"Я против насилия над личностью". 8-летняя Маша не хочет ходить в школу, а мама не заставляет

30 марта 2018 года
596

Практически с самого рождения дочери семья Полины жила в Таиланде, а год назад переехала в Россию, город Сочи. Полина отказалась в свое время от детского сада, а впоследствии и от школы для своей восьмилетней дочери Маши. Мама считает, что минусы школьного образования перевешивают все его достоинства. Сегодня она делится с нами своими наблюдениями.

 

Маша  с мамой и близкой знакомой семьи - певицей Дао

 

Началось все с попытки оставить Машу в детском саду. Я читала много мнений и слушала советы ближайших знакомых о том, что нужно потерпеть месяц, пока ребенок не адаптируется и перестанет плакать в детском саду. Я смогла выдержать только три дня, потом материнское сердце помогло открыть глаза на всю ситуацию, понять, что это ненормально.

Мне это напомнило детей из детских домов, которые уже младенцами перестают плакать, просто привыкая к мысли, что никто не придет на помощь!

Решили пойти другим путем

С тех пор я всегда интересовалась у Маши, хочет ли она пойти куда-либо, ее мнение было решающим. Не ходить сначала в садик, а потом в школу было именно ее решением, благодаря которому мы заинтересовались этой темой. Я стала рассуждать о том, что реально дает образование, система которого была сформирована десятки лет назад, когда не было ни компьютеризации, ни интернета, мир был совершенно другим.



Я могла сравнить детей до и после школы, как быстро они менялись и в какую сторону. Выводы, сделанные мной, окончательно убедили меня, что мы пойдем другим путем.

Я против любого насилия над личностью и навязывания своего мнения и искренне считаю, что детям, которых в силу юного возраста пока не успели запрограммировать, виднее, что для них лучше.

Как Маша учится дома?

Полгода назад мы предлагали Маше посещать Вальфдорскую школу, где преподавание ведется по альтернативной системе, без оценок и практически без учебников. Даже там ей не понравилось – «скучно», поэтому сейчас она учится дома.

У нас есть и самостоятельные занятия – мы читаем, пишем, но это все по желанию, и любимые кружки (сейчас это воздушная гимнастика и дизайн одежды).

Также Маша с трех лет занимается английским, но без строгого привычного нам обучения по учебникам, она просто общается с носителями языка, они болтают и играют.

Мой собственный опыт и опыт друзей показывает, что в подавляющем большинстве школьное образование совсем не учит языкам, люди в лучшем случае понимают, что им говорят, но ответить не могут или сильно стесняются.

 

Источник фото: архив героини

 

Я работаю в туристическом бизнесе, и вижу, что лишь мизерный процент наших туристов могут как-то объясниться по-английски. Для меня знание иностранных языков первостепенно, т.к. помогает расширить кругозор, потому свободный английский язык – это must have.

Маша свободно переписывается с помощью гаджетов. Мы не учили ее писать от руки до недавнего времени: ей это было неинтересно. Но мы убедили, что, на всякий случай, лучше освоить эту нехитрую науку.

Вспоминая моих школьных учителей, я бы не хотела, чтобы подобные люди навязывали Маше свои стереотипы, заблуждения и ограничения. Сейчас она находится среди людей, увлеченных своим делом, счастливых, наполненных, уважающих ее мнение, и пропитывается этим духом, а не сидит целыми днями за партой, как мышь под метлой, боясь пошевелиться или сказать лишнее слово.

Чем занимается в свободное время?

Как и все современные дети, Маша много времени проводит в интернете. Смотрит свои ролики или чужие, youtube, musically, instagram, переписывается с друзьями в whatsapp. Играет в куклы, очень любит гулять со своей любимой подружкой – малышкой двух лет, с семьей которой познакомилась во дворе.

Маша очень общительный ребенок, который легко заводит знакомства с детьми разных возрастов и взрослыми, которых встречает во дворе, на кружках и секциях, в продуктовых магазинах, куда давно ходит сама.

Она умеет с первого взгляда вычислять «своих» – таких же открытых, свободных и неиспорченных системой детей и взрослых. Не думаю, что постоянное пребывание в одном и том же коллективе из 20-30 ровесников, которых тебе навязали, более эффективно с точки зрения получения навыков общения с людьми.

У Маши много времени для того, чтобы побыть наедине с собой, благодаря чему она хорошо чувствует, что ей нужно, а что нет. Ей невозможно ничего навязать, ею невозможно манипулировать, ей незнакомо чувство вины.

Она строит свою жизнь сама. Все, что мы делаем - это предлагаем попробовать что-то новое и возим ее на занятия, которые она сама для себя выбирает. И у нее перед глазами есть отличный пример в виде нас, показывающий, что для того, чтобы иметь деньги на жизнь, необязательно каждый день гнуть спину в офисе.

Свободы не бывает слишком много, и не может быть упущенным время, потраченное на то, что тебе действительно интересно, а не на бессвязный набор знаний, которые вылетят из головы сразу после экзаменов.

Планы на будущее

Это уже будут ее планы. Если она вдруг захочет куда-то поступить, она сможет самостоятельно подготовиться и сдать выпускные экзамены, и это займет куда меньше времени, чем 11 лет.

Школьная программа дает не основы, а забивает голову информацией, которая не пригодится 99 % учеников.

 

Источник фото: архив героини

 

Основы Маша получает в жизни, когда пытается разобраться, почему горит свет, летает самолет, шипит сода при контакте с уксусом, и считает, хватит ли ей карманных денег, чтобы купить желаемое.

В интернете сейчас можно найти ответ практически на любой вопрос, и для этого не обязательно по 6 часов просиживать в школах на скучных уроках.

Если будет нужно, найдем репетиторов

Если это понадобится, мы, безусловно, будем искать для нее преподавателей, репетиторов, но исключительно по тем предметам, которые будут в ней вызывать интерес, а не по всем подряд, как в школе. Это огромная разница. Увидеть, что же ее заинтересует, совершенно несложно, потому что все эти предметы, только не в абстрактном, а в самом настоящем виде, находятся у нас перед глазами.

Сейчас в продаже такое количество всевозможных наборов типа «Юный химик» и т.п., что интерес точно не останется незамеченным. А школы… любые школы, не заинтересованы в развитии отдельных способностей отдельно взятого ученика, потому что школьная программа одна на всех, а в классе 20-30 учеников и один уставший учитель.

В школе никто не будет слушать Машу, если она скажет, что ее в данный момент интересует только химия, и она хочет целыми днями читать статьи по химии и делать опыты. Ее погонят на алгебру, а потом на русский, а потом на историю, и еще зададут столько заданий на дом, что она в тот же день забудет об этом своем интересе, и ей будет некогда даже задуматься об этом.

Сомневаюсь, что дочке понадобится вуз

Наблюдая за тем, как Маша развивается, я сомневаюсь, что она выберет профессию, где ей понадобится высшее образование с его стремительно устаревающими знаниями, шаблонами, скучными преподавателями и ограниченными возможностями для творчества.

Я помогу, чем смогу, но моя главная задача – воспитать в дочке самостоятельность и ответственность за свою жизнь.

У Маши перед глазами пример родителей, которые за 9 лет ее жизни ни дня не работали на кого-то.

У нее уже есть опыт предпринимательства: они с подружкой «открыли» гимнастическую школу, о них даже в сочинском паблике «Вконтакте» написали с фотографией их очень смешного объявления. «Бизнес» не пошел, но ничего – первый опыт он всегда такой. Все это они придумали сами, мы к этому не имели вообще никакого отношения.

Маша в 6 лет снялась в главной роли в тематическом клипе о внутренней свободе – «Бунтарь» певицы Дао.
 

Школа – это способ переложить свою ответственность на других

Отдать ребенка в школу – это удобно родителям. Отвел в школу, переложил ответственность на учителей – и можно расслабиться. Они думают, что без школы их дети будут маяться от скуки и просиживать целыми днями в играх и мультиках. Они думают, что школа приучит их к дисциплине.

Тут они правы – многих именно школа превращает в дисциплинированных винтиков, не способных мыслить самостоятельно и всю жизнь ищущих опеки со стороны более сильных личностей – родителей, супругов, начальников...

Некоторые родители даже искренне верят в то, что их дети любят школу. Это, мне кажется, опасный звоночек: если твоему ребенку в школе среди чужих людей и муштры по расписанию лучше, чем дома, то какой же ад у вас дома?   

Хочу добавить, что не нужно обольщаться на предмет «хороших» школ, экспериментальных школ, школ за границей. Это, конечно, меньшее зло, нежели общеобразовательная школа, но суть от этого не меняется: в любой школе ребенок делает, познает, открывает для себя не то, что ему интересно в данный момент, не то, что ему хочется, а то, что он должен делать и узнавать согласно расписанию и школьной программе, какой бы прогрессивной она не была.

Среднее школьное образование в Беларуси и России является обязательным. Поэтому хочешь не хочешь, но совсем избежать системы нельзя. Наш выход – это заочное обучение. Хоть из Таиланда, хоть из Африки можно сдавать тесты по интернету и получать зачеты. Просто не относиться к системе оценок серьезно и объяснить ребенку, что на самом деле важно.

А что вы думаете о таком нестандартном подходе к обучению ребенка?



Обсуждают сейчас