Сейчас на сайте
Акции и события
С 31 мая по 2 июня пройдет Минский открытый роботурнир
Это интересно
Три вопроса, которые не стоит задавать молодой матери Пары рассказали, какие «имена» они придумывают друг другу
Фотофакт
23 фотографии из семейных архивов, которые приведут в ужас современных родителей 30 лучших идей для романтичных фото
Школьная жизнь
"Это то, что приносит мне настоящее удовольствие". Молодой педагог о том, что держит его в профессии
Отношения взрослых
"А что мне будет, если я жену зеленкой оболью?". Обратная сторона домашнего насилия 5 вещей, которые помогут укрепить семью
Отдых и путешествие
Как упаковать чемодан в отпуск, чтобы все поместилось Как выбрать чемодан для путешествия мечты
Личный опыт
«Три дня не ела ничего, кроме хлеба и воды». Каким бывает домашнее насилие От чего зависит размер и форма груди после родов и кормления?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"С системой образования в стране беда". Как айтишники предложили это исправить

02 мая 2019 года
72

На недавней встрече айтишников с президентом обсуждалось, как подготовить детей к жизни в ИT-cтране, которой сейчас часто называют Беларусь. С идеями кардинальных перемен в белорусской школе выступил известный в стране технологический предприниматель Виктор Прокопеня. Ранее в интервью TUT.BY он призывал к обсуждению проблем в образовании всех, кому не все равно, что ждет детей в будущем и какое место они займут в мире.

Ребенок.BY пообщался с айтишниками, побывавшими на встрече с главой государства, и узнал, какие изменения могут ждать школу уже в ближайшее время.
 

Источник фото: probusiness.io
 

С системой образования в стране беда, считают предприниматели.

По сути она готовит специалистов для экономики прошлого века, фактически – будущих безработных. Трансформация системы для нужд новой экономики включает не только подготовку специалистов для ИТ и других отраслей, но и обязательную реформу школы.

В команде Виктора Прокопени рассказали, что после интервью на TUT.BY они получили сотни писем, в которых обсуждалось абсолютно всё - от проблем учителей и учеников до их мотивации. Все эти письма были проанализированы, в итоге президенту были предложены комплексные решения. Одни из них были поддержаны Лукашенко сразу – и будут внедряться в ближайшее время. Другие также одобрены, но требуют доработки и тестирования – в школах, готовых к экспериментам.



Итак, что именно предлагают поменять айтишники?

1. Оцифровать школу

- В одном из докладов профессора Европейского Университета в Санкт-Петербурге, опубликованном в Russian Analytical Digest, говорится о главной чуме образования (как российского, так и всего постсоветского пространства) - всеобщей бюрократизации. И только одна отмена 99% всех бумажных требований к преподавателям может существенно улучшить качество системы образования.

При этом в России совсем недавно Минпросвещения предложило создать должности старшего и ведущего учителя. Что по сути еще больше увеличивает бюрократическую надстройку в системе.

В ИТ-Беларуси бумажной бюрократии в школах уж точно не должно быть. Ведь правильнее, когда приоритеты учителей – это дети, а не отчеты. Для этого бумажный контроль должен уйти в прошлое – и это первое и самое важное, с чего должны начинаться изменения в системе образования.

Электронный документооборот - это электронная школа, электронные дневники, электронные классы. Это перевод всего в “цифру”. И это не революция, а смена парадигмы.

Для справки. Сегодня обязательным документом в школе является бумажный журнал. Электронный журнал внедрен только в 30% школ по стране и действует параллельно с бумажным.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Электронный документооборот избавляет учителя от огромного количества бумажной работы. Протоколы родительских собраний, анализ контрольных работ по предметам, анализ воспитательной работы за год по всем направлениям, таблица успеваемости по предметам, даже элементарные сведения о количестве учеников в классе для столовой - все это можно оцифровать. Это позволит также создать единую базу по всей стране, в режиме реального времени можно будет видеть статистику и срезы уровня обучения или качества учебников, чтобы реагировать на них оперативно.

К примеру, сейчас сложно сказать, как ученики усваивают или воспринимают ту или иную тему по конкретному учебнику, трудно объективно оценить качество материала в учебнике. Как дети восприняли учебник, какие программы нуждаются в корректировке, какие учебники нужно менять? У авторов нет обратной связи со школой и учениками, они же этого не знают.

Система электронной школы позволит получить аналитику оценок по одному и тому же предмету, по одной и той же теме в разных регионах страны. И если эти оценки плохие, то это весомый повод задать вопрос авторам учебника: а все ли они учли, когда его составляли?

Электронная школа - это фундамент, который позволит освободить учителей от бумажной волокиты и глубоко анализировать учебный процесс в разрезе “предмет-учитель-ученик”.

Электронная школа – это хороший помощник и для родителей. У них появится возможность отслеживать успеваемость своих детей на сайте, видеть, к примеру, задания в контрольной работе и ошибки ребенка, анализировать качество преподавания.

Или вот такая тема – отсутствие ученика на уроках. Учитель ставит в электронном журнале букву “н”, и на телефон родителя автоматически приходит сообщение с грустным смайликом: “Нам так грустно, что сегодня вы не с нами”.

Те же заказы обедов вполне можно делать в электронном виде. Сейчас это работает примерно так: учитель должен посчитать детей, написать записку, отнести ее в столовую, где они вручную обрабатываются и подсчитываются. Всего один маленький документ – и уже столько дополнительной работы. И так каждый день и по каждому классу. Кажется, мелочь, но если все это автоматизировать, то получится огромная экономия времени и сил в масштабах школы за день. А в масштабах страны?

Технологии также позволят проходить онлайн-тестирования, в том числе профориентированные, в школах, где нет нужных специалистов.

Для справки. Посмотрим на опыт других стран. В соседней Эстонии электронный журнал повсеместно используется  уже почти 15 лет – с 2004 года. Для эстонцев это уже отработанная практика для школ. Чтобы вести электронный журнал, учителю достаточно планшета.

По большому счету все уже придумано – можно только брать идею и внедрять ее в белорусскую систему образования. Вопросы по техническому оснащению школ Парк высоких технологий берет на себя. Он готов выделить для этого средства. К решению некоторых вопросов можно привлечь родителей. Конечно, цифровизация школы – процесс не быстрый. Но если мы сможем решить эту важную задачу к 2021 году, для страны это станет огромным шагом вперед.

2. Усилить профориентацию

- Цифровая революция это больше, чем научиться использовать новые инструменты и технологии. Это новая парадигма в менталитетах и ​​привычках людей. Сегодня нужно постоянно помнить, что все, что мы даем детям ,– это пока лишь в контексте настоящего. А нам нужно готовить их к будущему.

В своем большинстве школы ориентированы на “среднего ребенка”, которому дали какое-то количество знаний, но он не понимает, что с ними делать. Школа сегодня – это школа, которая усредняет ребенка и загружает его тем, что ему совершенно не интересно. А потом родители и учителя удивляются: почему дети не хотят учиться. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Каждый ребенок - это талант, который нужно раскрыть. Каждый ребенок еще в школе должен понять, что у него получается лучше всего, что ему нравится больше всего. Дети часто выбирают специальность, очень плохо представляя, что им вообще предстоит делать. Потом разочаровываются и не хотят работать по полученной специальности. Необходимо больше практики для применения знаний в “поле”. Талантливые сантехники, инженеры, педагоги, музыканты и т.д. – это всегда люди, которым нравится то, что они делают.

Понять способности ребенка – задача профтестирования и профориентологов. С помощью системы тестов можно определить, к чему ученики склонны более всего.

Технологии изменили шансы детей в жизни и дали каждому то, что раньше было доступно единицам - возможности учить то, что нравится, и свободный доступ к огромному количеству знаний. Одна из задач школы – научить детей в них ориентироваться и понимать, что для них имеет ценность. Через 10 лет вызовы перед ними будут стоять совсем другие. И об этом стоит думать уже сегодня.

3. Ввести уроки английского с первого класса 5 дней в неделю

- Чем меньше ребенок, тем быстрее и легче он осваивает иностранные языки. В белорусских школах изучение иностранного языка начинается с 3 класса. Казалось бы, за девять лет его изучения (вплоть до 11-го класса) школьники должны владеть им в совершенстве. 

В действительности получается другая картина. Даже продолжив учить иностранный язык в вузе, выпускники в подавляющем большинстве им не владеют. И здесь есть несколько взаимосвязанных причин – что-то не так с методикой обучения, поздний ввод иностранного языка в программу, недостаточное количество часов обучения в неделю. Если обобщить эти причины в одну, то получим неправильный подход к обучению.

Бизнес предлагает ввести английский с первого класса и не терять два года – тот самый благодатный период, когда дети наиболее чувствительны и хорошо восприимчивы к изучению языка. Также важно, чтобы уроки английского были 5 раз в неделю.

Английский - язык международного общения. Аналитическая информация, учебные материалы – все это есть в большом количестве совершенно бесплатно, но только вот опять же – на английском.

Хотите быть в курсе последних мировых тенденций? Вам нужен язык. Хотите работать в IT-сфере даже если не программистом (которому без английского никак), а юристом или журналистом? Нужен язык. Работаете с партнерами за пределами страны? И здесь без английского никак. Многие компании выходят на международный рынок, и от их сотрудников требуется знание иностранного языка.

4. Сделать из учителя наставника-практика

- Вместо домашнего задания – видео-лекции в интернете (причем это могут быть уроки-лекции лучших преподавателей страны). Послушать их можно столько раз, сколько требуется, пока материал не усвоится.
 

Источник фото: pixabay.com
 

А на занятиях в классе учителю хорошо бы стать наставником, который дает ученикам практические навыки и помогает осваивать полученные знания. Учителя разгружаются от чтения скучных текстов и лекций, ученики “не плачут” над нерешенными задачами и не списывают их бездумно ради отметки о выполненном домашнем задании. В этом просто не будет необходимости, потому что учитель-наставник поможет всё понять и решить.

5. Задействовать цифровые технологии для виртуальных уроков

- В сельской местности часто не хватает хороших преподавателей. Потому что эти хорошие преподаватели не хотят ехать в деревню.

А бывает и так, что дети пропускают уроки, потому что не получилось приехать  в школу (тоже по разным причинам). В виртуальном классе дистанционно могут преподавать лучшие учителя страны – заниматься с ними таким образом смогут даже дети из глубинки. Достаточно компьютера и видеокамеры для контроля за учебным процессом.

Комбинирование дистанционного и локального обучения даст хорошие результаты.

6. Оценивать работу учителя по ее качеству, а не за стаж

- Приходит в школу молодой педагог, с прогрессивными идеями, с горящими глазами, готовый внедрять свои инновационные методы. Через год-два он задает себе пару риторических вопросов: “Почему дети скучают на уроках коллеги, которому доплачивают за стаж и квалификацию?”, “Почему моя зарплата такая маленькая, хотя мои дети учатся лучше, а мои уроки – интереснее?”, “И зачем мне всё это надо”. После этого его глаза уже не горят, передовые методы уходят на второй план, а сам он становится обычным учителем-середнячком.

Как сохранить его энтузиазм? Правильной системой мотивации. К примеру, надбавки к зарплате начислять, исходя из независимой оценки знаний учеников по принципу было–стало. Используешь новые технологии – плюс в коэффициент. Знаешь английский – плюс. Не умеешь включать компьютер – минус, иди учись компьютерной грамотности.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Можно устроить рейтинг “Народный учитель” и привлечь детей к голосованию. Учитель может записывать видеоролики и выдвигать свои уроки на конкурс. Талантливых педагогов можно объединять в одну группу, чтобы они готовили учебники по своему предмету для школьников.

Также прорабатывается идея создать систему грантов для талантливых преподавателей и выделить на нее финансирование. Лучшие учителя будут давать открытые мастер-классы и уроки.

7. Перейти на индивидуальную траекторию обучения

- Пока что система школьного образования не предусматривает индивидуальной работы с учениками. В ней неважно, что кто-то понял все, а кто-то нет –  все идут дальше с одинаковой скоростью. Переход на индивидуальную траекторию обучения решит проблему отстающих и позволит учиться с приемлемой для каждого скоростью. Это не значит, что один ребенок умнее, а другой глупее. Просто каждому нужно разное время для усвоения материала. 

8. Выработать другой подход к отметкам

- В 10-балльной системе оценок обозначилась явная проблема, которую нужно решать. По факту – это 7-балльная система. Единицу, двойку и тройку практически никому не ставят – по разным причинам.

Конечно, в системе электронной школы при письменных работах машина будет автоматически проверять электронные тесты и давать объективную оценку – без учета того, что 1-2-3 выставлять нельзя. Машина избавлена от фактора “поставлю ему четверку, пусть идет дальше”. Если написал на единицу, значит, пора ученику садиться за тему, смотреть ролики и прорабатывать предмет.

Оценку устных предметов тоже стоит пересмотреть. Дети жалуются на то, что “любимчики” и “нелюбимчики” за одно и то же выразительно прочитанное стихотворение могут получать разные оценки.

9. Выделять талантливых детей

- Одна из задач школы - мотивировать и поощрять интерес ребенка к учебе. К примеру, за решение сложных задач ему могут начисляться баллы. Эти баллы он может поменять на что-то полезное с точки зрения образования: записаться на интересный кружок, поехать на познавательную экскурсию, встретиться с известным предпринимателем или лучшим учителем и т.д.

Баллы могут начисляться и за наставничество. В советское время практиковалась система, когда лучшие ученики занимались с отстающими. В электронной школе любой отстающий ученик сможет обратиться к любому успевающему за помощью, независимо от того, где они оба проживают.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Таким образом, снизится нагрузка на учителя и повысится бонусная мотивация ученика, который помогает. Самое важное тут, что такая система  не привязана к местности. Ученик из Минска может помогать ученику из небольшого города и наоборот.

На что еще эксперты из ИT обращают внимание?

- Шаги, которые могли бы привести к другой системе образования, просты и понятны. Новой экономике нужны новые кадры с новой мотивацией. Нужно больше практических занятий и активное взаимодействие "учитель — ученик".

В Литве школьники старших классов изучают практическое применение математики, все, что так или иначе связано с повседневной жизнью каждого: налоги, ставки по кредитам, сложные проценты и т.д. В белорусских школах многие тоже хотели бы видеть уроки по предпринимательской деятельности, финансовой грамотности, ПДД. Нужны другие подходы к образованию, современные методики, пересмотр учебных планов, усиление языковой подготовки, международный опыт.

Советская система образования, которая до сих пор используется в наших учебных заведениях, неплоха и в свое время подготовила немало сильных математиков, инженеров, программистов и тд. Эти специалисты до сих пор востребованы компаниями во всем мире. Немало талантливой молодежи готовится в школах и вузах сейчас. Но если смотреть на систему в целом, то она коррелировала только со своим временем. В новых условиях она нерелевантна и требует перезагрузки. Задача эта – одна из самых сложных и необходимых для страны.

Это огромная серьезная работа большого количества команд, но в нашей стране много талантливых прогрессивных людей. Надеемся, что скоро мы будем писать уже о том, что образовательный эксперимент прошел успешно и теперь предложенные айтишниками идеи внедряются во все школы страны.

Если у вас есть идеи и мысли, как улучшить систему образования, не оставайтесь в стороне. Письма можно высылать на электронную почту media@vpcapital.com, которую Виктор Прокопеня оставлял для обратной связи в интервью TUT.BY. Если вы эксперт, за ценные идеи и участие в данном образовательном проекте айтишники готовы платить.



Обсуждают сейчас