Сейчас на сайте
Акции и события
"На здоровье ребенка экономить нельзя". Как выбрать школьную обувь* Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске*
Все о детях
Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки
Это интересно
«Ела килограммами». Многодетная мама открыто рассказывает, как стала «женщиной в теле» "Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Готовимся к школе
Если 1 сентября навевает тоску. Как адаптировать себя и ребенка к школе Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Пропуск в вуз или комплекс отличника? Стоят ли оценки в школе наших нервных клеток

11 декабря 2018 года
33

Сегодня все чаще говорят о том, что родителям нужно больше уделять внимание психологическому благополучию детей, а оценки – это не самое главное. Но ведь для поступления в вуз аттестат часто играет не последнюю роль? Как найти «золотую середину»? Как правильно родителям и детям относиться к оценкам, чтобы не было попустительства и при этом фанатичности?

Анатолий, многодетный папа:

- Вообще система школьных оценок – это атавизм. Они ничего не отражают, кроме умения получить оценки или неумения. Гораздо важнее система развития навыков и учета их уровня у конкретного человека.

Например, можно иметь 10 по английскому и не уметь вести деловую корреспонденцию или разговор о программировании. Ну и так далее. У нас система образования воспитывает формализм и карьеризм. Доказано, что для получения хороших оценок надо не ссориться с учителями, посещать занятия и выполнять домашнюю работу. А уже инициативность, креативность и все такое где-то вне школы воспитывается, к сожалению.



Ольга, мама:

- Я не знаю, как правильно. С одной стороны отличные оценки – это пропуск в вуз, а с другой стороны – «комплекс отличника», который может мешать во взрослой жизни. Может, поэтому я не заглядываю в дневник сына с целью узнать оценки, я вообще за все недели первой четверти расписалась только после того, как выставили оценки за четверть. Странно, что не сделали замечание.

Меня удивляет, что классный руководитель фотографирует журнал и сбрасывает в родительский чат. Я смотрю его, раз уж сбрасывают, но специально просить бы показывать оценки не стала, да и на собраниях никогда в журнал не заглядывала! Я считаю, что учеба – это ответственность ребенка, тем более в старшей школе.

Оценки можно посмотреть лишь для того, чтобы обратить внимание ребенка, что по некоторым предметам спорный момент, а он мог об этом не знать, так как не все оценки выставляются в дневник. Но чтобы возмущаться и спрашивать учителя, за что он ставит такие оценки, как делают некоторые родители, это выше моего понимания.

Василий, папа:

- Как ни крути, наша система образования построена на оценках. Школьная отметка показывает отношение ребенка к учебе, знание и восприятие материала, усидчивость. Поэтому детей надо заставлять учиться.

Во-первых, я считаю, что современное поколение деградирует. Раньше было стыдно плохо учиться, дети уважали учителя, а сейчас акценты в школе сместились в сторону административной работы. Уровень преподавания упал: вчерашний «троечник» сегодня отличник.

Во-вторых, если не учиться хорошо с самого начала, не заложить базовые понятия еще в начальной школе, потом сложно наверстать.

В-третьих, любой родитель хвастается своим ребенком, любому родителю приятно, что ребенок чего-то достиг. Невозможно разделять любовь к ребенку и родительское эго.

Светлана, мама:

- Я сама в прошлом отличница и знамя отличницы несу через всю жизнь. Все должно быть сделано «на отлично», если что-то идет не так, я очень сильно расстраиваюсь и переживаю. Хорошо, что рядом со мной всегда есть муж, который гораздо проще ко всему относится и сглаживает мой перфекционизм. Учился он, кстати, на «четверки» («тройки» тоже бывали), профессионально успешен, и психика у него намного более здоровая, чем у меня.

Поэтому сейчас я убеждена, что с ребенком не буду делать из оценок культа. Гораздо важнее для меня вырастить психологически уравновешенного ребенка, который будет спокойно переносить неудачи. А полный комплект «девяток» и «десяток» или золотая медаль уж точно нам не нужны, пусть достанутся кому-нибудь другому.

Конечно, есть и другая крайность, когда родителям безразличны оценки ребенка, ему тоже, ребенок плетется в хвосте. Это тоже ни к чему хорошему не приведет, все-таки знания и терпение приносят в жизни успех. Поэтому я за ровную комфортную учебу, но без фанатизма, за то, чтобы родители мотивировали получать знания, а не только оценки.

Источник фото: unsplash.com

Наталья, мама:

- Я считаю отметки субъективными на 80% априори, поэтому отношусь к ним как к неизбежному в нашей системе образования. Совсем без них – пока не вариант для нашего общества, привыкшего к оцениванию всего и всегда.

Смысл не в оценке, а в том, что ребенок знает или не знает. Оценить можно по-разному. Какой смысл получить 9 за вызубренное правило, а потом не уметь его применить на практике, например? Или толку, что 6 за устное правило, а ты пишешь без ошибок диктанты? Не все могут говорить заученными фразами из книжки!

Сын мне сам говорит о своих отметках. Спрашиваю, в чем были сложности, если отметка ниже 9. Если просит помощи – помогаю, но это случается нечасто.

У нас была низкая отметка за четверть по физкультуре за то, что не ответил устно, что такое челночный бег. Считаю это вообще маразмом.

Я бы не парилась над оценками до 9 класса. Даже вредно высокие баллы им ставить! Потом гормоны… дети вообще расслабятся, а учителя все равно тянут кого хотят - для статистики.

Анна Северинец, педагог, писатель и литературовед:

- Оценка – это всего лишь показатель усвоения или неусвоения учеником какой-то конкретной темы, овладения либо неовладения конкретным навыком, показатель настроения, состояния нервной системы во время конкретной контрольной работы или ответа у доски, иногда – показатель отношения конкретного учителя к конкретному ученику. Вроде температуры на градуснике или кардиограммы.

И никогда оценка не является показателем «хорошести» или «плохости» ученика, талантливости его или бесталанности, мотивированности или немотивированности, она не должна иметь никакого отношения к родительскому уважению, любви, заботе, гордости за своего ребенка и так далее. Мы же не гордимся направо и налево, что у нашего сына всегда 36,6? Это было бы очень смешно. Но мы почему-то гордимся «десятками» или «девятками», хотя это точно такой же показатель. Просто цифра на шкале.

Любить ребенка, обеспечивать ему дома защиту и поддержку, одобрение и безусловное принятие родители должны независимо от оценок.

Парадокс в том, что чрезмерное внимание к оценкам, наказание за плохие оценки, ругань за «шестерку» – это ведь тоже проявление родительской любви. «Бьет – значит, любит», да. Устраивая вокруг ребенка репрессивное пространство зависимости от оценок, родители якобы заботятся о его будущем, прокладывают ему дорогу к будущему успеху.

Но успех и оценки никак не коррелируют, вот в чем проблема. Счастье – не престижная, а любимая работа. Успех – это возможность быть заметным там, где тебе этого хочется и где ты это можешь, а не там, куда тебя изо всех сил заталкивают любящие родители.

«Да-а-а-а! Конечно! Вам хорошо говорить, а у нас – балл аттестата!» Под этим лозунгом тысячи детей выпускаются из школы с нарисованными оценками – выбитыми шантажом, выплаканными и выжатыми из учителя, с оценками, полученными за сочинения, написанные мамой, за задачки, решенные папой.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Эти же самые мама и папа будут потом предельно возмущены липовыми докторами в поликлиниках, бездарными учителями в школах, безрукими автомастерами и беспомощными сисадминами. А ведь это все они, люди с нарисованными оценками, люди, чьи показатели даны сбитыми приборами с перерисованной шкалой. Это как если бы вы подрисовывали на градуснике желанные 36,6 – когда там 38.

Вообще, конечно, чудесно, когда ребенок учится на «девятки» и «десятки» – честные, заработанные собственным, не папиным-маминым, а только своим трудом. Это значит, что такой ученик любит знание, любит процесс его усвоения, умеет пользоваться книгой и гуглом, может презентовать себя, умеет сосредоточиться и сконцентрироваться.

Но все на свете дети вовсе не обязаны быть такими. Мало того: у каждого такие свойства проявляются в разное время. У кого-то к первому классу, у кого-то – к десятому. Просто у многих детей желание учиться с самого детства изуродовано или напрочь убито скандалами из-за оценок, а у счастливчиков вырастает в свой естественный, природный срок.

Оценка – это просто показатель. «Девятки» по языкам, «тройки» по математикам? Окей, значит, у меня растет гуманитарий. Покупаем побольше книжек, водим в музеи и филармонию (одновременно аккуратно и доброжелательно играемся в математические игры и показываем друг другу фокусы из курса физики). Наоборот? Здорово: кружок робототехники – то, что нам нужно (музеи и филармонию тоже не забыть). Проскочила «двойка» по химии? Отлично: есть повод сесть вместе за компьютер и нагуглить хороший видеоурок по теме.

Оценка может регулировать общение между детьми и родителями – в конструктивном, радостном варианте, когда у ребенка от учебы остается ощущение радости и тепла, а не ощущение одиночества и постоянной вины.

Советы родителям от психолога Ольги Ткачук:

— Помните, что абсолютно любая отметка субъективна. «Двойку» нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим.

— Не забывайте, что учеба – это важная, но всего лишь одна из сфер деятельности ребенка.

— Помните, что любые оценки, которые получает ваш ребенок – отличные или неудовлетворительные – важны для его воспитания. Ребенок понимает, что бывает успех и неудачи.

— Помните, что не каждый ребенок способен давать результат с отличием по всем предметам. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки.

— Школьная оценка не должна стать мерилом личности ребенка. Главная задача родителя – сформировать в сыне/дочери ощущение самоценности вне зависимости от его успехов в школе, среднего балла и знаний.

— Не ругайте ребенка, за плохие отметки, в том случае если видите его старания, но результат получается неважный, ребенку тяжело дается этот предмет. Помните, что важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе.

— Полученная «двойка» не является концом света, а всего лишь отметка за часть изученного материала, которую ребенок не понимает. Выясните, что конкретно не дается ребенку, можно позаниматься дома, или обратитесь за помощью к учителю.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Будьте в контакте с ребенком. Анализируя причины плохих оценок, можно понять, что с ним происходит: устает, теряет интерес к учебе, проблемы в классе, в школе и т. д.

— Не сравнивайте успехи ребенка с другими детьми. Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он.

— Постарайтесь найти для своего ребенка учителя/школу, которые стараются максимально задействовать внутреннюю мотивацию к учебе, преподнося материал интересно и вовлекая ученика в совместное путешествие в мир знаний.

— Объясните своему ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе.

— Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду серьезно и ответственно.

— Как можно чаще говорите ребенку, что вы его любите и что ваша любовь не зависит от его успехов и отметок. Это ведь так?

— Признайте сами и объясните детям, что ошибки допустимы. Но для того, чтобы их исправить, ребенок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полетов» важно проводить в доброжелательном тоне. Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым и всегда готовы прийти на помощь.

— Осознайте, что ваш ребенок – это не одно целое с вами, не ваш клон и не исполнитель ваших надежд и чаяний. Он – отдельная личность и имеет право на свою жизнь и реализацию своих потребностей и способностей. И что он вам ничего не должен!  

— Умейте отделять успеваемость ребенка в учебе от своей успешности как родителя. Родитель не становится автоматически плохим или не состоятельным, если у его ребенка возникают трудности в изучении какого-то школьного предмета.  Равно как и наоборот, отличные отметки – не всегда ваша заслуга как родителя.

Как вы относитесь к школьным оценкам своего ребенка?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас