Если родитель помогает с домашкой, это "признак неблагополучия"? О чем спорили в Минске лучшие эксперты в образовании

30 марта 2018 года
187

Что не так со школой? Почему дети не хотят учиться? Как поднять престиж профессии учителя? Ответы на эти и другие вопросы получили гости и участники Образовательного форума «Про школу: Так можно!», который прошел в Минске 17 марта. Эксперты в образовании обсуждали самые “больные” вопросы школы и предлагали свои решения.

 

1. Что не так со школой?

  • Школа — это большой анахронизм.

В своем выступлении известный психолог Людмила Петрановская напомнила, что современная школа  была создана для эпохи индустриализации. В то время успех зависел от того, насколько слаженно будут работать огромные системы с большим количеством как металлических, так и человеческих “винтиков”.

Школа блестяще справлялась с этой задачей: она хорошо готовила кадры, которые делали конкретные вещи по одинаковым стандартам.

Идея, на которую нацелена школа: будь хорошим, учи алгоритмы, и если ты будешь добросовестным, надежным исполнителем, не будешь лениться, то найдешь свое место в мире. И тут мы понимаем, что это  - засада, потому что в современном мире это - неправда.

  •  Школа учит не тому.

90% того, чему учит школа, в реальной жизни не нужно. А те 10%, которые нужны, она, к сожалению, тоже не дает.



В том потоке информации, которую мы пытаемся “впихнуть” в головы детей, они не успевают понять суть. Все тонет в огромном количестве необработанных, неосмысленных, непонятых хаотичных знаний. И получаем студентов, которые помнят, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но совершенно не понимают, почему.

Более того, мы не даем пройти человеку свой путь, почувствовать зов, на что откликается сердце. Где твоя миссия, для чего ты создан? Как работать, если у тебя не получается? Что делать, если не хочется делать уроки? Ответы на эти вопросы - куда важнее, чем “Сколько будет 2+2”.

Школа должна научить ребенка быть хозяином самого себя, ставить цели, планировать, работать со своей мотивацией, преодолевать ошибки. Но этого не происходит.

  • Школа не для детей.

Мы много думаем о содержании образования, методике, но, как ни странно, мы мало думаем о детях.

Идет много вопросов по форме: “писать сочинения - не писать сочинения”, “сдавать ЦТ - не сдавать ЦТ”. Людмила Петрановская уверена, что нет никакой проблемы в ЦТ как в таковом. Проблема в том, что тесты и экзамены стали самоцелью, ради которой существует школа и ради которой существуют дети в школе. Получается, что форма подмяла под себя все другие ценности.

Современная школа воспринимает детей как сосуд, в который нужно вложить знания и передать их следующим поколениям.

Проблема в том, что учитель любит Льва Толстого больше, чем ребенка.

Дети это чувствуют, они понимают, что что школа - не для них, что они в ней - лишь средство. А им хочется, чтобы учитель приходил в школу к нему: чтобы учитель его видел, разговаривал с ним, помог развиваться и раскрывать свой собственный потенциал. 



 

  • У детей нет права на ошибку.

Школа сравнивает детей с неким стандартом. Все ошибки ребенка однозначно трактуются как вина, а не как возможность, не как признак того, что человек делает что-то новое. Это сильно замедляет рост, препятствует любому развитию. 

Когда вы утром делаете яичницу - вы скорее всего не совершите ни одной ошибки. В этот момент вы не учитесь, а делаете то, что уже умеете. Если ребенок что-то делает, не ошибаясь, это говорит о том, что это - не учебная, а какая-то другая деятельность.

  • Детей не учат командной работе.

Людмила Петрановская в своем выступлении напомнила, что наше образование построено вертикально, никакая командная деятельность не предусмотрена. Если дети начинают перешептываться на уроке, то сразу же слышат:

Не смотри, не разговаривай, не списывай.

Детям не позволено работать вместе над чем-то серьезным. Все взаимодействия - только через учителя. Это лишает детей важных навыков. Ведь "умение работать в команде" - одно из важных требований на любой работе. 

Что делать?

  • Уйти в катакомбы.

На вопрос из зала, что родитель может сделать для своего ребенка уже сейчас, если забрать из школы невозможно, Людмила Петрановская дала простой и понятный ответ.

По мнению спикера, в школе как таковой нет ничего плохого. Но школа - это организм, который совершенно не адаптирован к современным реалиям. Выхода из сложившейся ситуации два: либо дать полную свободу, чтобы школа сама адаптировалась к изменениям; либо понять, что нужно делать и самим организовать эти изменения.

Второй вариант хорош для маленьких стран, таких, как, например, Эстония. Однако для школы в более крупном государстве, для школы с большими заслугами более разумен первый вариант.

Ни наше, ни ваше государство не занимается ни реформой, ни убиранием рук. Мне кажется, наше с вами будущее - это катакомбные школы. 

Это школы, в которых формально дети будут на семейном образовании, а реально родители будут объединяться, привлекать талантливых педагогов, пробуя новые методы и уходя от контроля архаичного государства.

В мире всегда так: либо ты признаешь изменения, либо изменения происходят сами и тогда уже извини - как получится.


 

  • Не делать уроки с детьми.

Вопрос из зала, нужно ли родителю делать уроки, спикер признала лучшим и одним из самых популярных.

Если родитель вынужден помогать ребенку делать домашние задания, это признак неблагополучия. В норме такого быть не должно. Это симптом.

А вот симптом чего - это надо вникать в каждой конкретной ситуации. Это может быть особенность развития ребенка, который, правда, с чем-то не справляется. Это может быть неблагополучие школы,  отношений, самого родителя, которому надо к психотерапевту.

  • Не бить детей по голове.

На вопрос из зала, как поддержать в ребенке любопытство, у Людмилы Петрановской тоже был готов ответ. Она рассказала, что ребенок рождается с познавательной активностью. Все люди ею “оснащены”, это - наша “фабричная установка”.

Никаких специальных усилий для этого не нужно. Если не бить ребенка по голове в широком смысле, то больше ничего не нужно.  Нужно, чтобы у него была нормальная развивающая среда, чтобы ему было безопасно, чтобы взрослые видели в нем человека, а не контейнер для наполнения - и все. 

2. Что не так с учителем?

  • Учитель не защищен.

Людмила Петрановская обратила внимание, что учитель и его состояние - еще одна серьезная проблема современной школы. Учителя чувствуют себя униженными, не имеют навыков борьбы за свои права, у них нет независимого профсоюза. У них самих нет технологий отстаивания своей субъектности. Прозвучал риторический вопрос:

Чему в таком случае они могут научить детей?



Затем спикер напомнила, что раньше - в начале 20 века  - учителя воспринимались как самая активная часть общества.

За таким учителем пойдут куда угодно и прочтут даже Льва Толстого, если учитель сказал, что это круто.

Смех в зале вызвало сравнение наших реалий со Швецией. Если в шведской школе главная задача - совместить знания и демократию, то в нашей - как сделать вид, что мы даем знания, но чтобы у детей ни в коем случае не зародилось даже мысли о демократии.

А это сложно, потому что дети только об этом и думают, хотят жить, хотят свободы, справедливости.

  • Учитель не готов к работе с детьми.

Во время дискуссии ведущие подняли еще одну больную тему современного учителя - степень его подготовки к работе с детьми.

Людмила Петрановская рассмешила всех, честно сообщив, что курсы педагогики в современном ВУЗе - это “блаблаглупости” о развитии личности и духовном потенциале, а в лучшем случае - биографии великих педагогов.

Но учителя не знают, что делать, если ребенок залез под парту и кукарекает. Их никто не научил, как взять группу и держать ее. Их никто не научил, что если вы пришли после звонка, а класс галдит - как сделать так, чтобы вас через 30 секунд все слышали. Этому никто не учит. И учителя - те, кто пришел в эту профессию ради идеи - просто рыдают!

 

Так что делать учителю?

Во время дискуссии спикеры форума дали вполне внятные ответы на вопросы, что же делать.

  • Подготовить учителя.

Людмила Петрановская:

Педагогическое образование должно осознаваться как гуманитарная деятельность.Что школа - это работа с детьми. Что дети - это люди такие. И к этому готовить учителей.

Роксанна Левицкая (Украина):

Онлайн-обучение. В нашей стране все учителя обязательно его проходят и оно бесплатное. И очень интересное. Если учителей стимулируют для того, чтобы они зашли  в программу, то потом они остаются там с удовольствием. То есть рецепт прост: тем людям, которые умеют и знают КАК, дали разработать ту программу, которая “зайдет” и это оплатили государством.

Лайне Беловас (Эстония):

У нас в гимназии учителями могут быть люди без педагогического образования. Если он - магистр в своей области науки и я вижу, что он приятный человек и любит детей, я возьму на работу.

Из зала прозвучал честный вопрос неравнодушного учителя: "Я иногда срываюсь и кричу на детей. Потом неделями мучаюсь. Что мне делать?". Спикеры поддержали педагога. Признали, что если он об этом думает, полдела сделано. А Людмила Петрановская добавила:

На самом деле, это не так важно: кричит учитель на детей или нет. Как бы странно это ни звучало. 

И рассказала свою историю. У ее сына была учительница-холерик. Которая постоянно "носилась" по классу, часто просто "орала". Но при этом к детям она относилась с такой же страстью

Она говорила. Я всю ночь не спала, думала, решите ли вы эту трудную задачу?! А вы справились!!! Какие молодцы! Какой чудесный день сегодня!

И дети прощали ей ее взрывной темперамент.  Однако, если учитель хочет научиться "не кричать" - нужно просто найти место, где его научат работать с группой. 

  • Защитить учителя.

Роксанна Левицкая, Украина:

Попросите одного из родителей провести что-то по своей теме, по любимой ему теме. Оставьте его с классом на 45 минут. Этого достаточно, чтобы к вам стали относиться по-другому.

Людмила Петрановская:

Очень важно, чтобы была система поддержки учителей. Родители, если вы видите, что учитель любит детей,  то стойте за него горой. Таким учителям всегда достается больше других, они всегда попадают под прессинг. Единственная возможность уберечь его учителя  - сделать так, чтобы закатать в асфальт такого учителя было себе дороже. А технологий на это - профсоюз (защита коллег), защита родителей. Никакого другого способа нет.

Лайне Беловас, Эстония:

Это моя задача как директора. Это - мои люди.

Изменения надо начать с себя, найти близких по духу коллег и, объединившись, вместе менять мир - в этом спикеры форума были единодушны. А Людмила Петрановская резюмировала:

Думаю, все это - дело времени. То, что вы в этом зале, говорите об этом, думаете об этом — это начало процесса, который невозможно остановить.

Посмотреть полное выступление спикеров Образовательного форума можно ЗДЕСЬ.  

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему


Обсуждают сейчас