Сейчас на сайте
Семейная афиша
Робо: новый фильм для семейного просмотра*
Это интересно
Дизайнер советует, как обустроить стильную детскую
Школьная жизнь
Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
Как живет семья 9-летней Саши, у которой ДЦП 3 степени
Отношения взрослых
Как белоруска вышла замуж за инструктора по дайвингу
Женский мир
15 забавных картинок о беременности и материнстве, знакомые многим родителям Наращивание ресниц: а стоит ли? Развенчиваем распространенные мифы
Личный опыт
Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Нарцисс по наследству: главные родительские заблуждения Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу Топ-10 "неудобных" детских вопросов с ответами
Дошколята
Удобно ли вам с коляской гулять по городу? Примите участие в опросе

Учитель о том, нужны ли детям дополнительные пособия для учебы

12 сентября 2019 года
27

В начале учебного года родители, как правило, централизованно собирают деньги на покупку дополнительных пособий для учебы. Иногда можно встретить жалобы, что таких пособий требуется много (чуть ли не по каждому предмету), а некоторые остаются неиспользованными.

Анна Красницкая (Грановская) — в прошлом учитель начальных классов и автор многих обучающих пособий для дошкольников и учеников младших классов, прокомментировала ситуацию. Эксперт рассказала, какая сегодня сложилась ситуация с изданием учебников и пособий, могут ли родители повлиять на их выбор и почему обучение ребенка — в первую очередь наша компетенция, а не учителя.
 


Справочники, тренажеры и памятки Анны Красницкой выходят в издательствах «Попурри», «Выснова», «Новое знание» и других.

Об учебниках

На мой взгляд, сейчас какая-то чехарда в переиздании учебников. Складывается ощущение, что темы добавляются или убираются спонтанно, непродуманно. 

Нередко наблюдаю, что прерывается логическая цепочка тем между классами, а иногда и в рамках связи между предметами. Мой сын учится в старших классах. И однажды мы столкнулись с ситуацией, что задание по физике предполагало умение знать деление «с запятой», а по математике этого еще не изучали. Или правило о том, когда пишется большая буква, изучают только в конце года, хотя весь учебный год дети уже писали слова и предложения, где она была нужна. Меня это очень огорчает. 

В таком случае я бы посоветовала родителям не лениться и отправлять в электронных обращениях на сайт Министерства образования свои отзывы с указанием проблемы. Люди ведь не ясновидящие: устранить ошибку проще, если на нее указали.



Роль родителя в обучении

Если ребенку что-то непонятно в школе, это проблема учителя, что он не смог доступно объяснить тему. Но по факту, в нашем обществе, не учителю, а родителю приходится разбираться со всеми недочетами.

Это в идеале ребенок со спокойной душой идет на следующий день в школу и говорит, что не сделал домашнее задание, потому что ничего не понимает. Но это из области фантастики. Как правило, и ребенок побоится быть осмеянным, и не всякий учитель с пониманием отнесется к проблеме. Поэтому я рекомендую родителям больше внимания уделять учебе ребенка. 

Например, в начальной школе существует тип задачи, которую родители настойчиво предлагают детям решать с помощью уравнений или через составление пропорций. А ребенок с этими способами еще не знаком. Значит, надо самостоятельно искать другие варианты, которые будут ребенку понятны. Садиться и искать ответы на обучающих сайтах. Вместе с ребенком вводить запрос: например, как решить без уравнения задачу на нахождение скорости. Потому что обучение ребенка — в том числе компетенция родителей.

О дополнительных пособиях

Любой учитель согласится со мной, что информация в учебнике обычно дана кратко, а заданий на закрепление совсем немного. Порой не хватает заданий на автоматизацию какого-то конкретного навыка, например, чтобы решать определенный тип задач, выполнять разборы предложений. В такой ситуации отлично выручают тетради на печатной основе, которые подготовлены по темам учебника. На печатной основе — значит, в этих тетрадях есть текст, иллюстрации и возможность писать и выполнять задания.

Кроме того, в грамотно составленных тетрадях есть задания для ребят, которым можно давать упражнения повышенной сложности. В учебнике такая возможность сведена практически к нулю.
Грамотно подобранные дополнительные пособия дополняют и обогащают информацию из учебников. Но все хорошо в меру. Если тетрадку использует грамотный педагог или разумные родители, когда не задается по сто упражнений, и когда тетрадок не по десять на каждый предмет, то от пособий только польза.

 

Источник фото: pixabay.com

 

Я столкнулась с информацией от разных школ, когда учитель рекомендует купить определенные пособия. И чаще всего централизованная закупка — это, как ни странно, переплата за комфорт: вам привезут, доставят в класс. Если всем удобно просто сдавать деньги на пособия, не вникая, на что пойдут траты, то так и происходит. Поэтому на месте родителей я бы активнее интересовалась стоимостью пособий в разных местах.

Как выбрать дополнительные пособия?

При выборе дополнительных пособий важно обращать внимание на соответствие школьной программе, присутствуют ли схематические иллюстрации. Среди современных детей много визуалов, то есть тех, кто лучше воспринимает схемы, а не просто текстовые объяснения.

Лично я всегда обращаю внимание на то, кто автор пособия. Отдаю предпочтение учителям-практикам. Их пособия не спутать с книгами, которые делают люди с регалиями и званиями, но совершенно не понимающими, как проще и понятнее излагать материал.

Есть пособия, которые не устаревают, их переиздают из года в год. Например, по работе над таблицей умножения. Здесь не может быть глобальных новшеств, поэтому пригодится пособие, оставшееся даже от папы с мамой. То же самое касается пособий со словарными словами — год выпуска не играет существенной роли. 

На что я рекомендую родителям обратить внимание, так это на иллюстрации. Слово лучше запоминается, если мы привлекаем разные виды памяти и эмоциональную окраску. Чтобы ребенку не просто надо было прописать несколько раз слово «метро», а он еще и видел перед собой картинку, и у него формировалась устойчивая ассоциация.

 

Источник фото: архив героини
 

Если же вы покупаете тетрадь на печатной основе, разумно следить за тем, чтобы год выпуска был актуальным. 

Об учебниках с QR-кодами

Во многие пособия и даже школьные учебники сейчас добавляют QR-коды, чтобы снабдить информацию интерактивом. Для этого необходимо установить на смартфон специальное приложение для считывания QR-кодов. Затем надо запустить приложение, поднести телефон к картинке с кодом и перейти по считанной ссылке на YouTube.

Я думаю, это очень хороший вариант  — подкреплять изучение темы видеоматериалами. Например, в пособиях по английскому языку можно прослушать правильное произношение и интонации и повторить текст за диктором.

Проблема только в том, чтобы ребенок не «зависал» в компьютере и не принимался смотреть все подряд. Как в шутке про уборку комнаты: когда за дело принимается ребенок, главное, чтобы он не начал играть с каждой обнаруженной игрушкой.

О пособиях по подготовке к школе

Скажем честно, что книги для начинающих читателей родители скупают, преследуя разные цели: кто-то хочет, чтобы ребенок сам себя развлекал, кто-то хочет похвастаться перед знакомыми, что ребенок уже умеет читать. Кто-то хочет не тормозить познавательный интерес, который буквы вызвали у ребенка… Но ведь не все книги, на которых написано “для начинающих читателей " или "читаем после букваря" действительно годятся для тех, кто только-только освоил слоговое чтение.

Очень важно, чтобы такие пособия были построены по принципу «от простого к сложному», должны быть учтены возрастные особенности детей, а иллюстративный материал занимать две трети страницы. Это методически правильно: у детей будет формироваться такое качество, как осмысленность чтения.

Лучше всего, когда в пособиях для дошкольников задания уже скомпонованы и затрагивают разные сферы умений и навыков. Хорошо, если они построены на игровом принципе и соблюдены условия продолжительности: строго на 20-25 минут, чтобы не вызывать переутомления и, как следствие, отвращение к учебе.Только опыт и грамотный подход смогут увлечь ребят чтением и обучением. 

Рекомендации Анны:

1. Жукова Н. Первая после Букваря книга для чтения

2. Красницкая А. «Про ребят и про зверят» 1-3 части

3. Красницкая А. «Добрые тексты» 1-3 части

4.Ольга и Сергей Федины «Как научить ребенка читать» 

5. Нефедова Н, Узорова О. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению

Беседовала Вера Сирота

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас