитель ГПД (жаль, конечно, что ИЗО отдали на откуп учителю младших классов, это точно не на пользу развитию способностей детей). Т.е. ребенок на самом деле и в младшей школе взаимодействует не с одним учителем . И при переходе в 5 класс важен скорее не сам факт умножения количества учителей, а то, что исчезает "основной".
marsi7.09.2020 в 11:03
Где это дети в том году будут учиться в одном классе? И где это увеличили перемены?
Nori7.09.2020 в 12:56
marsi, в 180 школе, например, будут учиться в одном классе. На прошлой неделе так учились, пока про изменения не говорили. А вот перемены не увеличили.
ТаняМакся7.09.2020 в 16:46
marsi, Nori, а вы хотите, чтоб перемены увеличили?
Nori7.09.2020 в 16:56
ТаняМакся, у нас в школе одна смена и перемены по 15 минут были все время нашего обучения. Мне, если честно, не имеет принципиального значения увеличат или нет перемены. Но я прекрасно понимаю, что есть дети, у которых все рассчитано по минутам и после школы им уже необходимо ехать на дополнительные занятия, тренировки, к репетиторам и т.д.
Обсуждают сейчас