Сейчас на сайте
Новости портала
Новый формат отдыха для детей в Аквапарке «Лебяжий»*В Минске открылась школа с возможностью выбора формата обучения*
Все о детях
О чем нужно знать родителям, прежде чем вручать ребенку смартфонМодные словечки, которые сейчас популярны у детей. Сможете сказать, что они значат?
Здоровье
Надел горшок на голову, а снять не смог. Где и как застревают дети
Беременность и роды
«Стала ненавидеть всех, у кого есть дети». 4 истории белорусок, которые прошли через ЭКОДумала, что «поправилась», а потом «внезапно родила». Может ли женщина не заметить беременность?
Личный опыт
«Моя грудь обошлась мужу в три тысячи долларов». Мама двоих детей о том, как выглядеть на все сто
Психология и воспитание
«Главное — пережить этот период». Какой возраст у детей «самый ужасный»?5 ошибок, которые неосознанно допускают родители в воспитании детей

Белорусы говорят с детьми на английском с рождения. Результаты отличные, но подходит эта схема не всем

23 июня 2020 года
57

Знание иностранного языка сегодня не просто мода, а необходимость. Многие родители, понимая это, решают стартовать с изучением английского как можно раньше. Но есть ли в этом смысл? Мамы поделились своим опытом, а педагог и нейропсихолог рассказали о тонкостях раннего изучения иностранных языков.

Семья Виктории нестандартно подошла к обучению старшей дочки иностранным языкам. Вместе с мужем она решила вырастить ребенка-билингва в искусственной среде.

— Мы с мужем белорусы, которые учили английский язык в школе и университете. Муж ездил работать в США и свободно владеет английским, мой английский был начального уровня. Во время беременности меня вдохновила идея о том, что для ребенка нет разницы, на каком языке с ним разговаривают, он все языки способен освоить как родные. 
 

Источник фото: Архив героевРодители с дочерьми Милой и Эммой

Изначально в семье решили, что папа всегда будет говорить с дочкой по-английски, а мама по-русски. Но на практике все оказалось гораздо сложнее. 

— Все общение мужа сводилось к нескольким часам после работы по будням и выходным дням, также он не владел детской лексикой. Поэтому, когда малышке исполнилось 2 месяца, я решила вместе с дочкой учить английский. Мы купили курс по детской лексике. Сначала я осваивала его сама, а потом использовала в общении с дочкой. Параллельно стала учить грамматику с преподавателем. 

Этому эксперименту уже три года. Муж Виктории продолжает говорить с дочкой только по-английски. Сама мама общается с ребенком и на русском, и на английском.

— Речь у дочки развивалась быстро. В год появились первые слова на русском и английском. В 1,4 года появились фразы на английском языке, а в 1,8 — предложения. До 2,2 лет дочка преимущественно говорила на английском языке. Затем случился прорыв в русском, но она говорила с сильным акцентом, потом это прошло. Сейчас ей уже 3 года, и она одинаково хорошо говорит как по-русски, так и по-английски.

День — русский, день — английский

В семье пробовали разные варианты того, как совмещать языки общения, но в итоге остановились на разделении дней: 3 дня в неделю говорят на русском языке, 4 — на английском.

— В «английские дни» мы с мужем тоже стараемся говорить между собой на иностранном. Правда, иногда переходим на русский: некоторые вещи очень сложно обсуждать на английском. И я волновалась, что это будет негативно сказываться на усвоении языков у дочки. Но все оказалось хорошо, она разграничивает и не путает языки. Сейчас у дочки наступил возраст, когда она задает много вопросов “почему”. Я не всегда могу сразу на них ответить по-английски. Тогда я ей честно говорю, что не знаю, и мы вместе найдем ответ на ее вопрос (в книгах, видео, других источниках).

Китайский и немецкий

Помимо английского в семье ввели занятия китайским и немецким: самостоятельное изучение и уроки с носителями языка. 

Виктория отмечает, что такой подход к языкам — это ежедневный труд, но для нее это способ не погрязнуть в материнской рутине. 

— Не бывает чуда, язык не учится пару раз в неделю. Чтобы целый день общаться с дочкой на английском языке, мне приходится заранее к этому готовиться. Каждый вечер около двух часов я готовлю материал, продумываю, что мы будем делать, какую лексику будем использовать. Но мне интересно так проводить время со своими детьми.

В январе в семье родилась вторая дочка, и с ней родители также разговаривают на двух языках с рождения. В своем блоге мама рассказывает, как это происходит. Вот, например, как родители сейчас организовали общение с младшим ребенком. 

Английский день (вт, чт, сб и вскр):

— просто говорю обо всем по-английски, также использую конспекты клуба инглишонок, курс newborn от my english baby и др. материалы;

— читаем книги;

— пою различные nursery rhymes;

— слушаем разные аудиоматериалы и музыку.

Русско-китайский день (пнд, ср, птн):

— говорим около 30-60 минут по-китайски, использую материалы различных детских курсов, говорящую ручку с материалами к ней, читаю стихи;
— читаем книги;
— пою песенки и потешки;
— использую материалы по развитию речи на русском языке;
— сенсорное развитие;
— слушаем разные аудиоматериалы и музыку.

«Пока ребенок не замотивирован, это трата времени»

Необычный подход семьи Виктории разделяют на все мамы. Например, Ольга свободно говорит по-английски, но с ребенком собирается дождаться того момента, когда он будет замотивирован на обучение иностранным языкам:

— В школе и университете я знала английский на «отлично». Каково же было мое удивление и разочарование, когда придя на работу в иностранную компанию, я едва ли могла поддержать разговор на английском и плохо понимала устную речь. И только окунувшись в англоязычную среду, через стресс и ошибки, я свободно заговорила по-английски. 

Тогда у меня возник вопрос: зачем было тратить 10 лет жизни на изучение языка, если в итоге ты им не владеешь? Именно поэтому я решила отложить изучение иностранного языка для дочки на более поздний срок. Никаких курсов и кружков по иностранным языкам. Только когда мой ребенок сознательно проявит интерес к иностранному языку, я подключусь и помогу и знаниями, и финансами. До этого момента изучение языка может быть тратой времени.

А вот еще один подход — без крайностей. Ольга решила отдать дочку на английский язык еще до школы — в 4 года, но занимается ребенок иностранным без фанатизма.

— В дошкольном возрасте дети хорошо воспринимают любую информацию, им проще учить язык. Мне понравилась методика, которая используется у нас на занятиях. Каждые 5 минут происходит смена деятельности: потанцевали, порисовали, посмотрели мультфильм.

Занятие проходит полностью на английском языке, детям нельзя говорить по-русски. Прошел год, и я вижу результаты: дочка знает много слов, хотя и не хочет говорить фразами. Считаю, что ей будет проще в школе. Английский будет уже знаком, она не будет бояться или комплексовать говорить на иностранном языке.

Самая важная задача для ребенка — освоить мир

Когда же все-таки стоит начинать обучение иностранным языкам и в чем риски билингвизма, нам рассказала нейропсихолог Ольга Войтехович.

Усвоение двух языковых систем с рождения — это очень сложная работа для ребенка. Ресурсы ребенка не безграничны, и если мы перенаправляем их на иностранный язык, то мы отвлекаем его от других важных дел. А самая важная задача для ребенка до 3-х лет — это освоить мир, пространство вокруг себя, научиться пользоваться своим телом, — убеждена специалист.

По мнению нейропсихолога, развитие ребенка в билингвальной среде может приводить к задержке в речевом развитии. Дети-билингвы осваивают два языка, но у них могут появится проблемы в других сферах.

— При этом билингвы обладают нестандартным мышлением, они более гибкие психологически, лучше понимают подтекст в речи, обращают внимание не только на слова, но и на невербальные послания.

У каждого возраста — свои задачи

С точки зрения психологии у каждого возрастного периода есть свои задачи, считает эксперт. И изучение иностранного языка в этот список для дошкольников не входит. Дети должны учиться играть в ролевые игры, тренироваться быть мамами и папами, отстаивать свои границы, усваивать социальные нормы. 

Иностранный язык дошкольнику можно учить только, если ребенок хорошо развивается умственно и физически.

— Иногда родители рассуждают так: если ребенок хорошо говорит, значит, он развит по возрасту. Но это не так. Ко мне приводили мальчика 6 лет, который не умел прыгать, то есть ребенок элементарно не научился пользоваться своим телом. Если ребенок не знает, где право и лево, верх и низ, не понимает предлогов, у него вопросы с социализацией, неврологические проблемы или другие проявления задержки развития — это признак того, что он не справляется с задачами для своего возраста, и нагружать его новыми (иностранным языком) — не нужно.

Иностранный язык — после освоения родного

Если нет острой необходимости, например, переезд в другую страну, то изучение иностранного языка лучше отложить до возраста 3-х лет и старше, считает эксперт. Основной критерий здесь — ребенок неплохо освоил устную речь на родном языке. То же самое касается и письменной речи: приступать к этому этапу можно только тогда, когда ребенок научился уверенно писать на родном языке.

Заведующая школой английского языка International House Елена Малиновская также считает, что торопиться с изучением иностранного не нужно. Оптимальным возрастом для старта она называет 4-5 лет, когда ребенок хорошо освоил родной язык, понимает, что такое речь и зачем она нужна.

— До этого обучение иностранному языку являются не более, чем «развивашкой». Такие занятия расширяют кругозор, развивают память, внимание, как и любые другие развивающие занятия для ребенка в этом возрасте.

Нужны ли занятия с носителем языка?

На занятиях дети должны учиться взаимодействовать на иностранном языке, а не просто заучивать слова. Все задания должны строиться в игровой форме. При этом маленьким детям лучше подойдут групповые занятия, не стоит мучить их индивидуальными уроками с репетитором, считает педагог.

— Очень важен хороший преподаватель, но не стоит стремиться найти носителя языка. Во-первых, носитель языка, который умеет преподавать детям свой язык как иностранный, — недешевое удовольствие. А во-вторых, есть мнение, что если у учителя и ученика общий родной язык, обучение иностранному будет проходить эффективнее. 

Про родительские ожидания

Родителям нужно помнить: неважно, когда ребенок начинает изучать язык — в 4 года или в 9 лет, заговорить свободно на языке он сможет только к 12-14 годам. Именно к этому возрасту у него уже достаточно жизненного опыта, ему есть что обсудить. Тот багаж знаний, который он приобрел до этого, он сможет более свободно и спонтанно использовать в общении.

— Был случай, когда папа 8-летнего ребенка после летних каникул заявил: «Мы больше ходить на английский не будем. Что-то вы его ничему не научили». Когда стали узнавать, в чем дело, выяснилось, что семья ездила на отдых, и в аэропорту они потеряли багаж. А их ребенок не смог объяснить на английском языке представителям аэропорта, в чем проблема. На что папе был задан вопрос: а на русском языке он бы отправил ребенка разбираться с сотрудниками аэропорта у себя в стране? Тогда папа понял, что его ожидания несколько завышены.

А что если не изучать иностранный язык в детстве?

Плюсом  раннего старта в обучении иностранному языку можно назвать более естественное произношение, поскольку маленькие дети больше склонны имитировать, они не боятся говорить и сделать ошибку, не стесняются, легко догадываются о значении новых слов. Также такие дети, изучающие в детстве иностранный язык, как правило, лучше понимают речь на слух. 

— Если начать учить язык в сознательном возрасте, вероятно,  придется приложить больше усилий. Зато у человека уже может быть четкая мотивация и цель для изучения языка. При качественных занятиях ребенок, начавший учить язык позже сверстников, сможет достичь тех же результатов в подростковом возрасте, как и дети, стартовавшие раньше.

Марта Разумовская

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Рекомендуем

Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей


Обсуждают сейчас