Сейчас на сайте
Новый год
15 дел, которые нужно успеть сделать до Нового года Какие подарки дети просят у Деда Мороза и что в итоге покупают родители? Предновогодняя суета в школе: из-за чего взрываются родительские чаты
Это интересно
Как я искала няню для ребенка и почему отказалась от этой идеи Это не магия. Как увлечь ребенка чтением: 9 простых шагов
Здоровье
"Зачем тащить младенца в толпу, где так много вирусов?". Как работает детский иммунитет Высокая температура у детей: все, что нужно знать родителям
Отношения взрослых
«Присылаю мужу пикантные фото, пока он на работе». Как сохранить страсть в браке
Женский мир
«По тебе видно, что спишь со всеми». Карательная гинекология Как в 30 чувствовать себя на 20? С ребенком в нагрузку
Личный опыт
«Ваше чадо выпорхнет из гнезда, а вы останетесь с мужем». 6 ценностей брака «Родить только одного ребёнка — страшно». Правила воспитания 11 детей
Новости компаний
Поделки на Новый год своими руками

“За контрольные и четвертные - по двойному тарифу”. Платить ли детям за хорошие оценки в школе?

11 мая 2018 года
17

Многие практикуют метод поощрения успеваемости в школе деньгами. Считают, что звонкая монета действует лучше, ребенок с детства постигает азы бизнеса. Что думают об этом психологи и родители? Платить или не платить детям за домашнюю работу, выполнение дополнительных школьных заданий, текущие и четвертные отметки? 


Источник фото: allinmam.com

За хорошее – платим, за плохое – вычитаем?

Мотивировать чадо как-то надо, но КАК? Деньгами? Придумать, за что платим, а за что вычитаем? Например так: за "9" и "10" платим столько-то, за "8" - чуть меньше и т.п. За отметки ниже "5" - вычитаем". Или только платим, ничего не вычитая? Используем "повышающий и понижающий коэффициент": литература дается легко - за нее вообще не платим. Труды, ИЗО и физкультура - не в счет. За контрольные и четвертные - по двойному тарифу.

Вроде ничего крамольного в этом нет. Деньги заслужил, учится их зарабатывать и разумно тратить. Но какая-то червоточинка в этом, на мой взгляд, все же есть.

Я впервые задумалась над этим вопросом, когда ребенок доучился до 4-й четверти 5 класса. Задумалась потому, что увидела, что по некоторым предметам может лучше, если постарается. Стоит приложить чуть больше усилий - и вуаля, отметка за четверть будет на 1-2 балла выше, а за ней подтянется и годовая!

Причем за оценки мы сына никогда не ругаем и уроки он делает самостоятельно. Не круглый отличник, но один из лучших учеников в классе.



Платить за учебу - не наш случай

Поговорили с мужем и решили, что платить ребенку за учебу - не наш вариант. Да, карманные деньги в этом возрасте у него уже есть, но получает он их не за то, что хорошо учится.

Я считаю, что учиться в школе должно быть интересно не за деньги. Да, ходить в школу - это работа, это труд, это определенное усилие, проявление силы воли. Но это еще и осознанность! Если сейчас мотивация "ради получения денег и покупки на них чего-то желанного", то что будет дальше? Зачем учиться в институте?

Родителям тогда платить дважды: учебному заведению, которое приняло, и ребенку, который его посещает?


Источник фото: rekenoptaal.nl

Хочешь платить - плати, не хочешь - ищи другие способы воздействия

Возможно, опрос мам поможет выяснить, влияет ли плата за отметки в школе на мотивацию.

Вадим, отец пятиклассника:

Я считаю, что не стоит платить ребенку за сделанные уроки и оценки. Лучше инвестировать эти деньги в интересные развлечения, поездки, кружки и секции. На крайний случай, если действительно есть какие-то серьезные проблемы с учебой - нанять репетитора или сменить школу.  Мотивация деньгами тут не поможет - это только временная мера, которая по мере взросления ребенка перестает работать. Куда важнее, чтобы мотивация на учебу была внутренней. Ребенок сам должен определить для себя причины, по которым он ходит в школу за знаниями.

Татьяна, 2 детей-школьников: 4 и 6 классы:

Лично мое мнение, что ребенок, который учится ради денег, наверное, никогда не сможет быть волонтером. Мы не практикуем такое дело.
В нашей семье позиция такая: учеба - это то, что нужно самим детям. Так что вопрос еще, кто кому платить должен: родители детям или дети родителям за проекты?  Карманные деньги у детей, как ни крути, появляются: то на день рождения подарят, то бабушки-дедушки при встрече подсунут, то разрешим оставить сдачу из магазина. Вот на них наши дети и тренируются экономить, собирать, разумно тратить.

Мы обсуждаем вместе с детьми наш семейный бюджет. Перечисляем, какие расходы у нас будут в текущем месяце: оплата кружков, соревнований, школьных мероприятий и прочее. Сидим вместе и думаем, куда пойдем, а на чем будем экономить. Наверное, они понимают, что все деньги под строгим учетом, поэтому еще и за их учебу платить -  как-то глуповато получается.

Ольга, 2 детей:

Мне родители платили за оценки. Классе в четвертом, кажется. Система была такая: в конце месяца давали деньги, если не принесу ни одного "неуда", я их каждый день обычно носила. После этого я стала хорошо учиться.


Источник фото: squla.nl


Светлана, мама взрослой дочери:

За оценки в школе никогда не платили, хотя за выполнение поручений по дому - пробовали. Я пришла к выводу, что пока ребенок не станет самостоятельно зарабатывать деньги, он не научится их ценить и разумно ими распоряжаться. Когда дают родители - это не то, пусть даже за что-то заслуженное.

Алеся, 2 детей:

В целом, я считаю, что детей нужно мотивировать и поощрять за хорошую учебу. Если ребенок, например, мечтает купить себе скейт или велик, причем не такой, какой хотят родители, а выбрать сам, то это отличный способ мотивировать. Ведь мы и получаем образование для того, чтобы потом иметь возможность получать материальные блага.

Другое дело, если деньги ребенка не мотивируют, потому что у него и так все есть. И это не редкость на сегодняшний день. В таком случае нужно искать и предлагать другую мотивацию - поездки куда-то, посещение интересных мест и мероприятий. И само собой все это имеет денежный эквивалент.

Мой сын равнодушен к деньгам. У него нет желания копить деньги на что-то или ходить по магазинам (даже чтобы купить себе чипсы). Благо, у него и так отменная тяга к учебе.

Но у нас был опыт поощрения подарками за оценки в конце четверти. Я для себя определяла сумму, которую могла выделить. Прикидывала, что можно купить на эти деньги, и, если оценки меня удовлетворяли, то мы покупали что-то из намеченного. Так я поощряла его в младшей школе и класса до седьмого. На сегодняшний день он один из лучших учеников в классе, его зовут на все олимпиады и конкурсы, учителя высоко оценивают его уровень знаний.

Комментарий психолога:

Евгения Пронь, психолог Центра психологической поддержки усыновителей "Родные люди":

- С моей точки зрения платить детям за учебу – не лучший вариант. Спросите себя, что вам важно в отношении ребенка: поднять учебную мотивацию или научить обращаться с деньгами?

Отметки для меня – это подкрепление школьной системы.

Мотивацию к учебе можно и нужно поддерживать и развивать. Но плата за оценки – далеко не лучший из возможных вариантов. Вы задумывались над тем, что родители УЖЕ платят за учебу ребенка через выплату налогов?

У меня есть предложение относиться к трудностям, которые возникают с ребенком, как к точкам роста: с пониманием того, ЧЕМУ вы хотите научить ребенка в долгосрочной перспективе, какой ЦЕЛИ служит тот метод воспитания, который вы хотите применить, как данные действия повлияют на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ребенка.

Так какой же должна быть школьная мотивация, на чем основываться? Я считаю – на познавательном интересе, свойственном детям любопытстве, а не на оплате хороших отметок.

Поговорите с ребенком, попытайтесь выяснить, в чем причина его ситуации с учебой, узнайте его интересы и поддержите в новых начинаниях. И совсем не обязательно это делать с помощью денег.

В теме денег, на мой взгляд, у детей есть точка роста: научиться соотносить сумму денег с затраченными усилиями.

Часто для детей деньги – это просто цифра, бумажка. Важно дать почувствовать, какой труд стоит за определенной суммой денег. Когда мы просто «даем» деньги, дети не понимают, как они зарабатываются, как приходят, чего эти деньги стоят, какой эквивалент энергии и/или труда в эти деньги вложен. Потратил – и забыл.

Когда дети получают возможность заработать деньги, они совсем по-другому относятся и к их расходованию. Учатся распределять, делают осознанный выбор, на что именно и сколько потратить, исходя из той ценности, какую та или иная сумма представляет, какими усилиями она была заработана.

Я «за» предоставление ребенку возможности почувствовать через труд «стоимость»/«вес» денег, но только за те дела, которые не входят в круг непосредственных обязанностей (а учеба как раз-таки входит).

А вы платите своему ребенку за оценки в школе?

Автор: Наталья Колесникович



Обсуждают сейчас