Сейчас на сайте
Новости портала
Обязаны ли дети ходить в школу по субботам или смотреть хоккей вместо уроков? Давайте разбиратьсяСходили с ребенком на митинг и попали в СОП. Возможно ли такое?
Все о детях
Домашнюю работу задают детям, но напрягает она родителей. Почему так происходит?В Минске открывается второй спортивный центр по гимнастике и фристайлу!*
Это интересно
Мама делает смешные фото, показывающие реальную сторону материнства10 вещей, которые мешают получать радость от материнства
Фотофакт
Вышла замуж и воспитывает сына. Девушка родилась без рук и одной ноги, но ведет активную жизнь
Отношения взрослых
Из партнеров — в сожители. 5 признаков того, что развод не за горамиКак понять, что вы стали мамой для мужа (увы, так часто бывает)
Личный опыт
«С 3 месяцев ребенок сам засыпает на ночь». Мама рассказывает, как научила младенца спать
Психология и воспитание
«Молодец — это родительское слово-паразит». Как хвалить детей, чтобы не навредить

Мама решила не водить детей в школу, потому что «желает им счастья». Что из этого вышло?

23 июля 2020 года
39

Мама двоих детей Наста Базар никогда не водила детей в школу — в привычном для большинства из нас понимании. Ее дети учатся, но не сидят при этом каждый день за партами, не стоят у доски, не запоминают, сколько клеточек по правилам нужно отступать в тетради. Родители сознательно выбрали вариант альтернативного обучения, но подчеркивают, что подходит он далеко не всем. Мы попросили маму подробнее рассказать о своем опыте, перечислить плюсы и минусы хоумскулинга. 

Источник фото: Алена Лис


Дочерям Насты сейчас 9 и 11 лет — они перешли в 3 и 5 классы соответственно. У девочек не было какого-то неудачного опыта обучения в госшколе — родители просто изначально их туда не повели.

— У нас с детьми очень тесная связь, я кормила их грудью, мы вместе спали. Тогда же приняли решение, что дети не будут ходить в детский сад. В итоге они ходили в «белмоўную группу» одного садика пару раз в неделю, потому что там была тусовка наших знакомых детей.

Я стала задумываться про школу. Увлеклась различными подходами в образовании, поняла, что обучение через опыт гораздо эффективнее, поняла ценность внутренней мотивации, личного темпа и возможностей. Конечно же, активно искала информацию, знакомилась с людьми, которые обучают детей вне школы. Безусловно, поддержка и опыт были очень важны для принятия решения.

Источник фото: Личный архивНаста с дочками

Наста говорит, что папа детей поддержал это решение. Родители считают, что многие знания, которые дают в школе, действительно нужны для жизни, но преподают их так, что большинство ничего не помнит из пройденного. Мама приводит простой пример:

— Помните ли вы, что написано в учебниках? Я до сих пор звоню сестре, например, если у меня что-то болит, потому что она преподает биологию, а я не очень хорошо знаю свое тело (хотя по этому предмету получала хорошие отметки когда-то в гимназии). Как так получается, что много нужной, полезной информации мы упускаем, а главной целью для школьников становится получение хороших отметок? Вопрос риторический.

Кроме того, по словам Насты, школьная система требует реформ. Преподаются предметы для всех одинаково, а детей одинаковых нет — у всех разные способности и возможности.

— На самом деле причин, почему мы выбрали обучение детей вне школы, так много, что можно говорить часами. Пожалуй, главное, это то, что я желаю своим детям счастья, а для меня счастье — это знать, кто я и чего хочу. Тогда есть возможность раскрыться по максимуму, а не бежать за призрачными картинками себя успешной.

А так вообще можно? Не водить детей в школу?

С юридической стороны в Беларуси есть очное образование (в школе), надомное образование (по медицинским показаниям) и индивидуальный план (ребенок учится вне школы, но проходит аттестацию по предметам каждую четверть), объясняет Наста. Не во всех школах соглашаются перевести ребенка на индивидуальный план. Но учреждений образования много, выбор есть, поэтому тут дело в настойчивости родителей.

Чтобы обучение по индивидуальному плану было эффективным, важно правильно организовать процесс. Тут у родителей есть выбор: можно самим преподавать своим детям, можно кооперироваться с другими сторонниками альтернативного образования.

— Во втором случае родители распределяют между собой, кто что преподает, — говорит Наста, но отмечает, что еще не слышала о том, чтобы такая практика была успешно реализована в Беларуси. — Можно нанять учительницу или учителя, которые будут преподавать группе детей, или пригласить частных репетиторов для своего ребенка. Кроме того, всегда можно попробовать онлайн-образование на разных платформах, что стало актуальным во время пандемии.

Источник фото: Личный архивНа одном из мероприятий по альтернативному образованию. Наста рядом с единомышленницами

Организационных нюансов довольно много, говорит Наста, поэтому она вместе со своими единомышленниками периодически проводит мероприятия, на которых консультирует тех, кто хочет обучать детей вне школы. 1-2 августа в Минске, например, пройдет уже 3-я конференция по альтернативному образованию, где мама также будет делиться своим опытом.

— Для себя и своих детей сначала я выбрала вариант семейной кооперации. У меня было пространство тайм-клуб «Семейный дворик», и на его базе я создала проект «Школка на падворку». Пригласила учительницу, добавила различных кружков, собрала кооперацию родителей. Дети учились три раза в неделю (этого на самом деле достаточно). С закрытием пространства пару лет назад я поняла, что у меня нет ресурсов самой преподавать детям, поэтому отдала их в другую кооперацию. Занятия там тоже три раза в неделю. А в последний год старшая уже перешла на индивидуальные занятия с учителем два раза в неделю. Остальные занятия проводим по желанию детей — это керамика, рисование, плавание, анимация и т.д.

Источник фото: Личный архивВот так выглядит процесс обучения в семейной кооперации

Летних каникул в традиционном понимании нет

Поскольку занятия проходят не каждый день, чаще всего семейные кооперации занимаются без перерыва. То есть традиционных летних каникул, когда дети отдыхают целых три месяца, у ребят нет.

— Но каникулы есть в разных кружках, на которые мы ходим, поэтому периодически занятий становится меньше. Иногда, когда я вижу, что детям нужен перерыв, мы можем неделю-две никуда не ходить. Летом обычно один  месяц у нас совсем нет никаких занятий, остальное время дети учатся по желанию. Старшая дочь, например, в августе хочет вернуться на рисование и английский, а младшая достала тетради по математике.

Занятия и кружки структурируют день, есть расписание, которому следуют дети. При этом свободного времени у них остается больше, чем если бы они учились в школе, убеждена Наста.

— У моих детей есть возможность часами рисовать, или лепить, или делать что-то еще,  то, что действительно нравится.
 

Источник фото: Личный архив

Семья живет за городом, с учетом этого Наста сделала максимально плотными три будних дня, когда мама отвозит детей на занятия в Минск, остальные два дня — семья находится дома. Это время для творчества и игр, а также для уборки и готовки, на что тоже уходит немало сил, не скрывает Наста.

— Чем дальше, тем больше я вижу смысла в систематике и периодичности. Человеку спокойнее знать, когда и что будет происходить. Поэтому в этом году хочу еще больше уделить внимания структурированности времени, которое мы проводим дома. При этом, конечно, оставляя время, на которое мы ничего не будем планировать.


Источник фото: Личный архив

От родителей требуется много участия

А вообще в каждой семье хоумскулинг проходит по-своему, говорит Наста. У кого-то есть постоянная няня, которая готовит и помогает с уборкой, кто-то составляет плотное расписание, чтобы весь день у детей был заполнен занятиями, тогда родители могут работать. В любом случае от взрослых требуется довольно много участия.

— Выбрав обучение детей вне школы, я закрыла себе путь на работу в офисе, так как оставлять детей на весь день дома нам еще рано по возрасту, плюс их надо возить на занятия. Поэтому для меня остается вариант дистанционной или проектной работы. И это, конечно, ограничения. Хотя могу сказать, что главное в любой истории это принятие решения. Если его принять взвешенно, обоснованно и ответственно, найдутся возможности и силы для реализации.

По мнению Насты, родителям важно помнить о таких «минусах» хоумскулинга:

  • Обучение вне школы чаще всего требует бОльшей включенности и временных затрат от взрослых.
  • Чаще всего, это дороже обучения в госшколе, но дешевле частных школ.
  • Могут быть ограничения в выборе работы по графику и месту.
  • Нет школы, на которую можно позлиться, нет учителей, которых можно в чем-то обвинить. Разделить ответственность не с кем, она целиком на родителях.
  • Есть необходимость постоянно искать поддержку у единомышленников. Взаимоподдержка, опыт других, делегирование — основа спокойствия.
  • Иногда возникает страх, что недостаточно знаний можешь дать ребенку, что-то упустишь. Страшно бывает доверять себе, понимая, что это твой ребенок, ты видишь, что у него свой темп, но есть некие нормы и «вокруг все кричат, что надо читать быстрее, правильнее…» 

Наста приводит в пример свою старшую дочь, которая не читала до 10 лет, сложно было не переживать по этому поводу:

— Теперь я знаю, что это нормально, вижу, что она сильна в другом, а до чтения надо созреть (что и произошло). Но это, конечно, вызывало волнение: «А вдруг она так и не научится читать?»

Источник фото: Личный архив

Плюсов в  хоумскулинге для Насты гораздо больше:

  • У ребенка есть возможность учиться в своем темпе, есть возможность выбора методик прохождения программы, времени для обучения.
  • Как правило, вне школы на изучение предметов уходит меньше времени, так как это либо частные занятия, либо в небольшой группе семейной кооперации, где каждому ребенку можно уделить больше времени, соответственно, быстрее пройти материал.
  • Благодаря этому остается время для занятий тем, что нравится. Для свободной игры, для увлечений, для семьи.
  • Меньшая вероятность буллинга. И нет, это не история про тепличные условия. Хоумскульные дети точно так же сталкиваются с ссорами, обидами, построениями отношений. Но объективно возможности стать мишенью для буллинга у них меньше. Дети вырастают в более спокойных условиях, где время тратится на развитие и преодоление посильных задач.
  • И самый главный плюс — хоумскулинг помогает раскрыть человека по его или ее максимуму. Нет, далеко не все дети вне школы владеют какими-то особенными лидерскими качествами, активны и суперуспешны. Но у них есть шанс вырасти с пониманием того, в чем они сильны и как могут использовать это в жизни.

Наста подчеркивает, что обучение детей вне школы — это вовсе не панацея для счастливого будущего ребенка. Каждая семья выбирает свой путь.

— Я считаю, что с хоумскулингом можно накосячить похлеще какой-нибудь плохой школы. Поэтому я за то, чтобы родители проявляли осознанность в этом вопросе, понимая, что есть разные варианты. Альтернативное обучение подходит не всем, но для нашей семье это отличное решение.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Nichoga Sabe23.07.2020 в 17:30
почему-то интервью берут только у родителей детей 1-5 класса, программу этих классов может преподавать дома любой родитель, который нормально учился в школе, было бы достаточно времени. А вот как проходит этот тип обучения у детей постарше (например, 8-11 классы) - тишина.... Скорее всего потому, что таких нет и на репетиров по каждому предмету нужна уйма денег. Интересно послушать Насту годика через 3-4
Обсуждение
Yuri Petrusha23.07.2020 в 17:14
конечно да
традиционная школа (в беларуском варианте особенно) абсолютный рудимент (собственно как и ежедневные походы на работу)
то же самое касается высшей школы
любого нанимателя интересует опыт которого в вузе нет
нужна некая ускоренная база (от полугода до 3 лет)-работа по специальности-тренинги-карьера
P.S.медицину не обсуждаем
Pumba7623.07.2020 в 17:29
У моих детей есть возможность часами рисовать, или лепить, или делать что-то еще, то, что действительно нравится.
Читайте на Ребёнок BY. Ну здесь понятно две девочки, усидчевость у девочек развита, творческая работа тоже понятно, в школе тоже самое девочки в передниках учились шить и выпекать на уроках труд, а как быть мальчику крестиком вышивать или макраме лучше будет??? И очень хотелось узнать какой документ получит ребёнок после домашнего обучения, и когда этот срок оканчивается??? Или век живи--век учись, но дома.
Nichoga Sabe23.07.2020 в 17:30
почему-то интервью берут только у родителей детей 1-5 класса, программу этих классов может преподавать дома любой родитель, который нормально учился в школе, было бы достаточно времени. А вот как проходит этот тип обучения у детей постарше (например, 8-11 классы) - тишина.... Скорее всего потому, что таких нет и на репетиров по каждому предмету нужна уйма денег. Интересно послушать Насту годика через 3-4
azie23.07.2020 в 17:45
Nichoga Sabe:
почему-то интервью берут только у родителей детей 1-5 класса, программу этих классов может преподавать дома любой родитель, который нормально учился в школе, было бы достаточно времени. А вот как проходит этот тип обучения у детей постарше (например, 8-11 классы) - тишина.... Скорее всего потому, что таких нет и на репетиров по каждому предмету нужна уйма денег. Интересно послушать Насту годика через 3-4
если не ошибаюсь ,то был такой текст. не уверена ,что на этот сайте.. там так и было - начальная школа дома, а уже когда пошли более сложные предметы, 8-9 класс, то в школу ходил ребенок
marsi23.07.2020 в 18:30
Я не поняла, девочка не умела читать до 10-ти лет, а им позволили дальше продолжать обучение по индивидуальному плану?
Обсуждают сейчас