Сейчас на сайте
Новости портала
Супруги решили усыновить четверых детей, а потом у них родились пятеро своих«У них не осталось ничего святого». Беременные белоруски выступили против насилия силовиков
Это интересно
Врач-сексолог назвал главные женские ошибки в сексеКак правильно купать ребенка? Объясняет педиатр
Спорный вопрос
В школе-интернате требуют, чтобы дети плавали в бассейне без очков. И это не единственная странность«Дочь плакала, а класс смеялся». Конфликт с учителем привел к тому, что ребенок не хочет в школу
Здоровье
Осенью врачи рекомендуют давать детям витамин D. Узнали, как получить его бесплатно
Личный опыт
В семью пришла опека из-за участия отца в митинге. Родители: «Шантаж через детей не сработает»«Здесь не услышишь выражения „часики тикают“». Психолог сравнила, как живут женщины в Беларуси и США
Психология и воспитание
Как родители калечат детскую психику: примеры очень плохого воспитанияЧто говорить ребенку, если папу (маму) забрали на «сутки»

Какие предметы стоило бы убрать из школьной программы?

27 июня 2019 года
63

На днях в Сообществе учителей в Фейсбуке появилась новость: из школьной программы 9 класса убрали предмет “Черчение”. Позже выяснилось, что предмет останется, но учиться чертить будут только в 10 классе. Кого-то возмутило то, что это произошло внезапно и с учителями этот вопрос не обсуждался, кто-то назвал это “вредительством”, другие же  призывают ничему не удивляться, потому что могло быть и хуже.

Мы спросили у людей, связанных с образованием, что они думают о переносе черчения в 10 класс, и какие предметы, по их мнению, действительно стоило бы убрать из школьной программы?

Сергей Ольшевский, бывший преподаватель и чиновник из системы образования:

- Если честно, то на этот вопрос хочется ответить вопросом: «А что изменится, если смертельно больному человеку витамины колоть не в 9 утра, а в 10 утра?»

Почему так достаточно «грубо» я отвечаю на этот вопрос? Да все очень просто. Как говорят финны: “Образование - это в том числе и среда, которая окружает детей в процессе обучения”. Давайте же посмотрим на нашу школьную среду:

  • учителя эмоционально выгорели и не могут адекватно реагировать на происходящее. Вот ссылка на результаты диагностики, которую мы проводили
  • вокруг школ идет постоянный негативный шум: поборы, отмена приемов в гимназии, подписки, обязаловки, принудиловки
  • не было еще ни года без изменений и реформ; при этом все «новшества» вводятся стихийно и в самый последний момент и т.д.

И в таких условиях мы хотим, чтобы дети получали качественное образование? Это как спать под громкую музыку: пока организм не «вымотается» и не «отключится», вы не сможете комфортно спать, а соответственно и выспаться.



Так и в нашем образовании, пока не будут созданы комфортные условия для получения образования, ничего хорошего не получится.

На примере того же предмета «Черчение». Вы думаете, что перенос его хоть как-то повлияет на уровень подготовки учеников? На учениках это никак не скажется, а скажется лишь на учителях, которые преподавали этот предмет и, соответственно, в новом учебном году останутся без работы. А через год, если «Черчение» перенесут в 10 класс, их нагрузка снизится вдвое, ведь 50 % 9-классников уйдет получать профессионально-техническое образование.

Но все же, если вернуться к предметам, которые нужно убрать, а которые добавить, скажу так: количество и перечень уроков во многих странах мира более менее схож. А вот их содержание, качество контента и преподавания, образовательная среда – это совсем разные истории. 


Источник фото: pexels.com


И, если честно, не стоит тут изобретать велосипед, а стоит определиться, в каком направлении мы хотим развиваться: хотим IT-страну – смотрите на признанного лидера Эстонию; хотим строить счастливую страну для жизни – смотрим на финское образование; хотим успешно конкурировать в гонке вооружений – возвращаем советскую систему образования.

Но глядя на все, что происходит, почему-то вспоминается анекдот про умную и красивую обезьяну. Хотя не все так печально на самом деле: в последнее время открылся ряд очень разных и интересных частных школ, которые дают родителям возможность выбрать будущее для своего ребенка: стать айтишником, инженером или просто счастливым человеком. 

Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики СШ №10 г. Жлобина:

- Я в детстве, в школе и в университете очень много занимался спортом и пришел к выводу, что уроки физической культуры нужно выносить за школьное расписание, и тогда учебная нагрузка сократится в школе на три часа. 

Вместо этого дети записываются в школьные или во внешкольные секции, где тренер каждую четверть ставит зачет/незачет. К секциям можно отнести различные виды танцев, спортивное ориентирование, шахматы, шашки и т.д. 

Перегибы при существующей системе таковы, что ребята, занимающиеся профессиональным спортом: хоккеем, футболом, спортивной гимнастикой, плаванием и т. д., помимо своих четырех-пяти тренировок в неделю должны еще «высиживать» школьных три часа, а для таких ребят – каждая минута на счету. Даже если их освободят от школьной «физической  культуры», уроки стоят в расписании, и они все равно это время теряют. 

Или возьмем тот же предмет “ОБЖ”. Он полностью дублируется на классных часах, где под роспись классный руководитель читает правила поведения при пожарах, на воде, в лесу и т. д.  Дополнительно можно бы было проводить один раз в месяц беседу с представителями МЧС, МВД и другими службами, в том числе и медицинскими работниками. Поэтому еще на один час программа стала бы «легче». 

Неплохо бы было определиться и с языками.  Если школа русскоязычная, 5 часов русского языка и литературы и 3 часа белорусского языка и литературы, если школа белорусскоязычная  - 5 часов белорусского языка и 3 часа русского языка, при этом оставить постоянно 3 часа в неделю иностранного языка.


Источник фото: pixabay.com

 

Математика безусловно должна быть каждый день, 5 часов в неделю, начиная с начальной школы, физика и химия  – 3 часа в неделю. 

Точные науки  из-за своей сложности восприятия должны быть растворены во времени и даваться малыми порциями, чтобы учащиеся даже после болезни или другой причины пропуска занятий могли спокойно догнать одноклассников. При этом не надо делать так, как сделали в этом году в 9-м классе: добавили часы и добавили новые темы. Плотность информации на одно занятие должна быть гораздо меньше, и хороший учитель всегда найдет что повторить и что решать. Просто нужно добавить часов!

В начальной школе должно быть больше уроков музыки и рисования, и они обязательно должны стоять последними в расписании. Если ребенок ходит в музыкальную школу или в школу искусств,  ему не нужно посещать эти уроки, и его свободное время (которого всегда не хватает), увеличится на час в неделю. Для остальных детей – это развитие образного мышления, постановки  голоса и развитие чувства прекрасного в окружающем нас мире.

Евгения Пастернак, детская писательница:

- Я сама ненавидела черчение, но школьная программа не должна зависеть от чьего-то частного мнения. Школьная программа - это база, которую обязано предоставить государство. Причем обязано предоставить в равной степени абсолютно всем детям страны. По выбору могут быть только уровни предметов.

Проблема же не в предметах. ОБЖ в теории очень нужная вещь, на практике, в школах - это дополнительный классный час. МХК - прекрасный предмет. На деле - полная ерунда, потому что банально нет учителей.

Физкультура вообще должна быть каждый день. Но если в школьный спортзалах толкается одновременно четыре класса, то какой смысл в этой физкультуре?

Какой смысл в информатике, если в школе не хватает компьютеров и нет интернета? На пальцах про Word рассказывать?

Как это ни страшно звучит, в нашей системе образования все равно, что преподавать -  умудряются испортить все .

А какие, на ваш взгляд, предметы стоит убрать из школьного расписания?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Yana198127.06.2019 в 11:45
Вначале нужно решить задачу по возвращению в школы умных, подготовленных и мотивированных учителей. И только потом, если есть желание, заниматься финтифлюшками - сколько часов математики и иностранного языка, в каком классе МХК... Зачем нужны ежедневные уроки английского, если учительница после курсов переподготовки и сама читает со словарем? Какая разница, что написано в программе по математике, если проходной балл на "Математику и информатику" в БГПУ - 133 из 400?
Обсуждение
Хюррем_Султан27.06.2019 в 11:14
МХК у меня был любимыми предметом в школе. А на уроках физкультуры четыре класса, даже два класса никогда не толкались.Стоит вернуть обратно черчение.И увеличить количество часов по ин.язу. Качество преподавания тоже нужно поднять, а не на отцепись. Парадокс- в нашей стране все в школе изучали ин.яз, а говорить никто нормально не может, если конечно к репетитору не пойдёт.
Yana198127.06.2019 в 11:45
Вначале нужно решить задачу по возвращению в школы умных, подготовленных и мотивированных учителей. И только потом, если есть желание, заниматься финтифлюшками - сколько часов математики и иностранного языка, в каком классе МХК... Зачем нужны ежедневные уроки английского, если учительница после курсов переподготовки и сама читает со словарем? Какая разница, что написано в программе по математике, если проходной балл на "Математику и информатику" в БГПУ - 133 из 400?
Sonjan27.06.2019 в 12:17
Хюррем_Султан:
Парадокс- в нашей стране все в школе изучали ин.яз, а говорить никто нормально не может, если конечно к репетитору не пойдёт.
Доходило до смешного, когда учителя иностранного языка использовали английский, как секретный способ общения друг с другом при учениках. :) Так учили, что были уверены, что мы их не поймем. И ведь не понимали. :)
Нявка27.06.2019 в 12:30
Смысл черчения? Хорошо, если научат пользоваться спец программами, вроде корела, Автокада или Иллюстратора. Это было бы классно. Но никто уже не чертит от руки. Тогда зачем оно?
Физкультура - страшный сон. Смысла немного, но попробуй прогуляй.
Хюррем_Султан27.06.2019 в 12:42
Нявка:
Смысл черчения? Хорошо, если научат пользоваться спец программами, вроде корела, Автокада или Иллюстратора. Это было бы классно. Но никто уже не чертит от руки. Тогда зачем оно?
Физкультура - страшный сон. Смысла немного, но попробуй прогуляй.
Черчение необходимо , когда ученики в дальнейшем поступают на технические специальности.А то представления не имеют какой линией внешний угол чертить, а какой внутренний Физкультура для некоторых детей, которые весь день на попе сидят, единственный способ провести время активно и не атрофироваться.
Обсуждают сейчас