Сейчас на сайте
Все о детях
Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка?
Готовимся к празднику
Эксперимент: дети накрасили своих мам к празднику
Школьная жизнь
Бесит родительский чат? А давайте перестанем делать ЭТО
Здоровье
Как родители могут уберечь детское зрение? Советы офтальмолога
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Дошколята
«На транспорте ездить будет запрещено». Минск будущего глазами детей
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье «Мамы в нашей жизни нет, она ушла». Как папа в одиночку растит особенную дочку

Подрастет – заговорит? Или необязательно? Логопед о проблемах с речью у детей

27 марта 2019 года
6

Как часто можно услышать фразу: «Подрастет – заговорит! Не волнуйтесь!». Волноваться, может, и не стоит, но заниматься с ребенком нужно обязательно, чтобы не упустить время. Ведь бездействие может привести к речевым нарушениям: от искажения звуков и слогов до задержки речи. Как избежать таких проблем, рассказала учитель-логопед, специальный психолог Татьяна Навышевская.

- Конечно, проблемы с речью возникают не у всех. Больше всего рискуют дети, у которых в родах что-то пошло не так (родовая травма, асфиксия, кислородная голодание) или же были проблемы во время беременности (инфекции, эндокринные заболевания, несовместимость по резус-фактору).

Поэтому еще до зачатия важно сдать все необходимые анализы, в частности, на цитомегаловирус и цитоплазмоз, вовремя обследоваться у врачей. Во время беременности мама должна хорошо питаться, стараться избегать стрессов и беречься от всевозможных вирусов

Кроме того, на развитие речи у ребенка может влиять наследственность, длительные заболевания в первые годы жизни, из-за чего ребенок часто ограничен в социальных контактах, гипо- и гиперопека, а также стрессовые ситуации, например, развод родителей, частые наказания и т. п. 

Помните, что с первого года малыш очень нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми. Нужно много и часто разговаривать с ребенком, называть его по имени, петь песенки и потешки. При этом важно, чтобы дети слышали правильно звучащую речь, а не «сюсюканье». С ребенком до появления речи следует говорить медленно, простыми словами и фразами, а с течением времени усложнять свою речь.

Увы, для некоторых родителей является открытием, что с ребенком нужно разговаривать с самого рождения и обращаться к нему по имени.



Когда у ребенка появляются коренные зубы, нужно давать ему твердую пищу, чтобы формировались жевательные мышцы и мышцы языка, необходимые для развития речи.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, не наседайте на него со словами «скажи», «говори». Это ошибка многих родителей! У детей может развиться речевой негативизм и, как следствие, задержка речи. Старайтесь учить новые слова в игровой форме, вызывая живой интерес у ребенка.

Важно обращать внимание также на то, сколько двигается ребенок. Чем подвижнее малыш, тем больше информации поступает в его мозг, и как следствие, интенсивнее происходит процесс интеллектуального развития. Поэтому в борьбе с речевыми нарушениями так хорошо помогает плавание, скалолазание, упражнения на спортивной стенке, катание на велосипеде и лыжах, игра в классики.

Еще один бич современности - повсеместное использование гаджетов. Я не призываю полностью запретить детям смотреть мультики. Просто следует предлагать им правильные мультфильмы, где герои реальны, а не зеленая корова и фиолетовый ежик, которые мычат или что-то невнятное говорят. Кроме того, следует соблюдать ограничения по времени просмотра мультиков, например, не более 30 минут в день.

Важно следить также за тем, чтобы развитие ребенка соответствовало нормам. Желательно вести дневник развития ребенка и записывать, когда и что новое он научился делать. Если это касается речи, то можно кратко описывать ситуацию, в которой ребенок сказал новое слово. Нелишними будут ежегодные профилактические осмотры логопеда.

Сравнивайте развитие вашего ребенка не с детьми на площадке, а с нормами развития.

Сенситивные периоды в развитии речи

Родителям важно знать гиперсенситивные («чувствительные») периоды в развитии речи ребенка, в которые нужно быть максимально внимательными и избегать вредоносных воздействий, ведь они могут нарушить нормальный процесс развития речи:

  • 1-1,5 года – период накопления слов. Нужно активно общаться с ребенком, но избегать "речевого потока", использовать простые слова и фразы.
  • 2,5-3,5 года – овладение развернутой фразовой речью. Речь уже является средством интеллектуального и речевого развития. Взрослые должны разговаривать с ребенком полноценными, но простыми предложениями.

  • 5-6 лет – формирование связной речи. Общаться с ребенком нужно часто и разнообразно, используя все возможные варианты построения предложений.

Дыхательная гимнастика

Эффективным методом в профилактике и лечении нарушений речи у детей является дыхательная гимнастика. Есть множество упражнений, которые вы можете выполнять вместе с детьми, начиная с 2-3 лет. Заинтересовать детей в таком возрасте можно различными игрушками.


Источник фото: архив героини


Учтите, что все упражнения должны выполняться в игровой форме, не стоит усаживать ребенка специально заниматься, а нужно подстраиваться под него. Причеv следует часто менять вид деятельности.

Каждое дыхательное упражнение должно выполняться не более 1 минуты. Dдох ребенок должен делать носом, а выдох – ртом, не поднимая плечи и не надувая щек.

Примеры дыхательных упражнений

Чтобы натренировать «речевой» выдох, можно предложить ребенку сдуть с ладони перышко (кусочек ваты, мишуры), подуть на цветок, чтобы его лепестки начали крутиться, задуть свечи, подуть в свисток и т.п.


Источник фото: архив героини

 

Если ребенка никак не уговорить делать дыхательные упражнения, можно пойти на уловки. Например, для мальчиков сделать футбольные ворота, в которые он должен забить гол мячом в виде кусочка ваты. Обычно мальчишки от такого в восторге!


Источник фото: архив героини


Дыхательную и артикуляционную гимнастику стоит делать всем детям, начиная с 1,5-2 лет, даже если нет предрасположенности к речевым нарушениям. Это позволит укрепить нужные мышцы, что станет залогом правильной речи в будущем.

Артикуляционная гимнастика

Отличных результатов в профилактике и исправлении нарушений речи также дает артикуляционная гимнастика. Выполнять упражнения стоит ежедневно, начиная с 1,5-2 лет. Вот несколько примеров упражнений, которые можно делать дома с ребенком:

1. Попросите ребенка достать язык, показав его острый кончик. Сначала это упражнение можно обыграть таким образом: положите в ложку что-то сладкое, например, мед. Предложите ребенку слизать мед. С каждым днем берите ложку все меньше и меньше, чтобы малыш высовывал язык все больше, стараясь слизывать мед самым кончиком (потому это упражнение называют «острый язычок»).

2. Покажите ребенку, как можно сделать «часики» языком (движения языком от одного уголка губ к другому). Для выполнения «часиков» можно использовать конфетку, которую мама может перемещать от одного уголка губ ребенка к другому, а малыш стараться ее лизнуть. Аналогичным образом можно делать упражнение «качели»: язычок «вверх-вниз».


Источник фото: архив героини


3. Предложите ребенку облизать кружок апельсина по кругу.

4. Задействуйте фигурки животных, они помогут вызвать интерес у ребенка. Например, покажите ребенку лошадку и предложите ему «поцокать» как лошадка. Попросите ребенка широко улыбнуться, как лягушка, а потом вытянуть губки вперед, изобразив что-то похожее на хобот у слона.


Источник фото: архив героини


Почему я советую использовать в артикуляционных упражнениях пищу? Не только потому, что так ребенка проще стимулировать на работу, но и потому что когда мы работаем с сенсорным материалом (едой), у ребенка складываются совершенно другие ощущения. Он начинает лучше «понимать» свой язык и управлять им.

Истории мам с комментариями логопеда

Ребёнок начал произносить первые слова ещё до года, а потом к 2 годам перестал вообще что-либо говорить, даже «да» и «нет». В 2,9 он может сказать какое-то новое слово один раз, но больше не скажет его, сколько ни уговаривай.

- Возможно, ваша ошибка состояла в том, что если ребёнок говорил какое-то новое слово, вы активно просили его повторить. Например, ребёнок сказал слово «мишка», не надо ему сразу говорить: «Скажи ещё раз - мишка!». Обыграйте это слово. Например, положите мишку в шкафчик незаметно от ребёнка и предложите ему шкафчик открыть. Когда он его откроет и увидит мишку, эмоционально прокомментируйте: «Ой, кто это? Это же мишка!». Ребёнок на эмоциях повторит это слово. Можно также заворачивать маленькие фигурки в фольгу или прятать их в крупу, чтобы ребенок искал их. Тут тоже важно эмоционально реагировать на фигурки и четко произносить их названия.

Ребёнок 2,3 года говорит много слов, но не договаривает их до конца, например, ма по, это значит, машина поехала, ма и ми – Маша и Миша.

Чаще всего, это происходит из-за того, что родители слишком быстро говорят, потому ребёнок успевает уловить только первые буквы слова и запоминает их. Стоит говорить медленнее и чётче, активно артикулируя. Чтобы привлечь внимание к губам и правильной артикуляции, мама даже может красить губы яркой помадой.

Ребенок в 3 года плохо говорит на русском языке, хотя многие слова на английском произносит без проблем и даже строит предложения. Мы не занимаемся с ним специально английским, просто включаем ему мультики на этом языке.

Нарушение русской речи могло произойти из-за просмотра иностранных мультфильмов. Я всегда говорю родителям: не стоит показывать ребенку, который еще плохо говорит, мультики на иностранном языке, т.к. в силу билингвизма может произойти задержка речи. Особенно это актуально до 2,5 лет. Конечно, это необязательно приводит к речевым нарушениям. Бывает и наоборот, ребенок быстро овладевает сразу двумя языками, но это скорее исключение из правил.

У вас остались вопросы к логопеду? Пишите их в комментариях. 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас