Сейчас на сайте
Все о детях
Эти фотографии избавят от чувства женщин, которые не смогли кормить грудью «Заговорил в 5 лет и стал президентом». Логопед о родителях, которые ждут чуда
Школьная жизнь
Школьники назвали 10 проблем, которые мешают им учиться
Здоровье
Как живет семья, в которой ребенок страдает от эпилепсии
Беременность и роды
О родах в одной из самых бедных стран мира
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Отдых и путешествие
Как молодая семья с ребенком колесит по стране Плюсы и минусы самого бюджетного формата отдыха для семьи
Психология и воспитание
Откровения матери, которая смогла вернуть в семью ребенка из детдома Как предостеречь детей от опасностей в интернете? Покажите им этот комикс Хотите крепкую семью? Вот ритуалы, которые помогут вам сплотиться
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье

Свобода делать то, что хочешь. Школа, которая удивляет своей либеральностью

02 апреля 2019 года

В этой школе детей не делят на классы по возрастам, а формируют «комьюнити». Ученики каждую минуту сами решают, как они будут учиться – останутся за столом в классе, пойдут в мастерскую или за консультацией к эксперту. Обязательными являются всего 3 предмета - остальные дети изучают по желанию. Свобода, которая белорусской школе не снилась, стала реальностью в одной из инновационных средних в школ в Нидерландах. 


Источник фото: архив автора


Специалисты частной белорусской школы "Стембридж" съездили в гости в прогрессивную школу "Агора" за вдохновением и опытом. В тот день гостями в школе были ещё немецкое телевидение, студенты из университета и делегация из Израиля. Вне сомнений эта школа представляет большой интерес для экспертов во всем мире. 

Изначально это был инновационный проект на 34 ученика в здании обычной средней школы. Спустя 5 лет "Агора" расширилась, и теперь здесь учатся 260 детей 12-18 лет, еще 4 других образовательных фонда в Нидерландах могут последовать примеру прогрессивной школы. Появилась она не просто так, к созданию экспериментальной школы подтолкнули пробелы в системе голландского образования. 



Дети должны учиться в школе 18 лет 

Вообще в Нидерландах, как и в Беларуси, обычно школа работает по классно-урочной системе с тридцатью детьми в классе. Но дети идут в школу раньше - в 4 года. До 11 лет школа считается начальной, далее - средняя школа, которая может занять от 4 до 6 лет, в зависимости от амбиций ученика (или родителя).

Причём решить, на какую программу ты идешь, надо в самом начале средней школы. Это может быть 4, 5 или 6 лет обучения, по окончанию которых ты сдаешь от 6 до 9 экзаменов. Выбор делают сами ученики, но начальная школа даёт рекомендации на основании предыдущих лет обучения и финальных тестов.

По закону страны, дети должны учиться в школе до 18 лет. Поэтому если они выбирают 4-летнюю программу, потом ещё должны будут продолжить учиться на следующей ступени профессионально-технического образования. А если есть желание получить высшее образование, надо в 12 лет выбрать 6-летнюю программу средней школы, которая сравнима с гимназическим уровнем.

Такая система привела к проблеме: 60% студентов вузов не доучиваются до диплома. Это происходит потому, что дети выбирают профессиональный путь слишком рано и неосознанно.


Источник фото: архив автора

Как появилась "Агора"

6 месяцев команда из 6 образовательных экспертов работала над новой методологией.

Мы считаем нелепым, что ученики должны выбирать будущую профессию и программу обучения, когда им 12 лет. У них должны быть возможности попробовать, узнать себя и сформировать свой выбор. И на это у них есть как минимум 3 года, во время которых они выбирают сами, чему и как учиться.

Обязательными являются только 3 предмета: математика, английский и голландский. И даже их преподают не в традиционной форме, дети учатся самостоятельно, при помощи онлайн-программы. Получается, что школьники сами выбирают скорость изучения и планируют процесс. В остальное время у детей есть свобода делать то, что они хотят.

Когда у них есть любопытство, они сами учатся. А мы им создаём условия для поддержания и усиления этого любопытства. И предлагаем вызовы, с которыми надо справиться, удовлетворяя своё любопытство.

Нет классов по возрасту

В "Агора" нет классов по возрасту, вместо них - комьюнити. В каждом комьюнити около 30-40 детей 12-14 или 15-18 лет. Это даёт возможность более старшим и опытным в обучении детям помогать своим младшим «коллегам» - делом, словом или просто своим примером, ведь дети учатся в среде, друг от друга.


Источник фото: архив автора

 

Каждое комьюнити состоит из 3 групп, формирующихся вокруг своего учителя-коуча. Он/она помогает ученикам выбирать их проекты, планировать их, разбираться с затруднительными ситуациями, направляет к эксперту, если надо, помогает проанализировать полученные результаты. Поддержка и направление - вот основные задачи такого учителя.

Пять дней в неделю с 9.00 до 15.00 дети находятся в школе (это строго), и в любой момент они могут подойти к учителю за помощью. Или если учитель занят - обязательно договорятся на время, которое учитель запланирует для этого ученика.

Сидеть за столом необязательно

У каждого ученика есть свой стол. Но сидеть ли за ним, или собраться группкой на диване, или пойти в мастерскую, на гостевую лекцию или на консультацию к эксперту - каждую минуту решает ученик сам, в зависимости от своего настроения, задач, планов на день.

Единственное правило: когда школьник выходит из кабинета, на доске у выхода пишет, куда и зачем идёт и во сколько вернётся, чтобы учитель знал, где находится ученик из его группы.


Источник фото: архив автора


Эксперты - это учителя, как наши предметники. Ими могут быть и те же учителя-коучи: для своих 10-15 человек в постоянном режиме они - коучи, а в определенное время для всех учеников школы выступают учителями-предметниками. Также эксперты - это родители. Каждый родитель дважды в месяц выделяет на школу по полдня, чтобы поделиться своим профессиональным знанием с подрастающим поколением. И ещё эксперты могут быть за рамками школы - тогда ученики сами к ним ездят.

«Здесь нет уроков и больше времени»

"Почему вы в этой школе?" - спрашивали мы учеников. Самые частые ответы были в духе:

- В обычной школе было очень много уроков и домашних заданий - приходилось делать их по ночам. Я ничего не успевал, и это постоянный стресс. А здесь нет уроков и у меня больше времени, чтобы заниматься теми делами, которые мне интересны.


Источник фото: архив автора
 

- Здесь есть возможность научиться быть независимыми. То есть мы работаем сами, но в то же время знаем, что можем обратиться за помощью в любую минуту, - делится своими мыслями 15-летняя Саша на идеальном английском, нисколько нас не смущаясь, а наоборот, проявляя открытость и искренний интерес в ответ.

- Вот сейчас, к примеру, я работаю над историей, потому что она мне интересна и нужна. Я время от времени делаю тесты, чтобы понять, где у меня пробелы - и выстраиваю план, как их восполнить. По программе сейчас проходят холодную войну. Но зачем мне это, если я про неё много всего знаю, а вот про древнюю Грецию и Рим - мало? Я лучше над этим поработаю.


Источник фото: архив автора


- А я хочу быть дизайнером. Это креативная профессия, где надо и думать, и руками самой что-то делать. Мне это нравится. И работу найти будет не сложно. А здесь нравится то, что я сама могу выбирать, что учить.


Источник фото: архив автора


В другом конце комнаты - ещё одна группка учеников. Чтобы пообщаться с нами, им пришлось искать «переводчика». Так мы познакомились с Тимо.

- Я - умный. И в этом была проблема. Потому что в обычной школе, если ты умный, то надо много учиться, потом идти в университет и становиться ученым. Но я очень люблю мастерить. И значит, мне надо быть глупым и заниматься ручным трудом. Но я не хочу выбирать между быть умным и мастерить. А здесь я могу это делать одновременно - у меня есть 5 лет, чтобы решить, кем я хочу быть, и делать сейчас то, что мне нравится.

Мальчик показывает свои работы: секретное мини-оружие размером с палец, деревянный томагавк для маскарада для подружки, кузнечные изделия.


Источник фото: архив автора

 

Ученики постарше - 15-17 лет - тоже называют автономию и свободу среди основных преимуществ "Агора".

- Мне всегда нравилось быть в классе в 30 человек - это прекрасное место для общения. Но я терпеть не мог слушать одного и того же учителя, рассказывающего целый урок одно и то же, что я уже понял за первые 10 минут. И я начинал общаться с одноклассниками, которые тоже уже все поняли. Ясно, что это учитель не был счастлив от этого, и я был для него хулиганом. А мне просто было скучно. Здесь же у меня больше автономии в планировании моего дня - я сам решаю, когда я учусь, а когда общаюсь. И я сам несу ответственность за результат, - делится Хюс. Кстати, у Хюса уже есть приглашения на поступление от двух университетов.


Источник фото: архив автора

День учителя начинается и заканчивается планеркой

- Я был учителем истории больше 10 лет. И в какой-то момент поймал себя на мысли: чем это я занимаюсь? Это обучение или профанация? Если дети хотят больше узнать о древнем Риме, а я им говорю: это не важно, сейчас изучаем Новое время, лишь потому, что кто-то в министерстве решил, что именно это сейчас важно этим детям, это же убивает интерес ребёнка. Вот был живой интерес у ребёнка, и вот его уже нет, и вряд ли вернётся. И я стал искать, что делать. Так я попал в "Агора", - рассказывает о себе учитель Питер Кринс.

День учителя начинается в 8 утра - с планерки. К 9 приходят дети и первые полчаса с ними - это настройка на день. Потом у всех начинается работа по своему графику. Когда в конце дня дети расходятся по домам, учителя снова собираются - обсудить, как прошёл день, что важного заметили, какие новые задачи появились.


Источник фото: архив автора

 

- Я был учителем естественных наук 10 лет. И я видел, что программирование, безусловно, интересно детям. Ок, я могу их научить программировать на одном языке, но через несколько лет будут другие языки. И что, опять нужен будет учитель, чтобы научить их? Важнее научить учиться и тогда не важно, какие изменения в каких науках будут происходить - дети смогут легко адаптироваться. И это самое прекрасное в том, что я сейчас делаю - учу их учиться самостоятельно, - подхватывает Роб Пери.


Источник фото: архив автора


- Когда я начала преподавать английский в обычной средней школе год, быстро поняла, что стоять напротив 30 детей и что-то им рассказывать - не то, чего я хочу. Я хочу помогать им понимать, что им интересно, что у них хорошо получается, чему они хотят научиться. Научить их видеть мир шире: что значит быть хорошим человеком, гражданином, другом; понимать себя. И это как раз то, что мы делаем здесь, - говорит Хана Даунс.

В "Агора" особенное отношение к ошибкам:

Мы же в жизни учимся через ошибки. Поэтому важно показать детям, что школа – это безопасное место, чтобы делать ошибки и учиться на них. Порой именно в этом и заключается роль коуча - создать ситуацию провала, чтобы показать, к чему может привести выбранное поведение.

Источник фото: архив автора

 

Конечно, дети бывают разные. Есть самомотивированные от природы. А есть другие. И даже после 6 недель адаптации к новому подходу, бывает, что дети не включаются в самостоятельную работу. И тогда задача коуча - разобраться, почему.

И этому может быть множество причин: неумение организовывать себя, или ученик сам не знает, чего он хочет. Когда и коуч, и ученик знают, чего он хочет - с этого все начинается. А если не знает - то никакой мотивации ни на что не будет. Поэтому самое важное (и самое проблемное для традиционной школы) - это отношения между коучем и учеником. Когда у тебя каждый час сменяется группа учеников, которым нужно дать определенный материал - ты просто не успеваешь строить отношения.

Инновационный проект показывает свою эффективность: дети любят школу, хотят в ней учиться, становятся в ней увереннее и счастливее и находят свой жизненный путь. Похоже, что и нам есть, чему у них поучиться.

Наталья Искорцева

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас