Сейчас на сайте
Новости портала
В Минске откроется необычный лагерь, где детей научат «навыкам будущего» Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание
Все о детях
Домой после роддома: все, что нужно знать родителям об уходе за детьми
Это интересно
Налегают на еду и алкоголь. Как женщины переживают эпидемию Мальчик VS девочка. Можно ли запланировать пол ребенка и как его определяют на УЗИ
Фотофакт
Вы можете не верить, но на фото бабушка. Просто внуки у нее появились очень рано Добро пожаловать в ад! Родители делятся смешными фото до и после рождения ребенка
Школьная жизнь
Родители благодарят чиновников от образования за (не) проделанную работу
Спорный вопрос
«Моя грудь стала похожа на уши спаниэля». Нужно ли винить грудное вскармливание в этом? Все справедливо или не очень? Белорусы о господдержке семей с детьми
Личный опыт
«Еще немного — и я кого-нибудь убью». Белоруски о том, что их раздражает в родительстве

Отличники мечтают уехать из страны, останутся только "за большие деньги". Тенденции современной школы

29 марта 2018 года
27

Какие предметы из школьной программы пригодились выпускникам? Сколько профессий исчезли за последние 10 лет и сколько студентов сейчас получают «вымирающую» профессию? Ответы на эти и другие вопросы получили гости и участники Образовательного форума «Про школу: Так можно!», который прошел в Минске 17 марта. Социологи, руководители бизнеса и даже сами школьники говорили о слабых местах нашей системы образования.


«Учат в школе»: как, чему и зачем?

Выступление социолога Дарьи Урбан заняло не более 20 минут, но этого времени было достаточно, чтобы описать ситуацию с образованием в Беларуси. Цифры говорят сами за себя.

В рамках исследования среднего образования в Беларуси были опрошены выпускники. У них поинтересовались, какие предметы пригодились им в жизни. Лидирует русский язык – 53,7% респондентов заявили, что этот предмет им пригодился вне стен учебных заведений, затем идет белорусский язык – 16,1%, математика – 7,6%.

Иностранный язык выбрали только 4 % опрашиваемых! Информатика пригодилась только 3,4% респондентов. Чуть меньше выпускников выбрали белорусскую и русскую литературу. На остальные предметы пришлось около 1% и менее. География, медицинская подготовка и ОБЖ затерялись внизу списка.



Данные выводы красноречиво говорят о применимости нашей школьной программы. 40% опрошенных школьников считают, что работа с учебниками и запоминание большого объема информации – это хорошие оценки. И с этим трудно поспорить.


Отличники хотят уехать из Беларуси

Хотят ли современные школьники после окончания учебы работать в Беларуси? Исследование показало, что только 16% выпускников школ при любых условиях планируют оставаться в родной стране, все остальные при возможности готовы уехать из страны.

 

Самая важная категория для нас – это отличники.  Из них 59% готовы уехать за рубеж при более выгодных условиях, то есть мы потеряем самую важную часть нашего будущего.

Если уж оставаться в Беларуси, то только за хорошие деньги. По результатам исследования, у большинства выпускников первое требование к работе – это высокая оплата труда, при этом отличники и хорошисты часто выбирают интересную работу.


Нужно научить детей думать самостоятельно, принимать решения, а не зазубривать что-то для ТЦ, перестать пугать их оценками. Очень много детей боится получить плохую оценку, за этим обычно следуют санкции и со стороны школы, и со стороны родителей. Дети боятся совершать ошибки и в дальнейшем. Выходя на рынок труда, они продолжают действовать по той же накатанной схеме: они боятся проявить инициативу, боятся ошибиться. Невозможно делать что-то новое, не зная, чем это закончится без права на ошибку, –

считает социолог Дарья Урбан.

Как выбрать профессию?

Сложности для вчерашних школьников кроются не только в том, чтобы отойти от школьных требований во взрослой жизни, но и в том, что знаний о новых профессиях и о содержании выбранной специальности у выпускников недостаточно. Выбирать будущую профессию приходится буквально вслепую.

Надежда Путято, руководитель TeenGuru Business Academy, предложила готовый алгоритм помощи школьникам в выборе профессии и на примере 11-классницы Карины Переверзовой продемонстрировала его работу.

Интересно наблюдать, как менялось наше отношение к выбору профессии исторически: сначала она переходила от поколения к поколению, от родителей к детям, позже люди искали работу со стабильным доходом, а наше поколение ищет работу в соответствии с увлечениями и интересами. Нам очень важно получать от нее удовольствие. Поэтому мы очень часто слышим совет: идите за своими увлечениями, ищите работу в этой сфере и, конечно, вы добьетесь успеха. Это хороший совет, но он не совсем правильный… Наши увлечения меняются со временем: то, что увлекало вас в детстве, может, уже не так увлекать сейчас. Поэтому строить выбор своей профессии только на увлечениях будет не совсем правильным.

Надежда Путято и Карина Переверзова

8 шагов выбора будущей профессии

Надежда считает, что родители и учителя должны помочь школьнику услышать себя и разобраться в самом себе.

1. Нужно определить свои сильные стороны (что нравится делать и что хорошо получается) и слабые (что страшно делать, что не нравится, отрицательные черты характера). Учесть возможности (исходя из личных качеств и условий внешней среды) и принять во внимание угрозы (то, что может помешать достичь цели).

Сейчас в отличие от поколения наших родителей благодаря интернету у нас есть возможность учиться онлайн практически в любом университете мира.

2. Далее следует составить список подходящих профессий. Важно учесть не только личные качества, но и то, что мир очень быстро меняется.

600 профессий исчезло за последние 10 лет. 60% студентов сегодня получают профессии, которые исчезнут через 10-15 лет.

3Учителям следует организовать общение детей с профессионалами: родители могут рассказать о своей профессии всем ученикам класса. Детям нужно посещать образовательные и профориентационные мероприятия для подростков.

Важно понимать не только положительные стороны будущей работы, но и отрицательные. Например, повышенный уровень стресса. Для кого-то – это постоянные проблемы со здоровьем, а для кого-то – мотивация и стимул. Все мы разные, и для каждого из нас подойдут разные профессии.

4. Очень важно понять, что скрывается за названием. Понять суть профессии помогут экскурсии в компании.

Современному подростку попасть на экскурсию просто: многие компании добавляют на свой сайт функцию «записаться на экскурсию», нужно просто заполнить заявку, собрать группу и пойти.

5. Уже сейчас можно попробовать себя в профессии. Для этого нужно выбрать список компаний, в которые школьник хотел бы попасть, написать письмо и попроситься на стажировку.

Экскурсии недостаточно, чтобы понять твое это или не твое, – говорит школьница Карина. – Мне очень понравилась работа веб-дизайнера (качества подходят и навыки есть), но, попробовав делать сайты и логотипы, я поняла, что могу этим заниматься только, когда у меня есть вдохновение. А клиенты явно бы не планировали подстраиваться под мое настроение. Поэтому важно не только понять, какой процесс скрывается за названием профессии, но и попробовать себя в этом.

6. Сегодня недостаточно быть специалистом в какой-то узкой области. Сейчас, чтобы быть востребованным на рынке труда, надо развивать разные грани, разные знания, разные сферы.

Учите юриспруденцию, изучайте биологию, IT, бизнес, все, что угодно сейчас можно совместить,

советует Надежда Путято.

7. Сейчас часто говорят, что дети не находят профессию, потому что плохо искали, но многие дети еще не знают о той сфере, в которой они могли быть успешными.

8. Развивайте любознательность у детей с раннего детства. Слушайте, понимайте и принимайте своих детей. Также очень полезно учителям объединяться и показывать, как связаны между собой разные науки и как эти связи можно использовать в профессии.

 


Опытом делится 11-классница Карина Переверзова:

Я учусь в химико-математическом классе. Мы часто задавались вопросом: почему химия и математика, а не химия и биология? Ведь так же логичнее. Наши учителя математики и химии провели интегрированный урок. Мы находили угол связи у молекулы метанола по теореме косинусов. Нам бы раньше и в голову не пришло, что молекулы и косинусы можно как-то совместить! Благодаря этому уроку мы увидели, насколько глубокая связь между этими двумя предметами. Хочу сказать спасибо моей школе за этот урок. Дорогие учителя разных предметов, объединяйтесь! Проводите совместные уроки! Это поможет ученикам совсем по-другому взглянуть на ваш предмет, а кто-то благодаря этому, как и я, найдет свою будущую профессию.

Ольга Давлетбаева

А ваш ребенок уже определился с профессией?

Посмотреть полное выступление спикеров Образовательного форума можно ЗДЕСЬ.

 

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры

Если вы хотите поделиться личным опытом или рассказать о проблеме для статьи на нашем портале, пишите на editor@rebenok.by


Рекомендуем

Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома


Обсуждают сейчас