Сейчас на сайте
Семейная афиша
Куда отправить папу с ребенком в выходные? (а самой отдохнуть)
Это интересно
С 14 лет они работают и зарабатывают. Подростки рассказали о своем бизнесе Как мужчины ухаживают за телом и что об этом думают жены?
Фотофакт
Фотограф создает волшебные снимки с участием неизлечимо больных детей Жизнь с моей женой-2. Мужчина рисует картины о своей жизни в браке
Школьная жизнь
10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки Занятия итальянским по цене шоколадки: БГУ приглашает школьников Математика после физкультуры и 4 часа английского в день. Так можно?
Здоровье
Топ-8 полезных упражнений для детской осанки, которые можно выполнять дома
Женский мир
«Я спешила родить: хотела убедиться, что ребенок здоров!» Легко ли быть мамой после 35?
Психология и воспитание
Мама — уборщица. Что делать, если ребёнок тебя стыдится "Мои нервы дороже, поэтому я ушла". О родительских комитетах изнутри

"Одаренные дети на уроках - страшные люди". Как вырастить будущего IT-гения

29 июня 2018 года
2

Одаренные дети, которые на порядок опережают своих сверстников в учебе, творчестве, спорте - во всем мире на особом счету. Но всегда ли большой потенциал замечают родители и развивают педагоги? Могут ли способности ребенка остаться незамеченными?

В обаятельном малыше садовского возраста обычно трудно угадать интеллектуальный дар. Чаще такая одаренность в детях расцветает пышным цветом в школе.

Правда, бывают исключения. Например, у шестиклассника Максима Романовского, ученика гимназии 37 Минска, повышенный интерес к компьютеру мама Татьяна заметила уже в 3-4 года, когда сын с интересом нажимал разные комбинации клавиш, пытаясь разобраться, как работает техника:
 


 

В 4 года он просил читать ему компьютерную энциклопедию, а в 5-6 лет уже самостоятельно штудировал самоучители по компьютеру, с удовольствием читал тематические журналы, которые мы ему покупали.

Освоил программирование в начальной школе

В первом классе мальчик продемонстрировал свои способности и учителям, получив диплом в городском соревновании на логику. Во втором -  стал посещать курсы «Основы пользователя ПК», где учились ребята на несколько лет старше, и помимо уже знакомых Word и Exсel изучил PowerPoint, Adobe Photoshop. А к третьему классу изучил простейший язык программирования JS и увлекся созданием сайтов.

В третьем классе я начал осваивать язык программирования С++, однако зашел в тупик из-за нехватки математических познаний. Позже, вернувшись к JS, создал около десятка простеньких сайтов. Затем отправился на курсы робототехники при гимназии. В первый год обучения мы изучали основы программирования в среде Scratch (легкие движения, прорисовка на экране чего-либо). Многое мне было знакомо, поэтому невыполнимых задач не существовало. Позже мне с напарником как лучшим ученикам разрешили пользоваться набором LEGO EV3 для занятий робототехникой, чем я очень увлекся.

В 5 классе Максим написал сайт для своего классного руководителя.



Важно найти «своего учителя»

Сейчас шестиклассник изучает робототехнику в частном образовательном центре, куда его взяли сразу на третий уровень, успешно пишет программы, которые оживляют робота, задают ему направление движения, «заставляют» выполнять определенные действия.

Юный программист намерен объединить два любимых увлечения: робототехнику и создание сайтов. Он неплохо владеет тремя языками программирования и знаком с десятком других.

Сейчас он пробует внедрить проект «Школа-онлайн», чтобы можно было не выполнять письменные задания от руки, а делать их в электронном виде. Это, говорит он, облегчит жизнь и учителям, так как проверять работы и выставлять отметки будет компьютерная программа.

Моя проблема – плохой почерк. Из-за него, бывает, снижают отметки. Мои мысли зачастую убегают далеко вперед, а рука за ними просто не успевает, от чего случаются досадные ошибки, описки.

В свободное время Максим слушает аудиокниги в жанре научной фантастики, рисует схемы и чертежи, а по утрам частенько просыпается с парочкой свежих профессиональных идей, которые спешит опробовать. В его ближайших планах - участие в сентябре в республиканском этапе Международной олимпиады по робототехнике для школьников и студентов.

Сменив две гимназии, мама Максима хорошо понимает, как важно теперь найти «своего учителя», в чьих силах поддерживать интерес ученика к предмету и увлечению.

В гимназии Борисова учитель находит «своих детей»

Старшеклассники гимназии №1 Борисова «своего учителя» нашли и успешно выступают на самых значимых олимпиадах по физике. В гимназии два учителя физики, которые работают с одаренными детьми: Евгений Волынец и Александр Коренюк.
 


 

В этом году семеро их учеников стали призерами республиканских олимпиад по физике и астрономии, некоторые отличились и на международных соревнованиях. 

Всего в копилке достижений учеников Евгения Волынца, который в прошлом году был награжден медалью «За трудовые заслуги», около 100 дипломов областного уровня, около 50 республиканского. За 33 года работы педагог вывел собственную формулу работы с одаренными детьми:

Для достижения высоких результатов важны три слагаемых: одаренность ученика, благоприятные условия для развития его одаренности и достаточная компетентность учителя. Дополнительно работать с учениками на факультативах я начинаю с 7-8 класса. Это, как правило, ребята, которые сильны в математике, обладают искрометным умом, хорошей памятью. Они быстро схватывают новый материал, трудолюбивы, работоспособны.

Педагог уверен, что от трудолюбия ребенка зависит 70% успеха. Талантливыми и гениальными становятся те, кто сумел понять и развить свои способности, приложив немало усилий.

Профильные классы должны работать не на бумаге, а на деле, объединяя детей с общими интересами, желанием учиться и с достаточно высоким уровнем знаний, считает педагог.

В обычных школах или классах одаренные дети зачастую чувствуют себя «белыми воронами», подвергаются насмешкам, чуть ли не травле. В профильных классах такими ребятами одноклассники гордятся, радуются их успехам.
 

Особое нешаблонное мышление

Одаренные ребята очень разные, рассказывают педагоги. Кто-то все схватывает на лету, отлично все запоминает, моментально вычисляет. У кого-то на понимание темы уходит больше времени, но при этом у него совершенно иное видение и восприятие материала, особое нешаблонное мышление.

Талант в таких детях может заметить далеко не каждый учитель, наоборот, их могут ошибочно считать чудаками. Такие ребята, например, когда им показывают две параллельные прямые, сомневаются в их параллельности.

Обдумывая что-то, могут засмотреться в окно, и не всякий учитель поймет, что перед ним не оболтус, а светлая голова, в которой в эту минуту идет сложный мыслительный процесс.

 Одаренные дети с нестандартным мышлением – на уроках страшные люди! Они без устали задают кучу дополнительных вопросов. А как? А почему? А зачем? Для многих учителей такие дети могут доставлять много хлопот. Их вопросы отвлекают, сбивают. А ведь эти пытливые умы не редко становятся гениями, изобретателями, будущими мировыми светилами. При этом по некоторым предметам они могут учиться весьма посредственно.

Есть еще так называемая «скрытая одаренность»

Бывает, что ребенок из-за некомфортных отношений в классе маскирует свои способности и старается быть как все. Тут важно, чтобы учитель вовремя разглядел в ребенке талант, подчеркивает Александр Коренюк.

Есть зажатые, стеснительные ученики. Часто они немногословны, малообщительны, на уроках не задают вопросов, а все больше отмалчиваются. Безупречно выполнив ровно столько, сколько задано, они тихо сидят, не поднимают руку, не просят новые задания. Важно к такому тихоне подобрать нужный ключик, помочь ребенку раскрыться, избавиться от излишней скромности, каких-то комплексов.

У десятиклассника Даниила Захаревича изначально особенных способностей в физике не наблюдалось:

Поначалу я с трудом запоминал множество терминов, порой хромала математика. По физике с самого начала была “семерка”, но в 8 классе мне захотелось разобраться в ней, и я стал больше заниматься, вскоре стали появляться “десятки”. В гимназию перешел из простой школы по предложению учителя.. За год учебы здесь стал обладателем диплома III степени на республиканской олимпиаде. А вот языки мне по-прежнему даются с трудом, порой делаю очень много грамматических ошибок.

Интерес к учебе могут привить родители

Евгений Дедков -  обладатель трех дипломов I степени на республиканских олимпиадах по физике. Также в его копилке диплом I степени олимпиады «Физтех» и два «серебра» на Международной олимпиаде по прикладной физике IEPHO.

Юноша пишет стихи, играет на гитаре и поражает учителя истории письменными работами, представляя рассуждения и умозаключения в виде математических формул. Десятиклассник говорит:

«В гимназию я перешел в 8 классе, чтобы заниматься у сильного педагога Евгения Волынца. После уроков мы с ребятами занимаемся ежедневно по 2 часа, когда на носу олимпиада – дольше. Если есть «свободное посещение», то решаем задачи по 8 часов. Математика и физика - это очень весело и красиво, когда понятна суть. Физика – единственная наука, которая взаимодействуя с объективной реальностью, позволяет создавать актуальное и вечное. Математика – строгая, четкая, красивая абстракция, которая служит инструментом для описания физических законов, законов мироустройства».

Изначально интерес к математике, а потом физике Жене и его брату Денису привил папа-физик. Учителя не дали этому интересу пропасть и помогли развиться.

Восьмиклассник Денис Дедков в этом году завоевал свои первые награды: сначала «серебро» на Международной олимпиаде по прикладной физике, а затем диплом I степени на республиканской олимпиаде. Вскоре планирует всерьез заняться программированием, а пока в свободное от занятий время мальчишка любит рисовать.

По мнению педагогов, чтобы раскрывать таланты, важно правильно наладить образовательный процесс. У одаренных детей должна быть возможность дополнительно заниматься, и если нужно, даже дистанционно - с сильными педагогами из другой школы и гимназии.

Важно, чтобы труд педагогов при этом материально поощрялся, а для учебы ребят была создана комфортная атмосфера.

Марина Кунявская



Обсуждают сейчас