Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Признаки токсичных родителей, которые портят жизнь детям, не осознавая этогоПара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог
Личный опыт
Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы

Продвинутые методики развития для дошкольников. Гид для родителей, чтобы не растеряться

30 июля 2020 года

Если раньше с дошкольниками занимались по одной-двум образовательным программам, то сейчас вариантов больше, особенно, если речь идет о частных детских садах и группах раннего развития. К каким дошкольным технологиям стоит присмотреться родителям, разбираемся с педагогом-психологом Мариной Болотовой, экспертом большой ежегодной онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: традиции и цифра» (18-22 августа).

Реджио-педагогика

Итальянская технология, автор которой Лорис Малагуцци. Педагог считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них «украли». Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

Источник фото: unsplash.com

По каким принципам работает?

— Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.

— Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.

— Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они могли договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».

— Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.

— Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды.

Источник фото: pixabay.com


По каким принципам работает?

— Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая — для формирования бытовых навыков, сенсорная — с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая — для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая — для изучения букв и слогов, космическая — для знакомства с окружающим миром и загадками природы.

— Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и лучше развивают свои умения.

— Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор: играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.

— Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».

— Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах. 

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

— В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.

— Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.

— Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико-ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностью, что дает ему необходимый жизненный опыт.
 

Источник фото: Unsplash.com


По каким принципам работает?

— Все, что происходит с ребенком, должно быть ориентировано на практику. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

— Обучение должно быть направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.

— Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

— Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.

— Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.

— Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Вальдорфская педагогика

Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии.


Источник фото: Unsplash.com

По каким принципам работает?

— Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма.

— В создании среды используют природные материалы.

— В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок.

— Учебный материал изучается эпохами за 3-4 недели, это позволяет ребенку вжиться в него.

— При подаче учебного материала учитывают возраст детей: например, в период полового созревания разбирают рыцарство. Учитывается гендерный подход: мальчиков учат мужским качествам, девочек — женским.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы.

— Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам.

— Учится уважению к себе и другим.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждают сейчас