К тестам никто не "натаскивает", а результаты одни из лучших в мире. Секреты успеха эстонской гимназии

12 марта 2018 года
32

Учитель сам выбирает, по какому учебнику учить детей. Планы пишет для себя. Не боится проверок и не натаскивает учеников на успешную сдачу тестирования - просто учит. А ученики оказываются в мировых лидерах. Ученик не боится учителя - у них партнерские отношения. Он высказывает пожелания по поводу программы предмета. Может выбрать интересный предмет и даже уехать изучать его в другую школу. Он может даже повлиять на то, чтобы учитель ушел из гимназии.

Фантастика? Реальность. Воплощенная в жизнь не так уж далеко - в гимназии Наоротси, которая находится в Эстонии.
 


 

Директор гимназии Лайне Беловас, спикер предстоящего в Минске форума «ПроШколу: ТАК МОЖНО», рассказала нам подробности из жизни гимназии.
 

“История местности заложила основы гимназии”  

Гимназия Наоротси располагается на границе со Швецией. Раньше в этой местности жили эстонские шведы, и до второй мировой войны местное население разговаривало по-шведски. Однако все это было забыто.

Пока 30 лет назад молодая директор местной школы Лайне Беловас и ее коллеги-энтузиасты не решили возобновить традиции, создав единственную во всей Эстонии гимназию, где дети могли бы изучать шведский язык.



Теперь гимназия Наоротси известна во всей Эстонии и даже за ее пределами. Здесь получают образование и живут 150 юношей и девушек (в Эстонии гимназическое образование - это 10-12 классы). Чтобы поступить сюда, нужно пройти конкурсный отбор. А несколько лет назад в гимназию приезжали даже король и королева Швеции.

Такая популярность не только благодаря шведскому языку. По итогам государственных экзаменов ученики гимназии оказались лучшими в регионе страны по английскому и эстонскому языкам и заняли второе место по математике. Выпускники гимназии поступают в вузы Эстонии, Швеции, Финляндии, Великобритании.

Принципы работы гимназии

Принцип №1. “Тот, кто отвечает за эту часть работы, тот и должен решать, как именно ее выполнять”.

Учитель - не подчиненный, который должен выполнять задания. И директор не должен контролировать каждый шаг учителя. Мы все - коллеги. Уборщик делает свою работу, учитель свою, директор - свою, а ученик - свою. Но и ответственность за свою работу каждый несет сам.

Принцип №2. Принимают решения те, кто будет эти решения воплощать в жизнь.

Кто хочет выполнять приказы? Никто из нас. Фраза “вы должны это сделать” - вообще не работает.

Поэтому каждую задачу и проблему обсуждают все вместе. Если кто-то не согласен, ищутся новые пути решения либо новые доводы, чтобы несогласных убедить.

Это забирает много времени, иногда мы можем дискутировать часами. Но результат - намного лучше. И идет в жизнь быстрее. Потому что у людей нет внутреннего сопротивления. 

Как эти принципы воплощаются в жизнь

1. Учитель сам решает, ЧТО и по кaкoму учебнику преподавать

Программу курса учитель тоже корректирует под нужды конкретных учеников и собственное видение предмета. Из перечня рекомендованных он сам выбирает, например, литературные произведения, которые будут читать гимназисты этого класса. И сколько часов уделить каждому из этих произведений.
 


 

Единственное исключение - предметы, по которым сдаются государственные экзамены: эстонский язык, английский язык и математика. Здесь учителя предпочитают придерживаться общегосударственной программы.

Свобода выбора дает возможность творчества. И это здорово. 

Кстати, такая свобода для учителя действует во всех эстонских школах.

2. Результат важен. Но для себя, а не для отчетности и рейтингов.

По результатам исследования знаний школьников, проведенных Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2015 году Эстония вошла в тройку лидеров. За три года до этого - она была шестой.  При этом в школах никто не “натаскивает” детей на тесты, отдельно к тестированию никто не готовится.

Про тесты не думает никто. Мне кажется, никого ни в школах, ни в нашей гимназии это вообще не волнует. Идет обычный учебный процесс. Образование - это не только тесты. Но читать о хороших достижениях учащихся Эстонии PISA очень приятно.

3. Личность важнее знаний.

Сейчас в Эстонии ведется дискуссия о месте и роли ученика и учителя. Часть педагогов считает, что задача учителя - подготовить детей для работы в будущем. А часть уверена, что главное - подготовить детей к жизни, научить общаться и чувствовать себя личностью. Администрация гимназии и учителя считают, что личность  важнее.

Я думаю, личность важнее. Да, знания нужны. Но мы должны помочь гимназисту повзрослеть, почувствовать себя самостоятельным.

Достигнуть этой задачи - непросто. Это нужно внедрять на каждом уроке и каждой перемене. Например, через индивидуальную и групповую работу.
 


 

Кстати, эстонские ученики показали самый высокий результат в Европе по решению проблем в группах и оказались на шестом месте в мировом рейтинге PISA по этому показателю.

Это удивительно! Ведь мы - эстонцы - такие индивидуалисты! А наши дети умеют решать проблемы в команде! Это чудесно!

А взаимодействие между учителями и учениками строится не по вертикали, а на основе сотрудничества. Ученик может спорить и быть несогласным с учителем, может высказать пожелания по содержанию изучаемого предмета. И он будет услышан.

4. Ученик может выбрать предметы.

Количество обязательных курсов для гимназистов за последние годы снизилось с 96 до 68. Из основных предметов: языки, математика, физика, химия, география, биология и пр. Остальное - ученики выбирают сами. Например, можно изучать религию мира, психологию, экономику и пр.

При этом  за интересующим их курсом они могут отправиться на другой конец страны.
 


В последнюю неделю учебного года между Наоротси и еще 4 государственными  гимназиями проходит “обмен”. Гимназисты Наоротси при желании едут в другие гимназии изучать предметы, которые те предлагают, и наоборот. В “меню” для учеников - 80 предметов.

Самые популярные курсы в гимназии Наоротси среди представителей других гимназий-  теннис и дипломатия. Курс дипломатии разработан и преподается в тесном сотрудничестве с МИДом и посольствами.  

Право выбора помогает активизировать учеников. Ученик изучает то, что ему нравится. И это - хорошая мотивация.

Такое решение помогло еще и разгрузить учеников: теперь уроки длятся с 8.40 до 15. 30.

5. Ученик влияет на жизнь гимназии.

В гимназии действует парламент учеников, в который входят представители всех классов. Несколько раз в год они встречаются с директором гимназии и обсуждают волнующие вопросы.

Лайне Беловас признается, что теперь учебная жизнь в гимназии налажена, поэтому речь ведется о меню в столовой и времени организации праздников. И вспоминает, как еще несколько лет назад ученики потребовали увольнения учителя, который их “терроризировал”. Попытки администрации наладить отношения не удались. И учитель должен был уйти.

6. Право на ошибку есть у всех.

Лайне Беловас с горечью вспоминает, как в первые годы работы в гимназии действовали строгие правила по успеваемости. Троих учеников исключили из-за итоговых двоек за семестр по отдельным предметам.

Это была наша ошибка. Мне до сих пор стыдно перед этими учениками. Я извинялась перед ними. Мы должны были дать им второй шанс.

Лайне убеждена, что право на ошибку есть у всех. У учеников, учителей, директора. Без ошибок не получится внедрять новые методы и способы работы, экспериментировать.

7. Ученик может учить других. И зарабатывать.

После уроков все гимназисты отправляются на спортивные тренировки и различные кружки. Выбор богат: волейбол, баскетбол, тренажерный зал, пение, театр, фотография, народный танец и пр.
 


 

Кружки ведут как педагоги, так и сами гимназисты, если они в этом деле хороши. И получают за это заработную плату.  

Различные мероприятия ученики тоже организовывают сами, а учителей приглашают как гостей - посмотреть на результат.

Мы хотим приготовить их к жизни. Чтобы они сами попробовали сделать. И у них получается.

8. Ученик узнает выбранную профессию заранее.

В последние годы все больше эстонских учеников после окончания гимназии берут годовую паузу. Путешествуют, работают и пытаются понять, чем хотят заниматься в жизни. Результаты экзаменов будут действовать и через годы, пересдавать ничего не придется. Но при желании можно в течение года “подтянуть” знания и за небольшую плату пересдать экзамены.

Однако, чтобы ученик смог определиться с профессией, в гимназии Наоротси  работает специальная программа. И вот как.

Школьник, который, например, хочет быть юристом, получает задание на каникулах провести один день рядом с представителем этой профессии. Гимназист сам находит нужного специалиста, договаривается с ним и проводит с ним весь день. Потом делится впечатлениями с классом.

Этот ученик лучше узнает профессию. А некоторые одноклассники, услышав его выступление, возможно, тоже захотят к ней присмотреться.

В выпускном классе школьники получают задание провести день со студентом.

9. Планы учитель пишет для себя. Каникулы существуют для всех.

План урока учитель пишет для себя: директор никогда не проверяет его наличие или отсутствие. Главное, чтобы урок был проведен хорошо.
 


 

Во время школьных каникул учителя, как и ученики, тоже отдыхают дома. Директор гимназии убеждена, что отдых пойдет учителям только на пользу.

Я думаю, что в школе должно быть хорошо не только ученикам, но и тем, кто здесь работает. Мы стараемся ко всем относиться хорошо.

10. Хорошие условия работы.

Ученикам гимназии бесплатно предоставляется возможность проезда до дома, а также бесплатное общежитие: двух-, трёх-, четырёхкомнатные квартиры в трёхэтажных домах. В комнатах живут по два-три человека.

Что касается оснащенности гимназии, то здесь проблем нет никаких. В каждом классе есть вай-фай, проектор, камера. Каждому учителю дают от школы ноутбук. При необходимости есть наборы планшетов, ноутбуков на целый класс.
 


 

Однако, трудности тоже есть. Средний возраст учителей в Эстонии - 48 лет. Молодежь не рвется в эту профессию из-за доходов: заработная плата учителя лишь недавно достигла значения в среднем по стране. Чтобы эта профессия стала популярной, нужно повысить заработную плату учителей в два или три раза, уверена Лайне Беловас.

Пока в гимназии нет кадрового голода. И отбор кадров происходит по двум параметрам: хорошие знания предмета (не менее магистра) и умение учить.

Планы на будущее

Сейчас в гимназии на повестке дня стоит два вопроса:

  • как привлечь учащихся к планированию своей учебы: когда ученик сам знает, что хочет  учить и как, а учитель ему в этом будет помогать.
  • как связать предметы с реальной жизнью.

Задачи эти решаются сообща: как ученики, так и учителя их сейчас активно обсуждают.

Лайне Беловас приедет в Минск по программе МОСТ Представительства Европейского Союза. Задать вопросы лично Лайне Беловас и узнать подробности о жизни гимназии вы сможете на Образовательном форуме "ПроШколу: Так можно!", который пройдет в Минске 17 марта.

Эксперты и практики в сфере школьного образования из 5 стран мира соберутся на одной площадке и обсудят актуальные проблемы с белорусскими педагогами и родителями.  Зарегистрироваться на мероприятие можно ЗДЕСЬ>>> 

ВНИМАНИЕ! Если вы проходили регистрацию, то уведомление о приглашении на Форум должно быть у вас на электронной почте. 

Главный партнер
по содействию

Дружественный партнер

Партнер площадки

 

Партнеры-спонсоры



Фото- и видеопартнер

Принт-партнер

Технический партнер

 

Технический партнер
по видеообеспечению

Технический партнер
по звуковому обеспечению

Пицца-партнер

Образовательные партнеры

Информационные партнеры

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание


Обсуждают сейчас