Сейчас на сайте
Новый год
15 дел, которые нужно успеть сделать до Нового года Какие подарки дети просят у Деда Мороза и что в итоге покупают родители? Предновогодняя суета в школе: из-за чего взрываются родительские чаты
Это интересно
Как я искала няню для ребенка и почему отказалась от этой идеи Это не магия. Как увлечь ребенка чтением: 9 простых шагов
Здоровье
"Зачем тащить младенца в толпу, где так много вирусов?". Как работает детский иммунитет Высокая температура у детей: все, что нужно знать родителям
Отношения взрослых
«Присылаю мужу пикантные фото, пока он на работе». Как сохранить страсть в браке
Женский мир
«По тебе видно, что спишь со всеми». Карательная гинекология Как в 30 чувствовать себя на 20? С ребенком в нагрузку
Личный опыт
«Ваше чадо выпорхнет из гнезда, а вы останетесь с мужем». 6 ценностей брака «Родить только одного ребёнка — страшно». Правила воспитания 11 детей
Новости компаний
Поделки на Новый год своими руками

«Учим врать и приспосабливаться». Учителя и родители о том, как детей убеждают стать патриотами

02 ноября 2018 года
16

Недавно было опубликовано видео о том, как в одной из минских гимназий детей настойчиво приглашают вступить в БРСМ.  В Министерстве образования говорят, что содержание ролика "вызывает много вопросов". Это крайности отдельно взятой школы? Или вступать в молодежные организации детей принуждают повсеместно? Мы поговорили с родителями о том, как они относятся к агитации в пользу октябрят/пионеров и БРСМ. А учителя рассказали, вынуждают ли их давить на детей в этих вопросах. 



Екатерина:

- Мой сын пришел из школы и сказал, что их агитировали стать октябрятами, но он не хочет. Это его дело, я поддержала его решение. Но потом звонила учительница, она у нас советской закалки, говорила со мной на повышенных тонах, что надо вступать обязательно и «кем вообще ваш сын вырастет», вскользь упомянула про взнос.

Я сказала: коль дело во взносе, деньги я передам. В итоге в нашем классе 100% октябрят – это единственный такой класс в параллели, т.е. это была не позиция школы, а отдельного учителя, видимо, хотела себе «медаль на грудь».

Самое неприятное, что учительница настраивала детей против тех, кто не вступает. Я решила обойтись малой кровью и малыми нервами для сына. Деньги сдали, а с нового учебного года сменили учительницу.

Анна:

- Нас как родителей не могут не беспокоить подобные вещи. В своем классе мы не столкнулись с подобным. Кто хотел, тот вступал. И не вступили те, кому родители сказали не вступать. Оказывалось ли на них какое-то давление, мы не знаем. Скорее всего, нет.

Если что-то подобное случится, будем защищать детей до последнего, каких бы усилий для этого не понадобилось.

Ольга:

- Я не знаю, как у нас классная «уговаривала» детей и что рассказывала, но почти все дети с радостью захотели стать октябрятами. И вроде не пугала и не обещала ничего. Если мой ребенок хотел, я его поддержала. Меньше всего сейчас планирую ему политику в голову лить. Он попросил значок - я дала деньги.



Анна:

- Сын пришел и сказал, что надо принести деньги на галстуки. Будет вступление в пионеры. Я не захотела ничего давать. Какие еще пионеры? Не понимаю, в чем смысл этого действия сейчас? Галстуки сбыть со склада? Деньги собрать с родителей? И без этого часто собирают.

В общем, я отказалась. И не из-за денег, конечно. Я не хочу делать то, смысл чего мне непонятен. Мне не звонили, не ругали, но у нас адекватный учитель. Сын рассказывал, что многие дети вступили. На этом все. По-моему, вообще бессмысленная процедура.

Елена:

- Я уже не помню, упрашивали детей вступить в ряды октябрят или нет. Сын говорит, что как-то уговаривали. Мне все равно, если честно: я не была ни в октябрятах, ни в пионерах. Сын принимал решение сам. Он захотел – я ему дала деньги.

 

Алексей:

- Наш сын стал октябренком. Ни его, ни нас не спрашивали. Без вариантов: значок должен быть как обязательный атрибут. Не носишь его каждый день на школьной форме, могут и замечание сделать.

Анатолий:

- Мы не вступали ни в октябрята, ни в пионеры, ни в БРСМ. Мы не хотим, чтобы дети впитывали идеологию преемников большевизма. Мы беседовали с учителями и объясняли свою позицию. Мы говорили о том, что участие в каких-то организациях для детей должно быть по желанию, иначе это дискредитирует саму идею создания этих организаций. И мы сообщали, что наши дети участвуют в христианских организациях. Учителя жаловались, что для них будут последствия. Но мы категорически были против. И от наших детей отстали.


Ольга, учитель:

- У нас в учреждении образования очень адекватное руководство, которое старается построить доверительные отношения с педагогами, пытаются соблюсти баланс между «обязаловкой» и по возможности избегают неадекватных мероприятий, навязанных сверху. В начале года идет коллективное обсуждение, в каких мероприятиях БРСМ имеет смысл участвовать, что будет интересно нашим детям, а какие из них можно пропустить.

Да, негласный процент вступивших есть, но он не 100%. Я слышала от тех, кто непосредственно занимается вопросами БРСМ, что «сверху» даже акцентируют внимание, чтобы не было нереальных цифр (100% - это нереально).

 

Источник фото: pixabay.com


От процента вступивших в БРСМ зависит рейтинг школы. Да, педагоги-организаторы агитируют детей, но делают это не в такой форме, как в аудио-записи, а расставляя акценты именно на тех мероприятиях и проектах, в которых детям интересно было бы поучаствовать. БРСМ - как платформа для идей, хорошие подарки за участие в конкурсах, конференциях и пр., возможность бесплатно сходить на дискотеку, в кино, театр, возможность трудоустройства несовершеннолетних.

Также организаторы «берут» детей личной харизмой, юмором, т. е. отношением принятия и доверия. Про поступление просто говорят, что в анкете абитуриента есть графа (одна из первых) про участие в общественных объединениях.

Родителей не привлекают, кроме того момента, что они подписывают заявление на вступление. Учителя (классные руководители) обычно задействованы в этом процессе по минимуму.

Мой вывод: если нельзя поменять систему и разорвать этот «порочный круг», то надо постараться сделать так, чтобы не было унижения, насилия, вины, стыда и невыносимости у всех участников процесса.

Людмила, учитель:

- Вышестоящие органы заставляют школу агитировать за БРСМ, и даже планы доводятся. У учителей выбора нет никакого. Они обязаны. И они заставляют детей. Даже цифру могу назвать: минимальное количество вступивших – 60%. Это везде. И это действительно есть.

Сергей, бывший преподаватель и чиновник из системы образования:

- Я видел лично, как «выбивали» взносы с детей, как девочка плакала и говорила, что у мамы (многодетной) нет денег. Я объяснил детям, что никто не может их заставить платить эти взносы, что они могут написать заявление и выйти из БРСМ. И из-за этого меня потом вызывали «на ковер» к начальству.

Чтобы было понятно, у нас существуют условно 2 типа рейтингов школ. Первый - это олимпиады, конкурсы, ЦТ и т.д. - это объективная информация по качеству подготовки школьников. И к нему у меня вопросов нет, только разве что то, как он считается. 

Второй рейтинг «неофициальный», что делает его еще более интересным. БРСМ, правонарушения, учеты, СОПы и т.д. Официальных фактов, чтобы школа, в которой недостаточное количество вступлений в БРСМ, была наказана, нет: как можно наказывать за то, что нельзя привести ни к одной статье кодекса? У нас же нет ответственности за «невступление» в молодежную организацию.

За кулисами же разборки по этой теме идут такие, что крыши отделов образования трясутся. Более того могу сказать, что БРСМ - это «социальный лифт» в чиновники. И тот, кто круче выслужится, тот круче по нему поднимется и станет «большим начальником». Отсюда и выслуживание, и завышение требований.

Андрей Жвалевский, писатель:

- Казалось бы, в чем проблема? Ну, вступят дети в этот союз, ну будут где-то числиться… (кстати, в упомянутом выше ролике завуч по воспитательной работе очень подробно об этом рассказывает). Проблема в том, что так мы формируем лицемерных, циничных людей, которые на прекрасные слова «патриотизм», «Родина», «Отчизна» реагируют зевотой и кривыми усмешечками.

Мы учим детей врать и приспосабливаться. А это и есть разврат.

Что хорошего я услышал в этом ролике? Чтобы не заканчивать в миноре, порадуюсь за гимназистов, которые не побоялись сказать «нет» самому завучу. И за родителей, которые прямо запретили детям вступать в эту организацию.

А как в вашей школе привлекают детей в молодежные организации? 



Обсуждают сейчас