Сейчас на сайте
Новости портала
В школе раздали бумаги, где мелким шрифтом прописаны обязанности родителей. Подписывать или нет?«Мы против насилия и жестокости». Многодетные мамы записали обращение к властям
Все о детях
Пара хотела второго ребенка, а получилось сразу пять. У отца даже началась депрессия
Это интересно
«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?9 способов пресечь плохое поведение ребенка, не прибегая к наказаниям
Фотофакт
6-месячный ребенок прокатился на водных лыжах. И это не единственный экстрим в его жизни!
Спорный вопрос
«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки
Беременность и роды
«Звучит жестоко, но иногда это естественный отбор». Акушер-гинеколог о причинах выкидышейБандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог

Логопед советует упражнения, которые можно легко выполнять дома

29 ноября 2019 года
1

Правильную артикуляцию нужно ставить задолго до того, как ребенок начнет говорить свои первые предложения. Уже с 7-8-месячным малышом можно проводить ежедневную артикуляционную гимнастику. А чтобы ребенок не устал и не заскучал, занятия должны быть короткими (не более 5 минут) и строиться в форме веселой игры. О лучших логопедических упражнениях расскажет логопед Юлия Лабкова

Наша задача — укрепить все органы, которые задействованы в процессе  получения звука: язык, губы, мышцы лица. Но, конечно, главный фокус внимания — на языке как самом главном органе речи.

Артикуляционные упражнения могут быть статическими, когда вы удерживаете определенное положение в течение 6-10 секунд  («окошко», «иголочка», «трубочка», «блинчик», «улыбочка»), или динамическими, которые повторяются 6-8 раз («часики», «лошадка», «маляр», «качели»).

Разминка:

Выполняется перед зеркалом несколько раз в неделю по 7 минут. 

— «Лошадка»: надо вытянуть губы, слегка приоткрыть рот и поцокать языком, имитируя стук копыт.

— «Грибок»: нужно улыбнуться, поцокать языком, как будто едешь на лошадке, а затем плотно прижать язык к небу на две-три секунды.

— «Гармошка»: делается из положения «Грибок» (когда тот уже хорошо получается). Не отрывая языка, надо открывать и прикрывать рот, при этом соединять зубы.



Основные упражнения:

Каждое удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

— «Дудочка». Губки складываем в трубочку и максимально вытягиваем вперед.

— «Заборчик». Объясняем малышу, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

— «Кролик». Покажите ребенку, как правильно приподнять верхнюю губку и показать резцы.

— «Злая лошадка». Изображаем фырканье лошади, для этого надо с силой выдохнуть воздух через закрытый рот.

— «Пятачок». Делаем губы трубочкой, а потом этой «трубочкой» вращаем в разные стороны.

— «Лопни шарик». Нужно хлопнуть по сильно надутым щечкам, чтобы воздух с силой вышел изо рта.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— «Хомяк». Надуть обе щеки, «перекатывая» воздух справа налево и наоборот.

— «Рыбка». Сильно втягиваются щеки, чтобы губки образовали «бутончик».

— «Иголка». Надо, чтобы малыш попытался сделать язычок узеньким и достать его как можно сильнее.

— «Часики». Слегка открыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта, изображая маятник.

— «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

— «Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты и постараться ее сдуть.

— «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье, но не увлекаемся).

— «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубкам вдоль всего ряда.

— «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

— «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, отчетливо и быстро повторять: «Д-Д-Д-», изображая барабанную дробь.

— «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

— «Где конфета?». Нужно плотно закрыть рот, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

— «Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Что поможет превратить упражнения в игру? Образы. Пусть ребенок придумывает, на что похожи звуки. Играть в артикуляционные игры можно где угодно, например, по пути из садика или дома перед сном.  Вместе придумывайте, что напоминает звук и просите ребенка его показать.

— Например, «сссс» — свистим, как свисток.

— «Шшшш» — шипим, как будто колесо сдувается или змейка пытается нас напугать.

— «Рррр» — рычит тигр, собака, мотор машины.

— «Лллл» — а это гул самолета.

Начинать всегда стоит с самых элементарных упражнений, постепенно переходя к более сложным: «окошко», «трубочка», «улыбочка», «хомячок».

Главные принципы выполнения упражнений:

— Системность. От коротких занятий каждый день будет куда больше эффекта, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

— Игровая форма. Ребенок с удовольствием будет делать любые упражнения, если будет считать их веселой игрой.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Наглядность. Ребенок должен видеть, как выполняется упражнение, слышать, как ему взрослые объясняют, что делать, и чувствовать особенности движения. Малыши также прекрасно реагируют на картинки и видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику.

— Комфорт исполнения. Гимнастикой нужно заниматься в удобной, расслабленной позе, желательно, чтобы у головы была опора. Ребенку должно быть максимально комфортно.

— Поэтапное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражнения, постепенно добавляя более трудные. Если ребенок не проявляет признаков усталости и рассеянного внимания, можно незначительно и мягко увеличивать время гимнастики. Но начинать с 3-5 минут в день. 

— Необходимость. Если ребенок очень уж легко справляется со всеми упражнениями, возможно, в гимнастике нет острой необходимости. Тренируемся делать то, что пока не очень хорошо получается.

— Адекватное отношение. Не воспринимайте гимнастику как единственно возможный вариант решения проблемы. Это не панацея, а лишь один из возможных методов.

При правильных и регулярных занятиях малыш не просто будет чисто и легко говорить, но и с удовольствием проведет время с родителями, которые так интересно и увлекательно с ним «играют». 

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Обсуждение
Яна Соболь30.11.2019 в 0:07
Ну зачем же эти качели-лошадки перед зеркалом? Есть же намного интереснее занятия! Например, собирать язычком цветную посыпку, маковые зернышки, семена чиа, кунжут (кому что нравится); удерживать губами, между носом и вытянутыми губами, на кончике языка коетейльную яркую трубочку, желатинового червячка, красивую коктейльную палочку и т.д.; облизывать по кругу, из стороны в сторону, сверху-вниз кружок апельсина (всежего или сушеного); выплевывать пробки, зажатые между губ; сплевывать с языка кофейные зерна и многое-многое другое. Это же веселее, а пользы вагон и маленькая тележка.
Обсуждают сейчас