Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Голосуйте за лучший детский рисунок — победитель выиграет велосипед!
Все о детях
«Привыкаешь, становишься озлобленным». Повзрослевшие детдомовцы вспоминают детство "Даже уроки они делают вместе!". Как дети радуются домашним животным
Это интересно
"Часами варили в кастрюльке сгущенку". Любимые лакомства из нашего детства "Я бы и четвертого-пятого родила". Тамара Лисицкая о семейных ценностях
Спорный вопрос
Если ребенок учится плохо, это не показатель тупости Родителям все должны. О неуважении к чужому труду
Здоровье
9 симптомов менингита, о которых важно знать родителям
Отношения взрослых
Друзья удивляются, родственники не понимают. Почему я дружу с бывшим мужем? "Ложимся спать, только помирившись". O том, как быть счастливыми в браке
Личный опыт
«Муж не считает мою работу опасной». Часто ли многодетная стюардесса видит своих детей? "Оставляем ребенка бабушке и путешествуем". Как сохранить романтику в браке

«Как мотивируем учителей? Ходим вместе в СПА!». Сильнейшие педагоги мира рассказали, как изменить школу к лучшему

21 марта 2018 года
18

Доступный интернет, бесплатные обеды, длинные каникулы и заботливое отношение учителей - вы мечтаете о таком для своего ребенка? Примеры таких школ (причем очень успешных с точки зрения качества знаний) в мире существуют. В этом смогли убедиться гости и участники Образовательного форума "Про школу: Так можно!", который прошел в Минске 17 марта. Представители сильнейших школ мира приехали к нам, чтобы поделиться опытом с белорусскими учителями и родителями. Спикеры из Беларуси тоже нашли чем удивить!

 

Эстония: доверие к учителю  и короткий учебный год

За 30 лет я посетила всего несколько уроков других учителей, -  

это откровение от Лайне Беловас, oснователя и директора известной эстонской гимназии Наоротси, публика встретила бурными аплодисментами.



По словам специалиста, образование в Эстонии строится в первую очередь на доверии к  школам. Учителей здесь стараются поддерживать, а проверяют только, когда на педагога жалуется кто-то из родителей или детей. Но это не мешает стране занимать лидирующие позиции в мировом образовании.

Еще одна особенность местных школ – сокращенная учебная нагрузка по сравнению с Беларусью. Так, в Эстонии принят короткий учебный год с пятью каникулами. А чтобы школьники были более сосредоточены на учебе, их кормят в столовой совершенно бесплатно. В любом месте в школе можно пользоваться Wi-fi.

Школа в Эстонии существует в первую очередь для учеников, а не для взрослых, которые в ней работают. Поэтому педагоги сами решают, что и как преподавать, по каким книгам, конечно же, опираясь на государственную программу.

"Хороший учитель учит ученика, а не учебник", - так звучит одна из заповедей хорошего эстонского педагога. При этом никакой особой господдержки для педагогов в Эстонии нет. При наличии проблем или вопросов педагоги в первую очередь обращаются за советом друг к другу, рассказала Лайне. "А еще, раз в году где-то, ходим вместе в СПА!". 

Швеция: равняемся на советского психолога

Не меньше порадовало гостей выступление шведов -  директора школы Backaskolan Фредрика Хаканссона  и его коллеги Роджера Харгескога. В этой школе, созданной 27 лет назад, по инициативе родителей, не любят тесты, а к оценке знаний относятся настороженно.  Главным считают - не дать знания, а научить мыслить.

 


Шведы рассказали, с  каким огромным уважением они относятся к работе советского психолога Льва Выготского, основами работ которого пользуются в своей школе для построения более эффективной работы с учениками.  Знаменитые «Круги Выготского» помогают  определить зону ближайшего развития ребенка, и, справляясь с нагрузкой вместе с ним, постепенно увеличивать его возможности и ответственность.

 

Круги Выготского - Зона дел вместе с взрослым – зона ближайшего развития ребенка, которая будет использоваться как его потенциал на ближайшее будущее

Лицей БГУ: арт-терапия между уроками и соревнования с учителями

Но не только наполнение уроков сегодня волнует родителей и учителей. Важно, чтобы детям было интересно ходить в школу – и в этом могут помочь внешкольные занятия.

Директор лицея БГУ, кандидат исторических наук Макар Шнип обратил внимание на то, что школьники сегодня очень  сильно перегружены учебной программой, поэтому для них в лицее разработали «методы психологической разгрузки».



Так, в этой школе устраивают дни арт-терапии, во время которых учащиеся занимаются раскрашиванием популярных сегодня рисунков.

Не меньшей популярностью пользуется песочная терапия, во время которой лицеисты – практически взрослые люди – строят из кинетического песка настоящие замки, заселяют туда маленьких бонстиков или других героев – и получают от этого огромное удовольствие.

Оказывается, песочная техника отлично развивает правое полушарие мозга человека, и лицеист после такой разгрузки, уверяют педагоги, гораздо легче усваивает новый материал.

А еще лицей БГУ может похвастаться своими многочисленными командными мероприятиями: тренингами, творческими выступлениями,  спортивными соревнованиями и самоуправлением учащихся. Интересный нюанс:  на любом мероприятии наряду с командами детей участие принимает и команда учителей. "Так справедливее и интереснее", - полагают в лицее.

Сельская школа, которая вырастила бизнес-компанию

Помимо развлечений после уроков в школе вполне реально заниматься бизнесом! Своим опытом в организации школьной бизнес-компании поделилась на форуме директор сельской школы в деревне Ляды Ирина Змачинская.



Она предложила ученикам придумать свой бизнес-проект, доступный для простой деревенской школы. Просчитав множество вариантов, дети выбрали… веники. Они отправились вместе с педагогами в лес -  за нужными ветками, сделали веники и начали их продавать.

Выяснилось, что с помощью педагогов школьники могут научиться  зарабатывать в собственной школе и собственной деревне!

После первого успеха ученики решили попробовать более сложные вещи – например, их заинтересовало создание национальных костюмов. Юридические тонкости дети тоже не обошли стороной – в ближайшее время школьники собираются открыть счет в банке, чтобы официально получать прибыль и ей распоряжаться.

 «Взгляд на свою работу со стороны»

По словам участников и гостей форума, такие события помогают посмотреть на свою работу с другой стороны. Вот что дал Образовательный форум приглашенным учителям:

  • Возможность "пощупать" привлекательные модели образования из Эстонии и Швеции.
  • Понять, чего хотят сами школьники и каким они видят свое будущее.
  • Восхититься внешкольной жизнью некоторых учебных заведений, причем все это -  реалии Беларуси.
  • Познакомиться с новыми направлениями в современной системе образования – коучингом, STEM, бизнес-образованием.
  • Осознать, в какую сторону нужно двигаться белорусской школе.

Фредрик Хаканссон, директор шведской школы Backaskolan:

Такие форумы очень важны. Мы вроде бы делимся своим прогрессивным опытом, но и для нас эти встречи приносят пользу: мы можем взглянуть на себя со стороны, услышать вопросы из зала и, отвечая на них, понять, куда необходимо двигаться дальше.

Ольга Жук, заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, доктор педагогических наук, профессор:

Очень важно, что форум – это  общественная инициатива.  Он вскрывает и решает всю комплексность вопросов школьной жизни. Очень  приятно отметить, какие насущные и интересные вопросы спикерам задавала аудитория.

Но больше всего меня волнует, насколько готовы к изменениям сами учителя. Мне кажется, в образовании каждый может начать с себя, попытаться что-то изменить на том уровне, где он находится, а не ждать изменений извне. Поэтому я очень надеюсь, что такие встречи станут толчком для учителей вернуться на свои рабочие места и что-то начать менять. Именно с них может начаться перестройка системы образования в самом лучшем смысле этого слова. Опыт Швеции, Эстонии, других стран как раз служат этому примером.

Наталья Логвиненко, основатель студии дополнительного образования "Школа ЛВС", мать пятерых детей:

Я не могу сказать, что много нового узнала на этом форуме. В прошлом году я прошла курсы "Менеджмент образования" в Америке, обучалась в Питере, со многими мыслями и теориями, высказанными участниками форума, я была уже знакома. А некоторые – например, принципы шведской системы, уже сама претворяю в жизнь. Но форум прекрасен! Он ставит перед собой очень правильные задачи – расшевелить закостенелую систему образования. И это очень круто!

Оксана Викторова, учитель русского языка и литературы:

В школе я работаю уже 15 лет. И, признаюсь, мне начало казаться, что я уже "выгорела" эмоционально. А проведя день в компании коллег, друзей, послушав, как построена работа в других школах и других странах, я воспрянула духом. Мне очень хочется попробовать применить что-то из предложенного в жизни, в своем классе, в своей школе. Не помню, когда в последний раз испытывала такое нетерпение – наверное, первые годы после института. В общем, я очень рада и благодарна этому образовательному форуму.


Алеся Шинкевич, идейный вдохновитель и  организатор форума:

Темой образования я заинтересовалась давно, когда появились вопросы относительно обучения моих сыновей (6 и 1 класс). А спустя какое-то время мне моя коллега прислала ссылку о питерском образовательном форуме, и пронеслась молниеносная мысль: "А почему бы не сделать и у нас?"

За полгода до форума мы проинтервьюировали учителей и родителей по вопросам понимания текущей ситуации и определили приблизительное видение.  C ноября стали двигаться к цели. В проект вошли с нулем, но практически все, у кого просили помощи и поддержки в организации форума, откликнулись, особенно нас приятно удивил IT-бизнес.  

Наша цель –   вдохновить на позитивные изменения, показать зарубежный опыт.  На форум зарегистрировалось больше 1000 человек, присутствовало 600, но онлайн-трансляция дала возможность посмотреть всем желающим. Очень приятно, что учителя подходили и благодарили за то, что организаторы осуществили  их мечту, за то, что форум был организован "снизу" и стал по-настоящему народным, всебелорусским.  Учителя почувствовали, что они не одни, у них есть поддержка 

Посмотреть полное выступление спикеров можно ЗДЕСЬ.

Фотографии: instafoto.by, Максим Гупинец, Оля Сафонова, Лолита Рутковская

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры





Обсуждают сейчас