"Научить и оценить - разные цели". Директор и учитель школы в Швеции рассказали о своей работе

16 марта 2018 года
4

Школа, где не любят тесты, а к оценке знаний относятся настороженно. Школа, где считают главным - не дать знания, а научить мыслить. Школа, где учителя разных предметов работают командой, а ученики разных классов дружат и тесно общаются. Такая школа родилась в Швеции 27 лет назад по инициативе родителей. И она живет до сих пор. Подробности - в нашем материале.


Источник фото: backaskolan.se


27 лет назад у небольшой группы шведских родителей родилась мечта. Мечта о маленькой, уютной школе для своих детей. Где все бы знали друг друга. Где вообще бы не было оценок. Где была бы другая - более прогрессивная программа. Где дети могли бы больше узнать и активно проявить себя в искусстве: живописи, музыке, театре, литературе, танцах.

Их мечта сбылась. Родители сами воплотили ее в жизнь: создали школу и назвали ее Backaskolan. Директор этой школы Фредрик Хаканссон и член Правления школы Роджер Харгеског рассказали нам,  во что трансформировалась школа мечты за эти годы.


Фредрик Хаканссон и Роджер Харгеског

1. Цель обучения - не только знания

В момент создания школы - в 1994 году - школьная система в Швеции была менее регулируемой, чем сейчас, поэтому никаких препятствий для воплощения всех своих мечтаний  родители не встретили.

Однако сейчас все строже: есть даже специальное государственное агентство, которое проводит регулярные проверки того, насколько соблюдается единая для всех государственная программа.

Педагогов это не расстраивает: программой они довольны.

Шведская школа имеет две основные задачи: миссия знаний и демократическая миссия. Для нас в Backaskolan они идут рука об руку. -

говорит директор школы.

И поясняет: чтобы действовать демократически и принимать решения, каждый гражданин нуждается в знаниях, это очевидно. Но эти знания надо уметь обрабатывать, критиковать и анализировать. Поэтому в школе Backaskolan упор делается не только на получение знаний, но и на умение  слушать других, аргументированно спорить и уметь видеть вещи с разных точек зрения.



Связь  реальностью

Внимание в школе уделяется и тому, чтобы ученики воспринимали учебу не как нечто отстраненное от реальности, а наоборот, как то, что позволяет лучше понять реальность.

Учеба становится более интересной и осмысленной, когда знание по предмету связывается с реальными проблемами. Мы привносим реальность в школу и школу – в реальность,  -

говорят педагоги.

2. Научить и оценить - разные цели

В Backaskolan как и во всех школах Швеции детям не ставят оценки до 6 класса. Выпускных экзаменов у школьников тоже нет: чтобы поступить в ВУЗ, ученики просто подают туда документы. Однако попасть в престижный ВУЗ или на престижную специальность могут лишь те, у кого высокие баллы в аттестате.

Тому, что детей нужно оценивать, в Backaskolan не очень рады. Наши собеседники не отрицают, что оценки - мощный дополнительный мотивирующий стимул. Но при этом член Правления школы Роджер Харгеског отмечает, что научить и оценить - это разные цели. И попытка их сочетать может вызвать проблемы.

Появляется риск того, что ученик будет стараться скрыть, что он что-то не понял вместо того, чтобы обратить  внимание на это и  попросить о помощи. Мы надеемся вдохновить детей учиться, просто для удовольствия, а не ради оценок.

Однако проверку знаний проводить надо. При этом в Backaskolan придерживаются ключевого принципа, что важно - не только что-то выучить, но и уметь анализировать знания и критически мыслить, а также - инициативность, креативность, навыки совместной работы. Поэтому проверка знаний проходит в самых разных формах: тесты, представления, лабораторные, отчеты, решения проблем, фильмы, радио и пр.


Источник фото: backaskolan.se


Вообще, к тестам в школе относятся настороженно.

Контроль знаний через выбор правильных ответов в тестах разворачивает образование в сторону копирования тестов, а не заботы о качестве. Это также ставит под вопрос профессиональную роль учителя. Если учитель ничего не решает, если он не чувствует доверия со стороны государства и его работа оценивается с помощью каких-то общих тестов, то и вправду, зачем тогда он? 

3. Учитель - часть команды

В Швеции профессия учителя сейчас имеет гораздо менее низкий статус, чем это было лет 50-100 назад. Чтобы поступить в ВУЗ на специальность юриста или врача, требуются высокие баллы в аттестате, а вот на педагогические специальности попасть можно и с куда более низкими. Профсоюзы добивались от правительства повышения зарплаты учителей и преуспели лишь частично: заработная плата высококвалифицированных учителей выросла, а вот у остальных осталась неизменной.

И все же есть некоторые молодые люди, для которых учитель – это работа мечты.-

убежден Роджер Харгеског.

Учителя в Backaskolan - это не единичные разрозненные “носители” определенной сферы знаний. Учитель - это часть команды. И учителя стремятся показать ученикам, как предметы связаны между собой. Поэтому работают в тесной связке, обсуждают и планируют, как подать материал на одном предмете, чтобы ученики вспомнили свои знания с другого предмета.  


Источник фото: backaskolan.se
 

Учителя в Backaskolan не пользуются лишь учебниками для передачи материала:  они делают собственные обзоры, показывают фильмы, показывают жизненные примеры, дают изучать дополнительную литературу и пр. Методы работы с учениками тоже разные, нацеленные на поиск баланса между индивидуальной и групповой работой, упражнениями, творчеством, обсуждением, письмом и размышлениями.

Хорошие отношения с учениками - еще один важный аспект работы учителей. Учителя очень близки с детьми, например, на переменах они вместе с ними взаимодействуют, общаются, а за обедом они сидят с детьми за теми же столами.

В школе уверены, что учитель должен помогать ученику повышать самооценку, осмеливаться идти на риск и открывать для себя понимание, что ученик - творческая личность.

Учитель в Backaskolan помогает ученикам учиться реализовывать свои идеи, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Мы учим их организовывать себя и свою работу.

Источник фото: backaskolan.se

4. Ученики

  • Решают

Чтобы выполнить свою демократическую миссию, направленную на формирование чувства собственной значимости, умение совершать выбор и оказывать влияние, школа предоставляет детям возможность принимать участие в общественной жизни.

В Backaskolan есть несколько ученических сообществ. Например, школьный совет есть среди младших школьников и другой – среди старших. Еще есть совет по досугу.

Ученики в них обсуждают проблемы, вносят предложения и всегда знают, что будут услышаны.

Школа сама по себе  - это демократическое место здесь и сейчас. Здесь школьники тренируются к будущей жизни. Они понимают, что их мнение значимо, чувствуют свою ответственность перед другими и собой за свою жизнь, -

говорит директор школы  Фредрик Хаканссон.


Источник фото: backaskolan.se
 

  • Помогают друг другу.

В Швеции дети идут в школу в 6 лет и первый год обучаются в так называемом нулевом классе.  Каждый такой ученик в Backaskolan получает ментора из класса на год старше. И эта связь сохраняется на все время обучения в школе. Через год этот новичок становится ментором нового новичка: выстраивается своеобразное “дерево” менторов. А раз в год проводится игровое соревнование между разными ветками.

Таким образом дети лучше узнают друг друга в разных возрастах, а не только в своем классе. Это очень позитивная штука в школе.


Источник фото: backaskolan.se

5. Родители не остаются в стороне 

В связи с тем, что Backaskolan появилась по родительской инициативе, в первые годы  родители были очень сильно вовлечены практически во все активности в школе: они красили стены, делали ремонты, убирали и решали административные задачи. Дети некоторых учителей тоже учились здесь.

Однако со временем в Backaskolan сформировалась команда профессионалов и в помощи родителей школа нуждалась все меньше.Теперь родители входят в продовольственный совет,  а также в Правление школы. Но некоторые из них так и работают в школе.


Источник фото: backaskolan.se

6. А что потом?

Школа поддерживает связь с выпускниками, узнает о их жизни, постоянно получает обратную связь от своих выпускников. Например, недавно обнаружилось некоторое отставание по уровню математики у выпускников - и тут же эту проблему решили.

О том, что выпускники Backaskolan отличаются от выпускников других школ, в школе знают. И рады этому. У  выпускников Backaskolan выше уверенность в себе и они меньше боятся выступать перед аудиторией. Также у них лучше развит навык выражать свое мнение.

Фредрик Хаканссон и Роджер Харгеског приедут приедут в Минск 17 марта по программе МОСТ Представительства Европейского Союза. На  Образовательном форуме "ПроШколу: Так можно!"  они расскажут о школе Backaskolan и ответят на ваши вопросы. 

17 марта на Образовательном форуме "ПроШколу: Так можно!" эксперты и практики в сфере школьного образования из 5 стран мира соберутся на одной площадке и обсудят актуальные проблемы с белорусскими педагогами и родителями. Ребенок.BY будет проводить онлайн-трансляцию мероприятия. Следите за обновлениями!

ВНИМАНИЕ! Если вы проходили регистрацию, то уведомление о приглашении на Форум должно быть у вас на электронной почте.

Лариса Малахова, Наталия Искорцева

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист


Обсуждают сейчас