Сейчас на сайте
Новый год
15 дел, которые нужно успеть сделать до Нового года Какие подарки дети просят у Деда Мороза и что в итоге покупают родители? Предновогодняя суета в школе: из-за чего взрываются родительские чаты
Это интересно
Как я искала няню для ребенка и почему отказалась от этой идеи Это не магия. Как увлечь ребенка чтением: 9 простых шагов
Здоровье
"Зачем тащить младенца в толпу, где так много вирусов?". Как работает детский иммунитет Высокая температура у детей: все, что нужно знать родителям
Отношения взрослых
«Присылаю мужу пикантные фото, пока он на работе». Как сохранить страсть в браке
Женский мир
«По тебе видно, что спишь со всеми». Карательная гинекология Как в 30 чувствовать себя на 20? С ребенком в нагрузку
Личный опыт
«Ваше чадо выпорхнет из гнезда, а вы останетесь с мужем». 6 ценностей брака «Родить только одного ребёнка — страшно». Правила воспитания 11 детей
Новости компаний
Поделки на Новый год своими руками

К тестам никто не "натаскивает", а результаты одни из лучших в мире. Секреты успеха эстонской гимназии

12 марта 2018 года
32

Учитель сам выбирает, по какому учебнику учить детей. Планы пишет для себя. Не боится проверок и не натаскивает учеников на успешную сдачу тестирования - просто учит. А ученики оказываются в мировых лидерах. Ученик не боится учителя - у них партнерские отношения. Он высказывает пожелания по поводу программы предмета. Может выбрать интересный предмет и даже уехать изучать его в другую школу. Он может даже повлиять на то, чтобы учитель ушел из гимназии.

Фантастика? Реальность. Воплощенная в жизнь не так уж далеко - в гимназии Наоротси, которая находится в Эстонии.
 


 

Директор гимназии Лайне Беловас, спикер предстоящего в Минске форума «ПроШколу: ТАК МОЖНО», рассказала нам подробности из жизни гимназии.
 

“История местности заложила основы гимназии”  

Гимназия Наоротси располагается на границе со Швецией. Раньше в этой местности жили эстонские шведы, и до второй мировой войны местное население разговаривало по-шведски. Однако все это было забыто.

Пока 30 лет назад молодая директор местной школы Лайне Беловас и ее коллеги-энтузиасты не решили возобновить традиции, создав единственную во всей Эстонии гимназию, где дети могли бы изучать шведский язык.



Теперь гимназия Наоротси известна во всей Эстонии и даже за ее пределами. Здесь получают образование и живут 150 юношей и девушек (в Эстонии гимназическое образование - это 10-12 классы). Чтобы поступить сюда, нужно пройти конкурсный отбор. А несколько лет назад в гимназию приезжали даже король и королева Швеции.

Такая популярность не только благодаря шведскому языку. По итогам государственных экзаменов ученики гимназии оказались лучшими в регионе страны по английскому и эстонскому языкам и заняли второе место по математике. Выпускники гимназии поступают в вузы Эстонии, Швеции, Финляндии, Великобритании.

Принципы работы гимназии

Принцип №1. “Тот, кто отвечает за эту часть работы, тот и должен решать, как именно ее выполнять”.

Учитель - не подчиненный, который должен выполнять задания. И директор не должен контролировать каждый шаг учителя. Мы все - коллеги. Уборщик делает свою работу, учитель свою, директор - свою, а ученик - свою. Но и ответственность за свою работу каждый несет сам.

Принцип №2. Принимают решения те, кто будет эти решения воплощать в жизнь.

Кто хочет выполнять приказы? Никто из нас. Фраза “вы должны это сделать” - вообще не работает.

Поэтому каждую задачу и проблему обсуждают все вместе. Если кто-то не согласен, ищутся новые пути решения либо новые доводы, чтобы несогласных убедить.

Это забирает много времени, иногда мы можем дискутировать часами. Но результат - намного лучше. И идет в жизнь быстрее. Потому что у людей нет внутреннего сопротивления. 

Как эти принципы воплощаются в жизнь

1. Учитель сам решает, ЧТО и по кaкoму учебнику преподавать

Программу курса учитель тоже корректирует под нужды конкретных учеников и собственное видение предмета. Из перечня рекомендованных он сам выбирает, например, литературные произведения, которые будут читать гимназисты этого класса. И сколько часов уделить каждому из этих произведений.
 


 

Единственное исключение - предметы, по которым сдаются государственные экзамены: эстонский язык, английский язык и математика. Здесь учителя предпочитают придерживаться общегосударственной программы.

Свобода выбора дает возможность творчества. И это здорово. 

Кстати, такая свобода для учителя действует во всех эстонских школах.

2. Результат важен. Но для себя, а не для отчетности и рейтингов.

По результатам исследования знаний школьников, проведенных Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2015 году Эстония вошла в тройку лидеров. За три года до этого - она была шестой.  При этом в школах никто не “натаскивает” детей на тесты, отдельно к тестированию никто не готовится.

Про тесты не думает никто. Мне кажется, никого ни в школах, ни в нашей гимназии это вообще не волнует. Идет обычный учебный процесс. Образование - это не только тесты. Но читать о хороших достижениях учащихся Эстонии PISA очень приятно.

3. Личность важнее знаний.

Сейчас в Эстонии ведется дискуссия о месте и роли ученика и учителя. Часть педагогов считает, что задача учителя - подготовить детей для работы в будущем. А часть уверена, что главное - подготовить детей к жизни, научить общаться и чувствовать себя личностью. Администрация гимназии и учителя считают, что личность  важнее.

Я думаю, личность важнее. Да, знания нужны. Но мы должны помочь гимназисту повзрослеть, почувствовать себя самостоятельным.

Достигнуть этой задачи - непросто. Это нужно внедрять на каждом уроке и каждой перемене. Например, через индивидуальную и групповую работу.
 


 

Кстати, эстонские ученики показали самый высокий результат в Европе по решению проблем в группах и оказались на шестом месте в мировом рейтинге PISA по этому показателю.

Это удивительно! Ведь мы - эстонцы - такие индивидуалисты! А наши дети умеют решать проблемы в команде! Это чудесно!

А взаимодействие между учителями и учениками строится не по вертикали, а на основе сотрудничества. Ученик может спорить и быть несогласным с учителем, может высказать пожелания по содержанию изучаемого предмета. И он будет услышан.

4. Ученик может выбрать предметы.

Количество обязательных курсов для гимназистов за последние годы снизилось с 96 до 68. Из основных предметов: языки, математика, физика, химия, география, биология и пр. Остальное - ученики выбирают сами. Например, можно изучать религию мира, психологию, экономику и пр.

При этом  за интересующим их курсом они могут отправиться на другой конец страны.
 


В последнюю неделю учебного года между Наоротси и еще 4 государственными  гимназиями проходит “обмен”. Гимназисты Наоротси при желании едут в другие гимназии изучать предметы, которые те предлагают, и наоборот. В “меню” для учеников - 80 предметов.

Самые популярные курсы в гимназии Наоротси среди представителей других гимназий-  теннис и дипломатия. Курс дипломатии разработан и преподается в тесном сотрудничестве с МИДом и посольствами.  

Право выбора помогает активизировать учеников. Ученик изучает то, что ему нравится. И это - хорошая мотивация.

Такое решение помогло еще и разгрузить учеников: теперь уроки длятся с 8.40 до 15. 30.

5. Ученик влияет на жизнь гимназии.

В гимназии действует парламент учеников, в который входят представители всех классов. Несколько раз в год они встречаются с директором гимназии и обсуждают волнующие вопросы.

Лайне Беловас признается, что теперь учебная жизнь в гимназии налажена, поэтому речь ведется о меню в столовой и времени организации праздников. И вспоминает, как еще несколько лет назад ученики потребовали увольнения учителя, который их “терроризировал”. Попытки администрации наладить отношения не удались. И учитель должен был уйти.

6. Право на ошибку есть у всех.

Лайне Беловас с горечью вспоминает, как в первые годы работы в гимназии действовали строгие правила по успеваемости. Троих учеников исключили из-за итоговых двоек за семестр по отдельным предметам.

Это была наша ошибка. Мне до сих пор стыдно перед этими учениками. Я извинялась перед ними. Мы должны были дать им второй шанс.

Лайне убеждена, что право на ошибку есть у всех. У учеников, учителей, директора. Без ошибок не получится внедрять новые методы и способы работы, экспериментировать.

7. Ученик может учить других. И зарабатывать.

После уроков все гимназисты отправляются на спортивные тренировки и различные кружки. Выбор богат: волейбол, баскетбол, тренажерный зал, пение, театр, фотография, народный танец и пр.
 


 

Кружки ведут как педагоги, так и сами гимназисты, если они в этом деле хороши. И получают за это заработную плату.  

Различные мероприятия ученики тоже организовывают сами, а учителей приглашают как гостей - посмотреть на результат.

Мы хотим приготовить их к жизни. Чтобы они сами попробовали сделать. И у них получается.

8. Ученик узнает выбранную профессию заранее.

В последние годы все больше эстонских учеников после окончания гимназии берут годовую паузу. Путешествуют, работают и пытаются понять, чем хотят заниматься в жизни. Результаты экзаменов будут действовать и через годы, пересдавать ничего не придется. Но при желании можно в течение года “подтянуть” знания и за небольшую плату пересдать экзамены.

Однако, чтобы ученик смог определиться с профессией, в гимназии Наоротси  работает специальная программа. И вот как.

Школьник, который, например, хочет быть юристом, получает задание на каникулах провести один день рядом с представителем этой профессии. Гимназист сам находит нужного специалиста, договаривается с ним и проводит с ним весь день. Потом делится впечатлениями с классом.

Этот ученик лучше узнает профессию. А некоторые одноклассники, услышав его выступление, возможно, тоже захотят к ней присмотреться.

В выпускном классе школьники получают задание провести день со студентом.

9. Планы учитель пишет для себя. Каникулы существуют для всех.

План урока учитель пишет для себя: директор никогда не проверяет его наличие или отсутствие. Главное, чтобы урок был проведен хорошо.
 


 

Во время школьных каникул учителя, как и ученики, тоже отдыхают дома. Директор гимназии убеждена, что отдых пойдет учителям только на пользу.

Я думаю, что в школе должно быть хорошо не только ученикам, но и тем, кто здесь работает. Мы стараемся ко всем относиться хорошо.

10. Хорошие условия работы.

Ученикам гимназии бесплатно предоставляется возможность проезда до дома, а также бесплатное общежитие: двух-, трёх-, четырёхкомнатные квартиры в трёхэтажных домах. В комнатах живут по два-три человека.

Что касается оснащенности гимназии, то здесь проблем нет никаких. В каждом классе есть вай-фай, проектор, камера. Каждому учителю дают от школы ноутбук. При необходимости есть наборы планшетов, ноутбуков на целый класс.
 


 

Однако, трудности тоже есть. Средний возраст учителей в Эстонии - 48 лет. Молодежь не рвется в эту профессию из-за доходов: заработная плата учителя лишь недавно достигла значения в среднем по стране. Чтобы эта профессия стала популярной, нужно повысить заработную плату учителей в два или три раза, уверена Лайне Беловас.

Пока в гимназии нет кадрового голода. И отбор кадров происходит по двум параметрам: хорошие знания предмета (не менее магистра) и умение учить.

Планы на будущее

Сейчас в гимназии на повестке дня стоит два вопроса:

  • как привлечь учащихся к планированию своей учебы: когда ученик сам знает, что хочет  учить и как, а учитель ему в этом будет помогать.
  • как связать предметы с реальной жизнью.

Задачи эти решаются сообща: как ученики, так и учителя их сейчас активно обсуждают.

Лайне Беловас приедет в Минск по программе МОСТ Представительства Европейского Союза. Задать вопросы лично Лайне Беловас и узнать подробности о жизни гимназии вы сможете на Образовательном форуме "ПроШколу: Так можно!", который пройдет в Минске 17 марта.

Эксперты и практики в сфере школьного образования из 5 стран мира соберутся на одной площадке и обсудят актуальные проблемы с белорусскими педагогами и родителями.  Зарегистрироваться на мероприятие можно ЗДЕСЬ>>> 

ВНИМАНИЕ! Если вы проходили регистрацию, то уведомление о приглашении на Форум должно быть у вас на электронной почте. 

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры



Обсуждают сейчас