Сейчас на сайте
Новости портала
Зажечь звезду и помочь детям. SOS-Детские деревни приглашают поучаствовать в акции добраФонд «Шанс» предлагает вместо подарков на Новый год помочь больным детям
Все о детях
Мнение эксперта: «Декрет до трех лет претендует на наш национальный бренд»Как приучить ребенка убирать за собой игрушки: методы, которые точно работают
Это интересно
Вместо банального «Как дела?»: что спросить у ребенка после школыРебенок оказался младше мамы всего на полтора года. Как это возможно?
Спорный вопрос
«Моя фабрика закрылась». Как понять, что вашей семье достаточно детей
Здоровье
Если ребенок старше 5 лет, в больницу его положат одного. Родители хотят изменить это правило
Беременность и роды
Какие анализы желательно сдать перед зачатием ребенка и во время беременности? Полный список
Личный опыт
Не сошлись политическими взглядами: учитель назвала ребенка «уродом», мама обратилась в милицию«Вот такой у него был маленький секрет». Письмо женщины, которая была замужем за педофилом

Продвинутые методики развития для дошкольников. Гид для родителей, чтобы не растеряться

30 июля 2020 года

Если раньше с дошкольниками занимались по одной-двум образовательным программам, то сейчас вариантов больше, особенно, если речь идет о частных детских садах и группах раннего развития. К каким дошкольным технологиям стоит присмотреться родителям, разбираемся с педагогом-психологом Мариной Болотовой, экспертом большой ежегодной онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: традиции и цифра» (18-22 августа).

Реджио-педагогика

Итальянская технология, автор которой Лорис Малагуцци. Педагог считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них «украли». Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

Источник фото: unsplash.com

По каким принципам работает?

— Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.

— Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.

— Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они могли договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».

— Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.

— Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды.

Источник фото: pixabay.com


По каким принципам работает?

— Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая — для формирования бытовых навыков, сенсорная — с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая — для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая — для изучения букв и слогов, космическая — для знакомства с окружающим миром и загадками природы.

— Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и лучше развивают свои умения.

— Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор: играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.

— Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».

— Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах. 

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

— В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.

— Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.

— Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико-ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностью, что дает ему необходимый жизненный опыт.
 

Источник фото: Unsplash.com


По каким принципам работает?

— Все, что происходит с ребенком, должно быть ориентировано на практику. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

— Обучение должно быть направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.

— Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

— Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.

— Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.

— Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Вальдорфская педагогика

Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии.


Источник фото: Unsplash.com

По каким принципам работает?

— Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма.

— В создании среды используют природные материалы.

— В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок.

— Учебный материал изучается эпохами за 3-4 недели, это позволяет ребенку вжиться в него.

— При подаче учебного материала учитывают возраст детей: например, в период полового созревания разбирают рыцарство. Учитывается гендерный подход: мальчиков учат мужским качествам, девочек — женским.

Каких целей достигает ребенок?

— Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы.

— Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам.

— Учится уважению к себе и другим.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждают сейчас