Сейчас на сайте
Новости портала
«Есть дети? Тогда эта вакансия не для вас». Собираем истории об унижении на работе
Конкурсы и проекты
Как добиться успеха без игры "в мужчину"? Узнайте на первом Глобальном женском форуме
Истории читателей
Белоруски рассказали, почему отказались от соцсетей
Все о детях
Могут ли ребенка отчислить из детского сада за пропуски? Разбираемся с юристом Что можно, а что нельзя детям приносить с собой в садик
Фотофакт
Дети, за голову которых назначена цена. Фотопроект о тяжелой жизни альбиносов
Школьная жизнь
В школе пожаловались, что мальчик разрисовал тетради. Реакция родителей всех удивила
Беременность и роды
Плюсы и минусы позднего материнства
Женский мир
6 успешных женщин, которые добавили опыт «работы мамой» в свое резюме
Законодательство
Марьевна и Натальевич. В России все чаще детям дают отчества по матери Зачем у многодетных семей в школах собирают паспортные данные
Личный опыт
Королева красоты и бывший офицер спецназа. Как думаете, сколько у этой девушки детей?

Свобода делать то, что хочешь. Школа, которая удивляет своей либеральностью

02 апреля 2019 года

В этой школе детей не делят на классы по возрастам, а формируют «комьюнити». Ученики каждую минуту сами решают, как они будут учиться – останутся за столом в классе, пойдут в мастерскую или за консультацией к эксперту. Обязательными являются всего 3 предмета - остальные дети изучают по желанию. Свобода, которая белорусской школе не снилась, стала реальностью в одной из инновационных средних в школ в Нидерландах. 


Источник фото: архив автора


Специалисты частной белорусской школы "Стембридж" съездили в гости в прогрессивную школу "Агора" за вдохновением и опытом. В тот день гостями в школе были ещё немецкое телевидение, студенты из университета и делегация из Израиля. Вне сомнений эта школа представляет большой интерес для экспертов во всем мире. 

Изначально это был инновационный проект на 34 ученика в здании обычной средней школы. Спустя 5 лет "Агора" расширилась, и теперь здесь учатся 260 детей 12-18 лет, еще 4 других образовательных фонда в Нидерландах могут последовать примеру прогрессивной школы. Появилась она не просто так, к созданию экспериментальной школы подтолкнули пробелы в системе голландского образования. 



Дети должны учиться в школе 18 лет 

Вообще в Нидерландах, как и в Беларуси, обычно школа работает по классно-урочной системе с тридцатью детьми в классе. Но дети идут в школу раньше - в 4 года. До 11 лет школа считается начальной, далее - средняя школа, которая может занять от 4 до 6 лет, в зависимости от амбиций ученика (или родителя).

Причём решить, на какую программу ты идешь, надо в самом начале средней школы. Это может быть 4, 5 или 6 лет обучения, по окончанию которых ты сдаешь от 6 до 9 экзаменов. Выбор делают сами ученики, но начальная школа даёт рекомендации на основании предыдущих лет обучения и финальных тестов.

По закону страны, дети должны учиться в школе до 18 лет. Поэтому если они выбирают 4-летнюю программу, потом ещё должны будут продолжить учиться на следующей ступени профессионально-технического образования. А если есть желание получить высшее образование, надо в 12 лет выбрать 6-летнюю программу средней школы, которая сравнима с гимназическим уровнем.

Такая система привела к проблеме: 60% студентов вузов не доучиваются до диплома. Это происходит потому, что дети выбирают профессиональный путь слишком рано и неосознанно.


Источник фото: архив автора

Как появилась "Агора"

6 месяцев команда из 6 образовательных экспертов работала над новой методологией.

Мы считаем нелепым, что ученики должны выбирать будущую профессию и программу обучения, когда им 12 лет. У них должны быть возможности попробовать, узнать себя и сформировать свой выбор. И на это у них есть как минимум 3 года, во время которых они выбирают сами, чему и как учиться.

Обязательными являются только 3 предмета: математика, английский и голландский. И даже их преподают не в традиционной форме, дети учатся самостоятельно, при помощи онлайн-программы. Получается, что школьники сами выбирают скорость изучения и планируют процесс. В остальное время у детей есть свобода делать то, что они хотят.

Когда у них есть любопытство, они сами учатся. А мы им создаём условия для поддержания и усиления этого любопытства. И предлагаем вызовы, с которыми надо справиться, удовлетворяя своё любопытство.

Нет классов по возрасту

В "Агора" нет классов по возрасту, вместо них - комьюнити. В каждом комьюнити около 30-40 детей 12-14 или 15-18 лет. Это даёт возможность более старшим и опытным в обучении детям помогать своим младшим «коллегам» - делом, словом или просто своим примером, ведь дети учатся в среде, друг от друга.


Источник фото: архив автора

 

Каждое комьюнити состоит из 3 групп, формирующихся вокруг своего учителя-коуча. Он/она помогает ученикам выбирать их проекты, планировать их, разбираться с затруднительными ситуациями, направляет к эксперту, если надо, помогает проанализировать полученные результаты. Поддержка и направление - вот основные задачи такого учителя.

Пять дней в неделю с 9.00 до 15.00 дети находятся в школе (это строго), и в любой момент они могут подойти к учителю за помощью. Или если учитель занят - обязательно договорятся на время, которое учитель запланирует для этого ученика.

Сидеть за столом необязательно

У каждого ученика есть свой стол. Но сидеть ли за ним, или собраться группкой на диване, или пойти в мастерскую, на гостевую лекцию или на консультацию к эксперту - каждую минуту решает ученик сам, в зависимости от своего настроения, задач, планов на день.

Единственное правило: когда школьник выходит из кабинета, на доске у выхода пишет, куда и зачем идёт и во сколько вернётся, чтобы учитель знал, где находится ученик из его группы.


Источник фото: архив автора


Эксперты - это учителя, как наши предметники. Ими могут быть и те же учителя-коучи: для своих 10-15 человек в постоянном режиме они - коучи, а в определенное время для всех учеников школы выступают учителями-предметниками. Также эксперты - это родители. Каждый родитель дважды в месяц выделяет на школу по полдня, чтобы поделиться своим профессиональным знанием с подрастающим поколением. И ещё эксперты могут быть за рамками школы - тогда ученики сами к ним ездят.

«Здесь нет уроков и больше времени»

"Почему вы в этой школе?" - спрашивали мы учеников. Самые частые ответы были в духе:

- В обычной школе было очень много уроков и домашних заданий - приходилось делать их по ночам. Я ничего не успевал, и это постоянный стресс. А здесь нет уроков и у меня больше времени, чтобы заниматься теми делами, которые мне интересны.


Источник фото: архив автора
 

- Здесь есть возможность научиться быть независимыми. То есть мы работаем сами, но в то же время знаем, что можем обратиться за помощью в любую минуту, - делится своими мыслями 15-летняя Саша на идеальном английском, нисколько нас не смущаясь, а наоборот, проявляя открытость и искренний интерес в ответ.

- Вот сейчас, к примеру, я работаю над историей, потому что она мне интересна и нужна. Я время от времени делаю тесты, чтобы понять, где у меня пробелы - и выстраиваю план, как их восполнить. По программе сейчас проходят холодную войну. Но зачем мне это, если я про неё много всего знаю, а вот про древнюю Грецию и Рим - мало? Я лучше над этим поработаю.


Источник фото: архив автора


- А я хочу быть дизайнером. Это креативная профессия, где надо и думать, и руками самой что-то делать. Мне это нравится. И работу найти будет не сложно. А здесь нравится то, что я сама могу выбирать, что учить.


Источник фото: архив автора


В другом конце комнаты - ещё одна группка учеников. Чтобы пообщаться с нами, им пришлось искать «переводчика». Так мы познакомились с Тимо.

- Я - умный. И в этом была проблема. Потому что в обычной школе, если ты умный, то надо много учиться, потом идти в университет и становиться ученым. Но я очень люблю мастерить. И значит, мне надо быть глупым и заниматься ручным трудом. Но я не хочу выбирать между быть умным и мастерить. А здесь я могу это делать одновременно - у меня есть 5 лет, чтобы решить, кем я хочу быть, и делать сейчас то, что мне нравится.

Мальчик показывает свои работы: секретное мини-оружие размером с палец, деревянный томагавк для маскарада для подружки, кузнечные изделия.


Источник фото: архив автора

 

Ученики постарше - 15-17 лет - тоже называют автономию и свободу среди основных преимуществ "Агора".

- Мне всегда нравилось быть в классе в 30 человек - это прекрасное место для общения. Но я терпеть не мог слушать одного и того же учителя, рассказывающего целый урок одно и то же, что я уже понял за первые 10 минут. И я начинал общаться с одноклассниками, которые тоже уже все поняли. Ясно, что это учитель не был счастлив от этого, и я был для него хулиганом. А мне просто было скучно. Здесь же у меня больше автономии в планировании моего дня - я сам решаю, когда я учусь, а когда общаюсь. И я сам несу ответственность за результат, - делится Хюс. Кстати, у Хюса уже есть приглашения на поступление от двух университетов.


Источник фото: архив автора

День учителя начинается и заканчивается планеркой

- Я был учителем истории больше 10 лет. И в какой-то момент поймал себя на мысли: чем это я занимаюсь? Это обучение или профанация? Если дети хотят больше узнать о древнем Риме, а я им говорю: это не важно, сейчас изучаем Новое время, лишь потому, что кто-то в министерстве решил, что именно это сейчас важно этим детям, это же убивает интерес ребёнка. Вот был живой интерес у ребёнка, и вот его уже нет, и вряд ли вернётся. И я стал искать, что делать. Так я попал в "Агора", - рассказывает о себе учитель Питер Кринс.

День учителя начинается в 8 утра - с планерки. К 9 приходят дети и первые полчаса с ними - это настройка на день. Потом у всех начинается работа по своему графику. Когда в конце дня дети расходятся по домам, учителя снова собираются - обсудить, как прошёл день, что важного заметили, какие новые задачи появились.


Источник фото: архив автора

 

- Я был учителем естественных наук 10 лет. И я видел, что программирование, безусловно, интересно детям. Ок, я могу их научить программировать на одном языке, но через несколько лет будут другие языки. И что, опять нужен будет учитель, чтобы научить их? Важнее научить учиться и тогда не важно, какие изменения в каких науках будут происходить - дети смогут легко адаптироваться. И это самое прекрасное в том, что я сейчас делаю - учу их учиться самостоятельно, - подхватывает Роб Пери.


Источник фото: архив автора


- Когда я начала преподавать английский в обычной средней школе год, быстро поняла, что стоять напротив 30 детей и что-то им рассказывать - не то, чего я хочу. Я хочу помогать им понимать, что им интересно, что у них хорошо получается, чему они хотят научиться. Научить их видеть мир шире: что значит быть хорошим человеком, гражданином, другом; понимать себя. И это как раз то, что мы делаем здесь, - говорит Хана Даунс.

В "Агора" особенное отношение к ошибкам:

Мы же в жизни учимся через ошибки. Поэтому важно показать детям, что школа – это безопасное место, чтобы делать ошибки и учиться на них. Порой именно в этом и заключается роль коуча - создать ситуацию провала, чтобы показать, к чему может привести выбранное поведение.

Источник фото: архив автора

 

Конечно, дети бывают разные. Есть самомотивированные от природы. А есть другие. И даже после 6 недель адаптации к новому подходу, бывает, что дети не включаются в самостоятельную работу. И тогда задача коуча - разобраться, почему.

И этому может быть множество причин: неумение организовывать себя, или ученик сам не знает, чего он хочет. Когда и коуч, и ученик знают, чего он хочет - с этого все начинается. А если не знает - то никакой мотивации ни на что не будет. Поэтому самое важное (и самое проблемное для традиционной школы) - это отношения между коучем и учеником. Когда у тебя каждый час сменяется группа учеников, которым нужно дать определенный материал - ты просто не успеваешь строить отношения.

Инновационный проект показывает свою эффективность: дети любят школу, хотят в ней учиться, становятся в ней увереннее и счастливее и находят свой жизненный путь. Похоже, что и нам есть, чему у них поучиться.

Наталья Искорцева

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Рекомендуем

Нарисуй символ Нового года и получи эксклюзивную игрушку в подарок! Праздничный конкурс от Fancy ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске Новогодние представления для детей в Минске 2019-2020 Королева красоты и бывший офицер спецназа. Как думаете, сколько у этой девушки детей? Как добиться успеха без игры "в мужчину"? Узнайте на первом Глобальном женском форуме 7 марта «Часто женщины возводят мужа на пьедестал». Топовый российский психолог рассказала о секретах семейной жизни Это не мальчик, а просто Космос! Поговорили с родителями, которые дали детям необычные имена «Гладила свой живот и приглашала Аю со мной петь». Певица Руся о рождении дочки и гастролях с младенцем «Схватки начались во время прямого эфира». Мамы, которые не уходили в декретный отпуск Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать «Чикибамбони» и Билли Айлиш. Разбираетесь ли вы в увлечениях своего ребенка? Мышь-гитарист и крыса в костюме тигра. Смотрите и голосуйте за детские рисунки символа Нового Года Уникальный дизайн. Посмотрите, как выглядят игрушки, сшитые по детским рисункам «Приходится жертвовать собой». Как в семье музыканта Дяди Вани совмещают гастроли, быт и воспитание дочерей Чем занять ребенка на зимних каникулах? Обзор самых интересных предложений Не только от голода. 10 возможных причин, почему плачут дети «До сих пор не могу забыть гул молокоотсоса». Как родители за рубежом обходятся без трехлетнего декрета «Во многом упростила себе жизнь». Как с опытом родители меняют подход к питанию детей "Поначалу посмеивались, а потом подумали: почему бы и нет?". Как в семье решили отправить папу в декрет


Обсуждают сейчас