Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
"Время перемен!" Расскажите о больших переменах в жизни и получите эмоции в подарок
Это интересно
Красотки-мамы, за жизнью которых следят тысячи подписчиков 35 идей, как сделать эту весну незабываемой для ребенка
Спорный вопрос
Мужчина годами притворялся глухим, чтобы не слушать болтовню супруги "На детей решаются те, кто хочет получать пособие и ничего не делать"
Здоровье
Врачи нашли опухоль и сказали: "Туда не лезут". История маленького Гоши Как понять, что у ребенка не банальная простуда, а коварная болезнь? Вся правда о менингите
Личный опыт
Как женщина с неизлечимой болезнью решилась на рождение ребенка "Была мысль, что я ненормальная". Опыт минчанки, которая родила сама после кесарева
Добрые дела
"Не ходила гулять, спала урывками". Девочки-подростки, которые спасают животных
Психология и воспитание
7 типов родителей, которые ужасно бесят всех вокруг Как я ходила с дочкой в театр (и пожалела об этом)

Пропуск в вуз или комплекс отличника? Стоят ли оценки в школе наших нервных клеток

11 декабря 2018 года
33

Сегодня все чаще говорят о том, что родителям нужно больше уделять внимание психологическому благополучию детей, а оценки – это не самое главное. Но ведь для поступления в вуз аттестат часто играет не последнюю роль? Как найти «золотую середину»? Как правильно родителям и детям относиться к оценкам, чтобы не было попустительства и при этом фанатичности?

Анатолий, многодетный папа:

- Вообще система школьных оценок – это атавизм. Они ничего не отражают, кроме умения получить оценки или неумения. Гораздо важнее система развития навыков и учета их уровня у конкретного человека.

Например, можно иметь 10 по английскому и не уметь вести деловую корреспонденцию или разговор о программировании. Ну и так далее. У нас система образования воспитывает формализм и карьеризм. Доказано, что для получения хороших оценок надо не ссориться с учителями, посещать занятия и выполнять домашнюю работу. А уже инициативность, креативность и все такое где-то вне школы воспитывается, к сожалению.



Ольга, мама:

- Я не знаю, как правильно. С одной стороны отличные оценки – это пропуск в вуз, а с другой стороны – «комплекс отличника», который может мешать во взрослой жизни. Может, поэтому я не заглядываю в дневник сына с целью узнать оценки, я вообще за все недели первой четверти расписалась только после того, как выставили оценки за четверть. Странно, что не сделали замечание.

Меня удивляет, что классный руководитель фотографирует журнал и сбрасывает в родительский чат. Я смотрю его, раз уж сбрасывают, но специально просить бы показывать оценки не стала, да и на собраниях никогда в журнал не заглядывала! Я считаю, что учеба – это ответственность ребенка, тем более в старшей школе.

Оценки можно посмотреть лишь для того, чтобы обратить внимание ребенка, что по некоторым предметам спорный момент, а он мог об этом не знать, так как не все оценки выставляются в дневник. Но чтобы возмущаться и спрашивать учителя, за что он ставит такие оценки, как делают некоторые родители, это выше моего понимания.

Василий, папа:

- Как ни крути, наша система образования построена на оценках. Школьная отметка показывает отношение ребенка к учебе, знание и восприятие материала, усидчивость. Поэтому детей надо заставлять учиться.

Во-первых, я считаю, что современное поколение деградирует. Раньше было стыдно плохо учиться, дети уважали учителя, а сейчас акценты в школе сместились в сторону административной работы. Уровень преподавания упал: вчерашний «троечник» сегодня отличник.

Во-вторых, если не учиться хорошо с самого начала, не заложить базовые понятия еще в начальной школе, потом сложно наверстать.

В-третьих, любой родитель хвастается своим ребенком, любому родителю приятно, что ребенок чего-то достиг. Невозможно разделять любовь к ребенку и родительское эго.

Светлана, мама:

- Я сама в прошлом отличница и знамя отличницы несу через всю жизнь. Все должно быть сделано «на отлично», если что-то идет не так, я очень сильно расстраиваюсь и переживаю. Хорошо, что рядом со мной всегда есть муж, который гораздо проще ко всему относится и сглаживает мой перфекционизм. Учился он, кстати, на «четверки» («тройки» тоже бывали), профессионально успешен, и психика у него намного более здоровая, чем у меня.

Поэтому сейчас я убеждена, что с ребенком не буду делать из оценок культа. Гораздо важнее для меня вырастить психологически уравновешенного ребенка, который будет спокойно переносить неудачи. А полный комплект «девяток» и «десяток» или золотая медаль уж точно нам не нужны, пусть достанутся кому-нибудь другому.

Конечно, есть и другая крайность, когда родителям безразличны оценки ребенка, ему тоже, ребенок плетется в хвосте. Это тоже ни к чему хорошему не приведет, все-таки знания и терпение приносят в жизни успех. Поэтому я за ровную комфортную учебу, но без фанатизма, за то, чтобы родители мотивировали получать знания, а не только оценки.

Источник фото: unsplash.com

Наталья, мама:

- Я считаю отметки субъективными на 80% априори, поэтому отношусь к ним как к неизбежному в нашей системе образования. Совсем без них – пока не вариант для нашего общества, привыкшего к оцениванию всего и всегда.

Смысл не в оценке, а в том, что ребенок знает или не знает. Оценить можно по-разному. Какой смысл получить 9 за вызубренное правило, а потом не уметь его применить на практике, например? Или толку, что 6 за устное правило, а ты пишешь без ошибок диктанты? Не все могут говорить заученными фразами из книжки!

Сын мне сам говорит о своих отметках. Спрашиваю, в чем были сложности, если отметка ниже 9. Если просит помощи – помогаю, но это случается нечасто.

У нас была низкая отметка за четверть по физкультуре за то, что не ответил устно, что такое челночный бег. Считаю это вообще маразмом.

Я бы не парилась над оценками до 9 класса. Даже вредно высокие баллы им ставить! Потом гормоны… дети вообще расслабятся, а учителя все равно тянут кого хотят - для статистики.

Анна Северинец, педагог, писатель и литературовед:

- Оценка – это всего лишь показатель усвоения или неусвоения учеником какой-то конкретной темы, овладения либо неовладения конкретным навыком, показатель настроения, состояния нервной системы во время конкретной контрольной работы или ответа у доски, иногда – показатель отношения конкретного учителя к конкретному ученику. Вроде температуры на градуснике или кардиограммы.

И никогда оценка не является показателем «хорошести» или «плохости» ученика, талантливости его или бесталанности, мотивированности или немотивированности, она не должна иметь никакого отношения к родительскому уважению, любви, заботе, гордости за своего ребенка и так далее. Мы же не гордимся направо и налево, что у нашего сына всегда 36,6? Это было бы очень смешно. Но мы почему-то гордимся «десятками» или «девятками», хотя это точно такой же показатель. Просто цифра на шкале.

Любить ребенка, обеспечивать ему дома защиту и поддержку, одобрение и безусловное принятие родители должны независимо от оценок.

Парадокс в том, что чрезмерное внимание к оценкам, наказание за плохие оценки, ругань за «шестерку» – это ведь тоже проявление родительской любви. «Бьет – значит, любит», да. Устраивая вокруг ребенка репрессивное пространство зависимости от оценок, родители якобы заботятся о его будущем, прокладывают ему дорогу к будущему успеху.

Но успех и оценки никак не коррелируют, вот в чем проблема. Счастье – не престижная, а любимая работа. Успех – это возможность быть заметным там, где тебе этого хочется и где ты это можешь, а не там, куда тебя изо всех сил заталкивают любящие родители.

«Да-а-а-а! Конечно! Вам хорошо говорить, а у нас – балл аттестата!» Под этим лозунгом тысячи детей выпускаются из школы с нарисованными оценками – выбитыми шантажом, выплаканными и выжатыми из учителя, с оценками, полученными за сочинения, написанные мамой, за задачки, решенные папой.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Эти же самые мама и папа будут потом предельно возмущены липовыми докторами в поликлиниках, бездарными учителями в школах, безрукими автомастерами и беспомощными сисадминами. А ведь это все они, люди с нарисованными оценками, люди, чьи показатели даны сбитыми приборами с перерисованной шкалой. Это как если бы вы подрисовывали на градуснике желанные 36,6 – когда там 38.

Вообще, конечно, чудесно, когда ребенок учится на «девятки» и «десятки» – честные, заработанные собственным, не папиным-маминым, а только своим трудом. Это значит, что такой ученик любит знание, любит процесс его усвоения, умеет пользоваться книгой и гуглом, может презентовать себя, умеет сосредоточиться и сконцентрироваться.

Но все на свете дети вовсе не обязаны быть такими. Мало того: у каждого такие свойства проявляются в разное время. У кого-то к первому классу, у кого-то – к десятому. Просто у многих детей желание учиться с самого детства изуродовано или напрочь убито скандалами из-за оценок, а у счастливчиков вырастает в свой естественный, природный срок.

Оценка – это просто показатель. «Девятки» по языкам, «тройки» по математикам? Окей, значит, у меня растет гуманитарий. Покупаем побольше книжек, водим в музеи и филармонию (одновременно аккуратно и доброжелательно играемся в математические игры и показываем друг другу фокусы из курса физики). Наоборот? Здорово: кружок робототехники – то, что нам нужно (музеи и филармонию тоже не забыть). Проскочила «двойка» по химии? Отлично: есть повод сесть вместе за компьютер и нагуглить хороший видеоурок по теме.

Оценка может регулировать общение между детьми и родителями – в конструктивном, радостном варианте, когда у ребенка от учебы остается ощущение радости и тепла, а не ощущение одиночества и постоянной вины.

Советы родителям от психолога Ольги Ткачук:

— Помните, что абсолютно любая отметка субъективна. «Двойку» нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим.

— Не забывайте, что учеба – это важная, но всего лишь одна из сфер деятельности ребенка.

— Помните, что любые оценки, которые получает ваш ребенок – отличные или неудовлетворительные – важны для его воспитания. Ребенок понимает, что бывает успех и неудачи.

— Помните, что не каждый ребенок способен давать результат с отличием по всем предметам. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки.

— Школьная оценка не должна стать мерилом личности ребенка. Главная задача родителя – сформировать в сыне/дочери ощущение самоценности вне зависимости от его успехов в школе, среднего балла и знаний.

— Не ругайте ребенка, за плохие отметки, в том случае если видите его старания, но результат получается неважный, ребенку тяжело дается этот предмет. Помните, что важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе.

— Полученная «двойка» не является концом света, а всего лишь отметка за часть изученного материала, которую ребенок не понимает. Выясните, что конкретно не дается ребенку, можно позаниматься дома, или обратитесь за помощью к учителю.
 

Источник фото: unsplash.com
 

— Будьте в контакте с ребенком. Анализируя причины плохих оценок, можно понять, что с ним происходит: устает, теряет интерес к учебе, проблемы в классе, в школе и т. д.

— Не сравнивайте успехи ребенка с другими детьми. Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он.

— Постарайтесь найти для своего ребенка учителя/школу, которые стараются максимально задействовать внутреннюю мотивацию к учебе, преподнося материал интересно и вовлекая ученика в совместное путешествие в мир знаний.

— Объясните своему ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе.

— Постарайтесь всегда спокойно воспринимать неудачи ребенка, помогайте ему, с детства приучая трудиться и относиться к своему труду серьезно и ответственно.

— Как можно чаще говорите ребенку, что вы его любите и что ваша любовь не зависит от его успехов и отметок. Это ведь так?

— Признайте сами и объясните детям, что ошибки допустимы. Но для того, чтобы их исправить, ребенок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полетов» важно проводить в доброжелательном тоне. Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым и всегда готовы прийти на помощь.

— Осознайте, что ваш ребенок – это не одно целое с вами, не ваш клон и не исполнитель ваших надежд и чаяний. Он – отдельная личность и имеет право на свою жизнь и реализацию своих потребностей и способностей. И что он вам ничего не должен!  

— Умейте отделять успеваемость ребенка в учебе от своей успешности как родителя. Родитель не становится автоматически плохим или не состоятельным, если у его ребенка возникают трудности в изучении какого-то школьного предмета.  Равно как и наоборот, отличные отметки – не всегда ваша заслуга как родителя.

Как вы относитесь к школьным оценкам своего ребенка?



Обсуждают сейчас