Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Голосуйте за лучший детский рисунок — победитель выиграет велосипед!
Все о детях
«Привыкаешь, становишься озлобленным». Повзрослевшие детдомовцы вспоминают детство Дети в живописи: как раньше мыли и купали детей
Это интересно
"Я бы и четвертого-пятого родила". Тамара Лисицкая о семейных ценностях "Даже уроки они делают вместе!". Как дети радуются домашним животным
Школьная жизнь
Если ребенок учится плохо, это не показатель тупости Шаг вперед или формальность? Родители и учителя об электронных дневниках
Спорный вопрос
Родителям все должны. О неуважении к чужому труду Мужчина с багажом. Белоруски рассказывают, как строят отношения с неродными детьми
Здоровье
9 симптомов менингита, о которых важно знать родителям
Личный опыт
"Оставляем ребенка бабушке и путешествуем". Как сохранить романтику в браке История большой любви в стихах, которые супруг посвятил своей жене

Это та же учеба, только без “клеточек”. Развенчиваем мифы о домашнем обучении

12 октября 2018 года
42

Некоторые родители не стремятся отдавать своих детей в школу, а учат их дома сами. Отношение к такому подходу в нашей стране неоднозначное. Кто-то говорит, что это вредно для детей, кто-то считает, что это самый лучший способ получения образования.
Люба Баркун уже второй год учит свою дочку сама и очень этим довольна. Она подробно  рассказала нам о таком образовании, а заодно -развенчала некоторые мифы.

 

Источник фото: архив героини
 

Сначала разберемся в терминах

В нашей стране нет такого понятия, как “домашнее обучение”, “семейное образование” и уж тем более “хоумскулинг”.

Ребенок имеет право не ходить в школу, только если перейдет на обучение по индивидуальному учебному плану. В таком случае ученик может осваивать программу дома, но он все равно закреплен за определенной школой, его имя внесено в журнал, и периодически он должен проходить аттестацию. 

Перевестись на индивидуальный план могут не все, каждый случай рассматривается отдельно. Многое зависит как от самого ребенка (например, одаренным детям или спортсменам препятствий быть не должно), так и от директора школы (не все готовы пойти на такое).

Некоторые семьи идут другим путем: дети обучаются дистанционно в российских школах.

Но какой бы способ оформления ребенка ни выбрали бы родители, суть остается той же: ребенок учится дома. Люба Баркун уверена, что с таким обучением связано много ошибочных представлений. 

Миф 1. Дети на домашнем обучении не осваивают всю программу

Я не могу говорить за все семьи, которые выбрали для  себя обучение детей дома. Этот процесс можно организовать совершенно по-разному. Но я общаюсь с большим количеством родителей, знаю многих детей, поэтому думаю, что общие тенденции мне все же известны.

Учеба дома для большинства - та же учеба, только без пресловутых “клеточек”. То есть содержание, как правило, не отличается: обычно все придерживаются школьной программы.

Другое дело, что форма и подача этой программы в домашнем обучении другая. Здесь меньше формализма и нервотрепки. Мы подстраиваем учебу под жизнь, а не наоборот. У детей и родителей больше свободы, вот и все.



Вариантов получения знания у детей много. Ребенок может учиться исключительно сам по учебникам и только задавать маме вопросы; мама может заниматься с ребенком, заменяя учителя; родители могут нанимать репетитора; а порой группа родителей объединяется и организовывают групповое обучение для детей.

Для себя мы выбрали сочетание способов. Мы объединились с другими родителями и три дня в неделю наши дети учатся вместе. Преподаю у детей я. У меня есть педагогическое образование, я люблю это делать, и у меня хорошо получается.

Занятия проходят три раза в неделю с 10 до 16. А остальные дни дети учатся дома: делают домашние задания, осваивают что-то дополнительно.

В начале каждого года я составляю примерный годовой план, который основывается на программе школы. Да, возможны вариации. Например, дети могут не читать некоторые скучные книги, которые предусмотрены программой, но они прочтут другие. Я слежу за тем, чтобы объем материала был таким же. 

Наш учебный год - как и в школе - начинается осенью и заканчивается летом. Но  это опять же - наш случай. Я знаю, что некоторые семьи зимой уезжают на каникулы, а летом активно учатся. На домашнем обучении у ребенка и родителя много точек для выбора. 
 

Источник фото: архив героини


Миф 2. Ребенок весь день сидит дома, пытаясь заставить себя сесть за уроки

Я знаю много семей, где дети учатся дома. И среди них нет ни одной, где бы ребенок  весь день действительно сидел дома в буквальном смысле. Часто у детей день насыщен настолько, что родители ломают голову, куда еще вставить учебу: множество кружков, спортивные секции, различные мероприятия.

По нашему опыту скажу, что 10-15 часов индивидуальных занятий в неделю второкласснику вполне достаточно, чтобы освоить программу. А уже как их осваивать - личное дело каждого. Некоторые посвящают урокам два дня в неделю, а остальные дни отдыхают. Некоторые занимаются по несколько часов каждый день. Все зависит от конкретной семьи.

В дни групповых занятий наши дети учатся по заранее составленному расписанию. Нет звонков, но уроки длятся примерно одинаково и чередуют друг друга. Некоторые родители предпочитают учить предметы через погружение. Например, одна неделя у них посвящена литературе, вторая - математике, третья - изучению окружающего мира. Но это все - форма. Учат дети те же предметы и в том же объеме, как и другие школьники.

В дни, когда нет групповых занятий, учебе мы посвящаем примерно два часа в день. А еще дочка ходит на три кружка. И у нее достаточно времени и на игры, и на отдых, и на учебу. Но есть такие семьи, где дети загружены куда больше, чем те, кто каждый день ходит в школу.

Миф 3. У ребенка нет режима дня

Каждая семья, которая выбрала для себя обучение ребенка дома, живет по своим правилам. Но многим распорядок дня диктуют кружки, кто-то выстраивает его сам.  

В нашей семье режим дня есть. День не расписан по минутам, нет жесткого графика, мы можем корректировать свои планы, но в целом их придерживаемся.

Когда мы занимаемся группой, все просто. Время начала и конца наших занятий регламентировано. В те дни, когда мы дома, за уроки мы садимся днем. К этому времени дочка уже успела окончательно проснуться, поиграть и даже немножко поскучать. В таком настроении информация усваивается  быстро и легко. Я могу разрешить ей отложить занятия на какое-то время, если она увлечена игрой. Но потом ей все равно придется сесть за учебу.

Иногда она может захотеть заниматься раньше - и занимается. На домашнем обучении у ребенка много точек для выбора. Он  может больше времени посвящать тому предмету, который любит. Моя дочка очень любит переписывать стихи, а потом их учить. Она делает это по своей инициативе, в удовольствие себе. Но отнюдь не в ущерб каким-то другим занятиям или режиму дня. Например, недавно дочку впечатлили стихи Максима Богдановича, которые она прочла вечером, и с утра - едва проснувшись - побежала к своему письменному столу. Позанималась, а  днем мы опять приступили к занятиям. 
 

Источник фото: архив героини
 

Миф 4. Родитель не научит и не оценит так, как учитель

Любой родитель с высшим образованием в состоянии научить своего ребенка программе младшей школы. Поверьте мне, любой! Сейчас масса методической литературы, и если родителю это интересно, он сделает это даже лучше, чем педагог, и так, как комфортно ребенку.

Не всем родителям нравится учить своих детей. Тогда часть функций они передают репетитору либо другому родителю. Некоторые мамы умудряются научить ребенка учиться: он все осваивает сам, а маме только задает вопросы. 

В средней школе, конечно, ни один родитель уже не сможет освоить все. Но можно по одним предметам нанять репетиторов, по другим - помогать, и один-два предмета любой ребенок может освоить самостоятельно.

Что касается оценок, то здесь вообще все просто. Пока начальные классы, у нас их нет, как нет во многих начальных школах мира. Но это не значит, что нет обратной связи. Если ребенок пишет диктант без ошибок и решает уравнение на “раз-два”, он усвоил тему, можно двигаться дальше. Если нет, мы разбираем ошибки, закрепляем знания.

Я не очень понимаю, в каком месте должна появиться оценка и зачем она нужна.  Представьте, вы учитесь водить, сели за руль, въехали в сугроб. И тут инструктор говорит вам: “А теперь доставайте дневник, я ставлю вам два”. После этой двойки вы вдруг научитесь водить? Нет. Нужно понять, что сделал неправильно, исправить и научиться делать правильно. Где здесь вам нужна оценка?

Миф 5. Дети на домашнем обучении не учатся прикладывать усилия

Я знаю семьи, где родители не заставляют заниматься детей. И результаты разные. Иногда действительно ребенок блестяще осваивает программу. Иногда - нет. 

В нашей семье ребенок не может не заниматься. Без злости, без нравоучений я просто говорю:

Тебе придется это сделать.

Да, у нее чуть больше свободы в форме. Например, она может учить стих, прыгая на батуте. Но что в этом плохого? Детям нужна двигательная активность, это всем понятно. И в конце концов, ребенок выучит это стихотворение, он приложит усилия, просто не будет мучиться.

Часто нас критикуют за излишнюю свободу, за игры. Но давайте рассмотрим пример. Родитель произносит “пятью шесть” и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч назад, выдавая правильный ответ. Это игра? Или это учеба? Сложно сказать, но учебный эффект от таких “приемов” налицо.
 

Источник фото: архив героини


Я не считаю, что нужно всегда плясать перед ребенком и пытаться его заинтересовать. Дети очень разные. Всегда, абсолютно всегда, будет 10% детей, которым неинтересно, как бы педагог ни старался. Поэтому зачастую мы просто садимся и учим то, что должны выучить.

Миф 6. Дети не социализируются

Во-первых, давайте разберемся, что такое социализация. По одному из определений социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Абсолютно точно под это определение подходят наши дети.

Многие говорят, что “домашние” дети не подготовлены к жизни. Давайте опять разбираться. К какой жизни мы хотим подготовить детей? Да, у моей дочери практически нет опыта подчинения. Она нетерпима к унижению. И мне кажется, это правильно, разве нет?

Что касается общения с другими детьми, то все решается довольно просто. Многим хватает общения на кружках. Да, туда дети приходят учиться. Но в школу же дети тоже приходят учиться. В нашем случае три дня в неделю дочка учится среди других детей, они играют, заводят устойчивые связи, учатся договариваться. Ей точно не нужно общение пять дней в неделю целый день. Собственно, у меня такой потребности тоже нет и никогда не было.

Некоторые родители решают вопрос общения иначе: организовывают не учебные, а игровые встречи для детей. Встраивают их в свое расписание и встречаются в определенные дни регулярно.

Миф 7. Родители, которые выбирают домашнее обучение, просто не любят школу

Я не могу говорить за всех родителей. Мотивация у всех разная. Но получается организовать обучение дома у тех, кто делает это не убегая ОТ чего-то, а ДЛЯ чего-то. В нашем случае мне лучше работать с детьми, чем со взрослыми. Учить дочку мне нравится, и это тоже моя работа. Я довольна тем, как растет моя дочь. Она тоже довольна.

Да, часто это решение родителя, а не ребенка. Но ребенок должен встраиваться в семейную систему. Большинство детей же не решают сами, пойдут они в школу или нет. Они туда идут, потому что маме с папой так удобнее. В нашем случае дочка не пошла в школу, потому что нам удобнее другой вариант.

Но в любом случае родителю, который выбирает домашнее обучение, приходится непросто. Невозможно совмещать учебу дома и работу в офисе. Как правило, один из родителей не работает либо работает удаленно. Организовать “доставку” младшего школьника во все кружки или на групповые занятия тоже нелегко.
 

Источник фото: архив героини


Например, в нашем случае по дороге на работу на занятия ребенка не отвезешь - они начинаются в 10.00. Родителям приходится договариваться с работодателем, менять свой рабочий день. Это непросто.

В нашей семье один день в неделю мой муж берет выходной, чтобы побыть с младшим сыном, пока я веду уроки у детей, а два других учебных дня для присмотра за младшим привлекаем бабушку.

Миф 8.  Нарушаются отношения “родитель-ребенок”

Я всегда одинаковая. Когда мы с дочкой занимается наедине, когда я веду урок на нашем групповом занятии, когда мы с дочкой играем. И у нас проблем нет. Учить - это еще одна моя материнская функция. Дочка может в шутку поворчать: “Вот не повезло мне, мама всегда знает, что мне задают”, но в целом она довольна.

Если отношения выстроены на доверии, ребенок знает, что в семье есть определенные правила, которые надо соблюдать, с учебой никаких вопросов быть не должно. Мама здесь - такой же помощник, как и во всех остальных сферах. Не надзиратель, не контролирующий орган, а помощник. Родитель всегда будет главным авторитетом. Не учитель, а родитель. Учитель просто учит.

Есть мнение, что такие дети будут держаться за мамину юбку. Дети - очень разные. У нас в группе 10 детей, и ни один из них не похож на другого. Кому-то мама нужна больше, кому-то - меньше. Моя дочка - довольно домашний ребенок, она “мамина”, но у нее нет проблем в общении с педагогами на кружках. И она точно не дергает меня весь день.

Мама - всегда в зоне доступа, мамы ей достаточно, она не успевает сильно соскучиться. Активного общения у нас много, поэтому у нее нет желания цепляться за меня, она не требует много внимания. И с возрастом она все больше отделяется, я вижу это, и этот процесс невозможно затормозить или остановить - он природой заложен. В нашем случае это просто происходит в естественном ритме дочки, без напряжения.

А как вы относитесь к домашнему обучению? 



Обсуждают сейчас