Сейчас на сайте
Акции и события
Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске* Регби, квеври и футбол: что подготовили для детей организаторы “Тбілісобы”
Все о детях
Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки «Для родителей, которые ценят свое время». Как выглядит элитный частный сад за 800 евро в месяц
Это интересно
"Я буду терракреатологом". Куда пойти учиться: обсуждаем профессии и навыки будущего Детей попросили нарисовать комнаты их мечты. Вот что получилось
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Отношения взрослых
"Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Готовимся к школе
Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Как мотивировать ребенка на достижения: ищем волшебный ключик

31 мая 2019 года

Приближается конец учебного года, когда школьники получают годовые отметки, а родители с удовлетворением или с беспокойством оценивают успехи ребенка за год. Если школьник вдруг или постепенно перестает хорошо учиться, у многих возникает вопрос: куда пропадает мотивация? Ответить на него непросто.

Конечно же, есть личностные особенности каждого ребенка, есть возрастные изменения, которые могут влиять на отношение к учебе, есть некие объективные вещи: болезнь, семейные неурядицы и т.п. Но и они по-разному влияют на мотивацию разных людей. Предлагаем рассмотреть этот феномен с точки зрения развития мозга.

Автор - Ирина Козлова, психолог, частная школа “Стембридж”

Как мы вообще обучаемся чему-либо? Лев Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития», и отмечал, что именно в зоне ближайшего развития обучение происходит естественным путем.

Зона  ближайшего развития – это зона тех навыков и способностей, которые человеком осваиваются, и есть зона актуального  развития – это те навыки, которые уже  освоены.

В зоне освоенного  ребенок чувствует себя спокойно и безопасно, но может и заскучать из-за отсутствия трудностей и вызова. А то, что слишком сложно, находится за пределами нашей зоны ближайшего развития.

Например, я довольно часто слышу комментарии о детях лет 5-6: «он/она не любит рисовать».

5-6 летний ребенок - это человек,  который уже довольно хорошо владеет своим телом и стремится совершенствоваться в этом. Рисование – это очень естественная деятельность для ребенка, которая позволяет очень быстро получить видимый продукт своей деятельности и дает возможность самовыражения.
 

Источник фото: pixabay.com
 

И если ребенок не хочет рисовать, значит, есть какие-то невидимые нам, взрослым, ограничения, и по какой-то причине рисование находится либо за пределами возможностей этого ребенка, либо в зоне ближайшего развития, и тогда необходимо создавать условия для развития. Например, лист для рисования должен быть большим, всегда под рукой, и у ребенка должна быть возможность рисовать широкими мазками, двигая рукой от плеча, или раскраска должна быть с очень широким контуром.

То же самое происходит с любой деятельностью. Если задача слишком сложна, а уже приложенные усилия заканчиваются провалом, то мы бросаем попытки справиться с ней и возвращаемся в нашу безопасную и хорошо известную зону освоенного.



Про эмоциональное развитие

Когда мы имеем дело с психическим созреванием, мы обычно хотим слишком многого и слишком быстро. Мы требуем от себя и других ясного мышления задолго до того, как научились ясному чувствованию.

Однако в эмоциональном развитии есть шаги, которые мы не можем пропустить. Исследования показали, что нельзя «перепрыгнуть» формирование таких навыков, как имитация и эмоциональный резонанс.

Например, семилетней девочке дается инструкция, как играть в несложную игру с шариками, где в одном случае их надо отбить, в другом от них увернуться, чтобы шарик в нее не попал. На вопрос: «Все ли понятно?», ответ: «Понятно».

Но игра не клеится, потому что увернуться от шариков не получается, она оказывается как раз в том месте, куда летит шарик.
 

Источник фото: pixabay.com
 

На место дочери приглашается папа, и ему дается такая же инструкция, а девочка смотрит за игрой со стороны ведущего. Папа показывает, как надо двигаться, дальше они меняются местами и происходит ожидаемая эмоциональная реакция счастья от того, что  у девочки все получилось. Это и есть имитация.

Другой пример: сын или дочь рассказывают о какой-то неприятной ситуации, которая произошла с ними, и, конечно, в ней все плохо и ужасно и все плохие и ужасные. Сын или дочь ждут эмоционального резонанса, ждут, что взрослый настроится на их волну и поймет, что все не правы. Но чаще всего, дети слышат в таких ситуациях либо о том, как надо поступить в следующий раз, либо объяснение того, почему другие так поступают. И «резонанс» не наступает, а это важный навык.

Как устроен наш мозг?

Почему же в психологическом созревании так важен каждый шаг? Это связано с развитием нашего мозга.

Профессор Пол Маклин после  50 лет исследований создал модель мозга, связавшую сознание и способности человека с развитием всего животного мира.

В его модели представлено три основных уровня развития мозга человека. Первый уровень связан с функциями мозга рептилии, второй – с функциями мозга таких млекопитающих, как кошка и лошади (мозг млекопитающих или лимбическая система), а третий – мозг высших млекопитающих (неокортекс).

При рождении активны и связаны между собой нейронными цепями только  25% нашего мозга, в основном речь идет о мозге рептилии.

Остальные области мозга  созревают в процессе взаимодействия с окружающими нас людьми. Это означает, что,  несмотря на то, что мозг всех людей вообще созревает в определенной и одинаковой для всех последовательности, мозг каждого человека проходит свой путь развития, обучаясь разным вещам.

Мозг рептилий

К 3 месяцам мозг рептилий активен. За что он отвечает? На этом уровне организованы такие биологические ритмы, как дыхание, пищеварение, суточная смена активности и отдыха.

Также мозг рептилии включает в себя направляемый ощущениями и любопытством импульс к поиску еды, импульс к борьбе, побегу, подчинению, реакции «замораживания» и реакции на стресс.

На этом уровне для развития человека  необходимы контакт и доверие на базовом уровне.

Примеры влияния мозга рептилий:

  • ребенок спит на уроках
  • прибегает из школы и зависает в компьютере или перед телевизором
  • постоянно ссорится или провоцирует к ссоре
  • избегает какие-то дел или мероприятий
  • проявляет любопытство, из-за этого страдают материальные или другие ценности.

Мозг млекопитающих

Древний мозг млекопитающих – лимбическая система – начинает развиваться с 3 месяцев и полностью активизируется от 8 до 10 месяцев.

Благодаря процессам, происходящим в лимбической системе, мы переживаем чувства, настроения, наделяем смыслами и ожиданиями взаимодействия с другими людьми. Еще до года младенец учится  соотносить чувства и ожидания с поведением взрослых, и эту способность сонастройки с другими мы продолжаем использовать и развивать на протяжении всей жизни.

Выделяют три стадии процесса сонастройки.

На первой ребенок через взаимодействие с другими становится способен передавать через лицевую экспрессию такие внутренние чувства, как радость, удивление, предвкушение, гнев, тревогу и печаль. Ухаживающий за ним взрослый должен быть восприимчив к чувствам ребенка, но не обязательно должен сам чувствовать то же самое. Другими словами, взрослый должен сопереживать, проникаться чувствами ребенка не впадая в стресс, когда тот плачет или в гнев, когда тот выходит из себя.

После того как маленький человек уже овладел мастерством имитации и предсказуемости чувств, он может заскучать (помните зону освоенного?).

И следующий шаг – это обучение тому, чтобы не только настраиваться друг на друга, но и уметь переключать свое внимание со своих чувств на чувства другого человека и предпринимать действия к восстановлению связи и синхронизации.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Пример: дети разного возраста не любят, когда родители разговаривают по телефону, особенно, если телефон звонит в момент их общения. И дети начинают сильнее привлекать внимание родителя, громче плакать или говорить. И это не удивительно, с точки зрения работы лимбической системы. Потому что теряется сонастройка, ребенок растерян. Если разговор важен, конечно, стоит разговаривать, но потом не забыть восстановить контакт с ребенком и снова сонастроиться.

И если это будет происходить всегда с того момента,  то в последующем ребенку будет проще не перебивать взрослых и не встревать в разговоры, потому что он будет знать, что к нему эмоционально вернутся.

Следующий этап между 12 и 18 месяцами, когда ребенок развивает различные способы взаимодействия с родителями и обучается способам оставаться с ними в контакте. Постепенно на основе полученного опыта у ребенка формируется ментальная карта: как надо контактировать и не терять привязанность.

Поскольку дети начинают себя идентифицировать с тем, что привычно происходит во взаимодействии с другими людьми, то его реакции связываются не столько с его чувствами по поводу того «что я делаю», сколько с «я такой» или «это так и есть».

Например:

1. Если ребенок обнаруживает, что родители проявляют неудовольствие или незащищенность, когда он ищет близкого контакта, в итоге он приучается заботиться о себе сам.  И выглядеть это может как отсутствие мотивации.

Пример (из жизни  школьника):

Не записано домашнее задание (все равно по какой причине), но узнать его у кого-то ребенок не может, и у родителей не просит, потому что сам о себе не позаботился. И снежный ком может расти, а внешне выглядит это так, как будто ребенок перестал учиться.

2. Если ребенок обнаруживает, что родители испытывают дискомфорт, когда он хочет быть самостоятельным и когда он ищет близкого контакта, то в результате появляются противоречивые чувства. Он может хотеть одновременно  и прижаться и оттолкнуть, быть удобным и побить родителей.

Пример:

Мальчик 3 лет испытывает отчаяние по поводу  какой- то ситуации неудачи, плачет, просит пожалеть его, но когда мама или папа пытаются его обнять, отталкивает или бьет, еще громче и безутешнее плачет.

3. Если родители непредсказуемы в своих реакциях, и их поведение варьируется от ограничения контактов до ярости, тревоги, доброго отношения  или беспомощности, тогда ребенок учится контролировать все контакты, а если это не получается , он реагирует, используя стратегии рептилийного мозга: борьба, бегство, замерзание.

Если же родители поддерживают ребенка в исследовании мира и приветствуют в близком контакте, то ребенок чувствует себя в безопасности, действуя самостоятельно, и может быть в близком контакте, когда хочет его или нуждается в нем.

Чувства и эмоции играют ключевую роль в нашей способности к формированию привязанности к другим людям, принятии решений и развития чувства осмысленности жизни. Также как ощущения, чувства находятся за пределом нашего контроля, потому что формируются в подсознании. И, конечно, прежде чем мы можем помочь другим людям в исследовании и развитии их ощущений, взрослым тоже важно понимать, как работает система.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Мозг приматов

Неокортекс или мозг приматов начинает активироваться  в  возрасте 9 месяцев  с началом созревания префронтальной зоны - области, связанной с осознанным контролем импульсов. Он полностью развивается примерно через 20 лет, к возрасту полового созревания.

В префронтальной коре развивается способность к ментализации. Именно эта способность включает в себя способность понимать чувства других людей и смотреть на себя самого с дружелюбной объективностью: видеть «себя со стороны» и «других изнутри».

Как происходит процесс развития?

Сначала маленький человек в возрасте 9 месяцев учится регулировать свои желания и проявлять заботу о других людях.

Именно в это время начинает развиваться и оттачиваться навык остановиться, перестать что-то делать или пробовать сделать, когда со стороны говорят: «Нет! Нельзя!» (напомню, что это длится до 20 лет).

И, естественно, если ребенку говорят «нет», взрослые встретятся с его эмоциями, стыдом, гневом, и это могут быть очень сильные эмоции, и задача взрослого успокоить и переключить ребенка на какую-то уже  освоенную деятельность.

Например:

Некоторые маленькие дети любят залезать на подоконник, это пугает родителей, потому что чаще всего может быть небезопасно.

Ребенка снимают, объясняют, запрещают, а он все равно залезает на подоконник. Взрослые ошибочно могут принимать такие действия за манипуляцию и издевательство над собой, а это незрелость.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Следует также отметить, что если «нет» слишком много, то потом это «нет» говорит человеку его внутренний голос, который может перестараться в сдерживании импульсов к действию. А внешне – это выглядит, как потеря мотивации или нежелание что-то делать.

Следующий этап, когда в возрасте 3-4 лет ребенок начинает понимать, что другие люди могут воспринимать ситуацию совсем не так, как он.

Например, в этом возрасте родители задумываются о том, как и какие бы способности своих детей развивать.  И часто бывает так, что ребенок убежден, что он возненавидит новый вид деятельности, и проявляться это может в том, что он будет упираться и ни за что не хотеть идти «в очень интересное место, где тебя научат рисовать, плавать и т.д.

И только благодаря заботливой помощи и поддержке родителей  маленький человек может все-таки попробовать и обнаружить, что это что-то потрясающее.

Следующий этап: научиться отличать фантазии от реальности

Радость и успех от новой деятельности могут привести к тому, что ребенок может начать фантазировать о том, что он может добиться фантастических успехов в новом виде деятельности и задача родителей - учить ребенка отличать фантазии от реальности.

Вспоминаю случай, когда родители пришли на консультацию с трехлетним сыном, радостно зашли в открытую дверь, говоря: «Смотри, как тут интересно?», а малыш встал напротив двери, сложил руки на груди, насупился и сказал: «А я – нет!».  И никакие настойчивые уговоры не помогали, обращения к области «ментализации» были бесполезны. Ему было страшно.

Малыша пришлось перевести через порог, преодолевая его сопротивление, а там он увидел игрушки, мгновенно успокоился и стал раздеваться. Ему очень понравилось играть, быть в центре внимания и, конечно, когда пришло время уходить, он снова стал сопротивляться (он ведь думал, что эта игра никогда не закончится). И тут снова необходимы душевные и физические силы родителя, чтобы помочь одеться, уйти и жить реальной жизнью.
 

Источник фото: pixabay.com
 

В возрасте 7-8 лет ребенок начинает отличать идеализированный образ себя от своей реальной идентичности. Именно в это время у него  развивается устойчивый объем внимания, что делает возможным успешное обучение.  И это  еще один аргумент в пользу обучения в школе с 7 лет.

На протяжении школьного обучения и подросткового возраста продолжает развиваться способность тестирования реальностью своих идей и использования силы воли для того, чтобы сфокусироваться на каком-то деле, спланировать и завершить его. И так до 20 лет, до созревания.

Возвращаясь к началу, к вопросу о мотивации, важно помнить о зоне ближайшего развития, и о том, что ясно мыслить, разумно действовать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми мы можем только в связи с чувствами  и отношениями.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас