Сейчас на сайте
Все о детях
Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка?
Готовимся к празднику
Эксперимент: дети накрасили своих мам к празднику
Школьная жизнь
Бесит родительский чат? А давайте перестанем делать ЭТО
Здоровье
Как родители могут уберечь детское зрение? Советы офтальмолога
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Дошколята
«На транспорте ездить будет запрещено». Минск будущего глазами детей
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье «Мамы в нашей жизни нет, она ушла». Как папа в одиночку растит особенную дочку

Этому не учат в школе. Каких предметов не хватает современным школьникам?

16 января 2019 года
15

Насколько совершенна школьная программа? Подготовлены ли современные выпускники к жизни или в списке дисциплин есть серьезные пробелы? Мы обсудили эту тему с родителями и педагогами и узнали, какие предметы стоило бы добавить в школьное расписание.
 

Источник фото: pixabay.com

Проектная деятельность

Александр Боричевский, художник-декоратор:

- Давно шутил, что в школе нужно ввести предмет: "Как правильно сформулировать запрос в Гугле". А если серьезно, то главная задача школы в наше время – это не дать знания, а научить понимать и придумывать, какая именно информация нужна для решения поставленной задачи, и, соответственно, ее находить.

Поэтому я бы ввел отдельный предмет, на котором дети просто придумывали бы и реализовывали разнообразные проекты (творческие и технические, полезные и бесполезные, для прошлого и для будущего, на разные темы и для разных целей и инструментов). Цель – пройти путь от идеи до ее воплощения.



Финансы, этика, психология (но это в идеале)

Олег Стефанович, руководитель научно-образовательного проекта "Умный Минск", считает, что важно не количество школьных предметов (их предостаточно), а качество преподнесения информации, заинтересованность самого ребенка в учебе.

- Много чего было бы полезно изучать детям, те же финансы, этику, право, технологии.  Или, например, почему бы в старших классах не познакомить детей с основами психологии? Как понимать эмоции другого человека, как контролировать себя, свои страхи и переживания? Как вести себя в конфликтных ситуациях и как договариваться? Как научиться говорить «нет»? Когда нужно прислушаться к советам, а когда поступить так, как хочется? Как выстраивать отношения с противоположным полом? Все эти навыки были бы крайне полезны в будущей взрослой жизни. Но этому не учат в школе.

Но учитывая реальность, я бы не стал добавлять что-то к существующим школьным дисциплинам. Не потому, что они идеальны, а потому, что не вижу в этом смысла: наша система образования и с базовыми предметами не очень справляется. На мой взгляд, ребенок может изучать все это на дополнительных занятиях или дома при помощи своих родителей. Ключевой вопрос не в количестве, а в качестве.

И убавлять из программы я бы ничего не стал. Часто слышу мнения некоторых родителей: «Зачем детям вообще учить математику, химию, физику, биологию и т.д., если в жизни все это практически не пригодится?». Хочу заступиться за эти крайне полезные дисциплины. Они учат выделять существенные признаки, разделять и объединять в категории, устанавливать причинно-следственные связи, развивают «понятийное мышление», учат адекватно оценивать ситуацию и делать логически правильные выводы.

Вспомните, как часто можно услышать, что «я подготовился к экзамену хорошо, но преподаватель очень злой, специально «завалил» меня сложными вопросами» или «мой начальник – козел, не повышает зарплату», «не могу найти работу – во всем виновато государство». Если ребенок еще в школе не научился логически рассуждать, то попадая во взрослую жизнь, он руководствуется только собственными эмоциями и субъективным восприятием, объективность в его действиях отсутствует.

Поэтому изучать естественные науки – это не только познавательно, но и полезно для адекватного восприятия картины мира в целом.

Инноватика, профориентация

Аспирант БГТУ и педагог Вера Клинцевич добавила бы в школьную программу такую дисциплину, как Инноватика.

- Пусть бы ребята изучали инновации, результаты научно-технической и творческой деятельности. Тогда бы они лучше понимали, какие изменения происходят, какие еще предстоят.

Еще я бы добавила такой предмет, как "Изучение профессий", чтобы школьники могли познакомиться углубленно с различными профессиями, чтобы детские мечты потом так больно не ударялись о реальность взрослой жизни, чтобы выбор профессии был более осознанным.

Очень часто представления о работе могут не совпадать с реальностью. Будущий фотограф думает, что работа его мечты состоит в основном из творческого процесса: фотографировать людей, красивую еду, цветочки, котиков и собачек и т.п. А потом оказывается, что требуются бессонные ночи у компьютера, чтобы довести фото до ума и передать заказчику. Или когда думаешь, что работать в банке – это очень престижно, а потом понимаешь, что ты там всего лишь винтик системы, и твоя задача выполнять однообразные рутинные задания.

Уроки Человечности

Светлана, мама 2 детей, бухгалтер:

- Многим взрослым не хватает уроков Человечности, а вот юридической грамотности хоть отбавляй – все знают, как и кому жалобы писать и госконтролями пугать. Я бы этику ввела в обязательную школьную программу, но не как философскую науку, а на уровне гуманного и вежливого отношения друг к другу, вместо «Человек и мир».

Но если говорить откровенно, современным школьникам уроков предостаточно, навести бы порядок с уже имеющимися. На уроке труда в 7 классе сын за всю четверть брусок какой-то отпилил, сам не понял зачем... Муж рассказывал, что раньше на уроках труда шкатулки, стулья делали, а наши пацаны конспекты пишут. Чистописание или труд – не понять.

Экофилософия

Ирина Вершицкая, научный сотрудник Института экспериментальной ботаники, душой болеет за экологию, правильное отношением к диким и домашним животным.

-  В современной школе не помешало бы ввести предмет, обучающий этике природопользования, «неразрушающему поведению» в природе, “экофилософию”.

Развитию экологического мышления, к сожалению, уделяют мало внимания на уроках ОБЖ. Современная школа сосредоточена на том, чтобы дать предметные знания, а школа жизни чаще всего диктует другое. Биология должна не просто давать информацию о живых организмах и их взаимодействии между собой и с окружающей средой, а придерживаться подхода включенности человека в мир как его неотъемлемой части.

Изменения в обществе, конфликты, те же войны, например, неизбежно сказываются на природе. Поэтому невозможно изучать человека в отрыве от его генетической связи с миром, гармонично настроенной души.

Творчество, уроки коммуникации

Оксана Бернацкая, директор Центра досуга взрослых и детей «ЭкоЖизнь»:

- В школе не хватает предметов практико-жизненно-ориентированных. Таких, где бы обучали конкретным навыкам – коммуникации, критическому мышлению, креативу и творчеству.

И самое главное – правильной расстановке приоритетов. Не новый айфон купить классно, а классно, модно и здОрово помочь тому, кто нуждается в помощи.

Наталья Колесникович

А какие предметы вы бы добавили в школьную программу?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас