Сейчас на сайте
Это интересно
"Вот я и попалась". Интернет-подработка для женщин в декрете: стоит ли игра свеч?
Фотофакт
Не по годам взрослый мальчик удивил своими мужскими поступками
Школьная жизнь
12 привычек родителей, чьи дети хорошо учатся
Здоровье
«Речь распадалась на глазах». История девочки, которая неожиданно стала терять слух Родители жалуются на месяцы ожидания в детских больницах
Беременность и роды
Необычные услуги, которые предлагают в роддомах
Отношения взрослых
Дело вовсе не в конфликтах: из-за чего рушатся браки Семейные пары, которые удивили весь мир Секс на завтрак и другие «фишки», которые помогают парам сохранить романтику в браке
Психология и воспитание
"Маме нужно - пусть она и учится". Как помочь ребенку стать самостоятельным? О чем важно помнить родителям подростков, чтобы потом не было мучительно больно? Ленивый, неуправляемый, обнаглевший ребенок. Что делать родителям?

"Детство для игр, а не для зубрежки". 6 вещей из жизни финской школы, о которых мы можем только мечтать

20 января 2018 года
49

Эксперт по финскому образованию или, как о нем говорят, самый известный учитель в мире Кари Лоухивуори рассказал минчанам о тонкостях популярной сегодня финской образовательной системы и посоветовал, как построить в Беларуси "Школу будущего". На мастер-класс в концертный зал "Минск" пришли 1200 человек!
 


 

Некоторые из озвученных учителем постулатов о финском образовании оказались очень близки белорусским педагогам и родителям, некоторые вызвали недоумение. Rebenok.by выделил из его рассказа 6 вещей, которые поражают, удивляют и восхищают, но от которых крайне далека белорусская школа. Пока лишь ждем и надеемся.

 

Для справки
Кари Лоухивуори 32 года руководил общеобразовательной школой Кирккойярви (пригород Хельсинки). Год назад он покинул этот пост и с тех пор стал своеобразным «послом финского образования» - он посещает разные страны и делится своим опытом. Школа Кирккойярви стала настоящим символом финской системы образования – одной из лучших в мире. Здесь нет стандартной школьной формы, а ученики ходят босиком. На занятиях ученикам разрешено практически все – общаться друг с другом, спорить с учителем и даже сидеть на полу. Учеба абсолютно бесплатная – за все платит государство, даже за школьное питание. Тут учится около 800 учеников, которые говорят на 19 языках. 

 

Детство для игр, а не для зубрежки

Вы считаете, что начальную школу надо провести при максимальной мозговой загрузке, прописывая палочки с кружочками и заучивая четверостишия? Финны с вами не согласятся. Они абсолютно уверены, что главное в детстве любого ребенка – это игра. И уроки строят играючи, и школу строят с детскими площадками и огромными пространствами для игр и возможностью выхода на улицу в любое время.

Показателен в этом отношении пример учебного дня третьеклассников. Они изучают рыб на биологии, потом идут в кабинет труда, где мастерят удочки, после выходят на улицу к ближайшему водоему и удят рыбу, потом, возвращаясь в школу, обсуждают виды рыб, а в конце учебного дня на уроке рисования учатся их рисовать.

Кстати, начальная школа в Финляндии длится 6 лет, а не 4, как у нас. И лишь после шестилетнего обучения дети переходят в среднюю школу к учителям-предметникам и начинают что-то усердно "учить".



Никаких экзаменов и тестов

Учитель никого не сравнивает друг с другом, почти не ставит оценок, а об уровне знаний конкретного ученика или возможных проблемах разговаривает только лично с ним. В финской школе нет постоянных контрольных работ и тестов, которые определяют, насколько хорошо детьми усвоен материал. То, чем большую часть времени занимаются финские учащиеся, судя по рассказам Лоухивуори, наши бы люди назвали одним красноречивым словом - "бездельничают".

А по сути, у них только один экзамен. После окончания школы и при поступлении в университет. Именно экзамены по окончании школы и являются тем определяющим фактором, насколько ребенок усвоил программу. Промежуточные экзамены полностью отсутствуют.
 

Столовая №1

Учителя-совместители и для отстающих

Учителей в финской школе любят, уважают, называют по имени или по "прозвищам", и это не считается неким неуважением, а напротив, сближает ученика и педагога. А еще в финской школе принято совмещать преподавание нескольких предметов: например, учитель математики преподает параллельно химию или физику, а учитель истории – биологию или географию. Лингвисты и филологи также обычно не ограничиваются преподаванием одного языка, а учат двум.

А еще в финских школах есть педагоги "для особых нужд". Обычно они занимаются дополнительно с теми, кто не успевает по программе, плохо что-то усваивает или к кому нужен особый подход. Такие учителя есть во всех школах, и дети могут проводить с ними отдельные уроки-консультации по необходимости, а могут целиком обучаться целый учебный год под их руководством, по особым программам, в классе  с маленькой наполняемостью.

Анкетирование в конце года

Вроде все просто и доступно, но как гениально? В отсутствии экзаменов, оценок и школьных инспекторов, которые контролируют работу педагогов постоянно, финны придумали свой способ развития школ и понимания, что происходит внутри.

По окончании года они проводят своеобразное анкетирование, в котором принимают участие и родители, и дети, и педагоги – все, кто относится к системе образования. В анкете предлагают ответить на вопросы, что хорошего они видят в школе, а что – плохо. Каждый выделяет 10 положительных и 10 негативных моментов. Над последними работают в школе в течение последующих нескольких лет, по улучшению указанных аспектов.

 

Артриум №2

Никаких реформ "сверху"

Пожалуй, самое удивительное для белорусских реалий состоит в том, что в Финляндии с 70-х годов прошлого столетия, когда в стране произошла серьезная реформа образования, только сами учителя решают, какого плана реформы они поддерживают и хотят внедрить в образовательный процесс, а какие им неинтересны.

Во втором случае они работают по собственной программе. А "верхи" могут лишь предлагать, а не спрашивать с педагогов.
 

Родители отдыхают

Родители в Финляндии не вмешиваются в учебный процесс. Вообще. Они не делают поделки, не учат с детьми допоздна уроки и не бегают в школу на беседы с учителями. Нет, они встречаются с педагогами. Обычно 2-3 раза за учебный год, чтобы попить вместе чай, или приходят на какой-нибудь школьный концерт. "Для этого существует учитель" – одна из самых любимых фраз финских родителей.
 

"Почти как в Беларуси"

Впрочем, в финском образовании есть и некоторые моменты, которые очень похожи на белорусскую школу.

  • Все школьное образование у них бесплатное, и абсолютно все школы – государственные. За исключением одной частной школы на всю страну, в которой по международной программе учатся дети дипломатов и бизнесменов, которым приходится много переезжать и которым необходима единая общепринятая система обучения.
  • В финских школах уроки длятся 45 минут, а переменки 15.
  • Финские дети питаются в своих столовых и кафе при школах, как и наши дети. Разница лишь в том, что у нас за обеды не платят только многодетные, а там все. Вернее, платят только учителя.
  • Когда финнов спрашивают, зачем нужна школа и учеба вообще, они говорят о том, каких граждан своей страны хотят вырастить - уверенных и ориентированных на будущее; владеющих многими языками; имеющих критические и аналитические способности; интерактивных и способных взаимодействовать; способных оценить других и умеющих быть благодарными; экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни; активных и инновационных; преданных сообществу; креативных и способных использовать свой потенциал. Кажется, белорусские родители ответили бы так же? 
     

Центральный вход в школу

Что думают о мастер-классе минчане?

Евгения Пастернак, писатель, мама:

Я счастлива, что этот мастер-класс состоялся. Я счастлива, что был полный зал.  Это было очень важно - увидеть, что нас много и узнать, что ты не один такой псих в стране, где все хорошо с образованием. Надеюсь на продолжение и понимаю, что мы в начале очень долгого и очень болезненного пути.

Светлана Шевлик, директор "А100 Девелопмент" (Кари Лоухивуори приехал в Беларусь по приглашению компании, которая строит в Новой Боровой "Школу будущего" и изучает лучшие мировые практики в сфере образования)

Ничего не происходит мгновенно. Я не верю, что прям с завтрашнего дня все изменится кардинально. Но потихоньку какие-то изменения в нашу школу будут внедряться обязательно. Для этого мы и пригласили Кари. И мы видим, что есть часть людей, которым это интересно, которые вовлекаются в этот проект и с удовольствием в нем участвуют. Некоторые – нет. Нам говорят: "Не дурите никому голову, постройте обычную школу, зачем вам финн?" Ну что ж поделать? Каждому свое…Но то, как много человек захотели увидеть и послушать финского эксперта, думаю, говорит очень о многом! Значит, мы на правильном пути.

Виктория Онохова-Журавлева, мама 14 детей:

-  На мой взгляд, Кари говорил совершенно очевидные для нормального человека вещи: детям нужно много движения, общения и живого человеческого внимания. Учителей, раз уж общество доверяет им детей, нужно признать экспертами в образовании при условии, что учитель непрерывно повышает свой уровень мастерства (и речь не о высшей квалификации, а о самообразовании).

Все планы должны изменяться снизу, от учителя, а никак не насаждаться сверху, соревнования между школами, областями и между учениками не представляют ценности для определения уровня знаний конкретного ученика. Это очень просто и, кажется, абсолютно невозможно в нашей системе образования. Реформа образования начался в Финляндии в 1972 году, мы отстаём всего лишь на 45 лет. Они не учат детей зазубривать информацию, ведь ее можно легко "погуглить", а учат искать её и применять на практике. Нам до этого как до луны.

Ирина Латыш

Фото предоставлены компанией "А100 Девелопмент"

Приглашаем в сообщество учителей Беларуси в Фейсбуке! Делимся актуальной информацией, говорим об образовании



Обсуждают сейчас