Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

«А кто вам разрешил?». Как на стенах школы появились детские рисунки

11 октября 2019 года
5

Фото сельской школы, в которой дети разрисовали стены, быстро разлетелись по интернету. Неужели такое возможно в Беларуси? Обычно в нашей системе образовании все строго и "по стандарту", а тут просто разрыв шаблона! О том, как родилась идея росписи стен в школе и легко ли было воплотить ее в жизнь, мы поговорили с молодым педагогом из агрогородка Чернавчицы Юлией Романюк.
 

Источник фото: Архив героини


Юлия работает в сельской школе педагогом дополнительного образования. Сама она из Бреста. В  Чернавчицы попала по распределению и провела там положенные два года. За это время молодой учитель сработалась с коллегами, подружилась с детьми и родителями и решила остаться в агрогородке после окончания отработки.

— Здесь созданы комфортные условия для работы. В плане творчества есть свобода:  я могу организовывать с детьми выставки, использовать нетрадиционные техники и методы обучения детей. Кроме того, у нас тут очень приятные родители, с которыми построилась эффективная коммуникация. Приятные дети, которые заинтересованы в рисовании. Возможно, потому что аналогичных кружков здесь мало, — предполагает Юлия. —  Коллеги меня поддерживают и помогают в организации разных проектов. Здесь всем новые идеи нравятся. Например, недавно мы с учениками делали витраж на конкурс по мотивам художника Альфонсо Муха на старой школьной оконной раме.


Источник фото: Архив героини
 

Школьная стена — это тоже один из нетрадиционных методов обучения детей. Такой подход к оформлению школьных стен нетипичен для нашей страны.

Обычный урок — это занятие по плану, класс, парта, ученики и учитель. А когда мы расписывали стену, обучение происходило через предметную деятельность. У нас был подготовленный эскиз, и мы внедряли его в окружающую среду. Рисунки не пошли на полки родителям, они запечатлены на стене, надеюсь, на долгие годы. Дети сразу видят свой труд, и он весомый!

Как родилась идея?

Юлия призналась, что идея проекта у нее возникла «от грусти». Девушке хотелось что-то изменить вокруг.

— Хотелось что-то поменять, и сделать это так, чтобы были довольны все участники образовательного процесса. В этом проекте были учтены и мои интересы, и интересы администрации, а главное — интересы детей.
 

Источник фото: Архив героини
 

Чтобы увлечь детей, стимулировать их творческую деятельность, мне хотелось показать, как применить навыки рисования в жизни на практике. И дети прошли этот процесс от начала до конца: от задумки эскиза до завершения проекта. Они теперь знают, что как это можно делать, сложно это или нет, как реагируют люди, как выстраивать взаимоотношения в команде в процессе работы.

Как происходило?

Когда Юлия предложила детям разрисовать стену, они удивились: разве так можно?

— Над эскизом работали третьеклассники, которые посещают дополнительные занятия по рисованию —  у нас не было возможности ходить по классам и отвлекать детей от уроков.

Когда мы стали придумывать эскиз, сначала все рисунки были очень зажатые. Я говорила рисовать что-то про школу — дети изображали только здание, ручки, карандаши, а потом уже позволили себе помечтать: и пошли телепорты, куклы LOL, человечки из Minecraft и все, чем они увлекаются и что обсуждают на переменах.
 

Источник фото: Архив героини
 

Рисунки никак не отбирались, потому что дети еще в таком возрасте, когда нет смысла выставлять какую-то градацию по талантам, идеям или другим критериям. Акцент ставился на идею, заложенную в рисунок, а не на изобразительную составляющую. Таким образом, каждый ребенок рисовал в меру своих способностей, словесно донося суть происходящего на рисунке. Постепенно создание эскизов к общему проекту переросло в соревнование идей.

Потом дети вместе со мной скомбинировали рисунки, соединив сотни набросков в один большой полноценный гармоничный эскиз стены. После чего я все это нарисовала в векторном графическом редакторе и наложила получившуюся иллюстрацию на фото стен для презентации.

А дальше был процесс согласования

Юлия говорит, что согласование этого необычного проекта заняло около 3 месяцев, но благодаря поддержке директора все прошло гладко.

— Принять подобное сложно скорее ментально, ведь не каждый директор готов нести ответственность за нестандартные проекты. Директор центра творчества Брестского района Екатерина Ягницина сразу поддержала инициативу: согласовала проект с руководством школы, помогла с выделением средств на реализацию и содействовала во время всего процесса. В этой школе уже был опыт внедрения разных необычных более мелких проектов (например, создание витража), поэтому идею одобрили.

Люди не понимали, зачем портить стену

Учитель говорит, что сначала реакция окружающих была негативная.

— Нужно было еще дождаться удобного момента для самой росписи, чтобы это не мешало учебному процессу. В июне во время летних каникул мы начали переносить рисунок на стену с помощью проектора.
 

Источник фото: Архив героини
 

Процесс несложный: на стене была проекция рисунка, нужно было только обвести карандашом. А этот набросок потом дети обводили краской. Это отдельный навык, потому что рисовать на вертикальной стене гораздо сложнее, чем на горизонтальном листике.

Была интересна реакция других людей — учителей, родителей и детей в том числе. Им было непонятно поначалу, как это можно рисовать на стене. К этой мысли они долго привыкали, спрашивали:

Кто вам разрешил? Зачем вы портите стены?

Дети тоже не понимали, как такое может быть в школе, ведь на стенах рисовать нельзя. Но постепенно стали появляться позитивные отклики: подключились к рисованию родители и учителя. Даже приходили посмотреть на этот процесс посторонние люди, которые никак не связаны со школой. В итоге все остались довольны.

Трудилась вся школа

Сам перенос рисунка на стену занял 2 недели. Без преувеличения можно сказать, что трудилась вся школа. Основную часть работы выполнили третьеклашки, которые ходят на  дополнительные кружки по рисованию у Юлии. Присоединились к проекту и другие ученики, а также учителя и даже родители.
 

Источник фото: Архив героини


— С 9 до 14 часов ежедневно мы рисовали. Я очень довольна тем, что рисовали в основном дети, а не я, не учителя, не родители, как это обычно происходит. Чаще всего в школе все делается усилиями учителя и родителей, кого угодно, но не детей, а тут — все наоборот.

Юлия убеждена, что это гораздо более полезный опыт для детей, чем просто рисовать в кабинете на листе.  Кроме того, это очень сблизило всех участников эксперимента.

— Учителя, которые обычно учат детей, стояли с ними рядом возле стены и рисовали вместе. Причем у детей получалось немного лучше, за счет того, что у них опыт рисования на стене был на 1-2 дня больше. И когда учитель рисует кривую линию, ребенок подходит и поправляет за ним, такая ситуация сближает учеников и учителей. «Выравнивает» это и старшеклассников и учеников начальной школы: нет такого «ты — маленький и глупый, а я — взрослый и умный».
 

Источник фото: Архив героини

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.




Обсуждают сейчас