Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Объявляем победителей конкурса «Время перемен»
Все о детях
«Видели ту женщину, которая несется, как лошадь?» Как ребенок ускоряет нашу жизнь
Это интересно
Вы могли не знать: какие права и обязанности детей прописаны законом? "Боялась ходить в туалет". Что родителям нужно знать о чудище, которое пугает детей
Школьная жизнь
Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм В школах просят личные данные детей и родителей. Это законно?
Спорный вопрос
«Могут работать мама, бабушка, кот, но не отец!» Папам в декрете не положено пособие? Что делать, если от вида детской площадки во дворе наворачиваются слезы Дети на поводке: в соцсетях обсуждают неоднозначный аксессуар
Беременность и роды
Овуляция, признаки: как рассчитать и сколько длится ЭКО в Беларуси в 2019 году: где можно сделать, стоимость, льготный кредит Средства от растяжек можно выбросить в урну?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"Детство для игр, а не для зубрежки". 6 вещей из жизни финской школы, о которых мы можем только мечтать

20 января 2018 года
49

Эксперт по финскому образованию или, как о нем говорят, самый известный учитель в мире Кари Лоухивуори рассказал минчанам о тонкостях популярной сегодня финской образовательной системы и посоветовал, как построить в Беларуси "Школу будущего". На мастер-класс в концертный зал "Минск" пришли 1200 человек!
 


 

Некоторые из озвученных учителем постулатов о финском образовании оказались очень близки белорусским педагогам и родителям, некоторые вызвали недоумение. Rebenok.by выделил из его рассказа 6 вещей, которые поражают, удивляют и восхищают, но от которых крайне далека белорусская школа. Пока лишь ждем и надеемся.

 

Для справки
Кари Лоухивуори 32 года руководил общеобразовательной школой Кирккойярви (пригород Хельсинки). Год назад он покинул этот пост и с тех пор стал своеобразным «послом финского образования» - он посещает разные страны и делится своим опытом. Школа Кирккойярви стала настоящим символом финской системы образования – одной из лучших в мире. Здесь нет стандартной школьной формы, а ученики ходят босиком. На занятиях ученикам разрешено практически все – общаться друг с другом, спорить с учителем и даже сидеть на полу. Учеба абсолютно бесплатная – за все платит государство, даже за школьное питание. Тут учится около 800 учеников, которые говорят на 19 языках. 

 

Детство для игр, а не для зубрежки

Вы считаете, что начальную школу надо провести при максимальной мозговой загрузке, прописывая палочки с кружочками и заучивая четверостишия? Финны с вами не согласятся. Они абсолютно уверены, что главное в детстве любого ребенка – это игра. И уроки строят играючи, и школу строят с детскими площадками и огромными пространствами для игр и возможностью выхода на улицу в любое время.

Показателен в этом отношении пример учебного дня третьеклассников. Они изучают рыб на биологии, потом идут в кабинет труда, где мастерят удочки, после выходят на улицу к ближайшему водоему и удят рыбу, потом, возвращаясь в школу, обсуждают виды рыб, а в конце учебного дня на уроке рисования учатся их рисовать.

Кстати, начальная школа в Финляндии длится 6 лет, а не 4, как у нас. И лишь после шестилетнего обучения дети переходят в среднюю школу к учителям-предметникам и начинают что-то усердно "учить".



Никаких экзаменов и тестов

Учитель никого не сравнивает друг с другом, почти не ставит оценок, а об уровне знаний конкретного ученика или возможных проблемах разговаривает только лично с ним. В финской школе нет постоянных контрольных работ и тестов, которые определяют, насколько хорошо детьми усвоен материал. То, чем большую часть времени занимаются финские учащиеся, судя по рассказам Лоухивуори, наши бы люди назвали одним красноречивым словом - "бездельничают".

А по сути, у них только один экзамен. После окончания школы и при поступлении в университет. Именно экзамены по окончании школы и являются тем определяющим фактором, насколько ребенок усвоил программу. Промежуточные экзамены полностью отсутствуют.
 

Столовая №1

Учителя-совместители и для отстающих

Учителей в финской школе любят, уважают, называют по имени или по "прозвищам", и это не считается неким неуважением, а напротив, сближает ученика и педагога. А еще в финской школе принято совмещать преподавание нескольких предметов: например, учитель математики преподает параллельно химию или физику, а учитель истории – биологию или географию. Лингвисты и филологи также обычно не ограничиваются преподаванием одного языка, а учат двум.

А еще в финских школах есть педагоги "для особых нужд". Обычно они занимаются дополнительно с теми, кто не успевает по программе, плохо что-то усваивает или к кому нужен особый подход. Такие учителя есть во всех школах, и дети могут проводить с ними отдельные уроки-консультации по необходимости, а могут целиком обучаться целый учебный год под их руководством, по особым программам, в классе  с маленькой наполняемостью.

Анкетирование в конце года

Вроде все просто и доступно, но как гениально? В отсутствии экзаменов, оценок и школьных инспекторов, которые контролируют работу педагогов постоянно, финны придумали свой способ развития школ и понимания, что происходит внутри.

По окончании года они проводят своеобразное анкетирование, в котором принимают участие и родители, и дети, и педагоги – все, кто относится к системе образования. В анкете предлагают ответить на вопросы, что хорошего они видят в школе, а что – плохо. Каждый выделяет 10 положительных и 10 негативных моментов. Над последними работают в школе в течение последующих нескольких лет, по улучшению указанных аспектов.

 

Артриум №2

Никаких реформ "сверху"

Пожалуй, самое удивительное для белорусских реалий состоит в том, что в Финляндии с 70-х годов прошлого столетия, когда в стране произошла серьезная реформа образования, только сами учителя решают, какого плана реформы они поддерживают и хотят внедрить в образовательный процесс, а какие им неинтересны.

Во втором случае они работают по собственной программе. А "верхи" могут лишь предлагать, а не спрашивать с педагогов.
 

Родители отдыхают

Родители в Финляндии не вмешиваются в учебный процесс. Вообще. Они не делают поделки, не учат с детьми допоздна уроки и не бегают в школу на беседы с учителями. Нет, они встречаются с педагогами. Обычно 2-3 раза за учебный год, чтобы попить вместе чай, или приходят на какой-нибудь школьный концерт. "Для этого существует учитель" – одна из самых любимых фраз финских родителей.
 

"Почти как в Беларуси"

Впрочем, в финском образовании есть и некоторые моменты, которые очень похожи на белорусскую школу.

  • Все школьное образование у них бесплатное, и абсолютно все школы – государственные. За исключением одной частной школы на всю страну, в которой по международной программе учатся дети дипломатов и бизнесменов, которым приходится много переезжать и которым необходима единая общепринятая система обучения.
  • В финских школах уроки длятся 45 минут, а переменки 15.
  • Финские дети питаются в своих столовых и кафе при школах, как и наши дети. Разница лишь в том, что у нас за обеды не платят только многодетные, а там все. Вернее, платят только учителя.
  • Когда финнов спрашивают, зачем нужна школа и учеба вообще, они говорят о том, каких граждан своей страны хотят вырастить - уверенных и ориентированных на будущее; владеющих многими языками; имеющих критические и аналитические способности; интерактивных и способных взаимодействовать; способных оценить других и умеющих быть благодарными; экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни; активных и инновационных; преданных сообществу; креативных и способных использовать свой потенциал. Кажется, белорусские родители ответили бы так же? 
     

Центральный вход в школу

Что думают о мастер-классе минчане?

Евгения Пастернак, писатель, мама:

Я счастлива, что этот мастер-класс состоялся. Я счастлива, что был полный зал.  Это было очень важно - увидеть, что нас много и узнать, что ты не один такой псих в стране, где все хорошо с образованием. Надеюсь на продолжение и понимаю, что мы в начале очень долгого и очень болезненного пути.

Светлана Шевлик, директор "А100 Девелопмент" (Кари Лоухивуори приехал в Беларусь по приглашению компании, которая строит в Новой Боровой "Школу будущего" и изучает лучшие мировые практики в сфере образования)

Ничего не происходит мгновенно. Я не верю, что прям с завтрашнего дня все изменится кардинально. Но потихоньку какие-то изменения в нашу школу будут внедряться обязательно. Для этого мы и пригласили Кари. И мы видим, что есть часть людей, которым это интересно, которые вовлекаются в этот проект и с удовольствием в нем участвуют. Некоторые – нет. Нам говорят: "Не дурите никому голову, постройте обычную школу, зачем вам финн?" Ну что ж поделать? Каждому свое…Но то, как много человек захотели увидеть и послушать финского эксперта, думаю, говорит очень о многом! Значит, мы на правильном пути.

Виктория Онохова-Журавлева, мама 14 детей:

-  На мой взгляд, Кари говорил совершенно очевидные для нормального человека вещи: детям нужно много движения, общения и живого человеческого внимания. Учителей, раз уж общество доверяет им детей, нужно признать экспертами в образовании при условии, что учитель непрерывно повышает свой уровень мастерства (и речь не о высшей квалификации, а о самообразовании).

Все планы должны изменяться снизу, от учителя, а никак не насаждаться сверху, соревнования между школами, областями и между учениками не представляют ценности для определения уровня знаний конкретного ученика. Это очень просто и, кажется, абсолютно невозможно в нашей системе образования. Реформа образования начался в Финляндии в 1972 году, мы отстаём всего лишь на 45 лет. Они не учат детей зазубривать информацию, ведь ее можно легко "погуглить", а учат искать её и применять на практике. Нам до этого как до луны.

Ирина Латыш

Фото предоставлены компанией "А100 Девелопмент"

Приглашаем в сообщество учителей Беларуси в Фейсбуке! Делимся актуальной информацией, говорим об образовании



Обсуждают сейчас