Сейчас на сайте
Все о детях
"Я была прекрасным родителем, пока у меня не появились дети"
Это интересно
14 женщин, которым дети не мешают заниматься политикой О чем родители врут своим детям: занятная инфографика Эксперимент: как мы готовили ужин для большой семьи за 15 рублей
Школьная жизнь
Ни вывеска «гимназия», ни рейтинг, ни «контингент» не имеют значения. Как выбрать школу
Спорный вопрос
“Зачем женщины искусственно хоронят отцов”? Ситуация, когда у ребенка 2 папы
Здоровье
"Мог уйти из медицины". Известный детский врач о том, почему благодарен семье “Я боялась, что ноготь перестанет расти”. Ребенок сосет палец: личный опыт мам
Женский мир
Правда ли, что дочери с возрастом превращаются в своих матерей? Зарабатывают вдвое меньше мужчин. И другие факты о положении женщин в мире
Личный опыт
"Дома на нас часто смотрели грустными глазами". О воспитании ребенка с синдромом Дауна
Психология и воспитание
Ребенок говорит с воображаемым другом: стоит ли бить тревогу?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Этому не учат в школе. Каких предметов не хватает современным школьникам?

16 января 2019 года
15

Насколько совершенна школьная программа? Подготовлены ли современные выпускники к жизни или в списке дисциплин есть серьезные пробелы? Мы обсудили эту тему с родителями и педагогами и узнали, какие предметы стоило бы добавить в школьное расписание.
 

Источник фото: pixabay.com

Проектная деятельность

Александр Боричевский, художник-декоратор:

- Давно шутил, что в школе нужно ввести предмет: "Как правильно сформулировать запрос в Гугле". А если серьезно, то главная задача школы в наше время – это не дать знания, а научить понимать и придумывать, какая именно информация нужна для решения поставленной задачи, и, соответственно, ее находить.

Поэтому я бы ввел отдельный предмет, на котором дети просто придумывали бы и реализовывали разнообразные проекты (творческие и технические, полезные и бесполезные, для прошлого и для будущего, на разные темы и для разных целей и инструментов). Цель – пройти путь от идеи до ее воплощения.



Финансы, этика, психология (но это в идеале)

Олег Стефанович, руководитель научно-образовательного проекта "Умный Минск", считает, что важно не количество школьных предметов (их предостаточно), а качество преподнесения информации, заинтересованность самого ребенка в учебе.

- Много чего было бы полезно изучать детям, те же финансы, этику, право, технологии.  Или, например, почему бы в старших классах не познакомить детей с основами психологии? Как понимать эмоции другого человека, как контролировать себя, свои страхи и переживания? Как вести себя в конфликтных ситуациях и как договариваться? Как научиться говорить «нет»? Когда нужно прислушаться к советам, а когда поступить так, как хочется? Как выстраивать отношения с противоположным полом? Все эти навыки были бы крайне полезны в будущей взрослой жизни. Но этому не учат в школе.

Но учитывая реальность, я бы не стал добавлять что-то к существующим школьным дисциплинам. Не потому, что они идеальны, а потому, что не вижу в этом смысла: наша система образования и с базовыми предметами не очень справляется. На мой взгляд, ребенок может изучать все это на дополнительных занятиях или дома при помощи своих родителей. Ключевой вопрос не в количестве, а в качестве.

И убавлять из программы я бы ничего не стал. Часто слышу мнения некоторых родителей: «Зачем детям вообще учить математику, химию, физику, биологию и т.д., если в жизни все это практически не пригодится?». Хочу заступиться за эти крайне полезные дисциплины. Они учат выделять существенные признаки, разделять и объединять в категории, устанавливать причинно-следственные связи, развивают «понятийное мышление», учат адекватно оценивать ситуацию и делать логически правильные выводы.

Вспомните, как часто можно услышать, что «я подготовился к экзамену хорошо, но преподаватель очень злой, специально «завалил» меня сложными вопросами» или «мой начальник – козел, не повышает зарплату», «не могу найти работу – во всем виновато государство». Если ребенок еще в школе не научился логически рассуждать, то попадая во взрослую жизнь, он руководствуется только собственными эмоциями и субъективным восприятием, объективность в его действиях отсутствует.

Поэтому изучать естественные науки – это не только познавательно, но и полезно для адекватного восприятия картины мира в целом.

Инноватика, профориентация

Аспирант БГТУ и педагог Вера Клинцевич добавила бы в школьную программу такую дисциплину, как Инноватика.

- Пусть бы ребята изучали инновации, результаты научно-технической и творческой деятельности. Тогда бы они лучше понимали, какие изменения происходят, какие еще предстоят.

Еще я бы добавила такой предмет, как "Изучение профессий", чтобы школьники могли познакомиться углубленно с различными профессиями, чтобы детские мечты потом так больно не ударялись о реальность взрослой жизни, чтобы выбор профессии был более осознанным.

Очень часто представления о работе могут не совпадать с реальностью. Будущий фотограф думает, что работа его мечты состоит в основном из творческого процесса: фотографировать людей, красивую еду, цветочки, котиков и собачек и т.п. А потом оказывается, что требуются бессонные ночи у компьютера, чтобы довести фото до ума и передать заказчику. Или когда думаешь, что работать в банке – это очень престижно, а потом понимаешь, что ты там всего лишь винтик системы, и твоя задача выполнять однообразные рутинные задания.

Уроки Человечности

Светлана, мама 2 детей, бухгалтер:

- Многим взрослым не хватает уроков Человечности, а вот юридической грамотности хоть отбавляй – все знают, как и кому жалобы писать и госконтролями пугать. Я бы этику ввела в обязательную школьную программу, но не как философскую науку, а на уровне гуманного и вежливого отношения друг к другу, вместо «Человек и мир».

Но если говорить откровенно, современным школьникам уроков предостаточно, навести бы порядок с уже имеющимися. На уроке труда в 7 классе сын за всю четверть брусок какой-то отпилил, сам не понял зачем... Муж рассказывал, что раньше на уроках труда шкатулки, стулья делали, а наши пацаны конспекты пишут. Чистописание или труд – не понять.

Экофилософия

Ирина Вершицкая, научный сотрудник Института экспериментальной ботаники, душой болеет за экологию, правильное отношением к диким и домашним животным.

-  В современной школе не помешало бы ввести предмет, обучающий этике природопользования, «неразрушающему поведению» в природе, “экофилософию”.

Развитию экологического мышления, к сожалению, уделяют мало внимания на уроках ОБЖ. Современная школа сосредоточена на том, чтобы дать предметные знания, а школа жизни чаще всего диктует другое. Биология должна не просто давать информацию о живых организмах и их взаимодействии между собой и с окружающей средой, а придерживаться подхода включенности человека в мир как его неотъемлемой части.

Изменения в обществе, конфликты, те же войны, например, неизбежно сказываются на природе. Поэтому невозможно изучать человека в отрыве от его генетической связи с миром, гармонично настроенной души.

Творчество, уроки коммуникации

Оксана Бернацкая, директор Центра досуга взрослых и детей «ЭкоЖизнь»:

- В школе не хватает предметов практико-жизненно-ориентированных. Таких, где бы обучали конкретным навыкам – коммуникации, критическому мышлению, креативу и творчеству.

И самое главное – правильной расстановке приоритетов. Не новый айфон купить классно, а классно, модно и здОрово помочь тому, кто нуждается в помощи.

Наталья Колесникович

А какие предметы вы бы добавили в школьную программу?



Обсуждают сейчас