Сейчас на сайте
Акции и события
Дети вместо цветов. Школьников приглашают поучаствовать в акции добра к 1 сентября
Это интересно
Стань родителем — и на всю жизнь забудь о скуке. 15 фотодоказательств Бесплатные кружки и секции для детей 2019/2020 в Минске
Школьная жизнь
Какие школьные принадлежности пригодятся вашему ребенку? Выслушали учителя и опытных мам Чем будут кормить школьников в новом учебном году
Спорный вопрос
“Грудь отвиснет”. Какие оправдания находят мамы, чтобы не кормить ребенка своим молоком “Шесть часов воевала с врачами”. Минчанке вернули деньги за роды
Отношения взрослых
Обиженный, король, "мамочка". Три варианта будущего для разведенных отцов
Личный опыт
“Начала работать в 6 лет, а в 32 сама купила квартиру”. Как научить детей зарабатывать История малыша, который родился на 24 неделе, а теперь ничем не отличается от сверстников
Психология и воспитание
Нужно ли родителям следить за окружением ребенка? Зачем дети ищут шок-контент в соцсетях? Рассказывает подросток

«Родитель несется сам и гонит своего ребенка». Сколько кружков под силу посещать школьнику?

22 апреля 2019 года
20

Как правильнее: занять школьника по максимуму, чтобы “в телефоне не сидел”,  или оставить поскучать? Сколько ребенку нужно кружков для полного счастья? К размышлениям на эту тему нас подтолкнуло одно из писем читательницы, в котором мама убеждена, что дополнительное образование необходимо ее ребенку.
 

Источник фото: pexels.com
 

Ребенку 10 лет. Я хочу дать своему ребенку достойное образование, хочу, чтобы к моменту окончания школы он сделал свой выбор осознанно, так как школьная программа и вообще подход к образованию не дает ребенку возможности проявиться себя и понять, что же интересно. Мой ребенок посещает множество кружков, а именно музыкальная школа, робототехника, английский язык, бассейн (для здоровья), дополнительные занятия по математике, русскому и белорусскому языку.  

Если представить, что все активности у ребенка происходят после школы, получается очень насыщенный график. Но у такого активного образа жизни много сторонников: дети часто с удовольствием посещают дополнительные занятия, они всегда при деле, пробуют себя в разном и ищут занятие (а в будущем профессию) по душе.  Родители называют это “хорошими инвестициями при правильной организации”.



Встречали мы и совершенно противоположный подход:

Моя никуда не ходит. Говорит,что за день в школе она устает от людей. Рисовать ей нравится по ютубу, а с гитарой поможет дядя.

Мои дети не ходят в кружки. Ходили в басик, но уже полгода как тренера нет.

Бедные дети, работающие в поте лица, чтобы оправдать ожидания и отработать комплексы родителей.

О разных стратегиях, которые разделили родителей на 2 условных лагеря, рассказывает психолог, консультант по семейным вопросам Юлия Костюк.

Современный осознанный родитель поставлен перед довольно жестким выбором: либо он несется сам и при этом гонит своего ребенка в ритме динамичного XXI века, накапливая все новые и новые компетенции, либо дает ребенку право развиваться в своем темпе и в своем режиме, заботясь лишь о душевном комфорте сына или дочери.

Стратегия № 1. Догнать и перегнать

Кто-то нагружает жизнь ребенка таким расписанием, где все рассчитано поминутно, где идеально продумана логистика и где нет места сомнениям и рассуждениям: ребенок должен, просто обязан получить всё, что может пригодиться ему во взрослой жизни.

Обычно основа таких решений базируется на родительских страхах. Мамы и папы боятся, что ребенок не найдет себя, не приобретет «кормящую» профессию, увлечется наркотиками, погрязнет в плохих компаниях и т.д.

Нужно отметить, что в таком случае родители, во-первых, передают ребенку свой опыт жизни из страха, а не из удовольствия. Это само по себе довольно грустно, т.к. превращает жизнь человека в бесконечно серьезное мероприятие, где нет места спонтанной радости, или в постоянную борьбу либо за что-то, либо против кого-то.

Ну а во-вторых, они передают своим детям механизм принятия решений, где опираются не на собственные чувства и ощущения, а на мнения внешних источников. Высока вероятность того, что ребенок научится выполнять действия, но не научится оценивать, нужно ли ему это, какая для него польза от этой деятельности и т.д.
 

Источник фото: pexels.com
 

Еще один аргумент, который часто используют сторонники стратегии давать большую нагрузку ребенку – формирование способности работы в режиме многозадачности. Здесь важно отметить, что многозадачность – довольно спорная концепция. Многие специалисты утверждают, что такого явления вовсе не существует. Просто человек выполняет много дел не так качественно, как мог бы. Кроме того, он делает это за счет собственных ресурсов и в итоге будет более истощен от необходимости держать в фокусе внимания сразу много первостепенных задач.

Плюсы стратегии: ребенок учится планировать, распределять, много работать.

Минусы стратегии: не формируется способность слышать себя, умение отделять свои желания от желаний других людей, расставлять собственные приоритеты.

Стратегия №2. Попробуй - и реши сам.

А кто-то выбирает стратегию «попробуй и реши сам», позволяя ребенку самому выбирать себе занятия. Она хороша тем, что ребенок становится полноправным участником собственной жизни, мнение которого имеет вес и значение.

Именно с такой позицией эти дети и отправятся позже во взрослую жизнь. Более того, свои коммуникации в ней они будут выстраивать так, как научились в детстве: их мнение с большей вероятностью будут серьезно воспринимать окружающие, нежели тех, кто не привык и не умеет презентовать себя и свои требования, желания. 

Но в случае выбора этой стратегии родители нередко сталкиваются с трудностями тогда, когда у ребенка пропадает желание посещать выбранный кружок. Кто-то из мам и пап соглашается с решением дочери или сына бросить занятие, кто-то включает уговоры, манипуляции.

Умение принимать более-менее взвешенные решения созревает ближе к подростковому возрасту. Поэтому, например, пятилетка вряд ли в состоянии полноценно взять на себя ответственность за свое решение. Ребенку нужно помогать это делать: говорить с ним, вместе (!) с ним подходить к тренеру или педагогу с вопросами и за советами, узнавать истории того, как другие принимали такое решение.

 

Источник фото: pexels.com
 

Если же родитель начинает манипулировать ребенком, например, давить на его чувства («ты потом будешь сильно жалеть», «если не научишься доводить до конца, то ничего не добьешься», «мы столько вложили в твои занятия, а ты бросаешь…» и т.д.), это тоже вряд ли включит в нем здоровую мотивацию на продолжение.

Сторонники принуждения любят приводить примеры с великими спортсменами или исполнителями, которые хотели бросить, а потом были благодарны родителям, что те не дали им этого сделать. К сожалению, они не задумываются, что таких примеров – единицы. А вот тех, кто не выстоял в борьбе с родительским желанием, чтобы их ребенок продолжал ставшие ненавистными занятия, к сожалению, очень много. И порой эти люди тратят полжизни на то, чтобы понять, чем же хотят заниматься на самом деле…

Плюсы стратегии: ребенку дают право самому выбирать занятия и принимать решения, ребенок берет ответственность за свою жизнь.

Минусы стратегии: часто дети могут проявлять безынициативность, бросать занятия без видимых причин, родители могут испытывать разочарование из-за решения своего ребенка.

Что же делать? Как найти золотую середину между занятостью, полезностью и детскими желаниями?

Важно исходить не только из желаний, но учитывать темперамент и личностные качества ребенка. Зная эти «показатели», можно предлагать ему подходящие варианты дополнительных занятий.

Также советую не просто предлагать ребенку варианты возможных занятий, но и подробно рассказывать о них, показывать их процесс и результат.

Детям, да и взрослым, гораздо проще воспринимать любое действие, когда они представляют себе точки его начала и конца, а также суть самого занятия. Это создает качественную мотивацию на достижение результата, который понятен и желаем.

Прежде чем вести сына или дочь на гимнастику, можно для начала сходить на соревнования или показательные выступления по этому виду спорта. Или не отдавать сразу, например, на хоккей, а сводить на чемпионат. То же самое с фортепиано и концертами, балетом и спектаклем, модельной школой и показом мод и т.д.

 

Источник фото: pexels.com
 

Если у ребенка загорается глаз от того, что он видит, он сам попросит маму или папу записать именно на этот кружок. И когда позже будет появляться желание бросить увлечение, а это абсолютно нормальный и естественный процесс, у него будут возникать образы результата, который когда-то его вдохновил и которого он может достичь при упорной работе. Таким образом создается здоровая и качественная мотивация, где не требуется уговоров, убеждений, манипуляций.

Если уж родитель заинтересован в качественном образовании своего ребенка и построении его будущего, очень важно делать это осмысленно, с уважением к растущей личности и аккуратно.

Однако полезно помнить о том, что в современном мире знание само по себе перестало иметь предельно высокую ценность. Сейчас знание можно легко взять в открытых источниках. Это значит, что «взращивание» профессионала, имеющего набор знаний по предметам, имеет не так уж много смысла. Гораздо важнее, как человек научится добывать эти знания, использовать их, применять в соответствии с тем временем, в котором будет жить…

А еще важнее научиться выстраивать отношения, ведь именно они являются существенной, значимой частью жизни человека. Сколько бы и какие бы кружки не посещал ребенок, стоит обращать внимание и на эту часть, ведь иногда дети учатся на хобби-кружках не столько какому-то делу, сколько общению друг с другом.

А ваш ребенок посещает кружки и дополнительные занятия? Сколько их? 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас