Сейчас на сайте
Новости портала
Детскую инфекционную больницу оснастят оборудованием и средствами для борьбы с COVID-19Молодая мама рисует комиксы о родительстве (и получается очень забавно)
Это интересно
До Нового года остался месяц. Вы уже сделали адвент-календарь, который просто обожают дети?Альтернатива привычному чаю и кофе. Чем порадовать себя в холодную погоду
Спорный вопрос
Иллюзия заботы. Что сделали белорусские школы для профилактики коронавируса — мнение
Здоровье
В России за неделю от коронавируса умерли мама, бабушка и дедушка новорожденногоКак не пропустить аутизм у ребенка? Все симптомы в понятных картинках
Отношения взрослых
Родителей спросили, как часто они занимались сексом во время ожидания ребенкаУнизительная ситуация, когда один просит, второй — делает одолжение. Про обязанности в семье
Личный опыт
Многодетным семьям «раздают» бесплатные квартиры? Вот истории, которые это опровергают Учителя уволили после видеообращения. Теперь он должен государству почти 10 тысяч рублей

Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA

10 марта 2020 года
239

По результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), эстонские школьники заняли первое место среди европейских стран. Эта страна вошла  в пятерку лидеров в мире, уступив Китаю, Сингапуру, Макао и Гонконгу. Среди европейских стран следующая после Эстонии — Финляндия, Беларусь — в четвертом десятке.
 

Источник фото: Фото автора


Директор частной минской школы «Стембридж» Наталья Искорцева недавно побывала в образовательном туре по школам Эстонии и увидела своими глазами, за что учителя и директора благодарны местному Министерству образования.

—  Ни для кого не секрет, что образование выполняет госзаказ: какие люди нужны, тех и «клепаем». Во всей Эстонии — 1 300 000 человек. Всего. И там понимают, что человеческий капитал — залог успеха и устойчивости государства. Поэтому госзаказ звучит простыми словами: каждому ребенку должно в каждой школе быть хорошо и каждый ученик должен развиваться в соответствии со своими способностями и целями. А вы, школы, должны это сделать, и у вас есть полная свобода действий в процессе, а ответите — по результату. Иными словами, в Эстонии принят результат-ориентированный подход на основе доверия и профессиональной этики.
 

Источник фото: Фото автораГрупповая работа - один из важнейших навыков 21 века

Разумеется, чтобы доверять, надо предоставить возможности школам. Это, во-первых, про материально-техническое обеспечение. Во-вторых, про подготовку и повышение квалификации учителей. В-третьих, про систему координат в виде стандартов обучения. В-четвертых, про поддержку. Что все это значит?

Больше детей — больше денег у школы

Школа получает подушевое финансирование, то есть на каждого ученика из бюджета выделяется определенная сумма. Гимназии (10-12 классы) финансируются из республиканского бюджета, основные школы (1-9 классы) — из местных бюджетов. В среднем, это порядка 85 евро на человека в месяц. Так формируется бюджет школы, который расходуется на зарплаты и другие образовательные нужды. 

Базовый оклад учителей — 1300 евро за ставку в 35 часов в неделю, и он не зависит от предмета или стажа, категорийность учителей вообще устранена. Могут быть надбавки за классное руководство, а также преподавание на эстонском «стоит» дороже, нежели на русском. К сожалению, мужчин эти зарплаты все еще не привлекают, но здесь стремятся к гендерному балансу.

Источник фото: Фото автораГруппа педагогов из России и Беларуси, которые приехали изучать эстонский опыт

Хорошая материальная база

Государственный концепт цифровой школы означает, что в каждом классе есть проектор, экран, колонки  — это как минимум. И есть общая электронная среда, в которой происходит общение между школой и семьей, оценивание, там же доступ к материалам.
 

Источник фото: Фото автораЗанятия робототехникой. Современная альтернатива урокам труда

Бесплатное горячее питание

Питание горячее (и вкусное!) предоставляется всем ученикам бесплатно и по выбору. За родительскую плату может быть буфет или полдник, если дети долго остаются в школе. 

Современные учебники

Учебники тоже все бесплатные для учеников (хотя в открытом доступе стоят по 15-20 евро каждый). И когда заглядываешь в них, становится понятно, почему такие высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA. Мало того, что они приятные и их хочется брать в руки, так они еще и наполнены так, что задания PISA не удивляют потом ребят: графики, связь теории с жизненными ситуациями, окружающими детей в современном мире, вопросы на развитие читательской компетентности и критического мышления и т.п.

И учителя подтверждают: сейчас дети не будут учить что-то только потому, что так написано в программе. Поэтому каждый урок начинается с ответа на вопрос: «Зачем это тебе надо или где тебе это пригодится в жизни?». Потому как путь к мозгу ребенка лежит через личный интерес, осознаваемую пользу или отношения между учителем и учеником.

Учитель — партнер и наставник

Переворачивается роль учителя: теперь ученик — активный участник всего процесса обучения, много работающий в команде, а учитель — посредник и направляющий на пути добычи знаний и навыков. Учитель-партнер, помогающий сориентироваться в жизни, а не указующий, нормирующий и контролирующий «взрослый». Оценка — конфиденциальная информация, поэтому никогда не произносится на класс.
 

Источник фото: Фото автора

Родители сами выбирают школу для ребенка

Уважение и безопасность —  в основе взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому доверие — не декламация, а норма жизни. И школа сама заинтересована в том, чтобы так и было, потому как нет закрепления учеников за школами по территориальному принципу — родители и ученики сами выбирают, где будут учиться. А следом за учеником в школу приходит финансирование. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы быть привлекательными для своих учеников и их удерживать.
 

Источник фото: Фото автораДизайнерская роспись шкафчиков - подарок от архитектора новой школы. А стол - творческий проект самих гимназистов

Источник фото: Фото автораСлева - мягкий уголок библиотеке, где дети могут в уюте почитать. Справа - хранение учебных гаджетов в классе

 

Источник фото: Фото автораСтена для скалолазания нужна, чтобы дети побольше двигались на переменах

Прозрачность системы и никаких рейтингов школ

Еще один интересный момент про школы —  это прозрачность. На сайте каждой школы можно найти отчет о проведении самооценки. Он включает в себя основные части:

  • Управление и лидерство (как школа сработала по своему плану развития и общему плану работы и учебной программе);
  • Работа с персоналом (кого и как нанимали, как обучали, как работала конкурсная комиссия и т.п.);
  • Работа с заинтересованными сторонами (партнеры, родители, органы самоуправления, власти и т.п.);
  • Ресурсы (как и что привлекали, на что потратили);
  • Учебно-воспитательный процесс (сколько учеников, работа с учениками с особыми образовательными потребностями, реализация школьной учебной программы и т.п.).

Вся эта информация регулярно обновляется и находится в общем доступе для общества. Этот самоанализ государство, конечно, проверяет. Но не в сравнении с другими школами или образом идеала, а каждый раз —  в сравнении с результатами самой же школы в прошлом периоде и с поставленными школой целями. И не устраивает рейтингов — ведь школы, как и дети, изначально разные.

Источник фото: Фото автораАктивная перемена - дети танцуют под караоке

Министерство становится сервисом

В дополнение к этому министерство берет на себя сервисную функцию по отношению к школам: проводит анкетирование учеников, родителей, учителей, вспомогательного персонала  и администрации школы и предоставляет школам обработанную информацию о том, что в школе хорошо работает, а где есть проблемы и нужно вникнуть глубже, изучить ситуацию и что-то изменить.

То есть школа не «делает лицо» перед проверяющими органами, отчитываясь о том, как все замечательно, а министерство само изучает ситуацию объективно, помогает информацией в режиме: «Ситуация выглядит так-то, разбирайтесь сами дальше и развивайтесь на благо стране». Поэтому все учителя и директора школ говорят: «Мы благодарны министерству за то, что мы можем спокойно и качественно работать». 

Можно много всего перечислять из того, что происходит в эстонской школе и обществе в целом, но на самом деле, основной секрет прописан в Законе Эстонской Республики об образовании:

Статья 2. Понятие, цели и уровни образования  
Целью образования является:
1) создание благоприятных условий для развития личности, семьи, эстонской нации, национальных меньшинств, а также экономической, политической, культурной жизни эстонского общества и охраны природы в контексте мировой экономики и культуры;
2) воспитание людей, уважающих и соблюдающих законы;
3) создание каждому человеку условий для непрерывной учебы.

Статья 11. Общее образование
Общее образование является системой знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, способствующей формированию постоянно развивающейся личности, способной жить достойно, уважать себя, свою семью, других людей, а также природу, выбрать и освоить подходящую профессию, действовать творчески и нести гражданскую ответственность.

Поездка в Эстонию была профинансирована программой MOST (Mobility Scheme for Targeted People-to-People-Contacts). Программа мобильности для целенаправленных межличностных контактов) — проект Европейского Союза, направленный на расширение контактов между гражданами Беларуси и ЕС с целью обмена передовым опытом и улучшения взаимопонимания.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Мимо проходила10.03.2020 в 15:29
Да. и еще пару слов про эстонских школьников. Я была в прошлом году в Таллинне, посещала многие музеи... Так вот меня поразило отношение музеев и школ. Музеи устраивают мастер-классы, семинары, открытые уроки для школьников. Например, музей Энергии: в музее проходят интерактивные уроки физики начиная от начальной школы (занятия для младшеклассников проходят в игровой форме) до старших школьников (им показывают на этих уроках, как и какой Закон физики действует в реальности, очень интересно, между прочим). Решает сам учитель и школа, когда им и на какую тему придти на такой урок в Музей Энергии, и такие уроки заложены в программу. Т.е. дети учат физику не по сухим учебникам, а смотрят и трогают всё руками, смотрят глазами и т.д.
И теперь вспомните, какие музеи приезжают в наши школы: те, в которые никто не хочет идти, потому как неинтересно. И надо сделать кассу на школьниках добровольно-принудительным методом.
Обсуждение
bars100610.03.2020 в 10:09
А самое главное - учебные программы здесь упомянуто лишь вскользь, сказано только про то, что учебники написаны понятным языком и задания там более практико-ориентированные по сравнению с нашими.
Не сказано, как поступают с откровенно забивающими на учёбу и срывающими уроки детьми, которых у нас часто гиперактивными называют.
И также, как я вижу, школа не ставит себе цель подготовить к поступлению и выпустить образованного человека с хорошей базой и широким кругозором. Да и вся система образования Эстонии, как я понял, не заточена на подготовку высококвалифицированных инженеров, конструкторов, физиков, химиков, биологов, математиков, геологов, медиков и т.д. - им банально негде потом работать будет.
Более того, выпускники таких школ знают только хочу и интересно , и не понимают, что в любой работе ты обязательно столкнёшься с рутиной, которую по любому надо делать вне зависимости от собственных хотелок.
Andkr10.03.2020 в 10:15
bars1006:
А самое главное - учебные программы здесь упомянуто лишь вскользь, сказано только про то, что учебники написаны понятным языком и задания там более практико-ориентированные по сравнению с нашими.
Там сказано, что учебники заточены на прохождение теста PISA, в том числе поэтому такие высокие результаты.
bars100610.03.2020 в 10:21
Andkr:
bars1006:
А самое главное - учебные программы здесь упомянуто лишь вскользь, сказано только про то, что учебники написаны понятным языком и задания там более практико-ориентированные по сравнению с нашими.
Там сказано, что учебники заточены на прохождение теста PISA, в том числе поэтому такие высокие результаты.
Так и понятно, что на 90% именно поэтому высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA.
maryna-m10.03.2020 в 10:28
А уровень знаний у этих детей они проверили? математику, физику, химию? Я сомневаюсь что по знаниям эстонские дети впереди планеты всей, вряд ли они обойдут Сингапур, Корею, Китай и даже сомневаюсь что обойдут Россию. Международные олимпиады только эти страны и берут медали, никогда не слышала чтоб эстонцы что-то выиграли по информатики, математике, химии или физике, я имею в виду серьезные предметы, реальные знания. Их школа это комфортное заведение, где не должно быть скучно, должно быть весело, легко и непринужденно. Конфиденциальность оценок это чтобы ты не знал какой ты на самом деле тупой и как ты отстал от остальных, чтобы не было мотивации, чтобы тебе не было стыдно за себя. В этих школах тебя убедят, что ты все равно уникальный, только потом эти уникумы работают официантами в Британии и искренне не понимают когда и что пошло не так, когда именно их уникальность дала сбой.
Muggle10.03.2020 в 10:47
maryna-m:
Международные олимпиады только эти страны и берут медали, никогда не слышала чтоб эстонцы что-то выиграли по информатики, математике, химии или физике, я имею в виду серьезные предметы, реальные знания.
может у них нет такой цели, как выиграть на олимпиадах? Да и детей отдельно готовят к олимпиадам, и далеко не всех. Пару умнейших ребят погоду не делают, и если смотреть среднею температуру, то ещё большой вопрос, где дети умнее.
И вероятно, что везде плюс-минус всё одинаково, просто кто-то гордиться олимпиадами, как и табличками на стене "лучший работник месяца".