Сейчас на сайте
Новости портала
Семья отказалась от приемного сына с аутизмом и столкнулась с волной осуждения ЮНИСЕФ: белорусские семьи теряют доходы, у трети родителей — признаки депрессии
Все о детях
Гиперответственная или «постигшая дзен»? Проверьте, какая вы мама для своего ребенка В каких случаях дети ищут помощи не у родителей, а по телефону доверия
Это интересно
Как развлечь детей в плохую погоду. Держите несколько идей История одной вещи. Посмотрите, как выглядели первые детские коляски
Школьная жизнь
10 навыков, которые нужны детям в школе больше, чем чтение или счет
Спорный вопрос
Выпускные экзамены — это фикция? Учителя об испытаниях, которые «давно потеряли смысл» Можно ли «уберечь» ребенка от тусовок и секса? Советы родителям подростков
Личный опыт
9 знаменитых женщин, которые прошли через послеродовую депрессию
Добрые дела
«Врачи уговаривали отказаться от ребенка». Как мама вырастила троих сыновей, младшего — с ДЦП

Генетика или труд: откуда берутся талантливые дети?

28 ноября 2018 года
3

Наверное, все родители мечтают, чтобы их ребёнок обладал каким-то уникальным даром. Но не все знают, как его обнаружить и какие вообще способности бывают, помимо спортивных или творческих.  Чем биологически отличаются обычные люди от людей с экстраординарными способностями и как поощрять таланты в ребенке, рассказал нейробиолог и эксперт шоу «Удивительные люди» Василий Ключарёв. 


Талант — это врождённое качество, или его можно и нужно развивать?

Конечно, талант состоит из врождённых склонностей и того, чему вас научили. Ряд исследований показывает, что около 70% успехов школьников в математике объясняется их наследственностью, это довольно много. Но это не значит, что оставшиеся 30% неважны. Вы можете быть талантливым в математике, но никогда не столкнуться с тем учителем, который подготовит вас к поступлению в хороший университете. 

Сейчас невероятные успехи в математике показывают школьники из Сингапура, Южной Кореи и Китая. Там учителя верят в то, что во многом прорыв связан с усилиями, которые прикладывают дети. Отечественная система отбора рассчитана на поиск талантов и работает исключительно с такими детьми, но в той же Азии работают со всеми. Я бы не стал преувеличивать роль наследственности и преуменьшать то, что вы можете сделать сами. Мозг очень пластичен.



То есть математику надо учить всем?

Исследования показывают, что порядка 30% людей просто боятся математики. А в нашей жизни и в будущем она будет иметь всё больший и больший вес. То, насколько вы хороши в математике в школе и университете, неплохо предсказывает ваш карьерный успех.

Если ребёнку привить лёгкость в обращении с цифрами, то ему будет гораздо проще учиться.

Современная математика — это не только скоростные вычисления. Поэтому не стоит преувеличивать именно способности к быстрому счёту, хотя любая подобная нагрузка очень полезна. Гуманитарные и технические навыки очень сильно переплетены в мозгу. Возможно, в будущем мы поймём, что они не так уж сильно отличаются.

При желании у каждого можно обнаружить уникальную способность?

Мне кажется, мы часто недооцениваем то разнообразие талантов, которое может быть у ребёнка. Некоторые участники передачи «Удивительные люди» в повседневной жизни показались бы нам людьми без особых талантов. Во многих областях жизни они могут быть не совсем адаптированы: о таких говорят «они со странностями». Но при этом у них есть невероятные способности в какой-то необычной области.

 

Я бы на месте родителей искал нечто, что может заинтересовать их ребёнка. Вдруг вы обнаружите, что у него есть склонность к шахматам, музыке, спорту, математике или даже к пространственному воображению и мнемотехнике? Существует невероятно красивое увлечение, которое хотя бы делает ребёнка усидчивым, когда люди расставляют предметы, соблюдая баланс. Например, ставят на одну ножку стул, на котором сидит человек. В финале нашего шоу участник поставил куриное яйцо на лезвие меча. Это, конечно, баловство, но представьте, насколько надо быть сконцентрированным, чтобы это сделать. Вдруг для кого-то это станет тем, что зацепит, заставит лучше учиться и сфокусироваться на уроках.

Какие способности нельзя развить до такого уровня, какой он у людей с врождёнными талантами?

Помимо математики, музыка и феноменальная память — наиболее известные примеры. До конца не очень понятно, чем отличается мозг человека с абсолютным слухом. Можно научиться очень хорошо различать звуки, но вы не достигнете идеального уровня, если это не врождённое свойство и вы не практиковались в очень раннем детстве. Скорее всего, эта способность обусловлена тонкой совместной работой лобной слуховой коры мозга, до конца этот феномен не изучен.

Есть не очень большая группа людей с экстраординарной памятью. Они помнят рисунок на кофточке у вашей мамы, когда вы праздновали седьмой день рождения, сколько на ней было пуговиц и какого они были цвета. Такая «гиперпамять» может создавать большие проблемы. Потому что для мозга важно не только запомнить, но и забыть.

Если мозг не может забыть какую-то историю, связанную, например, с насилием, — это трагедия для человека. Судя по всему, у таких людей совершенно иначе работает система памяти, чем у нас с вами. Но их настолько мало, что они практически не изучены.

Феноменальную же память, которая пригодится в жизни, легко можно развить. Мнемотехника — это практика, которая приводит к тому, что меняются связи в мозге. Здесь нет никакого чуда. Она основывается на понимании базовых принципов того, как и когда мозг лучше запоминает информацию. Если практиковать мнемотехнику в течение нескольких недель, мозг перенастроится и начнёт запоминать эффективнее. В результате человек способен запомнить последовательность из 20 тысяч цифр. И это хорошая новость — в большинстве областей наша нервная система пластична, и до преклонного возраста можно в себе многое развить.

Нужно ли поощрять таланты или они сами проявятся?

Нужно. И в атлетике, и в математике очень многое обусловлено генами, но многое определяется и самими педагогами. Вы можете навсегда отбить желание у ребёнка к чему бы то ни было, если с ним работает неудачный учитель.

В идеальном мире с далёкого севера в Москву самостоятельно приходят ломоносовы, но давайте им всё-таки в этом помогать

Человек не добьётся большого успеха, если не заручится поддержкой. В первую очередь семьи, потом педагога и среды. Важно вовремя найти этот талант, вовремя поддержать, сделать так, чтобы ребёнку было интересно, найти правильного педагога и попасть в правильную образовательную среду — в нужную школу и университет.

Можно ли переоценить способности ребёнка?

Вполне. Причём это скорее не проблема ребёнка, а проблема родителя. Важно, чтобы родители и педагоги были чуть более образованны. Понятно, что многие вещи в нашем физиологическом развитии возникают случайно, а после внезапно развившегося заболевания лёгких вы, вероятно, не станете бегуном-рекордсменом.

Чем лучше родители знают своих детей, понимают, как работает детская психология и развивается мозг, тем проще не допустить ошибку

Необязательно у гениального математика будет такой же ребёнок. Потому что, помимо генетики, важны условия, учителя и многое другое. Здесь лучше обращаться к профессионалам, которые могут сказать вам, какая у него склонность и к чему. Но даже та рекомендация, которую вам даст эксперт, скорее, вероятностная, он может ошибаться. Поэтому иногда в жизни нужно настаивать.

Многие люди будут говорить вам, что вы бесталанны, но и многих великих художников и поэтов выгоняли из школ и считали городскими сумасшедшими, а теперь их картины и стихи входят в учебники. Это и есть обратная сторона таланта.

 

А существует ли врождённая грамотность?

Как грамотность — нет, не существует. Скорее эта способность связана с хорошей зрительной памятью и возможностью заметить и быстро оценить ошибку. Мы с вами живём в самых разных странах с самыми разными языками. Они настолько отличаются друг от друга грамматически, что представить себе, что у вас есть врождённая грамотность к китайскому языку, довольно трудно. Поэтому это скорее особенность нашей памяти, способной запоминать слова как изображения и легко видеть в них ошибки.

Иллюстрации: Shutterstock (O.darka)
Источник: mel.fm

Если вы хотите поделиться личным опытом или рассказать о проблеме для статьи на нашем портале, пишите на editor@rebenok.by

Рекомендуем

Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции


Обсуждают сейчас